бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Банковская система России: кризис и перспективы развития

Доклад: Банковская система России: кризис и перспективы развития

Ульяновский государственный технический университет

Банковская система России: кризис и перспективы развития

Доклад

Выполнил: Самохвалов К.М., гр. ПМИд-51

Руководитель: Иванов И.В.

г. Ульяновск

2000г.

Доклад: Банковская система России: кризис и перспективы развития

Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее

десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в

рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская

система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы

определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных

кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью

привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих

банков.

С 1993 г. в России началось интенсивное рaзвитие финансовых рынков, в

первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в

направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим

приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их

размещение на внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили

практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и

начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам физических

лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением

реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.

Однако в результате прошлогоднего финансового кризиса банковская система

понесла значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений

правительства от 17 августа составили:

· 110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались

замороженными на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов

банков из ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность.

(Сбербанк на 17 августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд.

руб., остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);

· 6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также

можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа

обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы

власти;

· 23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-

сентябрь1998 г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным

органам власти).

Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение

капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20% (на 1

августа 1998 г.) до 10% (на 1 ноября 1998 г.).

Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части

банковских балансов) в кризисный период составило:

· 5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;

· 7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных

средств юридических лиц;

· 17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь)

рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб.,

в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);

· 23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь

валютных депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в

остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).

Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало

августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились на

140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1

августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550

млрд. руб.).

Оценка средств, необходимых для восстановления российской банковской

системы (приравниваемая к понесенным потерям) по состоянию на 1 января 1999 г.,

может быть различна в зависимости от поставленных целей:

· 70 млрд. долл. (1.45 трлн. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) -

восстановление (в долларовом исчислении) чистых активов российской банковской

системы;

· 15 млрд. долл. (310 млрд. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) -

восстановление (в долларовом исчислении) собственных средств российских

банков;

· 76.6 млрд. руб. - ликвидация потерь, понесенных в результате

замораживания гособлигаций (средства, вложенные в ГКО/ОФЗ по состоянию на 1

января 1999 г.);

· 135 млрд. руб. - ликвидация объема неликвидных активов (просроченная

задолженность, ГКО/ОФЗ и муниципальные облигации);

· 40 млрд. руб. - ликвидация непокрытого активами (исключая

неликвидные активы) объема привлеченных средств банковских клиентов ;

· 33.3 млрд. руб. - ликвидация убытков российских коммерческих банков

(исключая Сбербанк) или 18.5 млрд. руб. - убытки банков с учетом показателей

Сбербанка.

Реформа национальной банковской системы может основываться на трех

принципиальных подходах (сценариях), хотя и очевидно, что дальнейшее ее

развитие будет сочетать в себе все направления, лежащие в основе этих подходов

Но в любом случае очертания будущей банковской системы будут во многом зависеть

от выбранных денежными властями соотношений между данными подходами,

характеризуемыми ниже.

Первый - самостоятельный выход банков из кризиса. Очевидно, что на

восстановление российской банковской системы понадобится значительное время.

Ряд коммерческих банков, несмотря на имеющиеся убытки, реализуют агрессивную

стратегию, направленную на привлечение новых клиентов, и за счет их средств

решают проблемы с ликвидностью. Другие, главным образом крупные кредитные

учреждения, открывают новые банки. При этом в старом банке остаются все

«плохие» активы и пассивы, а крупные корпоративные клиенты переводятся на

расчетно-кассовое обслуживание в новый банк. Неработающие активы

(государственные и муниципальные ценные бумаги, подлежащие реструктуризации) и

замороженные пассивы (средства физических и юридических лиц) остаются в старом

банке до завершения реструктуризации государственных облигаций, часть депозитов

физических лиц переводится в Сбербанк РФ.

Перечисленные стратегии могут в той или иной степени успешно

реализовываться в случае, если банк имел нулевую (или незначительную) открытую

валютную позицию, а также крупных корпоративных клиентов. Девальвация рубля

(напомним, что рост обменного курса за 1998 г. составил около 250%, а инфляция

- 84.4%) резко обесценила активы, а также создала дополнительные проблемы с

возвратом синдицированных кредитов. Крупные банки, располагающие значительным

объемом депозитов населения и вложения которых в государственные ценные бумаги

существенны, фактически не имеют шансов на самостоятельное восстановление.

Второй - государственная поддержка банковской системы. За более чем

полгода, прошедшие с начала финансового кризиса, денежными властями были

обнародованы несколько планов стабилизации банковской системы, однако

конкретных практических действий предпринято не было. Вызвано это следующими

причинами:

· отсутствием общего правительственного плана макроэкономической

стабилизации и среднесрочной экономической программы;

· стабилизация в настоящий момент банковской системы, как это ни

парадоксально, усилит общую финансовую нестабильность.

Последний тезис нуждается в некоторых пояснениях. Прежде всего, только

решение проблемы нормализации банковских перечислений в экономике потребовало

значительной эмиссии: было проведено несколько взаимных зачетов с

использованием фонда обязательного резервирования, а ряд банков получили

стабилизационные централизованные кредиты.

Далее, перевод депозитных вкладов физических лиц из проблемных банков в

Сбербанк РФ предполагает, что государство берет ответственность за их возврат

на себя, даже при использовании частично конфискационных схем. Население

испытывает, по понятным причинам, недоверие как к банковской системе, так и к

государству, и будет стремиться изъять вклады. Наличные деньги, в свою очередь,

окажутся на товарных и валютном рынках и обусловят рост цен и обменного курса

рубля.

Наконец, российские коммерческие банки имеют значительную внешнюю

задолженность. Выдавая подобным банкам стабилизационные кредиты, Центробанк

должен учитывать, что определенная часть рублевых средств будет

конвертироваться в иностранную валюту, усиливая давление на обменный курс. В

случае расширения государственного участия в определенном банке власти берут

ответственность за взятые им ранее внешние кредиты на себя.

Отметим, что в случае предоставления банкам централизованных кредитов

важное значение имеют условия залога и процентные ставки. При предоставлении

централизованного кредита под залог ГКО/ОФЗ речь фактически идет о досрочном

погашении данных бумаг. Централизованный кредит, выданный по ставке

рефинансирования (60% годовых), при складывающейся рыночной конъюнктуре

означает, что определенный коммерческий банк привлекает ресурсы по любой цене и

его шансы на восстановление нормального состояния невелики.

Активное участие денежных властей в восстановлении банковской системы

имеет и ряд положительных моментов, к которым можно отнести следующие:

· контроль за финансовыми потоками. Расширение участия правительства и

Центробанка в крупных коммерческих банках позволит расширить кредитование

предприятий реального сектора;

· значительная устойчивость конъюнктуры на финансовых рынках,

поскольку снизится объем спекулятивного капитала;

· сокращение вывоза капитала из России в результате ужесточения

государственного контроля;

· привлечение ресурсов для федерального бюджета, в частности

размещение государственных ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.

Третий - расширение участия внешнего капитала на банковском сегменте.

Опыт работы зарубежных банков на российском рынке нельзя назвать удачным.

Иностранные инвестиционные структуры понесли огромные убытки в результате

объявленной реструктуризации рынка ГКО/ОФЗ, а вопрос о репатриации оставшихся

средств не решен до сих пор. Российские долговые обязательства, номинированные

в иностранной валюте, находятся под угрозой дефолта либо оцениваются как

чрезвычайно рискованные. Некоторая активность по предоставлению кредитов

предприятиям, отмеченная в середине 90-х годов, также сведена на нет.

Для большинства иностранных банков российский рынок не представляет

особого интереса, за исключением двух случаев. Во-первых, банки, понесшие

значительные потери и не имеющие возможности провести фиксацию убытков и

возврата оставшихся средств, будут вынуждены присутствовать на российском рынке

- в частности, в случае обмена государственных (равно как и муниципальных)

облигаций на другие государственные бумаги либо акции российских компаний или в

случае невозможности репатриации остатков средств. Во-вторых, банки,

преследующие стратегические интересы, могут открыть, помимо представительств,

небольшие отделения с ограниченной областью деятельности.

В целом можно констатировать, что реформирования банковской системы не

происходит. Одни коммерческие банки проводят достаточно агрессивную стратегию,

направленную на выживания и захват части рынка банковских услуг. Другим удалось

получить централизованные стабилизационные кредиты. Наконец, ряд банков либо

закрыты, либо находятся на грани банкротства. Государственное агентство

реструктуризации кредитных организаций (АРКО) так и не начало функционировать.

Вхождение иностранных банков на российский рынок приветствуется денежными

властями (по крайней мере, на словах), однако никаких реальных действий в связи

с этим не предпринимается.

Наиболее вероятный сценарий развития российской банковской системы на

1999 г. - отсутствие реальной реформы. Активная национализация коммерческих

банков представляется маловероятной в силу их значительной задолженности - в

первую очередь населению и внешним инвесторам. Учитывая сохраняющуюся

финансовую нестабильность, денежные власти будут не в состоянии провести

реструктуризацию государственного долга с минимальными потерями для инвесторов

и эффективно реформировать банковскую систему.

Литература:

1. Аналитическая лаборатория «Веди». Обзор банковской системы России. 1999г.

( Адрес в интернет: http://www.vedi.ru/ocr/cr013_r.htm )

2. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 06.04.2000г. ( Адрес в интернет:

http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/060400-1.htm )

3. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 17.06.2000г. ( Адрес в интернет:

http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/170600-1.htm )


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.