|
Старение и одиночествоp align="left">Не подлежат резкому разграничению действия, связанные с пассивным отдыхом, развлечениями и самосовершенствованием. Часто бывает так, что данное действие может выполнять, в зависимости от обстоятельств, различные функции: например, чтение книги, в зависимости от её содержания и умственных способностей человека, может быть и отдыхом, и работой над собой, и развлечением.Активность "наполовину с отдыхом" -- это часть свободного времени, используемая для дел, связанных с необходимостью их выполнения либо с материальной выгодой, которую они приносят, однако выполняемых с определённым ощущением свободы. В этих делах необходимость и свобода как бы пронизывают друг друга и аналогичным образом в сознании отражаются и материальная выгода, и чувство бескорыстного удовлетворения от их выполнения. Типичным примером такой активности пожилых людей является работа на приусадебном участке или в садике возле дома. Как известно, самую многочисленную категорию таких "дачников" составляют пенсионеры, а анализ мотивации их увлечения этим делом показывает, что хотя они и рассчитывают на получение материальной выгоды (в продуктах и иногда в наличных деньгах), но не меньше ценят удовлетворение от этой добровольной работы, удовлетворение от двигательной активности, свежего воздуха, солнца, работы без спешки, но лишь в соответствии со своими планами, собственным темпом, распоряжаясь по своему усмотрению самим собой и своим хозяйством. Это и есть тот полуотдых, который могут дать пожилым людям занятия мелким ремеслом, рукоделие, разведение домашних животных и птиц, участие в любительском музыкальном ансамбле, выступающем на свадьбах и танцах, оказание некоторых услуг соседям и т. п. В семейной жизни некоторые обязанности как бы пронизаны удовлетворением от свободы, добровольности своих действий, приближающихся в этом к описанному выше "полуотдыху". Бабушка радуется внуку, оставленному под её опеку, если, конечно, это не слишком продолжительно, не слишком изнурительно физически и психически для старого человека. Дедушка охотно выполняет поручения семьи своего сына или дочери, если они соразмерны с его силами. Добровольное, благожелательное принятие обязанностей по отношению к младшему поколению в семье в целом зависит от осознания людьми, нуждающимися в такой помощи, ограниченных психофизических возможностей старых людей: старым людям чаще требуется отдых в одиночестве и тишине. Общественную активность, как и семейную жизнь, сопровождают необходимость и добровольность. Именно второе является характерной чертой активности в свободное время. Это разнообразное участие на общественных началах в различных объединениях и союзах, общественных культурных организациях, в клубах, в акциях опеки и помощи в микрорайонах по месту жительства, в просветительных и реабилитационных мероприятиях. Эта работа, как правило, бесплатная; в некоторых областях доля пожилых людей очень значительна, например в общественном опекунстве, среди судебных кураторов по делам несовершеннолетних или в организации помощи соседям в микрорайоне. Известно, что на этих работах пожилые люди часто приобретают новые знания и навыки для лучшего исполнения своих начинаний. Понятно, что общественную активность проявляют пожилые люди только в годы так называемой ранней старости; ухудшение здоровья исключает людей третьего возраста из столь ценимых ими общественных мероприятий. Чтобы люди приобрели навыки выгодного для себя и общества умения отдыхать, они должны развивать ещё в молодости способность заполнять различными занятиями своё свободное время. Эти навыки нельзя приобрести "вообще", их надо усваивать в каждой области отдельно: в чтении, путешествиях, коллективных играх и т. п. Игнорирование этого принципа мы отмечаем нередко вокруг себя: кто-то умеет вести себя в гостях, но является "безграмотным" в походе. Методы организации правильного, приятного отдыха разнообразны; например, человек должен знать, что прогулки постоянно в одном и том же месте менее ценны, чем прогулки каждый раз в другие места; что литературные произведения могут быть "пустыми" или расширять познание мира и людей, и т. д. Другой метод состоит в "облагораживании" стереотипов поведения; например, замена азартных игр играми, требующими умения, размышления, а пикника с выпивкой -- пикником с песнями у костра. С "воспитательной" целью можно использовать также человеческую склонность следовать моде, престижному поведению, соперничеству. Количество пенсионеров в Польше увеличивается с каждым пятилетием, а их жизненная активность продлевается. Для социальной и культурной ситуации народа важно, чтобы всё более многочисленный "мир старых людей" становился миром людей, черпающих из жизни максимум возможного удовлетворения, а также обогащающих общество ценностями своего возраста. Средства массовой информации в жизни пожилых людей Средства массовой информации поднимают проблемы, связанные с жизнью пожилых и старых людей, различными способами. Распространяемые ими материалы можно разделить на материалы о старых людях и материалы для старых людей. Некоторые из них, касающиеся старения и старости, создаются сравнительно молодыми людьми, иногда детьми, авторами других материалов являются пожилые и стареющие люди. Материалы о старых людях касаются проблематики, связанной со старением и старостью, с нуждами старого человека, его семейной и социальной ситуацией. Они информируют об организациях и объединениях, обслуживающих эту категорию людей. Эти материалы ориентированы на всех потребителей информации, в том числе на старых людей и их семьи, соседей, товарищей по работе, руководителей, а также на специализированные службы. Эти материалы должны информировать общество о старости и старении в очень широком аспекте. Поэтому в них должны приниматься во внимание вопросы здоровья, диететики, профилактики преждевременного старения, способа поддержания жизненного тонуса и хорошего самочувствия. Материалы должны отражать социальное положение пенсионеров по старости и инвалидности, их материальное положение, жилищные условия, обеспечение рынка продуктами, одеждой, обувью и другими предметами повседневного пользования, раскрывать духовные потребности, говорить о чувстве одиночества и пустоты, а также о мерах, компенсирующих такое состояние, напоминать о возможностях рекреации и творчества в пожилом возрасте. Существенным представляется привлечение создателей материалов к научным исследованиям на тему правдивой ситуации и действительных потребностей старых людей, а также к использованию примеров из жизни. Материалы для старых людей отражают ту же самую проблематику, отличаясь лишь способом подачи информации. Они распространяются в виде отдельных рубрик в журналах, радиопередач и телепрограмм, книжных сборников полезных советов для пожилых и старых людей. Частота, объём и тематика таких материалов зависят от многих факторов, таких, как демографическая структура общества, социальная политика государства, активность организаций и исследовательских центров, занимающихся проблемами третьего возраста, а также от инициативы создателей программ и печатных изданий, предназначенных для старых людей. Эти факторы обусловливают регулярное появление таких материалов в средствах массовой информации либо увеличение их количества в связи с предпринимаемыми акциями (например, месячник пожилых людей, День бабушки), введением новых социальных прав либо созданием экспериментальных учреждений для старых людей. Оба вышеупомянутых вида материалов распространяют в обществе сведения о пожилых людях. Они могут стимулировать проведение общественно полезных мероприятий, не обременяя ими социальные службы. Одновременно они способствуют устранению конфликтов между поколениями, помогают улучшить межчеловеческие отношения. Формируя общественное мнение, они могут влиять на людей, исполняющих важные административные функции, а также на окружение старых людей и на них самих. Важную роль в этом аспекте играют также материалы, содержащиеся в беллетристике, радиопостановках, телевизионных сериалах, театральных пьесах, художественных фильмах. Среди популяризаторов публицистических, научно-популярных, научных и художественных материалов по этой тематике значительный процент составляют пожилые люди -- писатели, учёные, артисты и общественные деятели. Их творчество является вкладом в общее воздействие средств массовой информации. Кроме того, беседы с ними, интервью, фильмы об их жизни, другие формы контактов являются источником знаний об интересной, активной, творческой старости. Они популяризируют образцы правильного поведения, призывают следовать им. Значительную роль играют и такие материалы о старых людях и для старых людей, которые поступают непосредственно от знаменитых людей, экспертов, научных авторитетов, руководителей политических и общественных организаций. Среди публикуемых материалов может доминировать картина счастливой старости, новейших приспособлений и учреждений, предназначенных для старых людей, либо наоборот, трудной старости, протекающей без специального оборудования и соответствующих учреждений. Несомненно, общественность заинтересована в сохранении "золотой середины". Наряду с "образцовым" материалом должна также публиковаться информация о трудностях и нуждах старых людей, учреждениях и организациях, которые плохо работают. Ибо если "образцовые" материалы пропагандируют позитивные образцы поведения, то картина тоски, боли и одиночества побуждает к раздумьям, мерам по оказанию помощи другим людям. Познавательно-воспитательная функция материалов, содержащихся в публицистике, научно-популярных работах и в различных художественных произведениях, сочетается со всеобщим постепенным просвещением общественности, которое включает в себя улучшение подготовки для выполнения социальных ролей (например, стареющих людей, детей стареющих и старых родителей, руководителей, работников в предпенсионном возрасте), выработку гражданской позиции, укрепление связи между поколениями, а также подготовку к старости. Поэтому материалы, на первый взгляд не связанные со старыми людьми, но лишь со старением, то есть адресованные всем, например, как сохранить физическую форму и активность, как "успеть" за общественными и культурными переменами, как приспособиться к изменяющимся нормам и обычаям, помогают подготовить к старости и себя и других. Особая роль тут принадлежит материалам для пожилых людей, так как специальные рубрики в некоторых журналах, радио- и телепередачи, а также сборники советов, адресованные им, рекомендуют определённые образцы поведения, способы проведения свободного времени, знакомят с учреждениями, предназначенными для пожилых, и т. п. Редакторы этих рубрик или передач стараются установить непосредственный контакт с "потребителями продукции", предоставляя место для писем читателей, отвечая на них. Они способствуют взаимному обмену корреспонденцией путём помещения адресов, посредничают при установлении контактов. В некоторых случаях помещают объявления с предложением совместно заниматься каким-либо хобби, музицированием, игрой в карты, проводить отпуска и т. п. Иногда сообщают об открытии или деятельности клуба пожилых, курсов и студий для людей третьего возраста, гимнастических групп или садоводческих товариществ. Эти специальные рубрики и передачи по мере роста их популярности расширяются за счёт деятельности, укрепляющей непосредственные связи с читателями, слушателями, зрителями. Некоторые мероприятия носят характер "спасательных" акций, заключаются, например, в ускорении выплаты материальной помощи, доставке необходимых приспособлений и оборудования, помощи в улучшении жилищной ситуации и т. п. Одновременно они выполняют функции, компенсирующие отсутствие соответствующих организаций и общественных сил среди местной общественности, сами становясь как бы этими организациями. В большинстве случаев широкая акция, проведённая с помощью этих рубрик в журналах, радио- и телевизионных передачах, выполняет воспитательные функции. Предпринимающие такую деятельность редакторы могут дать нужный совет, направить к специалисту и соответствующему источнику информации. Они возрождают и популяризируют обычаи, укрепляющие связи между поколениями, побуждают к творчеству в различных областях. Наша пресса регулярно помещает информацию о счастливом, долголетнем супружестве, знакомит со счастливыми юбилярами. Венгерское телевидение с 70-х гг. посвящает специальную программу людям в преклонном возрасте "Для пенсионеров". В этой программе даются юридические, медицинские советы, ответы на письма телезрителей, популяризируется интересная литература. Английская компания Би-Би-Си передаёт цикл передач на темы, связанные с переходом на пенсию. Радио и телевидение ФРГ также ведут подобные передачи, в том числе телевизионную для старых людей "Помните ли Вы?". На страницах чешских женских журналов помещают поздравления по случаю дня рождения в 70 и 80 лет, пишут об их жизни, семейном положении, помещают их фотографии. Первая программа шведского радио подготовила цикл из трёх передач, посвящённый проблемам старости и старения, названный "Дедушка и бабушка 1996 года". В цикл входят интервью, проведённые с людьми, выходящими в ближайшее время на пенсию, которые рассказывают о своих планах на будущее. Значительная часть передач посвящена проблемам будущего, когда люди, видимо, будут трудиться не больше 20--25 лет. Другим примером является специализированный французский журнал "Геронтология", издаваемый профессором пропагандирующий различные формы помощи людям третьего возраста или более популярный журнал "Наше время". В нём публикуется информация о центрах, организующих занятия, семинары и отдых для людей, собирающихся на пенсию, а также для самих пенсионеров. Установление частоты, соотношения, а также сферы распространения этих двух типов материалов -- для старых людей и о старых людях -- требует количественного и качественного анализа содержания журналов, радио- и телепередач, как центральных, так и местных. Таким исследованием можно также охватить опубликованные сборники различных советов. Такой анализ является основанием для оценки сегодняшнего состояния популяризации упомянутой тематики средствами массовой информации. Такие исследования позволяют оценивать правильность так называемой воспитательной профилактики, реализующей задачи подготовки к старости и несущей помощь стареющим и старым людям. Как и в каком объёме старые люди пользуются средствами массовой информации, какое из этих средств и в зависимости от каких факторов выбирают, какие материалы и формы подачи предпочитают -- на эти вопросы можно ответить, проводя целенаправленные обследования потребителей информации, принимая во внимание прежде всего эту возрастную категорию. Другим источником являются исследования, касающиеся способа проведения старыми людьми своего свободного времени. Исследования по вопросам о влиянии прессы, радио и телевидения в Польше в 1967 г. (позднее такие исследования не проводились) показали, что 93% пожилых людей (55 лет и старше) являются радиослушателями, 65,4% -- телезрителями. Причастность к этим источникам информации снижается по мере старения. Кроме того, ограниченное использование их характеризует людей с низким уровнем образования, не работающих профессионально, проживающих в деревне и в небольших посёлках. Исследование роли радио и телевидения в повседневной жизни показывает, что людям в предпенсионном и пенсионном возрасте больше, чем более молодым людям, нравится слушать радио и смотреть телепередачи, а слушание радио каждый третий человек оценивает как одно из самых приятных занятий. Сходные тенденции выявили исследования С. Яловецкого, касающиеся 70-х гг. Иерархия культурной активности исследованных пенсионеров и людей перед выходом на пенсию позволяет составить следующий ряд: 92% слушают радио, 88% смотрят телепередачи, 76% читают ежедневную прессу, 48% читают книги, 32% -- журналы. Количественный аспект участия в средствах массовой информации является важным для педагога, социального работника и деятелей, занимающихся проблематикой старых людей. Так, широкое пользование радио, телевидением, а также прессой предполагает их доступность в рамках социального и культурного минимума. Так, например, исследования домашних хозяйств пенсионеров, проведённые Главным управлением статистики в 1971 г., выявили большое количество радиоприёмников, приходящихся на 100 хозяйств, однако исследования силезских рабочих, подтверждая количественные показатели, выявили, что радиоприёмники и телевизоры, которыми располагают старые люди, отличаются большой степенью изношенности и низкими техническими показателями, что затрудняет хорошее восприятие передаваемых материалов, ограничивает их художественную ценность. Не менее существенными являются способы использования средств массовой информации. Мы не располагаем исследованиями, которые позволили бы определить сферу и предпочтительность того или иного способа чтения газет, слушания радио, просмотра телепередач. Располагают ли старые люди собственной аппаратурой, если проживают совместно со взрослыми детьми? Могут ли они смотреть свои любимые телепередачи или им навязывается просмотр того, что интересует других членов семьи? Как чаще и охотнее читают, слушают и просматривают старые люди -- в одиночестве, в кругу семьи или со знакомыми и друзьями в клубе? Как широко культивируются такие традиции, как, например, чтение вслух дома, совместное обсуждение прочитанного, сбор журналов, газетных вырезок и т. п.? Наблюдения, дискуссии, проводившиеся в клубах пожилых людей, а также фрагментарные исследования свидетельствуют о том, что старые люди читают, слушают радио и смотрят телевизионные программы как в одиночестве, так и в семье и в целенаправленно собранной группе. В действующих в Польше клубах пожилых людей посетители охотно просматривают и читают разложенные журналы, а интересующие их номера берут на дом для детального изучения. Они охотно просматривают телепередачи, обмениваются мнениями по ходу передачи и выражают своё отношение к программе. Некоторые люди выписывают журналы, а после прочтения либо отдают друзьям и знакомым для прочтения, либо комплектуют ежегодные подшивки. Среди пенсионеров распространён также обычай делать вырезки и комплектовать материалы, печатающиеся с продолжением. Эти произведения позднее перечитываются и передаются другим. Проявляется также обычай делать вырезки информации, существенной для читателя (объявления, правовые документы, некрологи и т. п.). Более активное и более выборочное использование средства массовой информации связано с уровнем образования и наличием какого-либо хобби или постоянных интересов: например, люди, заинтересованные умственными развлечениями, читают журналы, ища в них ребусы, шарады, кроссворды и т. п., а "при случае" просматривают и остальное содержание. Использование указаний, советов, правил, рекомендаций по проведению свободного времени, проявление при желании той или иной активности (например, участие в конкурсе, дискуссии, ведение дневника, подготовка к телетурниру) расширяют воздействие средств массовой информации на старых людей и характер контактов с ними помимо простого слушания, просмотра или чтения. Избранное средство информации становится источником инициативы и вдохновения, обогащая и продляя контакт с потребителем информации. Пожилые люди подчёркивают познавательные и информационные ценности средств массовой информации. Они оценивают также их функцию советчика, причём большие шансы скорейшего принятия и использования советов имеют образцы культуры, которые относятся к практической сфере, бытовым условиям, нежели те, которые касаются области межчеловеческих отношений.' В то же время формы советов и рекомендаций, адресованные специальным группам потребителей, вызывали, несомненно, больший интерес, чем адресованные всем. Функция средств массовой информации как советчиков способствует возникновению активного начала, стимулирует творчество, реализуемое в повседневной жизни, необычайно важное с точки зрения психогигиены, компенсирует отсутствие стойких интересов и культурных образцов, ограничивает чувство скуки, бесполезности свободного времени, облегчает одиночество, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими сходные интересы. Активность, вызываемая использованием средств массовой информации, принимает различные формы. Просмотр, например, телевизионного сериала, может склонить пойти в кино, к прочтению повести или статьи в журнале, к посещению местного музея и т. п. Культурно-просветительские и социальные работники должны активно пропагандировать использование средств массовой информации, побуждая к установлению контактов с журналами, к участию в конкурсе, общественной работе. Их задачей является также облегчение подбора содержания, помощь в формировании интересов, в возвращении к давним "друзьям" -- любимым авторам и книгам. Они должны видеть в средствах массовой информации союзника, предоставляющего темы к беседам, дискуссиям и размышлениям, учить, если это требуется, поддержанию контактов при их посредничестве с текущей жизнью и её актуальными проблемами, противодействуя чувству пустоты и изоляции. Поэтому очень важным является возврат к традиционным формам контактов, таким, как чтение вслух, комментирование, беседы и дискуссии на темы просмотренных фильмов или прослушанных радиопередач, побуждение к действиям и поступкам, пропагандируемым через средства массовой информации, а затем заинтересованность их результатами. Редакторы, создатели отдельных программ и лица, их представляющие, могут сыграть здесь немалую роль в "оживлении" тех кругов общественности, где отсутствуют учреждения для пожилых людей и оборудование, позволяющее использовать свободное время. 3.3 Межпоколенные контакты Наиболее тесные контакты между поколениями устанавливаются в случае совместного проживания. На рубеже 1966 и 1967 гг. 67% людей пожилого возраста (65 лет и старше), имеющих детей, проживало вместе с ними. Это очень высокий показатель. Для сравнения: в Великобритании он составлял 42%, в США -- 28%, в Дании -- только 20%. Такой высокий показатель в Польше в большой мере объясняется тем, что вместе с детьми проживало 76% пожилых крестьян. Если не считать крестьянские семьи, то этот процент будет ниже, но всё равно высоким -- 57%. Вместе с детьми живут работники физического труда чаще, чем интеллигенты, хотя разница незначительная. Совместное проживание родителей-крестьян с детьми связано с традиционным семейным крестьянским хозяйством, в городе же обусловливается главным образом нехваткой жилья. Другой основной причиной совместного проживания является переезд матери (реже отца) к детям либо для оказания помощи в ведении домашнего хозяйства и уходе за внуками, либо в связи с необходимостью быть под опекой детей и даже на их иждивении. Отдельным домашним хозяйством среди людей пожилого возраста живёт 4% тяжелобольных и 6% не имеющих возможности самостоятельно выходить из дома. При совместном проживании старых родителей с детьми возможны два варианта: либо родители предоставляют свою квартиру детям, либо дети принимают в своё жилище родителей. Большинство (60%) опрошенных пожилых мужчин считают себя главой общей со взрослыми детьми семьи (относительно чаще этот ответ встречался в сельской местности, чем в городе). Не всегда в семье достигается согласие по этому поводу, хотя женщины редко приписывают себе роль главы. Большой разрыв в опросе о главенстве в семье между мужчинами и женщинами может объясняться прежде всего тем, что речь идёт о мужчинах в основном женатых, а о женщинах одиноких. Пожилые супруги, пока они оба живы, имеют более выраженную тенденцию сохранить свою привычную позицию и автономию, доминирующее положение в домашнем хозяйстве. Кроме того, одинокие чаще имеют общее с детьми домашнее хозяйство. Вот как выглядит статистика: вместе с детьми жило 45% состоящих в браке родителей и 70% одиноких (в деревне 83%). Пожилые супружеские пары, как правило, приписывают себе доминирующее положение в общем домашнем хозяйстве, особенно в случаях, когда муж ещё работает и руководит хозяйством. Одинокие мужчины реже называют себя главой общего хозяйства. Среди пожилых одиноких людей вместе с детьми проживало больше женщин, чем мужчин, больше неработающих, чем работающих, больше тех, кто имеет ограниченные возможности вести самостоятельное существование, чем людей физически здоровых и экономически обеспеченных. Все вышеприведённые данные позволяют сделать вывод: в пожилом возрасте независимость легче сохранить супружеским парам, чем людям одиноким. Из приведённых данных о большом проценте совместного проживания родителей со взрослыми детьми может сложиться впечатление, что в Польше такой тип семьи является основным. Однако это не так. Во-первых, старики (особенно это характерно для городских семей) чаще всего живут вместе со взрослыми детьми, не состоящими в браке. Это своего рода продолжение существования нуклеарной семьи до пожилого возраста, особенно если нет внуков. Во-вторых, около 30% пожилых супружеских пар из среды рабочих и 17% из крестьянской среды, проживающих под общей крышей с детьми, ведут раздельное с ними хозяйство. В-третьих, домашнее хозяйство нуклеарного типа решительно преобладает в общем числе семейных хозяйств. Только около 15-- 20% семейных хозяйств в городе являются совместными с родителями, и то чаще всего с одним из них. Из этого следует, что родительские пары не стремятся создавать совместные хозяйства с семействами своего сына или дочери. 3.4 Роль местной общественности в борьбе с одиночеством Француженка написала книгу "Скандальный возраст", в которой сравниваются ответы пожилых людей с ответами 9-- 14-летних учеников парижских школ на три вопроса: "Что ты думаешь о пожилых людях? Полагаешь ли ты, что им надо помогать? Где они должны жить?". В целом учащиеся считают, что люди пожилого возраста должны жить вместе с родными, а не в доме для престарелых; они отмечали, что одинокие пожилые люди живут по соседству, встречаются на улице, в магазине, в лифте, в парке и т. д. У детей не возникало сомнений, что пожилым людям надо помогать перейти улицу, открыть тяжёлую дверь, принести покупки из магазина, угля или дров из подвала и т. д. Многие ответы учащихся, однако, заканчивались словом "но". Эти "но" можно сгруппировать следующим образом: пожилые люди чрезмерно занимают время детей, проявляющих желание прийти к ним с помощью, своими бесконечными рассказами о делах и людях, которые совершенно не интересуют молодых; пожилые люди проявляют непонятную для детей привязанность к мелочам, старой утвари, старым газетам, разным безделушкам и т. п. предметам, которые затрудняют содержание в порядке и чистоте квартиры и особенно кухни. Смешанные чувства вызывает у школьников также привязанность пожилых людей к неинтересным, некрасивым, назойливым и избалованным котам, собакам и злым попугаям. Детей удерживает на определённом расстоянии в контактах с пожилыми людьми не старомодный или немодный стиль их одежды, а, скорее, недостаточная опрятность в одежде, причёске, личной гигиене. Другой причиной держаться на расстоянии дети считают критическое настроение пожилых людей к окружающему миру, их жалобы и сетования в адрес родственников и друзей, не всегда справедливый и часто непонятный детям и молодёжи подход пожилых людей к возникающим человеческим конфликтам, склочное и недоброжелательное отношение многих к своим соседям, ко всему, что их окружает. Несмотря на все эти разные оговорки, дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. О тоске и одиночестве, об изоляции от общества, частично также о материальных трудностях и проблемах удовлетворения основных житейских потребностей прежде всего говорили сами пожилые люди, опрошенные А. Лоран. Здесь уместно остановиться на теме субъективного ощущения одиночества и социальной изоляции, которое вызывает состояние глубокой неудовлетворённости жизнью и иногда даже доводит до самоубийства. Чаще всего причинами самоубийства пожилых людей кроме ослабления родственных связей в случае смерти супруга (или супруги) или ухода детей являются нарушение связей с соседями, привычными ранее кругами общения, нарастание чувства изоляции и одиночества. Увиденный глазами ребёнка образ пожилого человека и анализ причин самоубийств в пожилом возрасте понадобились нам не для того, чтобы вызвать панику, а для того, чтобы показать, что чувство одиночества, чувство отчуждения от общества часто объясняются не объективным, а субъективным состоянием пожилого человека. Не вызывает сомнения, что в конкретных индивидуальных судьбах объективные обстоятельства переплетаются с субъективными. Так, например, невозможность из-за нехватки сил принести дрова или уголь из подвала и вследствие этого отсутствие горячей воды ведут к неопрятности, запущенности одежды, квартиры, что в свою очередь приводит к неприязни даже доброжелательных соседей или других потенциальных помощников. Эти проблемы были исследованы французским учёным, которая провела опрос почти 8000 пожилых людей из различных местностей, проживающих в одиночестве, вместе с родными, в домах престарелых. Она выработала шкалу одиночества пожилых людей на основе следующих факторов: наличие детей, удалённость места их проживания и частота контактов с ними; наличие семьи, удалённость места её проживания и частота контактов; наличие друзей, контакты с ними, прежде всего в клубах или обществах. Шкала имеет четыре оценки -- от 0 до 3. Применение шкалы обнаружило ряд интересных явлений, с которыми мы и познакомимся. Чуть более 78% опрошенных имеют детей, почти столько же живут от них поблизости, но только 2/3 видятся с ними по крайней мере один раз в неделю. Общение с родными носит ещё более редкий характер, хотя.у почти 80% опрошенных есть родные и половина из них живёт поблизости, но общается с ними по крайней мере один раз в неделю только 1/3 обследованных. Что касается клубов или обществ пожилых людей, то к ним не принадлежат 2/3 опрошенных. Частота общения с друзьями по клубу очень низкая. Следует отметить, что мужчины в этом проявили большую активность, чем женщины и супружеские пары. Показатель изолированности сильно разнится в зависимости от места проживания. Полную изолированность отмечают жители Парижа (14,4% от общего числа опрошенных) и больших городов (13,6%). Самый низкий уровень изолированности характерен для пожилых людей, живущих в сельской местности и в небольших городах. Тем не менее в итоге оказалось, что больше всего пожилых людей с наиболее низким показателем одиночества живёт в городах (исключая Париж). Спасения от чувства одиночества пожилые люди ищут в установлении дружеских контактов, в частности в домах для престарелых закрытого типа. Более 80% опрошенных жителей этих домов назвали именно этот фактор главным мотивом своего пребывания там. Другой исследователь, изучала, в частности, мотивацию, связанную с поездками на отдых. Оказалось, что, хотя эти мотивы у пожилых людей не отличались от мотивов людей прочих возрастных категорий, тем не менее их аргументы были достаточно своеобразными: эта поездка является возможностью вырваться из повседневности, скуки, монотонности, хоть на время избавиться от бытовых трудностей -- домашнего хозяйства, неустроенного быта и т. п. Поездка позволяет отдохнуть в связи со сменой мыслей, возможностью преодолеть культурную и социальную инертность, проявить по мере сил свою активность в социальной и культурной сферах. Такие поездки способствуют избавлению от чувства одиночества, создают возможности возобновить контакты со старыми знакомыми и друзьями, коллегами, завязать новые знакомства с перспективой поддерживать их и в будущем. Жизнь в коллективе отгоняет мысли о смерти, которые в одиночестве становятся подчас очень тягостными. Здесь стоит привести одно из наблюдений К. Колло: чем люди старше, тем охотнее они проводят время среди лиц своего возраста. Выборочные данные из французских исследований и статистические материалы убедили нас в том, что чувство одиночества у пожилого человека перерастает иногда в настоящую драму. Существует ли способ уменьшить ощущение изолированности от общества, поскольку полностью этого избежать, скорее всего, невозможно? Изложенное выше, без сомнения, позволяет ответить на этот вопрос положительно. Пожилой человек не должен прекращать работу над собой. Своим видом и вниманием к внешним атрибутам жизни он должен вызывать благосклонность и одобрительные чувства со стороны своих близких, как детей, так и взрослых. Находя друзей среди детей, молодёжи, взрослых, пожилой человек должен помнить, что дружеские отношения строятся на взаимности, внимании к его времени и нуждам, приспособлении к его возможностям, например к возможностям ребёнка, стремящегося помочь старому человеку. Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может быть также объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с местной общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней. Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, поддерживают связи с коллегами по работе, если они проживают поблизости соседей и знакомых, встречи с которыми обычно не требуют чрезмерных усилий, превышающих возможности пожилого человека. Следует подчеркнуть, что пожилой человек, как правило, заводит и поддерживает знакомства с людьми и группами разных возрастных категорий. Наиболее простая и распространённая форма общения существует в группах отдыхающих, составленных из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки -- совместными играми. Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодёжью не только существует, но и имеет возможности для своего развития. Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в относительно узкой сфере: в магазине, библиотеке, в доме культуры, клубе и других культурных учреждениях, в конторах, в парке, на территориях, предназначенных для отдыха, и т. д. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. Эту фазу контактов с обществом, которую можно назвать квартирными контактами, характеризует изменение отношения к местной среде: старый человек перестаёт быть участником общественной и культурной жизни по месту жительства и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них (к сожалению, отсутствие данных не позволяет назвать эту цифру) не только сохраняют культурную активность, читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, принимают визиты людей всех возрастных категорий, чаще ровесников и детей. Иногда они осуществляют опеку над детьми, присматривают за ними, помогают готовить уроки и т. п. К. Колло, исследуя постояльцев домов престарелых закрытого типа, выделила две категории пожилых людей: проявляющих тенденции к экстраверсии (27% обследованных) и к интроверсии (73% исследуемых). Экстраверты, проявляющие интерес к людям, событиям, внешним проблемам, имеют друзей как внутри, так и вне закрытых домов призрения, проявляют высокую активность вне стен домов для пенсионеров, поэтому показатель общественной изоляции у них низок. Интроверты, интересы которых направлены на собственное Я, а не на внешний мир, как у экстравертов, подразделяются на две группы. Первая из них, более многочисленная (42,6% от всех исследуемых), -- это интроверты по собственной инициативе, сознательно сокращающие свои эмоциональные связи, ограничивающие межчеловеческие контакты, часто до элементарных форм вежливости, живущие хорошо со всеми, но близко -- ни с кем. Это добровольный отказ от контактов с окружающими, в основном семейных и дружеских, ведёт, в конце концов, к появлению чувства одиночества и изоляции. Вторую группу интровертов К. Колло назвала "пассивными" интровертами; это стойкая черта личности, развивающаяся с годами. По мере уменьшения физических и психических сил такой интроверт всё герметичнее замыкается от внешних влияний, становится менее впечатлительным на события, людей и проблемы окружения. Если обобщить результаты исследования французского учёного, то можно сказать, что почти 70% пожилых людей ощущают потребность в общении с людьми. Какие направления деятельности доступны пожилому человеку в наших условиях? К сожалению, мы не располагаем достаточно доказательным и позволяющим сделать широкое обобщение эмпирическим материалом, тем не менее можно сказать, что это прежде всего работы по социальной опеке и попечительству (например, судебный куратор, районный общественный опекун), работы, выражающиеся в участии в соответствующих комиссиях местного самоуправления, и, наконец, консультативная помощь культурно-просветительного характера, участие в библиотечных советах, в работе клубов, домов культуры и т. п. К попечительской деятельности следует отнести также работу в Обществе друзей детей, в родительских комитетах школ, учреждениях закрытой опеки над детьми, а также деятельность в организациях самопомощи в рамках местных объединений пенсионеров, в местных органах Польского комитета социальной опеки и т. п. Активность может быть направлена на культурно-просветительную работу, опекунство (в том числе в виде самопомощи)и к Таким образом, можно выделить следующие основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении, наиболее характерные для нашего общества: опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская. Наиболее ценной является деятельность типа взаимопомощи, примеры которой приводим ниже: в основном больным, одиноким и беспомощным -- организация доставки питания, оказание медицинской помощи и помощи по уходу, раздача лекарств, беседы, чтение газет, книг, совместное прослушивание радиопередач, пластинок, просмотр телепрограмм и т. д. 1) Пример из Пуатье (Франция): "Для людей в возрасте старше 65 лет уже построены 4 жилых блока с удобствами, каких ожидают люди „золотого возраста". Шесть специальных ресторанов доставляют блюда на дом. Пятьдесят женщин помогают по хозяйству и в покупках. Тринадцать дневных клубов с телевизорами, книгами, газетами и музыкой ждут посетителей. Главным является, однако, телефон: круглосуточное телефонное дежурство, впервые и пока единственное во Франции. Аппараты установлены у постелей старых людей -- одиноких и беспомощных. Достаточно нажать кнопку и помощь приходит через несколько минут. Однажды уже была спасена жизнь 85-летнего мужчины, которого подвёл стимулятор сердца. Прежде чем потерять сознание, он успел соединиться с Обществом. Он даже не должен был объяснять, в чём дело. На столе дежурного лежит полная документация на каждого из подопечных. Тысяче членов Общества помощи пенсионерам в Пуатье министр здравоохранения госпожа С. Вейль заявила: "Вы опередили намерения правительства. Вы показали, как можно заботиться о пожилых людях в их жилище, к которому они уже давно привыкли. А это наиболее идеально". 2) Пример из Су-Фолса (США): "В американском городке Су-Фоле в штате Дакота 1700 человек, одиноко проживающих в многоквартирных домах, и 250 одиночек из индивидуальных домов каждое утро вывешивают на дверях записки: „Я чувствую себя хорошо" или „0'кэй". Тем, кто идёт на работу или в магазин, достаточно взглянуть, что у соседа всё в порядке. А если он не повесил записку, значит нуждается в помощи... Вроде бы простая процедура, но польза от неё очень большая". 3) Пример из Лодзи: "Студенты лицея № 2 под руководством преподавателей заботятся о пенсионерах и хронически больных. Это, в частности, бывшие работники здравоохранения, нуждающиеся в помощи. Студенты помогают им делать покупки, убирают, записывают на приёмы к врачу, приносят лекарства из аптеки, читают им вслух книги и газеты, а иногда попросту сердечно беседуют. Если кто-нибудь из подопечных попадает в больницу, студенты часто бывают единственными, кто их навещает. Опека над больными приносит студентам большое удовлетворение и подготавливает их к будущей профессиональной работе". Пожилых людей, которые нуждаются в опеке, по Е. Пиотровскому (1976), в Польше 10%. Обычно это люди, которые не покидают жилища без посторонней помощи, причём половина из них вынуждена постоянно пребывать в постели (4%). Материальным обеспечением, опекой и поддержанием социальных связей, а тем самым -- борьбой с чувством одиночества старых, одиноких и больных людей занимаются организации общественной помощи, Польский Красный Крест, местное самоуправление, студенческая молодёжь, члены Союза польских харцеров, дети и школьная молодёжь. Отсутствие достаточного количества квартир в домах, специально спроектированных для пожилых людей в их "собственном" жилом микрорайоне, отсутствие телефонов, дешёвых диетических столовых и ресторанов в микрорайонах затрудняет введение тех или иных форм сотрудничества и способов общения. Когда мы говорим о старых людях и их микросоциальной среде, мы не должны забывать о том, что могут возникать ситуации, которые не соответствуют этическим нормам общества. Это может происходить как в деревне, так и в городе. В городе это издевательство над стариками со стороны соседей (чаще всего) и семьи (реже), нередко связанные с желанием занять квартиру или комнату; в деревне же чаще всего возникают ситуации, когда родители не передают своё хозяйство детям или передают его с обязательством содержать их. Одна и другая ситуации создают возможности конфликтов, приводящих либо к упадку хозяйства (первая ситуация), либо к физическому и психическому "оживанию" со света стариков (вторая ситуация). Противодействовать этому можно прежде всего путём воспитания отношения к старост и, то есть путём формирования у молодёжи благожелательности и понимания потребностей и возможностей пенсионеров, а также путём достойной реализации стариками их социальной роли. Существует несколько вариантов этих ролей; вполне возможно также их сочетание. Мудрец -- это роль пожилого человека, весьма характерная для античности, но она представляется актуальной и в наши дни. Участие старых людей в различных учреждениях в качестве членов научных, общественных советов, советов по программированию, в которых ценится опыт, знания, специфический тип знания жизни, а точнее -- механизмов жизни и людей, которые эти механизмы "приводят в движение", -- это характерные черты роли современного "мудреца". Роль связующего звена между поколениями. Если бы не стало людей, которые могли бы играть эту роль, то исчезли бы мощные стимуляторы патриотического, общественного, политического, исторического воспитания. Члены Союза борцов за свободу и демократию, революционные деятели, прежние деятели молодёжных организаций являются "живой историей", привносят в жизнь молодого поколения знания, атмосферу ценности трудовых традиций своей молодости. Особенно показательны примеры обращения к старым людям как к связующему звену между поколениями в работе харцерских отрядов, а также на промышленных предприятиях с долголетними традициями общественной и профсоюзной деятельности. Роль опекуна и воспитателя является наиболее популярной. Данные выборочных исследований деятельности членов попечительских советов, групп самоуправления Общества друзей детей, членов региональных секций этого общества, судебных кураторов и т. п. подтверждают, что в этой роли пожилые люди чувствуют себя наиболее компетентными и в то же время ответственными, а результаты их деятельности высоко ценятся всеми окружающими. В печати появляется множество материалов о матерях, дети которых уже "встали на ноги" и которые принимают на себя обязанности общественного попечителя, судебного куратора или детского попечителя при местном самоуправлении. Пожилой человек часто выступает также в роли организатора общественной жизни, культурной и просветительной деятельности. Обычно этих людей охотно принимают во всех организациях и учреждениях, прежде всего в тех, членами которых являются люди этого же возраста, например в местных отделениях Союза борцов за свободу и демократию, в клубах пожилых людей "Золотой возраст" или "Тихая осень", в домах и союзах пенсионеров, в Союзе инвалидов войны и т. п. Для роли организатора необходима, однако, хорошая физическая форма, которая позволяет устанавливать связи в ближайшем окружении и за его пределами. Остальные роли, которые исполняют пожилые люди, не требуют такой физической формы. Их они могут выполнять и "на дому". "Мудрецом", человеком, связующим поколения, попечителем и воспитателем может быть человек, который редко переступает порог своего дома или даже вовсе не выходит из него. Жизнь известного ботаника, и создателя польской теории социальной педагогики, показывает, что вынужденное пребывание дома из-за болезни не мешает трудиться на благо людей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |