|
Деньги, кредит, банкиДеньги, кредит, банкиКонтрольная работа По предмету «Деньги , кредит, банки» Содержание 1.1 Современная инфляция и ее особенности в РФ в 92-98г. 2.1 Кредитные риски в банковской деятельности 5 2.2 Кредитная политика банка 6 2.3 Анализ финансовых отчетов 7 3. Список использованной литературы 18 Современная инфляция и ее особенности в РФ в 1992-98г. В 1992 г. Правительство РФ объявило о либерализации цен. Был снят административный контроль над ценами и производством, отменены рационирование ресурсов, квотирование экспорта и импорта, множественность обменного курса, точнее они остались в ограниченном масштабе. Попытки государства (в начале 1992 г.) проводить жёсткую налоговую и денежную политику при отсутствии сильной национальной валюты и валютного контроля оказались бессмысленными и потерпели крах. Потребовались меры к ужесточению контроля над потоком бесконтрольно эмитируемых рублей из государств «рублёвой зоны», а также таможенный и валютный контроль, прежде чем был наложен контроль над денежной системой. Из-за слабости правового и административного обеспечения договорной дисциплины неплатежи стали массовым явлением. Бурное развитие теневой экономики и преступности способствовали параличу ряда предприятий и предпринимателей, финансовой системы. В результате либерализации цен темп их роста оказался настолько сильным, что денежная масса не успевала за ним, её не хватало для расчётов. Для увеличения её объёма Центральный Банк России расширил купюрность банкнот, а затем принял меры по организации расчётно-кассовых центров для безналичных расчётов. Эти меры оказались недостаточными. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены возросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная масса возросла в 5,1 раза, а цены выросли почти в 10 раз. В 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса – только в 2,9 раза.[1] В определённой мере восприняв идеи монетарной концепции (которая заключалась в том, что ЦБ изменяет количество денежных средств, находящихся в банковской системе, что даёт возможность изменять процентную ставку, воздействуя на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег её повышает), предприняло ряд реформ. В соответствии с этой концепцией государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограничено, в основном за счёт устойчиво- равномерной денежной эмиссии. Поскольку инфляция возникает по причине избытка денег в обращении, необходимо уменьшить объём совокупного спроса населения. Российский вариант инфляции, возникшей не из-за бюджетного дефицита, который, напротив, явился следствием инфляционных процессов, а по причине инфляционных затрат, требует не монетаристских методов её преодоления, а иного подхода. Попытки сдерживать инфляцию только путём ограничения денежной массы, хотя и дали определённые положительные результаты, но при этом повлекли за собой ряд негативных последствий: спаду производства, росту неплатежей, падению жизненного уровня. Российская инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.[2] В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила стагфляция. Для России самый предпочтительный вариант регулирования инфляции – это стагфляционная политика, где применяется политика доходов – согласование и увязка темпов роста заработной платы и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Таким образом, антиинфляционная политика должна использовать два регулятора: рыночный и государственный. Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объёма предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%) Обесценение денег в России происходило из-за монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции и наличии государственного регулирования инфляционного процесса. Цены поднимали посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей. Расширение кредитной экспансии только укрепляло сложившийся уровень инфляции и требовало всё новой и новой эмиссии денег. Дефицит государственного бюджета увеличивался за 1992-1994 гг. и превысил в 1994 г. 60 трлн руб. Создавшийся дефицит покрывался за счёт централизованных кредитов ЦБ и имел инфляционную природу. Задолженность по кредитам федеральному бюджету только в 1994 г. возросла с 13 до 66 трлн руб. С целью ослабления инфляции Министерство финансов РФ с мая 1994 г. приступило к выпуску государственных облигаций (ГКО). Значительную роль в раскручивании инфляции сыграл процесс долларизации: покупаемые населением доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в России. Возникает дополнительный платёжеспособный спрос со стороны населения, предприятий и банков. Валютный товар, купленный за рубли, находится в запасах как внутри страны, так и за её пределами, а его эквивалент (рубли) остаётся во внутреннем денежном обращении, что само по себе служит стимулом инфляции. Таким образом, главной причиной инфляции в России следует считать отпуск цен, осуществлённый в условиях несформировавшегося рынка и отсутствия конкуренции. Падение производительности труда, снижение объёмов производства наблюдались в России уже в 1993 г. Из всех видов инфляции наиболее губительной является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль денег в этих условиях сильно падает, появляются параллельные, в том числе иностранные, валюты. В России в первой половине 1997 г. темпы инфляции составили 17-20% в месяц или около 700% в год, что указывает на все признаки гиперинфляции. Российский кризис носит системный и структурно-технологический характер. Он возник из-за того, что прежняя система экономики, основанная на командах сверху, жесткой централизации материальных и финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции, на уравнительности и иждивенчестве предприятий, завела страну в тупик. Прежняя система обусловила: технологическую и экономическую стагнацию, структурные перекосы в экономике, дефицитность, запущенность потребительского сектора, перегруженность базовыми производствами при гигантской милитаризации. Эти недостатки препятствовали переходу к новому технологическому укладу, развернувшемуся в мировой экономике. Главная причина Российской инфляции – диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции – нарушение закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. Она зависит от отраслевых диспропорций, недоразвитости социальных параметров, недостаточности распространения рыночных структур, т.е. товарно-денежных, рыночных отношений во всех сферах хозяйства и отдельных секторах. Подавление инфляции требует от правительства курса на оздоровление социально-экономической ситуации и начало экономического роста, необходимо стимулирование роста новой производственной и технологической базы, позволяющей осуществить глубокие и структурные преобразования в экономике. Но это направление экономической политики оказалось неприемлемым к конкретной российской ситуации, в частности, по причине немонетарной природы российской инфляции, иными словами, скачок цен, наблюдавшийся в сырьевых отраслях, послужил основной причиной повышения уровня цен в других сферах народного хозяйства. Введение налога на добавленную стоимость в российских условиях ещё больше усугубило инфляцию, он прямым образом повлиял на увеличение цен, поскольку включает в себя стоимость на каждой стадии производства и продвижения товара. После августовского финансового кризиса (1998 г.) значительным импульсом для тенденции роста цен стала девальвация рубля, вызвавшая резкое удорожание импортной продукции, ранее не редко относительно дешевой по сравнению с отечественной. Падает уровень занятости населения, что обуславливает непредвиденные расходы государства на пособия по безработице. Увеличивается бюджетный дефицит по причине неплатежей, из-за недопоступления налогов от предприятий, приостановивших свою деятельность. В последние годы первой волны инфляции (1996- первая половина 1998 гг.) при сохранении высоких темпов роста цен, произошли изменения в причинах инфляционных процессов в России. В этот период начала внедряться новая модель покрытия бюджетного дефицита. Вместо прямой денежной эмиссии стали выпускать государственные краткосрочные долговые обязательства. В результате на первый план среди причин инфляционного роста цен выдвинулись факторы, связанные не с ростом денежной массы в обращении, которая сдерживалась, а иногда проводилась политика её сокращения, а с ростом издержек, вызываемых увеличением процентом за кредит, стоимости обслуживания ГКО, и другими причинами. При этом темпы инфляции стали снижаться, особенно со второй половины 1996 г., когда проводилась политика снижения стоимости кредитов и обслуживания ГКО. В 1996 г. цены росли на 50% медленнее, чем в 1995 г., а в 1997 г. – на 10% медленнее, чем в предыдущем году.[3] Уменьшению темпов инфляции способствовала политика, направленная на стабилизацию валютного курса. Поддержание, например, темпов снижения курса рубля к доллару США на уровне не выше 1% в месяц в первой половине 1998 г. позволило снизить темпы роста российских потребительских цен до 0,2%-0,5% в месяц и сохранить их вплоть до августа 1998 г. В целом с августа 1998 г., когда разразился кризис неплатежей российского правительства и коммерческих банков, по март 1999 г. темпы инфляции, подсчитываемые журналом «Эксперт», составили 72,5%. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа российского правительства от уплаты в течение трёх месяцев внешних и внутренних долгов и от поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного коридора, курс рубля резко упал. В результате значительного роста цен на импортную продукцию резко снизился спрос на неё на внутреннем рынке и произошло сокращение ввоза. Снижение спроса на импортную продукцию усилило конкурентные позиции российских производителей аналогичной продукции и позволило им повысить внутренние цены её реализации, усилив тем самым инфляционные тенденции, проявляющиеся на национальном рынке, а также, импортёры, с тем, чтобы сохранить свои позиции на российском рынке, вынуждены были снижать долларовые цены. Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики, монополизм производителей товарной продукции; милитаризированная экономика; разбухший государственный аппарат. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным (бюджетным) финансированием и льготным кредитованием. Низкий уровень конкуренции в сфере промышленного производства и сохранение монополистических структур не дали возможности проявиться «кейнсианскому эффекту». Последовавшие затем рост цен на оборудование, сырье, топливо и повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в другую форму инфляцию издержек производства (инфляция предложения). Механизм инфляции предложения зиждется на таких факторах, как: рост цен на промежуточные товары, диктат предприятий, производящих электроэнергию и другие энергоресурсы; слабо развитая инфраструктура рынка, в частности инструменты частного инвестирования, перелива капиталов, аккумуляции сбережений населения, что особенно характерно для экономики переходного тина; • несовершенство конкуренции на рынке, его монополизированность; наличие барьеров для конкуренции в виде высокого уровня дифференциации продукта, законодательных ограничении на вхождение в отрасль «посторонних» структур (лицензирование); • недоразвитость рынка труда. В условиях слаборазвитой рыночной экономики, лишенной рыночных стимулов, товарно-денежные отношения начинают частично функционировать по законам монополизированного рынка, как это имело место в России. В таких условиях перестает действовать механизм цены равновесия. Специфика инфляции в России заключается в следующем: рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров: инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью: инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля); инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс. Инфляция вызывает сложные социально-экономические явления: расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране, а в конечном счете - рост стоимости жизни; натурализацию процессов обмена, ослабление заинтересованности работников в результатах своего труда; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление социальной дифференциации из-за того, что у одних доходы сохраняются, у других – увеличиваются, что в конечном итоге влияет на мотивационный механизм; низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита: оседание денег на руках у населения, сберегательных банках и на счетах предприятий: опасность риска при инвестировании средств в проекты на долгосрочную перспективу: предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с производственной, поскольку последняя связана с риском, в то время как первая имеет более высокую скорость оборачиваемости: неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования: изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения. структуры, географии. Высокий уровень инфляции делает занятие бизнесом крайне рискованным, поскольку предприниматели не знают, но каким ценам они будут продавать свой товар или покупать сырье. В такой экономической ситуации падает объем инвестиций, в том числе и иностранных, что сокращает доступ к иностранному «ноу-хау». Одновременно становится невозможным вести международную торговлю на какой-либо прочной основе, потому что реальная цена Импорта и экспорта становится слишком неопределенной. Ценность сбережений населения резко уменьшается, потому что, как правило, ставки банковских процентов слишком низки для того, чтобы защитить сбережения от инфляции. Важнейшим фактором развития инфляции в современном обществе следует считать инфляцию издержек, связанную с производством и предложением товаров, а также с общеэкономическими рыночными условиями. Однако признание этого фактора в качестве одной из первопричин инфляции заставляет обратить внимание и на другие причины инфляции. Наиболее значимой из них является фактор денежного обращения и платежеспособного спроса инфляция спроса. Причины и механизмы возникновения инфляции издержек: административно устанавливаемые цены: нарушение механизма товарного предложения («шок предложения») в результате, например, разрыва связей или других социально-экономических катастроф: изменение отраслевой структуры спроса (инфляционный процесс возникает как промежуточный между инфляцией спроса и инфляцией предложения), когда инфляционный процесс вызывается в результате перемещения спроса из одной отрасли в другую, приводит не к относительному изменению цен, а к их росту в отраслях, спрос на продукцию которых повышается при одновременном сохранении уровня цен в отраслях с падающим спросом. Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности. В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность. В этих условиях Россия стоит перед необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются: политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования российской государственности; социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и всеохватного кризиса; проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных. Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие. Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей. Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее. До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистического структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике. Кредитный риск в банковской деятельности. Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев , который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связан значительня часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка. Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску). Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий. Кредитный риск зависит от внешних ( связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой ) и внутренних ( вызванных оши- бочными действиями самого банка ) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка. Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими , установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во- вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений. В этой работе речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |