|
Проблема множественности разумных миров и изучение НЛОПроблема множественности разумных миров и изучение НЛО35 Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Контрольная работа по предмету «Концепция современного естествознания» по теме: «Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО» Пермь 2009 Содержание: Введение Методологические разработки Типы контактов “Следы” внеземных цивилизаций на Земле Поиск внеземных цивилизаций во Вселенной Вероятность иной жизни во Вселенной Заключение Введение Долгое время Земля казалась человеку необъятной и безграничной. Понадобились сотни, даже тысячи лет, чтобы разглядеть собственными глазами Землю из космоса, откуда представилась прекрасная возможность увидеть нашу планету всю, целиком, и откуда она больше не кажется нам необъятной и безграничной. Пока нам достоверно известен только один очаг жизни и разума - планета Земля. Но нет ни каких оснований считать, что среди многих миллиардов звезд, окружающих нас, условия зарождения живой материи и ее длительной эволюции могли возникнуть только в одной точке Вселенной, в нашей Галактике, вблизи Солнца. Проблема поиска жизни и особенно разумной в окружающей нас Вселенной, в нашей Галактике, вблизи Солнца. Проблема поиска жизни и особенно разумной в окружающей нас Вселенной в последнее десятилетие приобретает научный характер. Вряд ли есть другая научная проблема, которая вызывала бы такой жгучий интерес и такие жаркие споры, как проблема связи с внеземными цивилизациями. Созываются научные конференции и симпозиумы, налаживается международное сотрудничество ученых, ведутся экспериментальные исследования. По меткому выражению писателя-фантаста Станислава Лема, “проблема связи с внеземными цивилизациями подобна игрушечной матрешке - она содержит в себе проблематику всех научных дисциплин” Карпенков С. Х. Концепция современного естествознания: учебник для вузов/C.Х. Карпенков.-2-е изд, испр. и доп. - М:. Академический Проект, 2000, с. 229 . Поэтому подход к ней не так прост как может показаться на первый раз. Методологические разработки
В последнее десятилетие в массовом сознании отмечается наплыв очередной волны мистицизма. На этом фоне широкое распространение получило обсуждение вопроса о внеземных цивилизациях, их поисках контактах с ними. Увлечениями поисками НЛО и страстное ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций стали, чуть ли не повальными. Подчас это увлечение приобретает явные черты массового психоза - почти ежемесячно в средствах массовой информации (в том числе достаточно серьезных) появляется “информация” об инопланетянах, контактах с ними и даже об умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных городов. Занимается ли вопросом о внеземных цивилизациях современная наука? В этом контексте следует обратит внимание на эволюцию в изучении Вселенной. Важную роль в этом занимает революция в современной астрономии. Краткий обзор современной астрономической картины мира показывает, что астрономия в XX веке кардинально преобразовала старые классические представления о Вселенной, ее структуре и эволюции, пережила глубокую научную революцию, которая изменила способ астрономического познания. На смену классическому пришел “неклассический” способ астрономического познания. Свидетельством этого является радикальная смена методологических установок астрономического познания: · Основа астрономического познания - признание объективного существования предмета астрономической науки (космических тел, их систем и Вселенной в целом) и их принципиальной познаваемости научно-рациональными средствами (причем не только структурного, но и исторического аспекта Вселенной). Следовательно, можно говорить о полной победе материалистического принципа познаваемости природы, истории Вселенной в системе методологии астрономии XX века. · Эмпирическая основа современной астрономии - наблюдение во всеволновом диапазоне. Теоретические исследования и экспериментальные попытки регистрации гравитационных волн открывают перспективы развития гравитационной астрономии. Сведения о космосе несут не только волновые процессы, но и частицы (космические лучи, нейтрино). Причем важная особенность наблюдений во внеоптических диапазонах состоит в том, что они дают информацию, как правило, о нестационарных процессах Вселенной. · Теоретическая основа современной астрономии - не только классическая механика, но и релятивистская и квантовая механика, квантовая теория поля. Классическая механика не потеряла своего значения для астрономического познания (прежде всего, для объяснения