|
Владимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфереВладимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфере16 Санкт-Петербургский государственный аграрный университетКафедра философииВладимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфереИсполнительсоискатель В.Г. МултаненСанкт-Петербург2002Оглавление Введение 1. Вернадский - становление личности ученого. Путь к идее ноосферы 2. Неизбежность перехода биосферы вЗаключение Литература Введение Современный человек встречается сегодня с очередным вызовом - сохранить природу для следующих поколений. Решению этой проблемы препятствуют многие противоречия в обществе: межэтнические конфликты, войны, обогащение меньшинства людей на фоне бедноты большинства, политическое и экономическое давление господствующих в мире держав на малые страны и связанная с этим низкая образованность в странах ''третьего мира''. Все это вызывает настороженность, в странах, правительства которых поддерживают терроризм, появляется возможность использования ядерного, химического и бактериологического оружия против населения стран ''первого мира''. Таким образом можно опасаться за будущее человечества и всей планеты.В этих условиях отчетлива видна необходимость обращения к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере - эволюции биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом должно быть разделено всеми учеными, правителями, педагогами, то есть всеми, чье мнение и решения влияют на многие судьбы. В этой работе затронуты биография великого ученого, его учение о биосфере и ноосфере а также труды ученых, комментирующих учение о ноосфере. Автор использовал в своей работе книги и публикации В.И. Вернадского и приложения к ним, научную биографию В.И. Вернадского, написанную И.И. Мочаловым, специальные выпуски журнала ''Знание''. 1. Вернадский - становление личности ученого. Путь к идее ноосферы Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его отец, Иван Васильевич Вернадский был профессором Александровского лицея и Технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. С 1873 года Володя поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. Очень большое влияние на воспитание будущего ученого оказали отец и дядя, Евграф Максимович Короленко. Каждый из них, очевидно, «лепил» детский разум Володи по-своему, сообразно своим наклонностям и вкусам, свойственному ему строю мышления. Однако обе «модели» умственного воспитания отнюдь не исключали, а взаимно дополняли друг друга. И не случайно для уже сложившегося, зрелого стиля научного творчества Вернадского было столь характерно гармоническое сочетание скрупулезности и систематичности научного анализа фактов, с одной стороны, и «фантастической» смелости мышления - с другой. Отчасти Володя был обязан этим отцу и дяде [2]. В 1876 году семья Вернадских переезжает в Санкт-Петербург, где В.И. Вернадский поступает в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. Именно в годы учебы в Петербургской гимназии (1876-1881) происходит решительный поворот интересов Вернадского в сторону естествознания и естественнонаучного мышления. При этом «давние» астрономические и космологические увлечения занимают среди них все более прочное и видное положение. В 1879-1881 гг. в круг интересов Вернадского входят сложные явления человеческой психики и сознания, которыми он продолжал интересоваться всю жизнь. В это время его внимание привлекли явления гипнотизма и он много читал по этому вопросу. В последних классах гимназии внимание Вернадского все более привлекают общие проблемы математики, стоящие на границе математики и философии. К этим вопросам он неоднократно возвращался впоследствии, особенно в 1920-1940-е гг. В 1881 г., после окончания гимназии, Владимир Иванович поступает в Петербургский университет. В Петербургском университете 1890-х гг. был сосредоточен почти весь цвет русской научной мысли, и Вернадский из удушливой атмосферы толстовской гимназии сразу попал в ошеломляюще светлый и прекрасный мир большой науки. «Петербургский университет того времени в физико-математическом факультете, на его естественном отделении, был блестящим. Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, В.В. Докучаев, А.С. Фаминцын, А.П. Богданов, Н.П. Вагнер, И.М. Сеченов, Ф.В. Овсянников, П.А. Костычев, А.А. Иностранцев, А.И. Воейков, А.М. Бутлеров, М.И. Коновалов - оставили глубокий след в истории естествознания в России. На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью» Лекции по кристаллографии и минералогии читались В.В. Докучаевым. Обе науки очень увлекли Вернадского. Симпатии Докучаева были явно на стороне минералогии, вопросы которой нередко пересекались с проблемами почвоведения, над которыми он тогда усиленно работал. И все же именно Докучаев впервые заронил в сознание Вернадского глубокий интерес к кристаллографическим вопросам, а от них - к философским проблемам строения материи, занявшим в его мировоззрении столь видное место. От Докучаева же берет начало прошедшая красной нитью через всю жизнь Вернадского проблема симметрии. Докучаеву был присущ глубоко продуманный динамический подход к природе. Он настойчиво развивал и детально обосновывал идею генезиса, т. е. образования и динамики почв как определенных естественных тел. Этот принцип был характерен для него не только как почвоведа, но и как геолога, минералога, биолога. Этот метод Докучаев стремился перенести на любые изучавшиеся им естественные явления. Нет сомнений, что воздействием именно творческого метода Докучаева можно во многом объяснить органически присущий Вернадскому генетический и динамический взгляд на природу в целом и на отдельные ее явления. Неизгладимый след оставил в жизни Вернадского великий русский естествоиспытатель Дмитрий Иванович Менделеев. Без преувеличения можно сказать, что космологические и космографические идеи, столь ярко воплотившиеся во всем научном творчестве Вернадского, были заронены в сознание начинающего исследователя прежде всего лекциями Менделеева, которые он читал студентам первого курса естественного отделения. Лишь в университете, благодаря занятиям астрономией и лекциям Менделеева, эти идеи и интересы конкретизируются, принимают сравнительно систематический характер и, что самое важное, выясняются в первом приближении их границы, очерченные в первую очередь проблемами геологической и космической химии. Д.И. Менделеев оказал решающее влияние на творческий путь Вернадского как естествоиспытателя и мыслителя. Не случайно все важнейшие все естественнонаучные и философские работы Вернадского, по удачному выражению близко знавшего его в студенческие годы и впоследствии внимательно следившего за его научным творчеством Н.А. Рубакина, характеризуются «космическим размахом», пронизаны «духом космической реальности», который является «величайшей силой, делающей человеческую речь (печатную, рукописную, устную) непреоборимо доказательной». Эти черты научного творчества Вернадского Рубакин справедливо связывал с именем Менделеева. Значительное влияние на формирование научных интересов и мировоззрения Вернадского на первом курсе оказало духовное общение с другим крупнейшим естествоиспытателем, одним из первых активных дарвинистов России, А.Н. Бекетовым, бывшим в то время ректором Петербургского университета, плодотворно разрабатывавшим вопросы теории эволюции растений. Его учениками были А.Н. Краснов, К.А. Тимирязев и другие выдающиеся естествоиспытатели России. Лекции Бекетова пользовались среди студентов большой популярностью. В них он развертывал перед слушателями яркую картину эволюции живой природы, подчеркивая единство растительного мира, зависимость растительных сообществ от географических условий их обитания и т. п. Все это, естественно, оказывало глубокое воздействие на студенческую аудиторию, побуждая наиболее пытливые умы к самостоятельным размышлениям над принципиальными вопросами биологического знания. В 1884 году, после окончания университета В.И. Вернадский принимает предложение С.Ф. Глинки остаться при минералогическом кабинете. Теперь его научная работа связана с глубоким методологическим переосмыслением предмета, задач и метода минералогии, характера ее связи с другими науками - словом, существующая картина минерального мира подвергается им основательной критике с позиций картины еще не существующей, но реально возможной и отвечающей в гораздо большей степени действительному положению вещей. В 1887 году Вернадский сдает магистерские экзамены (аналогичные теперешним кандидатским) по минералогии, геологии, аналитической химии, соответственно, В.В. Докучаеву, А.А. Иностранцеву, Н.А. Меншуткину. Как ученый, Вернадский уже получает определенное признание в научных кругах. В 1886 г. его избирают членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1887 г. - членом Вольного экономического общества [2]. После Вернадский был командирован за границу, где он принимал участие в Международном геологическом конгрессе. Во время путешествий по Европе знакомится с выдающимися русскими учеными Чернышевым, Павловым. Занимается минералогией и кристаллографией. Знакомится с химиком А.Л. Ле-Шателье. В 1890 году приглашен в Москву на кафедру минералогии. Читает курс минералогии на разных факультетах Московского университета. Ученый понял, что его не столько предметы, сколько процессы. Как мог образоваться состав земной коры, каким является охваченное жизнью вещество биосферы. «Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина», - писал Вернадский. Параллельно ученого интересовали и другие вопросы, темы его работ касаются времени и пространства, жизни и смерти, почвы и воды, животных, растений и человека. В творчестве Вернадского слились в один узел химия, геология и биология. Он стал основоположником целого ряда наук - геохимии, биогеохимии, радиобиологии и учения о биосфере. Многочисленные публикации первых десятилетий научной деятельности В.И. Вернадского были посвящены, в основном, вопросы минералогии, а также тесно с ней связанной кристаллографии. Однако и в работах такого профиля мы часто встречаем указания В.И. Вернадского на искусственное получение и на размеры мировой добычи того или иного минерала, т.е. на масштабы воздействия человека на «косное» вещество природы. Цели, которые ставил перед собой при этом Вернадский, сформулированы им несколько позднее в предисловии «От автора» к первому тому «Опыта описательной минералогии», где он писал: «Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов». В конце первого десятилетия ХХ века, после появления в 1908 году фундаментальной работы американского ученого Ф. Кларка о среднем химическом составе земной коры, с которой Вернадский познакомился в августе этого года на съезде Британской ассоциации наук в Дублине, он от минералогии и кристаллографии, проблемами которых продолжал заниматься всю жизнь, перешел к проверке данных о распределении различных элементов в земной коре и других геосферах, изучению поведения атомов этих элементов при различных геологических процессах, т.е. к созданию новой науки - геохимии. Изучение геохимических проблем, в первую очередь процессов миграции атомов химических элементов в геосферах Земли, остро поставило перед Вернадским вопрос о роли в этих процессах живого вещества организмов. С 1912 г. во многих своих работах минералогического и геохимического характера В.И. Вернадский кратко останавливается на значении и роли живого вещества, особенно когда речь идет о жидких и газообразных минералах или о коллоидных растворах. Поэтому живому веществу отводится место даже в курсах минералогии. В 1914 году Вернадский в своей статье впервые употребил термин «биосфера». В.И. Вернадский был человеком щепетильнейшим в вопросах научной этики. Поэтому он в разных своих работах указывает, что термин «биосфера» принадлежит не ему, что этот термин впервые был употреблен еще в начале прошлого века Ж.Б. Ламарком, определенный геологический смысл вложил в него в 1875 году австрийский ученый Э. Зюсс. Однако связанное с этим термином законченное учение создал не Ж.Б. Ламарк, не Э. Зюсс, а наш соотечественник В.И. Вернадский. Основные его идеи по этой проблеме сложились в начале ХХ века, он излагал их в своих лекциях в Париже. В 1926 году они были опубликованы в книге «Биосфера» [4]. Коснемся лишь некоторых, самых основных положений учения Вернадского о биосфере. Прежде всего В.И. Вернадский определил пространство, охватываемое биосферой Земли: это вся гидросфера до максимальных глубин океана, верхняя часть литосферы материков до глубины 2-3 км (на таких глубинах в подземных водах еще встречаются живые микроорганизмы) и нижняя часть атмосферы, по крайней мере до верхней границы тропосферы. В ранних работах В.И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но потом отказался от этого термина, поскольку слово «жизнь» может пониматься в разных аспектах. Он ввел в науку интегральное понятие о «живом веществе» и стал называть биосферой область существования на Земле живого вещества. Он собрал и проанализировал все существовавшие данные для определения суммарного веса этого вещества. И пришел в выводу, что сейчас на нашей планете оно составляет величину от 1020 до 1021 г., т. е. от 1000 до 10000 триллионов тонн. «Живое вещество - писал В.И Вернадский - по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере - в лесах и в полях - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка, близкого к 0.25 % . На суше оно идет не в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы его нет. В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва. Веками эта мысль поднималась в научных исканиях; в 1859 г. она, наконец, получила прочное обоснование в великих достижениях Ч. Дарвина (1809-1882) и А. Уоллеса (1822-1913). Она вылилась в учение об эволюции видов - растений и животных, в том числе и человека. Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений. Те же самые минералы и горные породы образовывались в криптозойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные природные тела, всегда связанные так или иначе с живым веществом. Изменение морфологического строения живого вещества, наблюдаемое в процессе эволюции, в ходе геологического времени, неизбежно приводит к изменению его химического состава. Этот вопрос сейчас требует экспериментальной проверки. Проблема эта поставлена нами в план работ 1944 г. совместно с Палеонтологическим институтом Академии наук» [5]. В.И. Вернадским был тщательно исследован энергетический баланс разных планет Солнечной системы и особенно вопрос о величине тепловой и электромагнитной энергии, получаемой Землею от Солнца. Она оказалась равной 170*1012 кВт. Далее он рассмотрел биосферу как область превращения этой космической энергии, выяснил закономерности распространения живого вещества в биосфере, изучил количественные закономерности размножения различных таксономических групп организмов и геохимическую энергию живого вещества, прибегая, где это только возможно, к выведению математических формул изучавшихся им процессов. Значительная часть энергии «живого вещества» идет на образование в пределах биосферы новых вадозных минералов, вне биосферы неизвестных, а часть захороняется в виде самого органического вещества, образуя в конечном счете залежи бурых и каменных углей, горючих сланцев, нефти и газа. «Этим путем «живое вещество» меняет биосферу в земную кору. Оно непрерывно оставляет часть прошедших через него химических элементов, создавая огромные толщи неведомых помимо его вадозных минералов или пронизывая тончайшей пылью своих остатков косную материю биосферы». В.И. Вернадский считал, что земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер и даже ее гранитно-гнейсовый слой образовался в результате метаморфизма и переплавления пород, некогда возникших под влиянием живого вещества. Лишь базальты и другие основные магматические породы он считал глубинными, не связанными по своему генезису с биосферой. Остановимся несколько более подробно только на одном вопросе, с философской точки зрения наиболее интересном - на вопросе эволюции биосферы. В ранних работах 20-х годов Вернадский считал объем и вес живого вещества биосферы неизменными на протяжении всей геологической истории Земли. Он предполагал, что в процессе эволюции менялись только формы проявления жизни. Уже в то время и даже в еще более ранних работах он много писал о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов, но считал это явление новым, наложенным на стационарное существование биосферы. В более поздних работах, с середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел эту свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе живого вещества, его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилось естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна измениться и перейти в новое состояние, которое он называл уже не биосферой, а ноосферой - сферой человеческого разума.[5. С.498] Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу [6. - С.20] 2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферуМожно смело сказать, что учение о переходе биосферы в ноосферу - вершина творчества В.И. Вернадского. При разработке этого учения он неизбежно должен был использовать и синтезировать не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал. Впервые это слово и понятие прозвучало в стенах известного учебного заведения Парижа, так называемого Коллеж де Франс на лекциях 1927/28-го учебного года из уст философа и математика Э. Леруа. При этом, соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник П. Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Оба француза строят свою мысль, опираясь на понятие биосферы и живого вещества, в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922-1923-х годах. «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу»,- пишет Вернадский в письме к геологу Б.Л. Личкову, своему постоянному корреспонденту. С конца 30-х годов в идею ноосферы стягивается самая суть оптимистического мировоззрения ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповедованием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). Вместе с тем это своего рода чрезвычайно емкий и ясный конспект научных идей и открытий, приведших к ноосферному в их логической и исторической последовательности. У французских авторов ноосферной идеи мы встречаем два, на первый взгляд несколько несводимых подхода. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, а с другой - только сейчас в наше время биосфера начинает переходить в ноосферу, собственно ноосфера еще где-то впереди, на совсем другом, еще не достигнутом уровне планетного сознания и действия человечества. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у Вернадского. «Начало ноосферы, - пишет он в своей основной философской работе, создававшейся почти десять последних лет его жизни, - связано с этой борьбой человека с млекопитающими за территорию...» Вместе с тем, в этой же книге «Научная мысль как планетное явление» господствует идея, что переход биосферы в ноосферу начинает осуществляться только в наше время. А для истинного торжества ноосферы высказывается необходимость таких предусловий, которых мир еще никак не достиг: «Два момента, следовательно являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней средой и господство в человеке сил разума над низшими инстинктами.» Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете. В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час и на этом они еще не остановились. Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческого мозга и направляемого им его труда. В ярком образе экономист Л. Брентано иллюстрировал планетную значимость этого явления. Он подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная поверхность Земли осталась бы пустой от человека. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это - закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство. В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие "закон природы", как это теперь все больше входит в жизнь в области физико-химических наук, как точно установленное эмпирическое обобщение. Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера" [5. С.508]. В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или уже создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По мнению Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему: 1. Человечество стало единым целым. Мировая история охватила, как единое целое, весь земной шар, совершенно покончила с уединенными, мало зависевшими друг от друга культурными историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не смог прожить, если б это было ему нужно». Дрейфующие станции на льдах Северного Ледовитого океана и станции на поверхности Антарктиды - лучшее доказательство справедливости этой мысли В.И. Вернадского. 2. Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера - это единое организованное целое, все части которого на самых разных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией. Это условие, отмечал В.И. Вернадский, в основном уже создано, хотя возможности его дальнейшего совершенствования далеко еще не исчерпаны. 3. Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии. «В самом конце прошлого столетия неожиданно была открыта новая форма энергии, существование которой предвидели немногие умы, - атомная энергия, которой принадлежит ближайшее будущее и которая даст человечеству еще большую мощь, размеры которой едва ли мы можем сейчас предвидеть». Это было написано в 30-е годы, а сейчас мы уже видим, как человечество овладело атомной энергией и как расширяется с каждым годом ее применение в мирных целях. 4. Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс, а поэтому особая важность данной предпосылки не подлежит сомнению. Хотя эта задача, поставленная в масштабах всей планеты и далека еще от своего решения, однако потенциальные возможности для этого имеются уже сейчас. 5. Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по своему существу не может быть привилегией одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения. «В настоящее время идея равенства всего человечества и равноправия черных, желтых, красных и белых рас пустило глубокие корни в общее и научное сознание мира». 6. Исключение войн из жизни общества. В ХХ веке, война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, что без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, ее уничтожение будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы. Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях. «Научная мысль охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это - первая предпосылка перехода биосферы в ноосферу» [6. С.80] В последнее время появилось множество работ, авторы которых обращаются к наследию великого русского ученого. Наболевшие проблемы в обществе говорят о низкой развитии человеческой личности, о разъединенности в обществе. Современные мыслители представляют планы дальнейшего развития, выросшие на учении о ноосфере Вернадского. Далее представлены некоторые понятия, остро обсуждающиеся в последнее время в обществе: социальное здоровье, рост личности, стабильность в обществе. Целью мирового содружества в настоящее время провозглашено устойчивое развитие. По существу - это управляемое развитие, согласованное с законами эволюции природы и общества. Предтечей концепции устойчивого развития можно с полным правом считать Вернадского. Он констатировал, что эпоха стихийного развития человечества заканчивается, а начинается новая эпоха - управляемого развития. Биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу. Управляемое развитие может основываться только на объективных законах природы при общественном согласии на такое управление [7]. Человек не одинок. Над ним находится еще что-то более значимое, чем он сам. Многие и до Вернадского выражали это ощущение, называя высшие силы Божеством. Очень хорошо и образно выразил это чувство русский философ Николай Федорович Федоров. Он сказал, что человеческое положение в мире похоже на положение управляющего имением. Должность - промежуточная между хозяином и рабочим. Человек должен понимать, что проект мира составлен не им, не он его автор, но он в состоянии его понять, освоить, сделать своим. Он обязан работать не как раб - бездумно, а осмысленно организовать осуществление этого плана [8]. Понятие социального здоровья связано не только с сопутствующими понятиями социального благополучия, комфорта, безопасности, устойчивости социального статуса, но и с наследием В.И. Вернадского о единстве биосферы, ноосферы и существования человека. Система статусных характеристик отдельно взятого индивида, социальной группы, всего населения планеты, охватывает параметры эколого-экономического, этнического, профессионального, образовательного, семейного, интеллектуального, культурного и психологического укоренения человека в социум и природу. Лишь устойчивое положение всех статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию человека, в результате которой можно говорить о социальной норме, социальном здоровье и благополучии, устойчивости развития. Неукорененность, неустойчивость одной из статусных характеристик нарушает всю статусную систему. Сфокусированность мировой социальной науки и практики на человеке и ноосфере оказалась в общем культурно-историческом хронотопе начала глобальной экологической катастрофы всей мировой системы. Мировая система с ее нынешними способами производства, с темпами роста населения, экономики, неуправляема, обречена на ресурсную катастрофу через 25 лет. Имеются две количественные теории, которые показывают допустимую антропогенную нагрузку на Землю. Это Медоузы установили предел народонаселения примерно в 7-8 млрд. человек, а Горшков рассматривает биосферную модель с пределом перегрузки в 1 млрд. человек. Сейчас же на планете проживает 5,6 млрд. человек. Мировая система может быть описана тремя параметрами: индекс антропогенной нагрузки на биосферу странами мира, индекс устойчивости развития и рента, которую должна платить страна за пользование биосферой. То есть биосфера стабилизирует климат, а каждая страна представляет в биосферу свою территорию. Эти три параметра взаимосвязывают страны, человечество и биосферу в количественном, формульном виде [9]. Можно выделить, по Валлерстайну [10], шесть так называемых реальностей эволюции исторически сложившейся мировой системы и их культурные последствия, которые я позволю себе здесь прокомментировать в приложении к теме этого исследования: 1. Беспрецедентное усложненное разделение труда, интеграция географически обширного набора процессов производства. Это организация социальной жизни, где преобладание экономического давления имеет международный характер, а преобладающие формы политического давления - национальный. Отмеченное противоречие на мой взгляд может быть с большим эффектом использовано для организации локальных инициатив по восстановлению и стабилизации биосферы на национальном уровне (Франция, Швеция, Россия и многие другие страны) 2. Мировая экономика функционирует посредством модели циклических ритмов (процесс расширения и сжатия мировой экономики в целом). В связи с этим необходимо долгосрочное планирование для использования в интересах биосферной стабильности периода расцвета мировой экономики и установление на этом этапе более жестких международных экологических норм и средств контроля их выполнения. 3. Для данной системы характерно «бесконечное накопление капитала», следовательно, эта система, требующая максимального присвоения прибавочной стоимости. Эта реальность должна вынуждать общество требовать от владельцев всех видов производства отчисления все большей доли их доходов на нужды экологической безопасности биосферы. 4. Постоянная эволюция организации производства (экономические инновации, подъем и упадок наций), что выдвигает на первый план социальные инновации и необходимость их внедрения. Эта реальность должна учитывать локальные и глобальные инновационные программы в интересах биосферы, понимание неизбежности которых в обществе должно постоянно увеличиваться воспитательными (пропагандистскими), законодательными и организационными средствами. 5. Полярность существующей системы, как в смысле модели, так и в степени вознаграждения: повышение благосостояния может осуществить лишь часть населения земного шара. Налицо противоречие между повышением благосостояния и реальным обнищанием большинства. Реальность этого противоречия накладывает необходимость менее развитых экономически стран и слоев населения эффективного требования повышения доли более состоятельных стран и слоев населения в расходах на стабилизацию биосферы. 6. Мировая экономика представляет собой историческую систему и, соответственно, имеет жизненный цикл. В какой-то момент она должна прекратить свой функционирование в результате накопления противоречий. С фатальностью картины этой «реальности», разумеется, можно согласиться только в применении к современным формам мировой экономики. И необходимо экстраполировать такой ход развития в переходный период от одной формы экономики к другой, который обеспечивал бы твердую гарантию от экологической катастрофы в биосфере. В связи с этим крайне важным представляется значение научного завещания В.И. Вернадского для широкого использования его идей о биосфере и ноосфере в воспитании новых поколений человечества для жизни в ноосфере. Заключение Проведенное исследование дает возможность автору и читателям взглянуть на творческий и научный потенциал В.И. Вернадского, по достоинству оценить вклад ученого в мировую науку. Явно прослеживается педагогический характер трудов Вернадского, его глубокая заинтересованность судьбами будущих поколений людей на Земле, желание изменить к лучшему мир вокруг себя без ущерба здоровым условиям обитания человека на планете, научить и вдохновить людей к движению к разуму в согласии с бережным пониманием ценности жизни самой планеты Земля со всеми ее живыми и неживыми обитателями. Справедливо и то, что современное положение дел показывает, насколько мы еще далеки от идеала, к которому призывает нас ученый. В мире капитализма, конкурентных отношений, быстрого обогащения любой ценой и эгоизма разумная часть человечества необходимо вынуждена решительно выступать за цивилизацию (доступными в рамках права средствами) власть имущих в отношении биосферных проблем, угрожающих их собственному существованию. Срочно необходимы педагогические и просветительские программы воспитания и убеждения людей, воспринимающих и приводящих в жизнь идеи ноосферы. Автор принимает, что начиная с взросления собственной личности, каждый человек может к лучшему изменять доступный его влиянию мир вокруг себя, сам сделать шаг к Разуму. Литература 1. Вернадский В.И. Из дневников 1884 г. - Природа, 1967, № 10. - С. 100. 2. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. - М.: Наука, 1982. - С. 29-30. 3. Вернадский В.И. Избр. соч. - М.: АН СССР, 1960, Т V. - С. 5-102. 4. Яншин А.Л. Учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу // В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - С. 495. 5. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - С. 504. 6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с. 7. Голубев В.С. Социоэволюционная концепция устойчивого развития - стратегия выживания для России // Вернадский - Экология - Ноосфера. Материалы научн. сессии, посвящ. 130-летию со дня рождения В.И. Вернадского. - М.: Луч,1994. - С. 89. 8. Аксенов Г.П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность.» (В.И. Вернадский. Ноосфера, творчество, нравственность). - М.: Знание, 1990. - С. 38. 9. Ярская В.Н. Социальное здоровье в процессах глобализации // Проблемы изучения биосферы : Тезисы докл. Всеросс. научн. конф. - Саратов: Сарат. ун-т, 1996, - С. 28 10. Wallerstein J. Culture as the ideological battleground of the modern World-system // Theory, Culture & Society. - London.- 1990.- V.7. - №2/3. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |