|
Курсовая: Рынок ОВГЗ и роль НБУ
Рис.1. Виды государственных ценых бумаг США
Среднесрочные ноты. Эти ценные бумаги выпускаются Казначейством США на срок от 1 года до 3, а иногда до 4 лет. С 1986 г. новые выпуски нот осуществляются в виде бухгалтерских записей на счетах. Ноты выпускаются в основном ежеквартально, за исключением нот со сроком погашения 2 года, которые продаются за неделю до окончания каждого месяца (на аукционной основе). Долгосрочные облигации. Характерной чертой долгосрочных облигаций США является длительный срок их обращения: от 5 до 20—30 лет. Такие облигации называются бонами. В настоящее время более эффективными считаются десятилетние и тридцатилетние облигации. Долгосрочные облигации, как и среднесрочные ноты, приносят их держателям фиксированный процентный доход к номиналу. Вместе с тем для повышения конкурентоспособности на рынке ценных бумаг облигации реализуются со скидкой относительно их номинальной стоимости. Облигации выпускаются в безналичной форме и размещаются на аукционах. Нерыночные ценные бумаги в США достаточно многообразны: сберегательные облигации, облигации пенсионных планов, индивидуальные пенсионные облигации, депозитные облигации и др. Сберегательные облигации размещаются главным образом среди населения. Они являются именными, не подлежат купле-продаже. В настоящее время выпускается две серии облигаций: серия ЕЕ сроком на 12 лет, рассчитанная на небогатых граждан, и серия НН сроком на 10 лет для богатых инвесторов. По истечении шести месяцев со дня приобретения такие облигации могут быть предъявлены к выкупу. Цена реализации облигаций различна. Облигации серии НН размещаются по номинальной цене, каждые полгода выплачивается фиксированный доход. При этом величина дохода постепенно увеличивается (по шкале ставок). Облигации другой серии (ЕЕ) реализуются со скидкой до 50% номинальной цены, а их выкупная цена периодически увеличивается нарастающим итогом в течение всего периода погашения (12 лет). Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации используются для накопления средств, необходимых для пенсионного обеспечения лиц, не работающих по найму, а занятых самостоятельно. Муниципальные облигации. Этот вид облигаций получил широкое распространение и характеризуется большим разнообразием (например, муниципальные ноты, специальные налоговые облигации). Выпускаются долгосрочные и краткосрочные муниципальные облигации; в зависимости от целей выпуска они находятся в обращении от 30 дней до нескольких десятков лет. Выпускаются местными органами власти как для финансирования бюджета, так и для развития социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, жилищного строительства, коммунального хозяйства др.). Существуют также ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Их эмитентами являются организации, пользующиеся поддержкой правительства. К этим ценным бумагам относятся: облигации Азиатского банка развития; облигации Системы фермерского кредита; облигации федеральных банков жилищного кредита и др. Государственные ценные бумаги ФРГ. Рынок государственных ценных бумаг в ФРГ — один из крупнейших в мире и уступает лишь США, Великобритании и Японии. Его характерной особенностью является то, что на нем в меньшей степени представлены другие виды долговых обязательств (банковские облигации и облигации промышленных фирм). Вместе с тем его объемы постоянно растут. Государственные долговые обязательства Германии отличаются большим разнообразием. Правительство выпускает облигации ФРГ, федеральные облигации, федералъные кассовые облигации, казначейские финансовые обязательства, а также финансовые инструменты: долговые сертификаты, сберегательные сертификаты, беспроцентные казначейские сертификаты ( рис.2).
Рис.2. Виды государственных ценных бумаг ФРГ С 1952 г. начали выпускаться облигации ФРГ, которые длительное время играли незначительную роль в финансировании расходов государственного бюджета. Однако постепенно высокая надежность и налоговые льготы привлекли к ним внимание национальных и зарубежных банков, частных лиц и прочих инвесторов (страховых компаний, инвестиционных фондов).Обычный срок облигаций ФРГ — 10 лет, но имеются облигации с периодом обращения от 5 до 30 лет. Их минимальный номинал— 100 немецких марок. Выпуск осуществляется в безналичной форме. Федеральная долговая администрация регистрирует их движение в Федеральном долговом регистре. Федеральные облигации выпускаются сроком на 5 лет с минимальной номинальной стоимостью 100 немецких марок. Они обращаются в безбумажной форме в виде записей в Федеральном долговом регистре. Федеральные облигации рассчитаны главным образом на население. Федеральные кассовые облигации выпускаются на срок от 3 до 5 лет, т. е. они являются среднесрочными долговыми обязательствами. Эмитируются в форме записей в Федеральной долговой книге; минимальная номинальная стоимость облигации — 5 тыс. немецких марок. Казначейские финансовые обязательства выпускаются на 1 и 2 года. Они реализуются по цене, ниже номинальной. Иными словами, это дисконтная ценная бумага, рассчитанная на мелких вкладчиков. Долговые сертификаты относятся в ФРГ к разряду финансовых инструментов. Они похожи на контракты по получению кредита,однако могут обращаться на фондовом рынке. Их основными эмитентами являются государственные федеральные и местные органы власти, почтовая и железнодорожная службы, правительства земель. Срок их обращения — от 1 года до 15 лет. Выплачивается ежегодный доход в виде фиксированного процента. Долговой сертификат может быть продан другим субъектам, что и служит основанием для отнесения его к ценным бумагам. Беспроцентные казначейские сертификаты — финансовый инструмент, который выпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворения потребностей правительства в финансовых ресурсах. Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Они представлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторами выступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» — 6 лет, типа «Б» — 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют в бумажной форме. Их минимальная стоимость составляет 100 немецких марок. Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, а также правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторов и являются высоколиквидными ценными бумагами. Выпуск государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируется Экономическим советом государственных властей, который принимает решения о необходимости выпуска облигаций, определяет эмитентов, учитывая состояние рынка ценных бумаг. Государственные облигации в других западноевропейских странах чрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения, выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицита государственного бюджета. 2. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРИНЕ И РОЛЬ НБУ 2.1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРАИНЕ Строгая регламентация рынка ОВГЗ выражается в обязанности всех его участников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учета проводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций в качестве официальных дилеров явилось новшеством в торговле государственными ценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего призваны на профессиональном уровне обеспечивать большой оборот торговли, расчеты и учет держателей облигаций. Однако основная организационная роль на рынке ОВГЗ все же принадлежит Центральному банку- агенту Министерства финансов, поскольку на него возложено обслуживание выпусков облигаций, а также выполнение функций дилера и контролирующего органа. К его компетенции относятся организация и проведение аукционов по размещению облигаций, осуществление погашения их выпусков, регулирование торговли на вторичном рынке. Таким образом, одной из главных отличительных черт организации современного рынка государственных облигаций является развитие цивилизованного взаимодействия административных и рыночных структур с целью совершенствования и укрепления этого рынка. Указанное взаимодействие может быть проиллюстрировано организационной структурой рынка ОВГЗ (рис. 3).
.... .... .... где 1,2,..,n- инвесторы Рис.3. Организационная структура рынка ОВГЗ В рассматриваемой структуре можно выделить три уровня взаимодействия, или три сектора. Сектор организаторов рынка включает Министерство финансов и Национальный банк Украины, которые, представляя административные структуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также состав участников рынка. В сектор функционального обеспечения входят организации, осуществляющие заключение сделок, расчеты по ним и ряд других функций. Сектор участников рынка включает как юридических, так и физических лиц, которые выступают в роли посредников или владельцев облигаций. Функции, выполняемые на каждом уровне взаимодействия, четко разграничены, что является одной из важнеийших предпосылок успешного развития рынка. Сектор организаторов рынка, устанавливая общие «правила игры» и состав его участников,реализует свою стратегическую функцию централизованного заимствования государством временно свободных денежных средств у участников рынка и управления денежно- кредитной сферой. Поскольку выпуск ОВГЗ осуществляется в виде записей по счетам их владельцев (т. е. счетам «депо»), весь объем выпуска оформляется одним общим сертификатом, хранящимся в НБУ и погашающимся одновременно с погашением данного выпуска облигаций. Для обеспечения учета облигаций и их владельцев используется механизм двухуровневой депозитарной системы, включающий центральный депозитарий и сеть субдепозитариев. Депозитарий открывает счета только зарегистрированным дилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам, осуществляется раздельно. Для этой цели используются два типа счетов: дилерский счет и клиентский счет — отдельно по каждому выпуску облигаций. Такой порядок препятствует возможности злоупотреблений дилеров за счет облигаций своих клиентов. Обязанностью каждого дилера является ведение реестра регистрационных кодов и внутренних лицевых счетов облигаций (счетов «депо»), приобретаемых по поручению клиентов. Эта обязанность реализуется с помощью субдепозитариев, ведение которых относится к числу обязательных функций дилера. Двухуровневая депозитарная система позволяет постоянно контролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов. Кроме того, каждым дилером в Депозитарии открываются специальные торговые счета, на которых ежедневно отражаются операции по продаже облигаций. Осуществление функций денежных расчетов по операциям с облигациями на рынке закреплено за специальной организацией — Расчетной системой. Все зарегистрированные дилеры обязаны открывать в ней счета, посредством которых осуществляются платежи по сделкам. Зачисление и списывание средств по этим счетам происходит через счет, открываемый Расчетной системой в РКЦ. Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами выполняются в течение одного дня, а между дилерами и другими организациями- в обычном порядке. В Расчетной системе также выделяются специальные торговые субсчета для ежедневного отражения операций по приобретению облигаций дилерами. Указанные функции выполняются в рамках Торговой системы на основании договора с НБУ. Торговая система представляет собой организацию, осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламент совершения сделок с облигациями. Облигации могут переходить от одного владельца к другому только в результате операций купли-продажи, зарегистрированных этой системой. Торговая система функционирует на основании договора с НБУ и двухсторонних договоров с дилерами. В целом сектор функционального обеспечения не имеет права выступать в качестве посредника, продавца или покупателя на рынке облигаций. Выполнение функций Депозитария, Торговой и Расчетной систем совмещает уполномоченная Центральным банком Украинская межбанковская валютная биржа. Участники рынка облигаций могут выступать в качестве либо инвесторов, либо дилеров. Дилером может быть любое инвестиционное учреждение (т. е. институциональный профессиональный участник рынка ценных бумаг), заключившее соответствующий договор с НБУ: банки, брокерские компании и т. д. Договор заключается лишь с организацией, успешно прошедшей процедуру проверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка, которыми являются Министерство финансов. Центральный банк, а также налоговые органы. Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подают заявки на их приобретение в размере не менее 1% объявленного номинального объема выпуска. Кроме того, за время действия договора с НБУ дилер обязан приобрести не менее 1% общего количества реализованных на прошедших аукционах облигаций. Дилеры выполняют три основные функции. Во-первых, они осуществляют посредничество в заключении сделок и поэтому являются членами Торговой системы. Посредничество— единственный путь для инвесторов совершать операции на рынке облигаций. Во-вторых, они ведут учет владельцев облигаций, для чего каждый дилер обязан стать членом депозитарной системы, открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, обязанностью дилеров является обеспечение своевременных и точных расчетов со своим клиентами, поэтому они должны стать также участниками Расчетной системы. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Для совершения сделок с облигациями инвестору необходимо заключить договор с |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |