бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Парижский клуб кредиторов

Доклад: Парижский клуб кредиторов

Государственный Комитет Российской Федерации по Высшему Образованию.

Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова

Кафедра « Банковское Дело».

Доклад.

Тема : « Парижский Клуб Кредиторов ».

Выполнила: студентка 4 курса группы 2417

Института Финансов

Грибовская Надежда Васильевна.

МОСКВА , 2001.

Содержание.

Особенности организационной структуры Парижского Клуба............2

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1. Принципы

Парижского клуба.......................3

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению

задолженности................................3

3. Условия погашения для должников.....................4

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых

обяза­тельств среди кредиторов..............................5

II. условия реструктуризации долга...................6

1. Торонтские условия............................6

2. Хьюстонские условия..........................7

3. Тринидадские и Лондонские условия.....................7

4. Последние варианты............................8

5. Стандартные условия..........................8

III. РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ....................9

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью..............9

2. Задолженность России по Парижскому клубу................10 3.

Внеклубная задолженность России......................10

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.........11

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб............11

6. Сегодняшняя ситуация.........................13

Заключение ................................15

Список литературы..............................16

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов,

которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Вели­кобритания, Германия,

Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США,

Швейца­рия, Швеция, Франция, Финлян­дия и Япония. Объединение было создано

в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран.

Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между

кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников

с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим

странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия,

предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их

внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает

также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов

пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной

стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб

функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо

государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части

баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ.

Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение

о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется

возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом

объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов

другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими

кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название

«Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное объединение , а не

официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры,

секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет

юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с

проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не

раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового

положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по

погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться

третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее,

за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных

действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и

обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко

корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа : проведение

внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней

финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних

долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными

кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки

взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным

государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о

пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция.

Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100

стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму

боле 350 млрд. долл.[1] Свою лепту вносят

также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по

погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он

являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под

председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства

Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган,

а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб

руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из

них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства , в переговорном

процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор,

являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться

пересмотр условий погашения . Большую часть займов и кредитов развивающиеся

страны , а также государства Центральной и Восточной Европы получают от

стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ,

поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других

традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ,

Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и,

естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре

задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами

предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также

обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на

многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в

административно-организационном плане, так как должник имеет возможность

вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в

отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу

равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных

задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы

в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых

обязательств другими кредиторами.

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1.

Принципы Парижского клуба.

В своей работе Парижский клуб

руководствуется тремя основными принципами: · наличие

непосредственной угрозы прекращения платежей, ·

обуслов­ленность реструктуризации долга обязательством должника

проводить опреде­ленную экономическую политику, · равномерное

распределение бремени невы­плаченных долгов среди кредиторов. Первые

два принципа — это условия, ко­торые страна-должник обязана выполнить, прежде

чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен

Парижским клу­бом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является

обязатель­ным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем,

связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны

действовать сообща и координировать свои действия и требования. Россия и

международные клубы кредиторов.

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению

задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику

следует доказать, что без этого он не в состоя­нии выполнить свои

обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных

задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для

Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре

будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может про­анализировать степень

серьезности проблем данной страны с помощью про­гноза МВФ о состоянии

платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам

или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосред­ственно

правительству страны-должника, либо его уполномоченным учрежде­ниям и

ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридиче­ским лицам,

если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме за­долженности, в

отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и

перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был

осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной

валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом

выплатить долг иностранному кредитору) не считается на­личием

непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая

ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет

никакой ответственности со стороны государства.

3. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на

то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление

всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на

пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия

странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых

при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-креди­торы

придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре

условий погашения задолженности содержится такое замечание: «По­ложения

настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет

договоренность с Международным валютным фондом о дополни­тельных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапли­ваются

большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед

официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает

предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следова­тельно,

заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою

очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможно­сти урегулировать

финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разра­ботал

специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осу­ществлять

программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,

которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере

успешного внедрения такой программы страна постепенно за­воевывает право на

получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для

погашения имеющихся задолженностей. К моменту заверше­ния указанной программы

страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на

получение кредитов от МВФ в обычном по­рядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить опреде­ленную

экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения

этого принципа нет даже в Договорах о Международном валют­ном фонде и о

Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность

кредитов МВФ обязательством проводить определенную эко­номическую политику

лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-

заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

· огра­ничение роста денежной массы,

· сокращение дефицита государственного бюджета,

· контроль над предоставлением кредитов,

совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об

устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

· устранение контроля над ценами,

совершенствование торгового баланса,

· ограничение вмеша­тельства государства в

экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с

сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и

т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и

других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во

многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что

при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника

нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам про­тив собственного

народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом

МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами.

Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для

оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в

1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государ­ства вступили в МВФ.

Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является

членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно

идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Па­рижский клуб не в состоянии

предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических

реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств

среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает

равномерное распределение среди кредиторов бре­мени проблем, связанных с

пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой

работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для

всех кредитов, предоставленных дан­ной стране до определенного срока, будет

установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах

в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки,

предоставляемые Парижским клубом, использовались должни­ками для покрытия

долговых обязательств перед другими категориями креди­торов. Поэтому в

протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в

адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по

условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных

условна для государств-кредиторов от частных кредито­ров, правительство

Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от

банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных

изложенным в настоящем протоколе в отно­шении кредитов с аналогичным сроком

погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для

различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для

представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как

правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но

иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба

переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренно­стей с

делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перего­воры

занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда

переговоры почти полностью проваливаются в результате возникно­вения в

последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспо­минает один из

участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно

неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в

Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского

Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе

которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей

по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в

определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В

последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной

практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги правительств и

гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими

банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей

частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные

методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились

четыре категории стран-должников:

Категории стран-должников

è Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия
è Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия.
è Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия Парижского Клуба
è Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ

è Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития ( в настоящее время – 540 долларов в год ).

è Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам :

Вариант А ( уменьшение суммы долга ):

ü Списать треть долга;

ü В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам ;

ü Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Вариант В ( долгосрочные долги ) :

ü Проценты начисляются по рыночным ставкам;

ü Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга ) :

ü Предоставление льготных процентных ставок ( выбрать большую из двух величин : 3,5% в год или половина рыночной ставки;

ü Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими

условиями : Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар,

Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом было заключено

26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму

в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются

лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и

предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и

хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими

глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу

населения превышает установленный максимальный уровень ( в настоящее время

это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе

Торонтских условий.

Хьюстонские условия.

è Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет.
è Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период – 10 лет
è Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10 % непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл. , если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %).

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода,

государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на

пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга,

страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

Критерии для пересмотра долгов.

è Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долларов).
è Соотношение суммы долга кредиторам Парижского Клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1,5

è Установленные показатели масштабов задолженности :

ü Сумма долга не менее 50% объема ВВП;

ü Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%;

ü Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.