бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учет в КБ

Учет в КБ

УЧЕТ В КБ

36.Учетная политика кредитной организации.

Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством

формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и

другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот

же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета

клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского

баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает

возможность анализа банковской деятельности.

Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять,

контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием

расчетных и кредитных отношений.

Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в

учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета

предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые

счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих

счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные,

кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для

отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских

операций.

Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к

которой относятся:

. прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений

и проверка правильности их оформления;

. подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

. ведение картотек расчетных документов и картотек срочных

обязательств;

. осуществление контроля за своевременностью платежей;

. операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с

осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег,

счета которых ведутся разными банками.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в

кредитных организациях. Законодательные и нормативные документы,

определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их

уровни.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в

том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя

документы четырех уровней.

Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются

федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы

Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие

вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую

очередь относится Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О

бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. №

123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс

Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной

работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии

самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др.

Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных

договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для

правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон

от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции

Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8

февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью",

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3

февраля 1996 г. № 17-ФЗ. Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР

(Банке России)" с изменениями и дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ.

от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также

постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 552 "Положение о

составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении

прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая 1994 г. № 490

"Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты

налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с

последующими изменениями и дополнениями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О

первичных учетных документах" и др.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по

бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила

ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских

(хозяйственных) операций: В тех ПБУ, которые на сегодняшний день

разработаны и утверждены Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не

распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная

политика предприятия".

Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести,

прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы

бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих

закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих

рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть

III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению

бухгалтерского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных

средств, нематериальных активов» их воспроизводства, амортизации (износа) и

выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263, приложение № 7

"Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях"

к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до введения

нового Плана счетов, так н после этого: положение от 10 июня 1996 г. № 290

"О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных

организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения

бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных

металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в редакции указания от 30

марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении

безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации",

положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными

организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям,

совершаемым с их использованием", положение от 31 августа 1998 г. № 54-П "О

порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных

средств и их возврата (погашения)". положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О

порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и

размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по

счетам бухгалтерского учета" (введено в действие с 1 января 1999 г.) и др.

К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм

бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу

документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов

бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его

применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" Правил № 61.

Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания,

письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный

или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского

учета в кредитных организациях.

И наконец; к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в

области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной

организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета»

рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы

первичных учетных документов, правила документооборота, технология

обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых

формирует учетную политику кредитной организации.

Проблемы, возникающие при формировании учетной политики банка.

Качество учетной информации, налоговый аспект в формировании учета и

отчетности в кредитной организации.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-

ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством

Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов,

регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную

политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей

деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по

бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ1/94), утвержденным

приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы

формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот

документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и

содержит в себе несколько разделов.

Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под

учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения

бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения,

текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и

иной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и

оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов,

приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения

счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки

информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и

утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах

бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ

РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному

утверждению руководителем кредитной организации:

. рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации,

ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на

утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской

отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ

типовые формы первичных учетных документов;

. порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих

действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции

Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);

. порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и

обязательств;

. правила документооборота и технология обработки учетной информации;

. порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

. порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического

и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г.

№ 3бО-У).

Содержание учетной политики кредитной организации должно определять

конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено

альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно

связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной

организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые

последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с

организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики

принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-

распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется

последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной

политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной

организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников,

изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного

регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых

способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться

приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не

связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть

оценены в стоимостном выражении.

Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики,

необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной

политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно

выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на

прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта

следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный

налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов)

банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей

налогообложения.

Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"

начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых

предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на

прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным,

исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой

ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль

определяется организацией и действует без изменения до конца календарного

года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата

налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от

фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1

"Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".

В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное

формирование финансового результата.

Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей,

как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между

суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли

за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку

рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой

дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем

работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о

ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует

предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.

Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.

В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным

организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в

бюджет.

Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39

предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не

участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не

только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения

такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как

разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых

операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым

операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом

операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при

соблюдении общих условий зачета по этому налогу).

При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС

операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в

бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по

доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в

расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по

операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть

уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком

услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный

вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов

банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС

относится на себестоимость оказанных банком услуг.

Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует

отразить второй вариант порядка исчисления НДС.

Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной

политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам

и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на

учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении

операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а

неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с

последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже

упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих

в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую

возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при

возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов

в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для

определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или

внесистемно следующие операции:

. выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных

активов, приобретенных в отчетном периоде;

. определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов

банка;

. определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;

. оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных

средств.

Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и

внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме

приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению,

целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым

основным фондам и нематериальным активам.

Согласно второму варианту приобретенные основные средства и

нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с

последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы

банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом

по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы

НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых

операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых

этим налогом, превышает 5%.

И еще один момент следует закрепить в учетной политике банка по этому

вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения,

т.е. предназначенные для внебанковской деятельности с НДС или без него.

Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъяснений ГНС РФ по этому

вопросу их следует приходовать без НДС, чтобы при начислении износа частица

НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась,

таким образом "к зачету", т.е. уменьшению платежей в бюджет (налога на

прибыль).

Налоговые аспекты учета кредитных операций.

Это касается прежде всего, размера процентов, уплачиваемых банком-

заемщиком банку-кредитору за пользование кредитом, который может быть

отнесся на расходы банка-заемщика, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в

пределах ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, плюс три пункта - по

рублевому м в пределах 15 % -по валютному кредиту), и который не может быть

отнесен на расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль (сверх этих

ставок). К сожалению в схеме аналитического учета доходов и расходов не

предусмотрено выделение отдельных статей для учета таких процентов и банки

вынуждены вводить их самостоятельно в рабочей схеме аналитического учета

расходов.

Те же самые проблемы "технического" характера возникают в налоговом учете

кредитных операции и в отношении создания, корректировки и восстановления

на доходах резерва на возможные потери по ссудном и приравненной к ней

задолженности. В инструкции № 62-а фигурируют следующие формулировки:

отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, "относимые на

себестоимость" и "не относимые на себестоимость". Однако и те, и другие по

схеме аналитического учета расходов относятся на одну и ту же статью -

29101, а на них следовало бы выделять в схеме две, что упростило бы

налоговый учет этих операций, поскольку отчисления, не относимые на с/с,

прибавляются к налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем.

Та же самая проблема возникает и при восстановлении сумм резервов на

доходы банка при погашении ссуд, под которые те были созданы: здесь вместо

одной статьи доходов- 17101, следовало бы выделить две: восстановление

сумм со счетов фондов и резервов под возможные потери по ссудам "ранее

отнесенных на себестоимость" и "без отнесения на себестоимость". Последняя

из этих двух статей должна вычитаться из налогооблагаемой прибыли банка

расчетным путем, поскольку ранее (при создании этого резерва) она к ней

расчетным путем прибавлялась. Ситуация аналогичного характера возникает не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.