чень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте-ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю-щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо-ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех-ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель-ность человека будет основываться на строго научном и действи-тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя-зательно сочетаться с "интересами природы".В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо-действия человека и природы, 9 пределах которой разумная чело-веческая деятельность становится главным определяющим факто-ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп-ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво-люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по-степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче-нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива-ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че-ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу-мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био-сфера'преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.В этом и заключаются непростой характер эволюции при-роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп-ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод-нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан-ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.Взаимосвязь космоса и живой природыБлагодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные про-цессы жизни на Земле.В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче-скую) в масштабах, определяющих существование биосферы На существенную роль космоса, в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый. Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возмо-жен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из кос-моса и В.И. Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например. Луны на морские приливы и отливы, солнечные за-тмения) люди подметили еще в древности. Однако многие дека связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, на-учной базы и имевшегося инструментария. В XX столетие знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь пред-ставителей русского космизма -- А.Л. Чижевского, К.Э. Циол-ковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось АЛ. Чижевскому. Об этом красноречиво сви-детельствуют названия его работ: "Физические факторы исто-рического процесса", "Земное эхо солнечных бурь" и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активно-сти Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электро-магнитными и другими колебаниями мирового пространства. А..Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследова-ния по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на био-логические и социальные процессы на Земле ("Физические факторы исторического процесса").В" 1915г. 18-летний А-Л. Чижевский, самозабвенно изучав-ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син-хронность образования солнечных пятен и на одновременнука активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему сделать данное исследование научным и убеди-тельным.Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космиче-ских ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К..Э. Циолковский так оце-нил труд своего коллеги: "Молодой ученый пытается обнару-жить функциональную зависимость между поведением челове-чества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычис-лений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказы-ваются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа"'.Лишь через много лет высказанные АЛ. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтвержде-ны на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспо-римую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых "неблаго-приятных дней" для здоровья -- обычное дело в наши дни.Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возму-щения на Солнце в силу единства Космоса могут серьезно ска-зываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят немоло-дые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конеч-но же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А ес-ли во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на косми-ческие возмущения могут привести к непредсказуемым и тра-гическим последствиям как для народов своих стран, так и всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению АЛ. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашегосветила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль-ных проявлений в обществе (примерно $%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%. Многие идеи АЛ. Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических даук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тес-ное взаимовлияние. Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова -- активное поприще чело-веческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого надо будет овладеть электромаг-нитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в косми-ческий корабль («земноход») для полетов в космос. В перспек-тиве, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единст-во человека и космоса. Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие плане-ты развивал гениальный ученый в области ракетостроения К.Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. "После каж-дой смерти получается одно и то же -- рассеяние.... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разу-меется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бес-численному ряду жизней, хотя и разделенных громадными про-межутками времени..."' В этом мыслитель весьма близок к индус-ским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.На основании диалектической в своей основе идеи о все-общей жизни, везде и всегда существующей посредством пере-мещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался по-строить целостный каркас "космической философии".Ученый полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, 'гго Вселенная безгра-нична, и считал это вполне достаточным. Иначе,' "какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра-зумным, чувствующим миром?". На основании сравнительной мо-лодости Земли им делается вывод о том, что на других "старших планетах жизнь гораздо более совершенна"!. Более того, она ак-тивно влияет на другие уровни жизни, включая земную. В своей философской этике Циолковский сугубо рациона-листичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоян-ного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти "совершенные" планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитив-ных пока планетах, избавлять их население от мук развития.Именно таким образом Циолковский представляет себе технологию "гуманитарной помощи". "Совершенный мир" бе-рет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется "только хорошее". "Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправля-ется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившее-ся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совер-шенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!. Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безбо-лезненно уничтожается...". К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изу-чал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он по-лагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на са-мостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле. В ходе эволюции со временем будет образован союз всех ра-зумных высших существ космоса. Сначала -- в виде союза насе-ляющих ближайшие солнца, затем -- союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная. Нравственная, космическая задача Земли -- внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Все-ленной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается "в переселении с Земли и в заселении Космоса". Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса. Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно со-вершенствуют природу человека и его общественную организа-цию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит суще-ственные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное "животное-растение", искусственно перерабаты-вающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут пол-ный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать все око-лосолнечное пространство и солнечную энергию. А со време-нем земное население расселится по всему околосолнечному пространству. Идеи К.Э. Циолковского о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл. Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в кос-мос, в частности на другие планеты, живых организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые экс-тремальные температурные, радиационные и иные условия су-ществования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной среде -- предсказать невозможно.В настоящее время человек начинает активно использовать космос для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации.Противоречия в системе: природа-биосфера-человекВзаимоотношения природы общества нельзя рассмат-ривать вне противоречий, неизбежно возни-кающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его произво-дительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в плане-тарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противо-речия, дисгармония между человеком и природой.Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие сво-их составных частей, есть единое целое. Именно поэтому воздействие человека на отдельные части внешне покорной и мирной природы одновременно оказывает влияние, причем не-зависимо от воли людей, и на другие ее составляющие. Результаты ответной реакции часто бывают непредсказуемы, они плохо под-даются прогнозированию. Человек распахивает землю, помогая росту полезных ему растений, но из-за ошибок в земледелии смы-вается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья лиша-ет почву достаточного количества влаги, и в результате поля вско-ре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает со-противляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подоб-ный "черный список" локальных воздействий человека и от-ветной реакции природы можно продолжать бесконечно.Игнорирование человеком целостного диалектического ха-рактера природы приводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Об этом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую оче-редь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вто-рую и третью очередь совсем другие, непредвиденные послед-ствия, которые очень часто уничтожают последствия первых".Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколе-ниями людей закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность и сегодняшнего дня. Горь-ким свидетельством тому, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмот-ного орошения и ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря (Аральское) и т.п.Отрицательным как для природы, так и для общества ста-новится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.Термин "экология", впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотно-шениях живых организмов с окружающий средой. Ученый пола-гал, что новая наука будет заниматься только взаимоотноше-ниями животных и растений со средой их обитания. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно во-шел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически име-ем в виду социальную экологию -- науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охаракте-ризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатиро-вала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (регио-нальные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы:уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов расте-ний и животных; в значительной мере истреблен лесной по-кров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулято-ром природных процессов; атмосфера во многих местах загряз-нена до предельно допустимых норм, чистый воздух становитсят дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно создан-ных человеком элементов. С началом космических полетов Проблемы экологии пере-местились и в открытое космическое пространство. Не утилизи-рованные отходы от космической деятельности человека нака-пливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружи-ли многочисленные обломки и остатки от искусственных спут-ников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической эколо-гии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на по-явление озоновых дыр в атмосфере Земли.Возникла еще одна неведомая ранее проблема -- экология и здоровье человека. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры человеческих заболе-ваний. Появляются новые болезни, принесенные цивилизаци-ей: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетиче-ские изменения в организме. В связи с крайне неблагоприят-ной экологической ситуацией в крупных промышленных горо-дах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыха-тельных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала рез-кий скачок вверх.Становится совершенно очевидной пагубность потребитель-ского отношения человека к природе лишь как к объекту полу-чения определенных богатств и благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения к природе и в ко-нечном счете к самому себе.Каковы же пути решения экологических проблем Прежде всего следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в част-ности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизациц производства: применение природосберегающих технологий и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале -- создание безотходных технологай замк-нутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый жесткий контроль за произ-водством продуктов питания, что уже осуществляется во мно-гих цивилизованных странах.Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании дина-мического равновесия между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, за-поведников и т.п.).Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого междуна-родного объединения была сделана в начале нашего века. В ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представи-телей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударствен-ные формы сотрудничества выходят на качественно новый уро-вень. Заключаются международные концепции по охране окру-жающей среды, осуществляются различные совместные разработ-' ки и программы. Активна деятельность "зеленых" (общественных организаций по защите окружающей среды -- "Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли. Сле-дует, однако, признать, что при весьма различном уровне соци-ально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от желаемого и необходимого уровня.Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотноше-ний человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее зна-чение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти -- на 35 лет, природного газа -- на 50. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и боль-шой. В связи с этим необходимы разумные структурные изме-нения в мировом энергобалансе в сторону расширения приме-нения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источни-ков энергии.Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над кото-рым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства. С большим трудом, совершая мучительные ошибки, челове-чество постепенно все больше начинает осознавать необходи-мость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.Список использованной литературыКузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание М., 1996.Спассский Б.И. Физика для философов. - М., 1989.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.Cолопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.