процессов, происходящих в Солнечной системе). Как и прежде, все основные расчеты движений тел планетной системы и искусственных спутников Земли, Луны и планет, космических аппаратов, созданных человеком, осуществляются (в силу слабости релятивистских и квантовых эффектов для этих систем) на базе ньютоновской механики. · Физическая реальность состоит из трех качественно несводимых друг к другу уровней: микро-, макро- и мегамиров. В системе астрономического познания выделяются две большие подсистемы: во-первых, астрономические науки, изучающие закономерности космических тел и процессов макроуровня (небесная механика, астродинамика, астрометрия и др.); во-вторых, астрономические науки, изучающие космические процессы на уровне мегамира (внегалактическая астрономия, релятивистская космология и др.). Считается, что исследования носят космологический характер, если предмет изучения имеет линейные размеры, превышающие 109 пк; именно здесь проходит разграничительная линия между “обычным” астрономическим и космологическим масштабами. В системе астрономического познания большую роль играет исследование закономерностей микромира, связанных с процессами излучения звезд, ранних этапов эволюции Вселенной и т. п., поэтому современная астрономия пользуется и аппаратом микрофизики (квантовая механика, квантовая электродинамика, теория электрослабого взаимодействия, квантовая хромодинамика и др.). Вопрос о глубинных внутренних связях между микро-, макро-, и мегамирами, о том, что на определенном уровне они представляют собой некое (диалектическое) единство, также входит в поле зрения современной астрономии. Вопрос о единственности Вселенной как объекта космологии в современной астрономии решается отнюдь не однозначно. Наряду с точкой зрения, что Вселенная как объект космологии - это наша Метагалактика в ее самых общих свойствах (причем данная точка зрения пока доминирует), существует мнение, что отождествлять Вселенную с Метагалактикой нельзя, поскольку Вселенная может состоять из множества метагалактик, множеств вселенных, продолжаемых порождаемых виртуальной “пеной” физического вакуума, могут сосуществовать друг с другом, а тезис об уникальности Вселенной должен рассматриваться как исторически относительный, определяемый уровнем практики. Хотя эмпирических данных, подтверждающих представление о множественности метагалактик (вселенных), пока нет (более того, проблематична даже та конкретная логико-гносеологическая форма, в которой такой эмпирический базис может быть зафиксирован), тем не менее среди астрономов все чаще высказывается мнение о существовании других метагалактик (вселенных). Одна из теоретических посылок для такого вывода состоит в следующем. Уравнения общей теории относительности и квантовой физики не дают ответа на вопрос о начальных условиях эволюции нашей Вселенной. Здесь возможны два варианта: во-первых, первичное сингулярное состояние вещества из множества потенциальных физических возможностей реализовать в одну реальную - нашу Метагалактику, во-вторых, во Вселенной осуществляется все многообразие физических условий, явлений и движений, допускаемых основными физическим теориями. Если допустить вторую возможность, то надо признать, что реально существует множество вселенных (метагалактик), образовавшихся в результате “первоначального взрыва” (сингулярного) протовещества, связанных между собой некими материальными “каналами”. В трактовке сущности пространства и времени современная астрономия опирается на общую теорию относительности, в соответствии с которой пространственно-временные характеристики перестают быть фундаментальными, независимыми ни от чего понятиями физики. Геометрические характеристики тел, их поведение и ход часов зависят, прежде всего, от гравитационных полей, которые в свою очередь создаются материальными телами. Иначе говоря, предполагается, что пространственно-временная метрика Вселенной обусловлена гравитационным полем, которое создается вещественными телами. Пространственно-временная метрика Вселенной, определяющееся гравитационным полем, в конечном счете зависит от закономерностей эволюции Вселенной. Другими словами, “искривленность” пространства и “замедленность” времени признаются не только в отдельных частях Вселенной вблизи тяготеющих масс, но и в масштабах всей Метагалактики. Не исключена возможность, что метрика нашей Вселенной (Метагалактики) замкнута. В таком случае надо вводить представление о различии бесконечности и безграничности Вселенной в пространстве и во времени. Важное значение имеет то обстоятельство, что в релятивисткой физики такая характеристика, как “конечность-бесконечность”, является вариантом (относительной величины), значит, противопоставление конечности и бесконечности относительно - конечность пространства в одной системе не исключает его бесконечности в другой. Более того, относительны не только “конечность-бесконечность”, но и топологические характеристики пространства-времени. Есть основание предполагать, что метрический и континуальный характер пространства-времени в нашей Вселенной относителен и возможны пространственно-временные организации вещества и поля с иными топологическими характеристиками. Современная астрономия теоретически и эмпирически обосновывает идею нестационарности Вселенной: мир астрономических объектов находится в состоянии постоянного качественного изменения и развития. Идея развития пронизывает всю современную астрономию. Эта идея носит не умозрительный характер, а воплощается в разного рода астрофизических и космологических моделях. Общая идея о нестационарности Вселенной (пространственной и структурной) конкретизируется в следующих методологических установках: во-первых, развитие космических тел рассматривается диалектически - со взрывами, скачками, перерывами постепенности; при этом учитывается многообразие путей развития, включая моменты нисходящего, регрессивного движения, во-вторых, в качестве факторов, определяющих процесс развития космических тел, рассматриваются все четыре известных сейчас фундаментальных взаимодействия; прибегать ко всем четырем приходится в моделировании начальных стадий эволюции Вселенной, вблизи сингулярности; в масштабах Метагалактики решающая роль принадлежит силе тяготения, в-третьих, признается необходимость доведения теоретического описания астрономического объекта и его эволюции до выделения его индивидуальных черт, поскольку астрономические объекты даже одного типа (например, звезды или даже звезды определенного класса) имеют заметные индивидуальные различия (масса, светимость, химический состав, температура). То обстоятельство, что идея развития пронизывает все современное астрономическое знание, привело к переосмыслению роли космогонического аспекта в астрономическом познании. Современная астрономия исходит из установки о космогоническом смысле (прямо или опосредованном) любой астрономической проблемы. Именно космогонический аспект исследований Вселенной начинает все больше выступать в виде того организующего центра, который объединяет различные разделы дифференцировавшейся астрономической науки. В современной “неклассической” астрономии (так же, как и в классической) нет свободы выбора условий наблюдения. Так же, как и классическая, современная астрономия осознает зависимость результата наблюдения от условий, в которых находится наблюдатель. Но в отличии от классической современная астрономия не во всех случаях допускает возможность пренебречь этой зависимостью или внести на нее поправку. В современной астрономии на эмпирическом уровне познания возрастает роль субъекта. Так, при объяснении с помощью общей теории относительности космологических явлений (искривленного пространства-времени) необходимо пользоваться классическими понятиями для описания содержания эксперимента с излучением от удаленных объектов, поскольку он происходит в однородной и изотопной локальной области плоского пространства-времени. Это описание условий эксперимента не может быть элиминировано в окончательном результате исследования. Резкое возрастание теоретической активности субъекта современного астрономического познания. Современная астрономия (как и “неклассическая” физика) отвергает классический идеал абсолютного описания, согласно которому в рамках одной теории можно достичь исчерпывающего описания закономерностей и свойств мира астрономических объектов. В системе теоретического описания структуры и эволюции Вселенной необходима не одна, а множество теоретических моделей. Поэтому отсутствует единство в вопросах содержании исходных абстракций (принципов, аксиом), в которых отражаются существенные характеристики предметной области, в вопросах выбора исходной концептуальной базы для построения таких моделей (например, разное отношение к космологическому постулату и др.). Возрастание роли субъекта своеобразно проявляет себя в так называемом антропном принципе в космологии. В соответствии с этим принципом возникновение человечества стало возможным в силу уникальных крупномасштабных характеристик нашей Вселенной, позволяющих ей саморазвиваться от простого к сложному. Изменяемость структуры познавательной деятельности в астрономии - одна из новых методологических установок. Принципы и способы познавательной деятельности в развитии астрономии периодически изменяются. Эпохи, когда происходят такие изменения, - это эпохи научных революций в астрономии. Итак, методологические установки современной астрономии существенно отличаются от методологических установок классической астрономии. Такое существенное различие в методологических установках классической и неклассической астрономии позволяет сделать вывод о том, что в XX веке в астрономии происходит научная революция - смена способов астрономического познания и астрономической картины мира. Типы контактов Тема контактов со внеземными цивилизациями - пожалуй, одна из самых популярных в научно-фантастической литературе и кинематографии. Она вызывает, как правило, самый горячий интерес у поклонников этого жанра, всех, интересующихся проблемами Мироздания. Но художественное воображение здесь должно быть подчинено жесткой логике рационального анализа. Такой анализ показывает, что возможны следующие типы контактов: непосредственные контакты, то есть взаимные (или односторонние) посещения; контакты по каналам связи; контакты смешенного типа - посылка к внеземной цивилизации автоматических зондов, которые предают полученную информацию по каналам связи. Конечно, наиболее привлекательны контакты первого типа, но именно они наиболее трудны в реальном осуществлении. Основная трудность связана с длительностью полета к другим цивилизациям, которая может быть больше длительности жизни самой цивилизации, ценности привезенной информации, а значит, и смысле самого полета. Например, при полетах к далеким звездам со скоростями, много меньшими скорости света (U << c), требуются тысячелетия, а значит, такие полеты возможны только к ближайшим звездам. Теоретические аспекты таких проектов учеными обсуждаются, хотя до их практического осуществления еще очень далеко. Так называемые фотонные ракеты позволили бы перемещаться в пространстве со скоростями, близкими к скорости света. При этом путешествия в отдаленные области Галактики (и даже в другие галактики) заняли время жизни одного поколения космонавтов. Но согласно теории относительности, в условиях такого полета время сокращается только для экипажа такого космического корабля, а для жителей земли оно будет течь так в нерелятивистской системе. Это значит, что за время путешествия на Земле пройдут сотни и тысячи лет, земная цивилизация изменится настолько, что не только доставленная информация станет ненужной, но и исходный смысл такого полета будет утерян. Правда, учитывая эти аргументы, иногда высказывают идеи космического путешествия без возвращения на Землю, то есть межзвездного перелета со сменой поколений во время полета. В будущем эта проблема, очевидно, будет в принципе технически решаемой. Но ее смысл уже иной - это расселение земной цивилизации во Вселенной. Оценка целесообразности такого расселения - дело наших далеких потомков. В настоящее время реально возможными контактами с внеземными цивилизациями являются контакты по каналам связи. Если время распространения сигнала в обе стороны t больше времени жизни цивилизации (t > L), то речь может идти об одностороннем контакте. Если же t<<L, то возможен двухсторонний обмен информацией. Современный уровень естественно-научных знаний позволяет серьезно говорить лишь о канале связи с помощью электромагнитных волн, а сегодняшняя радиотехника может реально обеспечить установление такой связи. Развитие естествознания во второй половине XX века, выдающиеся открытия в области астрономии, кибернетики, биологии, радиофизики позволили перевести проблему внеземных цивилизаций чисто умозрительной и абстрактно-теоретической в практическую плоскость. Впервые в истории человечества появилась возможность вести глубокие и подробные экспериментальные исследования по этой важной фундаментальной проблеме. Необходимость такого рода исследований определяется тем, что открытие внеземных цивилизаций и установление контакта с ними могут иметь огромное влияние на научный и технологический потенциал общества, оказать положительное воздействие на будущее человечества. Возможно такая ситуация, что в будущем человечеству под влияния обстоятельств, будет вынуждено покинуть Землю, в этой связи развитие космических технологий является крайне важным для всего человечества. “Следы” внеземных цивилизаций на Земле Изучению внеземных цивилизаций должно предшествовать установление той или иной формы связи с ними. В настоящее время наметилось несколько направлений поиска следов активности внеземных цивилизаций. Один из них поиск следов посещения внеземных цивилизаций на Земле. В основе этого направления лежит допущение о том, что активность внеземных цивилизаций могла проявляться в историческом прошлом в виде посещения Земли, и такое посещение не могло не оставить следов в памятниках материальной или духовной культуры различных народов. Так проблема внеземных цивилизаций сближается с историей культуры, археологией, где также имеется немало “белых пятен”, загадок, тайн и проблем. На этом пути немало возможностей для различного рода сенсаций - ошеломляющих “открытий”, квазинаучных мифов о космических истоках отдельных культур (или их элементов); так, рассказом о космонавтах называют легенды о вознесении святых на небо. С самых древних времен развития человечества на глазах людей происходили события, которым они не могли дать разумного объяснения. Единственный, кто мог дать объяснения это религия. Но с развитием науки на многие подобные явления стали легко объяснимы, однако до сих пор остались факты и к ним постоянно добавляются новые, ответить четко на которые современная наука не может. В контексте вышесказанного следует упомянуть о некоторых из этих событий. Одно из первых документальных упоминаний о “непонятных явлениях” встречается в самой Библии. Пророк Иезекииль, если верить истории, личность вполне реальная. Сын священника был жрецом в храме Яхве (имя Бога-отца по Библии) в Иерусалиме. Он был весьма почитаем в народе; об этом говорит хотя бы тот факт, что некоторое время среди его учеников был великий древнегреческий философ и ученый Пифагор. Когда Иезекииль был еще молод, в истории его народа произошло важное событие - иудейский царь Иоаким решил сбросить иго вавилонского царя Навуходоносора II. Но восстание не увенчал ось успехом; вскоре Иерусалим был осажден, Иоаким схвачен и казнен. А Навуходоносор увел с собой в Вавилонию 10 тысяч человек в качестве заложников. Среди них оказался и Иезекииль. Уведенные в плен были поселены у притока Ефрата - Хабюура (или Ховара) в Халдее. На пятом году пребывания в плену, как рассказывает Библия, Иезекииль был призван в пророки, став свидетелем небывалого события, о котором и пойдет речь ниже. Написав книгу о пережитом и увиденном, вскорости был убит сыном иудейского царя, которого Иезекииль обвинил в идолопоклонстве. В книге же пророка Иезекииля, составляющей одну из частей Ветхого Завета, читаем: “ ... И было: в тридцатый год в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божий ... И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из середины его как бы свет пламени... И ... было подобие четверых животных, - и каков был вид их: облик их был как у человека; И у каждого - четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; А ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступни у тельца, и сверкали, как блестящая медь ...“ Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. - М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 445-446. Далее Иезекииль описывает, что имелись у этих животных также крылья, которые сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому. «Животные» эти могли двигаться туда и сюда с быстротой молнии, причем двигались они, не разворачиваясь, и кроме того имелись также и колеса. “И по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находится в колесе”. “И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом” Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. - М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 447.. Понятное дело, будущий пророк потрясен, он с трудом подбирает слова, чтобы хоть как-то описать увиденное. С чем ему сравнить “повозку Бога”, как не с колесницей? Но не простой, а летающей ... Кстати сказать, и в древнеиндийской литературе - “Махабхарате”, “Рамаяне” - также рассказывается о «небесных летающих колесницах». Но что стоит за столь живописными описаниями? В этом попытался разобраться руководитель проектного отдела НАСА США Йозеф Ф. Блумрих. “Если колесо в колесе, - пишет он, - связать с вертолетным ротором, как вспомогательным устройством, помогающим ракете зависать над землей, а телячьи копыта с посадочным механизмом, то текст Иезекииля наполняется конкретным прикладным содержанием” Зигуненко С. Н. XX век: хроника необъяснимого. Тайны космоса: сенсации наших дней/C.Н. Зигуненко. - М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2000, ст. 447.. По рассказу пророка, полагает исследователь, можно реконструировать общий вид космического корабля и даже рассчитать его характеристики. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |