бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


: Роль банковской системы в переходный период

: Роль банковской системы в переходный период

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ст. гр. ЭТВ 9402 Запасный Н.Б.

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

\КУРСОВАЯ РАБОТА\

Научный руководитель

ст. препод. Первакова Л.Ф.

Уфа 1997

Содержание:

1. Роль банков в современной экономике 3

1.1. Роль банковской системы в СССР 6

1.2. Роль, отведенная банкам в России 7

2. Основные направления реформ 10

2.1.Последствия, неудачи реформ 10

3. Создание новой банковской системы в России 13

3.1. Поведение новой банковской системы в новых условиях 14

4. Взаимодействие государства и коммерческих банков России 16

5. Роль, занимаемая банками в России 21

5.1. Влияние рынка ценных бумаг на банковскую систему 22

Заключение 24

Список использованной литературы 25

1.Роль банков в современной экономике

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть

которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших

ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития

экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в

целом. На сегодняшний день банки призваны:

аккумулировать свободные денежные средства,

выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,

производить эмиссию.

Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство

без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной

экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и

становление экономико-политической мощи государства. Именно экономико-

политической, так как еще не создана политическая доктрина, в которой

экономика рассматривалась бы отдельно от политики. На сегодняшний день,

банки являются экономическим инструментом в руках правительства.

Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится один

центральный банк, к примеру, Федеральный Банк ФРГ, а остальные банки только

руководствуются его рекомендациями. И федеральное Германское правительство не

может напрямую воздействовать на все банки Германии. Воздействие на них

возможно через правительство той земли, к которой они "прикреплены". Таким

образом, правительство не может жестко диктовать свои условия (часто

руководствуемые политическими мотивами правящей партии) банкам.

До недавнего времени у нас банковская деятельность целиком и

полностью определялась внутренней политикой КПСС. Но, в связи с политико-

экономическими преобразованиями, в нашей стране появилось

множество негосударственных банков, деятельность которых регулируется с

одной стороны - объективными экономическими законами, а с другой - письмами

Центробанка и несовершенным пока законодательством.

Современные российские банки развиваются очень высокими темпами, если

учесть, что первые негосударственные финансовые институты появились в 1988

г., то появление в 1993 г. кредитных карточек как на магнитных, так и на

электронных носителях, можно рассматривать как большой прогресс.

Несмотря на несовершенство банковского законодательства, Российские банки

занимают прочное положение на внутреннем рынке капиталов, и открывают

филиалы за рубежом. Правда, говорить о Российской банковской экспансии еще

не время, так как экономические трудности в нашей стране не позволяют

сформироваться полноценной банковской системе.

Переход к рынку связан с реализацией кредитных отношений. Перестройка

денежного обращения и кредита, максимальное сокращение централизованного

финансирования, переход к горизонтальному движению денежных ресурсов на

финансовом рынке. Кредит - форма движения ссудного капитала, т.е. капитала,

предлагаемого в ссуду. Перераспределение денежных средств способствует

уравниванию нормы прибыли между различными отраслями. Кредитная система

может принимать две формы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования

(функциональная форма)

2) с кредитно - финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные

средства и предоставляющие их в ссуду (институциональная форма).

Первая форма представлена следующими формами кредита:

-коммерческим, возникающим при продаже товара с отсрочкой платежа

-банковским, возникающем при даче ссуд банком

-потребительским, возникающем при предоставлении ссуд на покупку товара

юридическими лицами

-государственным, когда кредитором выступает государство

-международным, когда субъектами кредитования являются иностранные банки.

Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений

кредитования. Реализуют эти отношения специальные учреждения, образующие

кредитную систему в институциональном её понимании.

Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся

центрами кредитной системы. Они занимают в ней осо­бое место и являются, как

правило, государственными учреждениями.

К основным функциям центрального банка относятся сле­дующие:

-эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку на­личность по-

прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности

кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения

долговых обязательств.

-функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для ком­мерческих

банков, то есть каждый банк, — член национальной кредитной системы обязан

хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной

пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Цен­тральный банк по традиции

является хранителем официальных золотова­лютных резервов страны (официальные

валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т

золота).

-функция кредитования коммерческих банков, характерная для со­циалистической

экономики при государственной монополии на кредит­ную деятельность, а также

для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных

финансовых институтов. Менее про­является она в развитой рыночной экономике,

где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых

трудностей.

-предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для

правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня

акку­мулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапли­ваются

на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные

банки ведут счета правительственных учреждений и органи­заций. Кроме того,

они осуществляют операции с государственными цен­ными бумагами, предоставляют

государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или

покупки государственных обли­гаций. Центральные банки также проводят по

поручению правительст­венных органов операции с золотом и иностранной

валютой.

-клиринговая функция или функция проведения безналичных рас­четов. Так, в

ряде стран центральный банк ведет операции по общена­циональному клирингу,

выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных

районах страны. Примером общена­циональной расчетной палаты может служить

Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки представляют собой частные и государ­ственные банки,

осуществляющие универсальные операции по кредито­ванию промышленных, торговых

и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые

они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько их функций:

-аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата

чеков, выписанных на эти банки.

-предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуще­ствлении расчетов в

масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают

кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и

небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах

кредитования. Так, внешнеторговые банки спе­циализируются на кредитовании

экспорта и импорта товаров, а ипотеч­ные банки и компании — на предоставлении

долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

-инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно - учредительской

деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на

фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права

принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи

собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они

используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На

сегодняшний день в России они немногочисленны.

-обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в

кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не

смогут функционировать как капитал.

-страховые компании, для которых характерна специфическая форма

привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы, они

вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других ком­паний,

государственные ценные бумаги.

-пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре

активов. Так, имеются застрахованные пенсион­ные фонды, (управляемые

страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по

их доверенности — банками), фун­дированные (их средства инвестированы в

ценные бумаги) и нефундиро­ванные (пенсии выплачиваются из текущих

поступлений и доходов) и многие другие.

-инвестиционные компании, размещающие среди мелких дер­жателей свои

обязательства (акции) и использующие полученные сред­ства для покупки ценных

бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства

инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение

средств в различные предпри­ятия) достигается известное рассредоточение

активов, снижается опас­ность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи

акции вложен ка­питал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в

сущно­сти, тоже инвестиционными компаниями.

Таким образом, кредитная система в России состоит, во-первых, из банковской

системы, имеющей обычно два уровня:

-центральный банк;

-коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

Казначейство;

12 окружных федеральные резервных банков;

5000 банков-членов.

И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, зани­мающих третий и

четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает

возможности для ее широкого использования, позво­ляет своевременно вводить в

дествие большой набор различных кре­дитно-денежных рычагов регулирования,

воздействовать на экономиче­ский механизм как на систему. Из чего следует

комплексный характер кредитной политики.

1.1Роль банковской системы в СССР

До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк,

Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные

функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание

выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные

денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по заранее

утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на

выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только

перед вышестоящими органами, а не клиентурой.

Предельная централизация банковской системы имела и свою притягательную

сторону, по крайней мере, для отдельных экономических субъектов. Денежная

система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфляцию,

стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного

внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически

беспроцентное банковское кредитование государственных предприятий, и в

особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному банку

просто не возвращались и превращались в дотации.

В период господства командно-административной системы в нашей стране роль

банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению безналичных

расчетов между предприятиями, кассовому об­служиванию, а также финансированию

капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых

фондов. Будучи состав­ной частью государственного аппарата, банки при

централизованном об­щегосударственном планировании осуществляли кредитные

операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных

средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались

только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей

предприятий и для самих банковских работников фак­тически не было

существенной разницы между бюджетным и кредитным финансированием,

кредитование проводилось из того же бюджета по ус­ловным процентам.

Государственный банк постоянно занимался воспро­изведением через кредит

финансового образа директивного государст­венного народнохозяйственного плана

и дополняющих его правительст­венных программ и постановлений. По сути дела

Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную

эмиссии для финан­сирования во многом дефицитных, расточительных, и часто,

просто не­нужных правительственных программ. Введение в дополнение к

государ­ственному сети специализированных банков не меняло дела по существу,

поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором

прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь

тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла

необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что

банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной

системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию

предприятий.

В 1987 году началась 2-х этапная организация.

1.2. Роль, отведенная банкам в России

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков

основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятель­ности в РФ". В

соответствие с этим законом банки России действуют как универсальные

кредитные учреждения, совершающие широкий круг опе­раций на финансовом рынке:

предоставление различных по видам и сро­кам кредитов, покупка-продажа и

хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады,

осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств,

посреднические и довери­тельные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собст­венности -

частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исклю­чается возможность

создания банков, основанных исключительно на го­сударственной форме

собственности, которые в соответствии с дейст­вующим законодательством могут

осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования

уставных капиталов россий­ских банков допускается привлечение иностранных

инвестиций. Под бан­ками с участием иностранных инвестиций в соответствии с

Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории

Рос­сийской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых форми­руется за счет

средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формиру­ется за счет

нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием ино­странных

инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ ус­танавливает лимит

участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на

участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные

условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от

экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделя­ются на

акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возмож­ность создания

банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается

действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка

формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки

создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа

характерно преобразование паевых банков в акцио­нерные и создание новых

банков в форме акционерных обществ. Для ак­ционерного общества характерно,

что собственником его капитала вы­ступает само общество, т.е. банк. А паевые

коммерческие банки собст­венниками своего капитала не являются, поскольку

каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала.

Паевые коммер­ческие банки организованы на принципах общества с ограниченной

от­ветственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограни­чена

пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может

осуществляться как за счет внесения участниками дополни­тельных взносов, так

и за счет вступления в банк новых участников. Во­прос о вступлении новых

участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем

собрании участников.

У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен

на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди

юридических и физических лиц. Акцио­неры не вправе требовать от банка

возврата этого вклада, что повышает устойчивость, и надежность банка и

создает для банка прочные основы для управления, его ликвидностью.

Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков

могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров.

Акции банков откры­того типа могут переходить из рук в руки без согласия

других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на

ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не

утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и

в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. От­крытая подписка

требует от банка широкой информации о своей деятель­ности.

2.Основные направления реформ

1) Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка

и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих

народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и

самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования.

Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью

отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором

деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной

политики.

В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы

Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это

привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной

банковской реформы не произошло - экономические отношения остались прежними.

Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура

кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического

регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную

несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в

зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное

распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что

монополия на проведение банковских операций осталась за государством.

2) Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего

экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции

общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из

одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей

Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая

банковская система.

Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности

сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных

накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и

т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью

адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных

странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это

- банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося

нестабильностью и резкими структурными сдвигами.

2.1.Последствия, неудачи реформ

В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей

стране, была создана качественно новая система экономических отношений. Одной

из основных ее особенностей является высокая степень монополизации экономики,

возникшая как в результате необдуманных экономических шагов руководства

страны, так и вследствие высокой централизации советской экономической

системы. Это создает существенные трудности при формировании цивилизованного

рынка кредитных ресурсов.

Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет

реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На

данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в

экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со

значительными рисками и падением оборачиваемости капитала. В этом смысле

современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям

преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных

требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к

формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.

Способ преобразования экономики и банков носил революционный характер. А если

учитывать, что советская экономика к моменту начала реформ находилась в

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.