|
Аудит и консалтинг: проблемы и перспективыАудит и консалтинг: проблемы и перспективы2 Курсовая работа «Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы» Содержание Введение 1. Понятие о консалтинге и аудите 2. История консалтинга и аудита 3. Аудит и консалтинг в современной России: проблемы и перспективы Заключение Литература Введение С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Среди них далеко не последнее место занимают понятия «консалтинг» и «аудита». В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития - консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек. Конкуренция в этой сфере предъявляет высокие требования к качеству такого рода услуг. В зависимости от назначения консалтинга и роли консультанта и клиента принято выделять следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании выполняются диагностика, разработка решений и рекомендации по их внедрению. Клиент обязан обеспечить необходимой информацией и сделать оценку предоставленных результатов. При процессном консультировании консультант постоянно взаимодействует с клиентом при оценке идей, решений и результатов внедрения. При обучающем консалтинге консультант предоставляет клиенту теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий. В России особое значение приобрело консультирование по вопросам антикризисного управления предприятием, где рассматриваются направления: стратегический менеджмент, антикризисная маркетинговая политика, реинжиниринг, менеджмент неплатежеспособных предприятий, управление риском, контроль и контроллинг, обеспечение безопасности компании, ликвидация несостоятельных предприятий. Потребность в консалтинге постоянно растет. В условиях переходной экономики спрос на специалистов различных областей бизнеса, сопряженных с реализацией экономических программ, существует и продолжает расти. С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России уже сформировался рынок аудиторских услуг. Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много. Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна. Наша цель - показать значение консалтинга и аудита для развития международного и российского управления бизнесом. В задачи работы также входит: - раскрыть теоретическое представление о консалтинге и аудите в мировой экономической науке; - проследить историю возникновения и развития консалтинга и аудита как в международной, так и в отечественной экономической практике; - показать основные особенности и тенденции развития аудиторско-консалтинговых услуг в современной России. Разумеется, данная работа не претендует на исчерпывающий анализ данной чрезвычайно широкой проблемы. В одной из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы». В этой глубокомысленной фразе, по сути, и заключается суть настоящей работы - ощутить всю важность проблематики развития этих на сегодняшний день отраслей мировой бизнес-индустрии для экономического развития современной России. Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы, социально-экономические изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный, скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского аудита и консалтинга. 1. Понятие о консалтинге и аудите Существует много определений термину «консалтинг». Не вдаваясь в теоретические споры, остановимся на следующем толковании данного вида деятельности. Консалтинг - вид бизнеса, при котором корпоративный клиент обращается за советом или помощью к независимым экспертам (советникам, консультантам) для решения одной или нескольких насущных задач. В общем случае консалтинговая деятельность может включать анализ бизнес-процессов клиента, оптимизацию управления на основе научно-технических инноваций, передового опыта других компаний, а также анализ возможных перспектив развития предприятия и обоснование предложенных стратегий. На практике консультанты готовы помочь в управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организации, стратегическом планировании, оптимизации общего функционирования фирмы. Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950 - 60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга». В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты консалтинговых компаний: 1. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами. 2. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией. 3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: а) поиск источников финансирования и эффективного его использования; б) анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности; в) перспективное укрепление финансового положения организации. 4. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса. 5. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем. 6. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д. 7. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии. 8. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленны видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний. Существует ли единая методика оценки эффективности консалтинговых услуг? Как оценить эффективность работы того или иного консультанта? Какими критериями должен руководствоваться заказчик, выбирая консалтинговую компанию? Однозначных ответов на данные вопросы тоже не существует. Прежде чем отдавать предпочтение той или иной консалтинговой компании, заказчику необходимо, прежде всего, четко определиться с целями и задачами. Какую проблему компания, в конечном итоге, хочет решить с помощью консультанта? Также следует определить возможный бюджет данного проекта. Существует две принципиально различные стратегии: обратиться к «консалтинговому гиганту», или же к маленькому игроку. Большие консалтинговые корпорации, как правило, имеют за плечами огромный опыт и безупречную репутацию. У них в запасе есть отработанные, проверенные временем процедуры, что является несомненным плюсом. В таких компаниях работают профессионалы высочайшего класса, потому что у компании есть средства и желание инвестировать в своих сотрудников. По словам Санала Ушанова, партнера финансовой практики компании Accenture: «Главным активом Accenture являются сотрудники. Мы уделяем большое внимание постоянному повышению квалификации наших специалистов. Каждый специалист на протяжении всей своей карьеры в Accenture проходит интенсивные тренинги для получения навыков в сфере управленческого консультирования и информационных технологий, включая 750 часов для начинающих в течение первых пяти лет» [24] Однако стоимость таких консультантов зачастую бывает слишком высока для малого и среднего бизнеса. В этом случае, на помощь приходят небольшие консалтинговые фирмы. Они являются довольно гибкими, просят за свои услуги намного меньше, однако способны предоставлять действительно качественные услуги в узких областях своей компетенции. Тесно связанным с консалтингом является понятие «аудит». В экономической литературе, как в зарубежной, так и в отечественной, встречаются различные трактовки и определения аудита: 1) Согласно глоссарию международных терминов контроля, audit (ревизия) - обзор деятельности и операций организации для того, чтобы убедиться, что они выполняются в соответствии с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами. 2) Адъюкт-профессор по бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж. Леворш формулирует понятие аудит следующим образом: «аудит - систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установления степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщения результатов заинтересованным пользователям» [19]. 3) По определению Э.А. Аренса и Дж. К. Лоббека аудит представлен, как процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. 4) Любому пользователю аудиторской информацией стало бы понятней другое определение, которое непосредственно вытекает из всех ранее отмеченных. Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. 5) В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности в РФ» от 6 августа 2001 года № 119-ФЗ дается следующее определение аудита: «аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» [тамже]. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяетпользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством уполномоченными органами государственной власти. В отличие от последнего аудит не является обязательным, но полученные на основании аудиторской проверки от профессионалов рекомендации не будут лишними для руководства компании. В первую очередь, он помогает избежать многих ошибок и вовремя их скорректировать. Аудитор - это не представитель контролирующих органов, а, прежде всего, консультант. Одна из частых целей аудита - минимизировать налоговые риски, разработать рекомендации для подготовки к текущей налоговой проверке. Руководителю же аудиторская проверка поможет понять, насколько эффективна система внутреннего контроля в организации, и получить конкретные рекомендации по улучшению работы. Для финансового работника общение с профессиональным аудитором или консультантом - это способ повысить квалификацию. На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется, как минимум, следующими двумя обстоятельствами: - бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной деятельности; - степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Аудит выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Его результаты служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью аудита клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании. Аудит можно классифицировать в соответствии с выполняемыми функциями на три группы, называемыми также «вариантами» аудита: Аудит финансовой отчетности представляет собой сбор информации касающейся представленной финансовой отчетности и определение степени достоверности этой информации общепринятым принципам бухгалтерского учета. Аудит на соответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на операции или отчеты. Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой предприятия и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы или деятельности администрации. В зависимости от положения аудитора к клиенту различают также внешний и внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам. Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия. С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит: Обязательный аудит. Этот вид аудита предусматривается законодательством и предприятие обязано для проверки финансово- хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Инициативный (добровольный) аудит, проводится по инициативе собственников предприятия либо других лиц (субъектов), в случаях, когда законодательство прямо не предусматривает обязательность аудита. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента. По назначению выделяют: Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики. Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ). Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения аудиторы и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение аудита, который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами компании. Как правило, консалтинговые компании и выступают в роли независимых аудиторов, и уже на основании аудиторской проверки предоставляют свои консалтинговые услуги. В реальной бизнес-практике независимые аудиторско-консалтинговые компании сами подбирают себе клиентов. На сегодняшний день существуют специальные стратегии такого выбора. В экономической литературе всех клиентов аудиторско-консалтинговых компаний принято подразделять на 2 группы: формально-официальные клиенты, желающие получить положительное аудиторское заключение с минимальными трудозатратами и более короткими сроками проведения аудиторской проверки, и неформальные. К последним относятся клиенты, заинтересованные в достоверной информации о финансово.- хозяйственной деятельности организации. В этом случае аудиторы одновременно выступают и как внешние, и как внутренние. Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы должны иметь надлежащие критерии оценки потенциальных клиентов. К ним относятся: - оценка характера отрасли, - оценка целей аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов; - предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска; - оценка причин смены аудиторов; - знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений; - аналитическая проверка отчетности; - предварительное знакомство с состоянием бухучета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами клиента; - выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации; - оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента. В крупных аудиторских фирмах используются контрольные листы, на основании которых осуществляется оценка потенциальных клиентов по шкале риска от низкого до высокого. Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиенту отказывается в проверке. В международной аудиторской практике сложился строго соблюдаемый кодекс профессиональной этики аудиторской деятельности. Такой строго регламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первую очередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа. Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанных специалистов перед собственниками организации, деятельность которой проверяют, государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и т.д. Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, по мнению ученых, вызвана рядом обстоятельств: - роль независимого эксперта, которую выполняет аудитор, предполагает, что не должно возникать сомнений в честности, непредвзятости, высоком уровне квалификации аудитора, его порядочности и других моральных качествах. - аудитор в проверяемой организации и вне ее имеет деловые, служебные отношения с большим кругом лиц. В ходе проверки он вынужден обращаться к ним с письменными и устными запросами. Чтобы получить обстоятельный и обоснованный ответ, нужно уметь располагать людей к себе, в том числе профессиональным поведением, умением правильно формулировать вопросы, внимательно относиться к ответам, тактично проявлять профессиональный скептицизм по поводу их содержания. - в процессе проверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснять положения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны быть основаны на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советовать клиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговые требования. - аудитору необходимо уметь защищать свое мнение, свое заключение не только перед клиентом, но и перед любой другой инстанцией. - по итогам проверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или других собственников, где кроме оглашения своего заключения должен открыто и честно сказать им о выявленных им нарушениях законодательства, фактах бесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искажениях отчетности. Главные требования кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения в каждой стране, где осуществляется аудит. На основе Международного кодекса этики профессиональных бухгалтеров в РФ принят Кодекс профессиональной этики аудиторов, который утвержден Аудиторской палатой России 04.12.1996 г. В настоящее время действует Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28.08.2003 [16]. Международный кодекс этики устанавливает стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и излагает основные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей в разных странах: - владение определенными интеллектуальными умениями, приобретенными посредством подготовки образования; - приверженность общему кодексу ценностей и поведения, принятому соответствующим административным органом, в том числе поддержка объективной точки зрения; - осознание своего долга перед обществом в целом. Естественно, ввиду всей ее важности для экономики, государство не оставляет своим вниманием аудиторскую деятельность. Кроме того, у него, как правило, есть свои аудиторские организации, которые занимаются проверкой государственной финансовой документации (например, Счетная Палата в РФ). На сегодняшний день существуют различные подходы к государственному контролю аудиторов. Для стран Западной (континентальной) Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственное регулирование здесь построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций. Другая модель характерна для США и Великобритании. Для нее характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляется в рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существование нескольких типов аудиторов - независимые, внутренние, государственные, аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования. Дополнительно выделяют смешанную модель - южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была колонизатором. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |