ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ
Глава 1
Цена как экономическая категория в переходный период
§ 1. Теоретические основы цены
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной
экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются
практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В
первую очередь это относится к производству и реализации товаров,
формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории,
цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что
цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов
заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение
стоимости товара.
В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования
цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы
ценообразования:
1. централизованная, которая предполагает формирование цен
государственными органами на основе издержек производства и обращения.
2. рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.
Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос
экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух
диаметрально противоположных школ.
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для
этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями
которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили
основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара
определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К.
Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции
стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет
стоимость и цену.
Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но
не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям,
умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат
труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно,
сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах,
также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным
конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.
Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение
представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют
объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).
Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости.
Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием
случайных рыночных факторов.
Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу
цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем
варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная
цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки
полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной
внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более
значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для
объяснения цены в ней нет необходимости.
В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следующему: что же
определяет цену товара — предложение (стоимость) или спрос (полезность)?
Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость
есть функция полезности товара?
Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к
ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность
(полезность) товара.
Однако бесспорным является положение о том, что количественное определение
затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается
объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической
формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в
условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует
возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства
и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.
Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место
занимают другие фирмы, которые имеют более низкие затраты на производство и
реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им
условия для осуществления нормального процесса воспроизводства.
Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать
следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается
как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения,
покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и общие
расходы».
Построение рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих
теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в
экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области
ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего
и принципиального характера, в зависимости от которой находятся другие
вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта
проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль
цены в рыночном хозяйстве?
Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет
раскрыт главный вопрос: что такое рынок в цивилизованном смысле этого слова?
В экономической литературе имеется много определений понятия «рынок». И это
естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще
недостаточно изученное.
Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представляется следующее
определение. Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые,
повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические,
технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно
опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений,
механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих
сферы обращения товаров.
Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и
стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости,
прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь
процесс воспроизводства.
Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит
предложение, — на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т. д.
Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением,
результатом этого экономического процесса является цена.
На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные
интересы.
Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности
большую цену и прибыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с
одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели в
свою очередь заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно
большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и
покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем
взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и
предложения и является компромиссом между продавцом и покупателем.
Таким образом, рынок — это экономический процесс, который путем столкновения
интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к
образованию цены.
Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:
Предложение
Рынок Спрос
Максимизация Цена
Максимизация
прибыль
полезности
Из представленной схемы можно
сделать принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных
отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и
покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование,
являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только
гибким инструментом, но и важным рычагом управления.
Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом
первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве
экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе
производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой
проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется
через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он
является одним из регуляторов общественного производства, способствуя
«переливу» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных
секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под
воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период
возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения
производства.
При единой государственной собственности регулирование экономики
осуществлялось через закон планомерного развития и централизованное
планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и
цены, привязывались к плану, подчинялись его выполнению.
По мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке
становится предприятие-собственник, которое самостоятельно, с полной
экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-
экономические и другие решения. Только предприятие решает, что, сколько,
когда, где и какого качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой
цене продавать свою продукцию и т. д. Это значит, что в условиях рыночных
отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь
частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс
воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим
субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых
предприятием, полностью отражаются на конечных результатах его
деятельности; государство за это не отвечает, так как оно не принимает
решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.
В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности
предприятия, но что принципиально важно — все они базируются на использовании
экономических методов, которые создают условия для заинтересованности
предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограничительный
характер, защищая интересы общества, государства.
Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование
воспроизводства осуществляется в числе других законов и законом стоимости,
который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет планового
установления цен, часто допускающего волевые решения в этой области,
искажающего реальное представление о положении дел в экономике. Поэтому
развитие рыночного ценообразования требует принципиально иных подходов к
формированию цен и модели цены.
§ 2. Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного
установления цен
Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики
строятся на том, что они определяются на предприятии, т. е. в производстве,
и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к
тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда —
господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике
еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок
оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае
он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления
цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не
в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.
е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных
отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и
окончательно формируются на рынке.
Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как
экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку
только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров,
постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен
только на рынке.
Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти
полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике
ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова,
что затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго
до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со
стороны покупателей, т. е. задолго до того, как затраты на их производство
получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в
последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением
и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно
противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной
экономике.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового
установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары
определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования.
Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от
результатов их труда.
Какова же при этом роль государства, государственных органов?
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации
могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и
услуг.
В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами
хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы
ценообразования, в ряде случаев устанавливает предельные уровни
рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции.
Однако государственные органы не устанавливают по большинству товаров
конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.
Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как
правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на
договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных
законодательными актами, — по государственным ценам. Государственное
регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих
монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги,
определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных
категорий граждан.
Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (многоукладной)
экономики рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко
сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные
группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен
определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального
развития и формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через
цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших
факторов — стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе
стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.
Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары
формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия. Второй может
часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных
изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих
изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной
экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться.
В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не
имеет смысла — это чревато для них отрицательными экономическими
последствиями.
Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те
фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются
совершенными методами организации труда и производства и т. д. В результате
наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки
производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те
предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют
воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость,
тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а
также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в
успехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие
оба фактора.
Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному
и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы,
которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне
изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Следует иметь в виду (и это подтверждает опыт зарубежных стран), что
государство может и должно экономически воздействовать на рыночную
конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на
уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас слабо налажен, что
при высокой степени монополизма многих изготовителей ведет к росту цен.
В связи с этим требуется продуманная система мер, уже опробованных в странах
с рыночной экономикой, — установление предельного уровня цен
государственными органами; меры, принимаемые органами управления,
направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и
др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а
все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно
закреплены законодательными актами в центре и на местах.
Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция.
Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие
структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой
и консервацию отсталости в производстве.
Монополия государственной собственности выступает главным препятствием на
пути «перелива» ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием
механизмов закона стоимости и ценообразования.
Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что
должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия
форм собственности и признания их равенства перед законом. Однако чтобы
рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное
разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное
юридическое их равенство.
В настоящее время в ряде отраслей и сфер еще господствует государственная
собственность. В этой связи важнейшей проблемой является конверсия
государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация
собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем
предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности
являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и
всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая
основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации
собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.
Следует отметить, что рынок — это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех
его участников на выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием
жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий
профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не
выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих
предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически
совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на
новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника
и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом
эффективности экономики.
Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она
двигает экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон
стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция — своеобразный экзамен для
предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и
выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм
стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства,
механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного
и отстающего.
Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве западных стран
посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых
преступлений. Честная конкуренция — главное; создать ее — значит создать
рынок.
Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая
практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает
свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей, перестраиваться
на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат
периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время
освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно
соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике
помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки
производства (технической, технологической, организационной и т. д.). Это
принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются
сознательно игнорировать, вероятнее всего, потому, что такая перестройка
сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями).
Как уже отмечалось, в нашей экономике в ряде отраслей все еще имеет место
монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из
главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот,
многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной,
личной и т. д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально
вырастают и развиваются рыночные отношения.
Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему
антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Этот путь ждет и
нас.
Принятый в Российской Федерации Закон от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
[1] направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он
создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в
условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости
в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.
Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положение, когда он
вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии
и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием,
повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать
наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т. д.
Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия для конкуренции и
ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это
способствовать оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Органическим элементом планового хозяйства является система директивного
назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей
продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития
народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление
элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом
и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить
для этих целей.
Эффективность метода ценообразования прежде всего определяется тем,
насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную
конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные
цены почти не сигнализируют об изменении спроса. Это обусловливает
постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и
потребления.
Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию в
плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой
товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий
рост цен.
Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд
дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций
воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции,
отрыву экономики от конечного потребителя.
Система директивного ценообразования не может служить инструментом
согласования экономических интересов и объективно является тормозом
экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы
директивных цен к ценам, установление которых основано на взаимном
соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.
Цены, в условиях рынка установленные по соглашению сторон, называются
договорными (свободными). Идея договорного рыночного ценообразования
заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск
товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита.
Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что
экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение
общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые
устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции,
являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном
хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить
только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут
баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться, и, как
правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к
свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного
из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого,
можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать
только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими
рыночную экономику.
Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают
экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита,
приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях
разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий
для экономики страны.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени
монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации
производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного
предприятия или фирмы и нарушаются пропорции внутриотраслевых и
межотраслевых связей.
В результате из-за того что появляется легкая возможность получить
дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а ростом цен,
падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В
условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует
выходу экономики из кризиса.
Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на
основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в
России к углублению экономического кризиса. Таким образом, одновременный
переход на свободное ценообразование по всем товарам экономически и
политически не был оправдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к
свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную
политику.
Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.
е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил
прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:
1. реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих
правом участвовать в заключении договоров о ценах;
2. отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по
свободным ценам;
3. отсутствие монополии товаропроизводителей;
4. структурная перестройка экономики, прежде всего базовых
отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
5. обеспечение единого экономического пространства в рамках
государства;
6. юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и
потребителей.
При отсутствии перечисленных условий следует либо ограничить сферу действия
свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять
государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется
необходимым организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-
видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области
свободного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет
добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции,
создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста
производства, а не цен.
В условиях быстроменяющихся экономических условий (как это имеет место в
России) изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии
и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать
с анализа общей экономической ситуации в стране, т. е. с анализа
макроэкономических процессов.
С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает
проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в
региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим
глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной
(региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих
условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются
объективные особенности формирования связей производителей и потребителей,
определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему
региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном
региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на
системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего
последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен,
адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и
попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен
за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным.
Учитывая всевозрастающее для нашей экономики значение развития
мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать
движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно
хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества
экономического сотрудничества с мировым сообществом.
В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы
ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем
заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-
экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами
формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки
продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по
договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно
согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом в рубли
по согласованному курсу.
В ряде соглашений, заключенных Россией с государствами СНГ, предусмотрена
также необходимость проведения согласованной политики в области
ценообразования.
В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосударственной
торговли между странами СНГ во многом была невыгодна России, так как
важнейшие ресурсы вывозились из нее по относительно низким (в сравнении с
мировыми) ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам,
уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему.
Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в
себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы
калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть
в соглашениях обмен информацией о применяемых нормативных документах по
ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и
динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.
Согласованная политика ценообразования государств Содружества при
товарообменных операциях должна найти отражение в межправительственных
соглашениях, за выполнением которых следует установить надлежащий контроль. К
нарушителям цен следует применять экономические санкции, установленные в
законодательном порядке, а при необходимости выносить эти вопросы на
рассмотрение правительств.
Следовательно, возникает необходимость в ванной ценовой политики при
межгосударственных поставках в увязке с соглашениями о денежно-кредитных
отношениях.
§ 3. Экономические функции цены
Что такое функция цены?
Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной
системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной
действительности внутренней, глубинной сущности экономической категории.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К
функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой
конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат
общественного труда, определяется самой сущностью цены, т. е. являясь
денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу
удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет,
сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на
изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В
конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек
производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к
измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при
выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под
воздействием множества факторов значительно отклоняться от издержек.
Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости
происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и
покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес
изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего
товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую
хотел бы получить изготовитель товара.
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой
конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только
административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои
издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих
затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.
В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных
показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели — ВВП, национальный доход, объем капитальных
вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и
др.
Качественные показатели — рентабельность, производительность труда,
фондоотдача и др.
Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать
стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их
результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной
продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-
измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по
своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности
производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно
в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного
планирования.
2. Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном и
сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов
товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это
принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной
жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличению (или
сокращению) выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей
особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою
продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
• научно-технический прогресс;
• экономию затрат ресурсов;
• изменение качества продукции;
• изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем установления повышен
ного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет
производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее
эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими
товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью
действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.
Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса.
Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более
современной технологии, в организации производства и труда, повышении
качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь
значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию
материальных ресурсов.
Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается
путем применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры
производственного потребления осуществляется путем формирования
соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции,
путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу
полезного эффекта и др.
Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения
осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (налога на
добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем
использования различных методов оценки сырья при калькулировании
себестоимости изделий, системы договорных цен и т. д.
В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей
первостепенной важности является стимулирование ценами производства
конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения
цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее
состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и
перераспределение национального (чистого) дохода между:
• отраслями экономики;
• различными формами собственности;
• регионами страны;
• фондом накопления и фондом потребления;
• различными социальными группами населения.
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары
(ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается
перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части
населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов,
используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на
отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других
форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных
уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и
другие социальные задачи общества.
С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между
производителем и потребителем, между отдельными категориями населения.
Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются
государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее
перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного
товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает
увеличенные доходы.
Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за
множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений
цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в
результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности
уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу
других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости
является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по
каждому конкретному товару в отдельности.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые
цены. Однако они не единственный инструмент распределения и
перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система.
Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории
населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными
доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых
платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от
снижения цен обычно выигрывает все население.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что
через цены осуществляется связь между производством и потреблением,
предложением и спросом.
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и
обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит
гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением.
При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между
предложением и спросом равновесие между ними достигается либо
увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения
цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении
ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях
административно-командной системы управления сбалансированность между спросом
и предложением регулировалась планами производства и материально-
технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением
относительно более высоких цен на особо модные товары и снижением цен на
товары, не пользующиеся спросом, — так называемые сезонные цены (уценки).
В условиях рыночных отношений цена в этой функции выполняет роль стихийного
регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не
пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на
увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся
у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении
обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых
товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит
от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено
покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на
товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет
место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка
товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством
товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров,
предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет
место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их
производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.
Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением
выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и
понижающая спрос при избытке товаров.
По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, достижения
сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно
обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента
товаров.
С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции
эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет
доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства по
мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать все более
полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для
получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного
сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов — туда, где норма
прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами
самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только
предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу
экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие
маркетинговые исследования, т. е. изучение всех рыночных факторов, в том числе
и цен.
Однако в условиях российской экономики при значительном монополизме
производителей и весьма слабо развитой конкуренции переток капиталов из
одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.
В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-
посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше,
чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов
на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид
деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала.
В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между
различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных
групп товаров.
Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно
длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению
средств, вкладываемых в эту сферу.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в
ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены
усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя
увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может
играть и дестимулируюшую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению
предложения товаров. Это в свою очередь ведет к необходимости согласования
спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как
критерия рационального размещения производства, способствуя «переливу»
капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный
спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма
прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми
остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также
с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях
под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно
отклоняется от издержек производства и реализации. В хозяйственной жизни
взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают
значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом
исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).
§ 4. Методологические вопросы ценообразования
Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и
методов: разработка концепции ценообразования, определение и обоснование
цен, формирование системы цен, управление ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установления цен, т. е. основные
положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто
и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой
создания единой системы цен, действующей в экономике страны.
Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой. Они
существенно отличаются друг от друга: на основе методологии разрабатывается
стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и
средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда
следует, что методики — это составные элементы методологии, которые
объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика
определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании
природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в
зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая
методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны
выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики
являются первым важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы
ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на
основе разработки и применения соответствующих методов (методик).
Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют
методологию.
При переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой,
что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и
правилам системы цен, адекватной рыночным отношениям.
Что представляют собой принципы ценообразования?
Принципы ценообразования — это постоянно действующие основные положения,
характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
• научность обоснования цен;
• целевая направленность цен;
• непрерывность процесса ценообразования;
• единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим эти принципы.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и
учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной
экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка,
всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При
этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать
изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного
обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной
информации, прежде всего экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении
приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с
помощью цен, например проблем социальной защиты населения или проблем целевой
ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее
качества
С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период
времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции,
обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе
развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем.
Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд
этапов (например, руда — чугун — сталь — прокат и т. д.), на каждом из которых
она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения
и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением
новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс
будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен
состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот
контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по
которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и
услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги
транспорта и т. д.
Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует
режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения
установленных законодательством общих для всех принципов и правил
ценообразования.
В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на
виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и
др.).
Различают два вида контроля:
1. государственный, осуществляемый государственными органа
ми ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются
инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль
могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству
товаров и защите прав потребителей при органах торговли как
в центре, так и на местах;
2. общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской
Федерации законом о защите прав потребите
лей предусматриваются определенные права по контролю за цена
ми со стороны обществ потребителей.
Список литературы
Основная
1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатин-форм. 1995.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.
3. Слепое В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного
ценообразования. М., 1992.
4. Ценообразование / Под ред. проф. И. К. Салимжанова. М.:
Финстатинформ, 1996.
5. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. проф. И. К. Салимжанова.
М.: Финстатинформ, 2001.
6. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. проф. И. К.
Салимжанова. М.: Кнорус, 2002.
Дополнительная
1. Х.Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М.: Республика,
1992.
3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.,
1997.
4. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.:
ЮНИТИ, 1997.
5. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 1998.
6. Ценообразование на финансовом рынке / Под ред. проф.
В. Е. Есипова. СПб., 1998.
[1] РГ. 1991. 26 апр.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.