|
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на основе финансовой отчетности в Администрации Ирбитского муниципального образованияp align="left">По мнению Жукова В. И. «Проблема позиционирования нашего государства на мировой арене имеет долгую и противоречивую историю. Даже в те времена, когда Россия не была передовой в экономическом отношении страной (как, например, в 18-19 вв.), она оставалась одной из наиболее влиятельных европейских держав…» Жуков В. И. Россия в глобальном мире. В3 т. Т.2. Социология, политика, культура.-М.:Логос,2006-С.68.В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и ее состоянием, Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию определяются приоритетные задачи бюджетной политики. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие количественно измеряемые критерии эффективности бюджетной политики: 1) уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; 2) уровень выполнения бюджетных обязательств; 3) величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; 4) объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; 5) уровень монетизации бюджетного дефицита; 6) динамику валового внутреннего (регионального) продукта; 7) уровень безработицы; 8) степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В конкретных условиях России к вышеупомянутым показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии ее экономики: 1) величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования; 2) величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа. Согласно Бюджетному кодексу РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2005) «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823, бюджет - «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Бюджет является основой для финансового обеспечения задач и функций государства. Выполнение государственных функций и достижение поставленных задач невозможно без соответствующей бюджетной политики, а обеспечение необходимого уровня финансирования государственных расходов при стабильном развитии экономики - без грамотной и взвешенной налоговой политики. Закон о бюджете должен не просто разрабатываться на основе прогнозируемых макропоказателей. Бюджет может и должен являться важнейшим инструментом для достижения целевых макроэкономических показателей. Задачей бюджета является обеспечение государством своих обязательств при минимизации изъятий в бюджет, осуществляемых из средств личных доходов граждан и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Бюджет является лишь одним из инструментов, которыми могут воспользоваться органы власти для решения отдельных задач. Хороший бюджет не тот, который обеспечивает максимальный объем бюджетных расходов, а тот, который в наибольшей степени способствует повышению уровня жизни (комфортности среды обитания) членов сообщества. Целью реализации бюджета является не расходование средств как таковое, а решение поставленных перед государством задач. Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется государственный бюджет с дефицитом или профицитом. Повышение эффективности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Можно выделить несколько основных направлений таких преобразований. Контроль эффективности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности предполагает: 1) организацию и контроль за своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджетов и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2) определение целесообразности расходов и использования государственной собственности; 3) оценку обоснованности доходных и расходных статей бюджетов. Таким образом, эффективность исполнения бюджета является ведущим показателем качества расходования государственных средств. Количественно эффективность бюджетной политики измеряется отношением полученных результатов к сумме произведенных расходов. Интересно высказывание: «мы управляем тем, что мы можем оценить. Если вы не можете оценить свою деятельность, то вы не сможете контролировать и управлять процессом, а также усовершенствовать его». Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне». - М.: Фонд «Институт экономики города» , 2002. Результаты деятельности органов власти и органов местного самоуправления в большинстве случаев отслеживаются в виде продуктов деятельности в количественном выражении. Продукт - это количество предоставленных услуг или материальных ценностей, число людей, получивших услугу. В качестве примера продукта деятельности можно привести количество построенных за определенное время больниц, детских садов, число пожилых одиноких людей, вовлеченных в систему социального обслуживания. Рассмотрим удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (рисунок 1). Рисунок 1 - Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, процентов от числа опрошенных Проведенные социологические опросы показали высокий уровень активности населения в ходе анкетирования неформальное отношение людей к своему личному участию в процессе социологического опроса. Наилучшие показатели (от 70% до 100%) имеют 14 муниципальных образований: Полевской городской округ, Пышминский городской округ, городской округ Верхотурский, посёлок Уральский, Ирбитское муниципальное образование, Горноуральский городской округ, Артинский городской округ, Малышевский городской округ, Белоярский городской округ, Тугулымский городской округ, город Екатеринбург, Красноуфимский округ, Серовский городской округ, Сысертский городской округ. Из приведенного социологического опроса мы видим, что Ирбитского муниципальное образование занимает очень значительное место в Свердловской области по степени удовлетворенности работы муниципальных образований. Систему управления результатами на всех стадиях бюджетного процесса можно представить следующим образом (рисунок 2). На рисунке видно, что система включает четыре фазы (стратегическое планирование, составление бюджета, исполнение бюджета, формирование и предоставление отчетности). На всех этапах задействованы показатели мониторинга (индикаторы), которые позволяют определить ожидаемые результаты (эффект), полученные результаты, а также результативность и эффективность осуществляемой деятельности. При стратегическом планировании деятельности разрабатываются показатели, позволяющие определить результаты (эффект), которые ожидаются через 3-5 лет, и другие показатели, которые непосредственно связаны с разработкой бюджета на очередной год. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «Собрание законодательства РФ», 31.05.2004, № 22, ст. 2180 (ред. от 23.12.2004) утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах. Многие положения Концепции уже реализуются на практике, в частности, проделана работа по инвентаризации обязательств федерального бюджета, оценке эффективности государственных расходов в важнейших областях государственной политики (здравоохранение, образование, дорожное хозяйство и др.), по созданию механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы. Очевидно, что полностью раскрыть потенциал мер бюджетирования как средства повышения социальной и экономической эффективности государственных расходов невозможно за короткое время - об этом свидетельствует и более чем полувековая история внедрения программно-целевого бюджетирования в странах США, Австралии, Канаде и Великобритании. В настоящее время в той или иной степени эти технологии применяются не только в странах с развитой рыночной экономикой, но и в развивающихся странах (Таиланд, Турция, Папуа Новая Гвинея), и в государствах с переходной экономикой (Болгария, Венгрия). Следовательно, можно сделать вывод, что бюджет и бюджетная система не до конца изучена и находятся еще только начальной стадии развития и реформирования. 1.2 Теоретические и методологические основы учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности Теоретической и методологической базой исследования являются теоретические положения фундаментальных концепций финансового контроля, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, системный анализ регулирования государственного финансового контроля на основе изучения законодательных актов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Свердловской области, нормативно-методических и инструктивных документов, Устава Ирбитского муниципального образования, Положения о бухгалтерском отделе администрации Ирбитского муниципального образования, бухгалтерская (финансовая) отчетность администрации Ирбитского муниципального образования за 2005-2008 годы. Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями. К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести: Первый уровень 1. Гражданский кодекс РФ, части 1-2 - в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419). 2. Налоговый кодекс РФ , ч.1-2 3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. Второй уровень 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г.) редакция от 26.03.2007г. 5. Приказ Минфина от 27.11.2006.№154Н «ОБ утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Третий уровень 6. Методические указания «о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ №67н от 22 июля 2003г.). 7. Методические указания «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина РФ №49 от 13 июня 1995г.). 8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приказ Минфина РФ №94н от 31 октября 2000г.) редакция от 18.09.2006г. Четвертый уровень 9. Устав организации. 10. Учетная политика организации. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет поставщиков и подрядчиков в бюджетной организации требует очень высоких знаний, как законодательной базы, так и нормативно - правовых актов разработанных на местном уровне. 1.3 Понятие и сущность кредиторской задолженности как объекта бухгалтерского учета Термин “обязательства” в первоначальном значении этого отношения. В силу, которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности это экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. К основным видам долговых обязательств относится дебиторская и кредиторская задолженность. В зарубежной литературе к кредиторской задолженности относятся: подлежащий оплате долг; ожидаемый отток денежных средств или ресурсов; отказ экономического субъекта от потенциального дохода и т.п. В РФ к кредиторской задолженности чаще всего относят краткосрочные долговые обязательства, возникающие из расчетов покупателей с поставщиками, заказчиков с подрядчиками. Предприятий с налоговыми органами. С персоналом по оплате труда и другим платежам, причитающимся дивидендам и др. Вместе с тем в финансовом анализе хозяйственной деятельности в кредиторскую задолженность часто включают погашенные суммы полученных кредитов и займов. Подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Как правовая категория, кредиторская задолженность организации - особая часть ее имущества, являющаяся предметом обязательных отношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требовать ее. Указанная часть имущества включает долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации должника. Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную природу: как часть имущества она принадлежит организации на правах владения или даже праве собственности; как объект обязательственных отношений - это долги организации перед кредиторами, т.е. лицами управомоченными на нетребование с организации указанной части имущества. Кредиторская задолженность подлежит бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации балансодержателя. Гражданское законодательство, естественно, отличается от бухгалтерского. Так, согласно ст. 268 ГК РК В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. д., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кредитор обязан принять от должника исполнение. Согласно общему правилу Юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений, государственных учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п.1 ст. 44 ГК РК «Ответственность юридического лица»). Таким образом, понятие “кредиторская задолженность” в гражданском законодательстве шире, чем используемое для целей бухгалтерского учета. Кредиторская задолженность по экономическому содержанию включает задолженность поставщикам и подрядчикам. Данная задолженность учитывается в сумме договорной стоимости поступивших от них материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг. Кредиторской задолженностью перед персоналом организации считают начисленные, но невыплаченные суммы оплаты труда. Задолженность предприятия перед бюджетом включает начисленные, но неуплаченные суммы платежей по налогам, сборам и приравнены к ним платежам, включая налог на доходы физических лиц. По статье «прочие обязательства» учитываются все остальные виды кредиторской задолженности по расчетам с контрагентами организации. Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования: 1. выбор поставщика (в данном случае должны приниматься во внимание: солидность поставщика, возможность установления долгосрочных отношений, вариабельность в установлении финансово-расчетных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов, средняя продолжительность поставки и т.п.); 2. контроль своевременности расчетов (как правило, превышение предельного срока оплаты поставленного сырья и материалов приводит к штрафным санкциям); 3. выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (в подавляющем большинстве случаев поставщики сырья, естественным образом заинтересованные в ускорении оплаты, предлагают скидку с отпускной цены при условии относительно быстрой оплаты; таким образом, перед предприятием возникает дилемма - воспользоваться скидкой или получить дополнительный источник финансирования). Кредиторская задолженность - это источник средств, поэтому предприятие заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа. Следовательно, можно сделать следующие выводы: кредиторская задолженность может быть как внешней (с поставщиками и подрядчиками, по налогам и сборам, по социальному обеспечению), так и внутренней (по оплате труда, с подотчетными лицами). Также следует учесть, что выбор поставщика имеет большое значение, так же как и контроль за своевременность расчетов со стороны покупателя. 1.4 Теоретические основы и учет обязательств кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками Прежде чем приступить к изучению обязательств, следует вспомнить, что бухгалтерский учет, равно как и понятия, используемые в нем, основывается на нормах Гражданского Кодекса, закона « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Правилах ведения бухгалтерского учета и т.д. [ 6, 7, 15 ]. Обязательства перед другими юридическими лицами возможны в связи с приобретением материалов, товаров, приемкой выполненных работ и оказанных услуг, оплата которых еще не произошли. Иными словами, активы организации увеличиваются одновременно с возрастанием пассивов в балансе. Так, если поступление материалов, оборудования предшествует его оплате, то принятие на учет ТМЗ, вложений в необоротные активы должно отражаться одновременно с увеличением задолженности поставщикам или подрядчикам. Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие: 1. надлежащее исполнение (ст. 272 ГК РК); 2. зачет (ст. 370 ГК РК); 3. отступное (ст. 369 ГК РК); 4. прощение долга (ст. 373 ГК РК)[ 1 ]. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо (по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью и др.) (ст. 377 п.1 ГК РК)[ 1 ]. С точки зрения Назаровой В.Л. обязательство это существующая задолженность субъекта, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов (денежных средств), содержащих, экономическую выгоду. Кроме того, в обязательстве в качестве каждой из его сторон -кредитора или должника - могут участвовать, одновременно несколько лиц. В этих случаях возникает долевое, солидарное или субсидиарное обязательство (ст. 269 ГК РК) [1]. Обязательства классифицируются на текущие (краткосрочная кредиторская задолженность, которая должна быть погашена в условиях операционного цикла или в течение 12 месяцев) и долгосрочные обязательства (сроком оплаты более года). Сумма обязательств измеряется как текущая стоимость всех будущих денежных выплат. Обязательство включает в себя основную сумму долга и процент. Регулирование обязательства осуществляется следующими способами: 1. выплатой денежных средств 2. передача активов 3. предоставлением услуг 4. заменой одного обязательства другим 5. переводом обязательства в капитал Весомую часть кредиторской задолженности на предприятиях составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Без согласия предприятия в безакцептном порядке оплачиваются расчетные документы за отпущенные газ, воду, тепло, электроэнергию, выписанных на основании показаний счетчика и д.р. Расчеты также могут производиться в порядке инкассо, аккредитивами, чеками. В наше время для обеспечения должного ведения учета хозяйственной деятельности предприятия необходимо правильно построить систему бухгалтерского учета. Начало начал является первичные документы, их правильное оформление и обработка. Первичные документы должны фиксировать факт совершения операции или события. По мнению Назаровой, расчеты с поставщиками и подрядчиками также сопровождаются документами, основанием для принятия на себя обязательства перед поставщиком товаров (работ, услуг) служат договор, накладная или акт выполненных услуг и счет-фактура. Договор служит обоснованием покупки, накладные или акт служат для подтверждения факта получения товаров или работ, счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость и выписывается на основании накладной или акта выполненных работ [4]. При учете поступления основных средств, нематериальных активов и запасов от поставщиков при безналичной форме оплаты необходимо составление договора купли-продажи со спецификой. Оплата покупки осуществляется на основании счета-документа поставщика для подтверждения платежа покупателем с указанием суммы платежа, перечня товаров, покупатель, оплатив счет, получает груз у поставщика при предъявление копии счета, копии платежного документа с отметкой банка, доверенность на получение товаров. В свою очередь поставщик выписывает накладную на отпуск товара и счет-фактуру. В счете-фактуре, являющемся основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, должны быть указаны: 1. порядковый номер счета-фактуры, содержащий цифровое значение; 2. дата составления счета-фактуры; 3. фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя товаров, работ, услуг, а также в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей статьи, статус поставщика - комитент или комиссионер [5]; 4. идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг; 5. номер свидетельства поставщика о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость; 6. наименование реализуемых товаров, работ, услуг; 7. размер облагаемого оборота; 8. ставка налога на добавленную стоимость; 9. сумма налога на добавленную стоимость; 10. стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При получении расчетных документов делают разноску. По принятым к оплате счетам производится акцепт, выписывают платежное поручение и передают в банк для перечисления средств. Платежными поручениями производится расчеты через учреждения банков в безналичном порядке за полученные и принятые товары, услуги при условии ссылки на номер и дату налоговых счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других документов, подтверждающих отпуск товара или оказания услуг, а также по нетоварным операциям. Обязательным условием при получении ТМЦ от поставщиков является выдача доверенности. Учет кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками ведетcя по каждой налоговой счету-фактуре, платежному - требованию и в регистрах автоматизированной программы по кредиту счетов 302 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками», также отражаются дебетовые обороты по расчетам с поставщиками и подрядчиками с указанием корреспондирующих счетов. В целях осуществления контроля за списанием задолженностей по разным обстоятельствам - является инвентаризация расчетов и обязательств. Инвентаризация расчетов с кредиторами сводится к тому, чтобы подтвердить остатки по счетам расчетов с ними и выявить среди них сомнительные обязательства, при инвентаризации кредиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки исковой давности по каждой кредиторской задолженности. В Приложении приведен пример акта инвентаризации с дебиторами и кредиторами за 2008г. По этому разделу можно сделать следующие выводы: кредиторская задолженность - это обязательства перед юридическими и физическими лицами, за полученные ТМЦ, ОС и прочие услуги. Обязательства классифицируются на краткосрочные и долгосрочные. На основании последних сумм этих задолженностей включаются в бюджет на следующий год, включаются в смету по определенной БК и статьям, которая следует к оплате в первую очередь. 1.5 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности Дебиторская задолженность - важная составляющая часть оборотного капитала. Текущие активы этого типа часто составляют значительную долю в структуре баланса предприятия. Дебиторскую задолженность можно классифицировать по следующим видам: 1. дебиторская задолженность по полученным векселям; 2. дебиторская задолженность по расчетом с бюджетом; 3. дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; 4. прочие виды дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид выпускаемой продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и т. д. Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга. Основные этапы управления дебиторской задолженностью предусматривают проведение анализа задолженности в предшествующем периоде, формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, разработку процедуры индексации дебиторской задолженности и построение систем контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности. Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности и его динамика в предшествующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней, свыше 120 дней. Особенное внимание уделяется просроченной дебиторской задолженности и причинам ее возникновения. Изучая поведение дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, используют относительные показатели, рассчитанные показатели по отчетному году сравнивают с такими же показателями предыдущих периодов. В заключение анализа определяют эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга. [ 3,С.125 ] По результатам анализа разрабатывается кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, которая должна отразить условия предоставления кредита и повысить эффективность операционной и финансовой деятельности предприятия В зависимости от уровня доходности и вероятности риска кредитной деятельности различают три принципиальных ее типа: консервативный (минимум риска), умеренный (средний риск) и агрессивный (высокий риск). В процессе выбора типа кредитной политики учитываются следующие факторы: общее состояние экономики, уровень платежеспособности покупателей, спрос на реализуемую продукцию, правовые условия взыскания дебиторской задолженности. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |