Курсовая: Роль банковской системы в условиях перехода к рынку
Курсовая: Роль банковской системы в условиях перехода к рынку
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Место банковской системы
в условиях перехода к рынку»
Выполнил:
г. Нижний Новгород
1999г.
Содержание.
Содержание
2
Введение
3
Принципы организации банковской системы
4
Виды банковских систем
4
Современная банковская система РФ
4
Структура банковской системы современной России
5
Отличия банков от небанковских кредитных учреждений
6
Принципы формирования двухуровневой банковской системы
7
Сложность формирования системы во время кризиса
8
Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер взаимодействия в современных условиях
12
"Портрет" Центрального банка
12
Функции Центрального банка
14
Коммерческие банки и их функции
16
"Теневые" операции коммерческих банков
18
Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка
18
Денежно-кредитная политика России
22
Заключение
24
Приложение
25
Список литературы
28
I. ВВЕДЕНИЕ.
Прежде чем говорить о банковской системе в условиях перехода к рынку, нужно
охарактеризовать эти условия, то есть экономику переходного периода.
Процесс формирования и функционирования экономической системы включает в себя
три этапа: становление, зрелость и умирание. Именно дифференцированный во
времени характер экономической системы и объясняет наличие переходных
состояний.
В 90-е годы сформировалась особая группа стран (бывших социалистических),
стартом переходных процессов в которых стал уход от плановой экономики. К
числу этих стран относится и Россия. Перечислим основные особенности
переходного процесса в России:
- исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика;
- переходные процессы неизбежно связаны с глубокими качественными
преобразованиями экономики, сломом прежних отношений;
- значительные социально-экономические издержки в процессе этих преобразований;
- особенности переходного процесса в России во многом обусловлены разрывом
хозяйственных связей, связанным с распадом СССР;
- в России, по сравнению с остальными странами бывшего «социалистического
лагеря», особенно долго существовала социалистическая плановая экономика.
Рассмотрим кратко, что представляла собой банковская система бывшего СССР.
Это была централизованная монобанковская система, которая складывалась из
трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк и Внешторгбанк) и системы
сберегательных касс. Монополия трех государственных банков приводила к тому,
что кредиты зачастую выполняли функцию второго бюджета, что не позволяло
использовать эффективный потенциал кредитного механизма. Курс на развитие
рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков, что
и начало происходить в середине 80-х годов. В результате банковской реформы
были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР,
Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Однако, в
результате реформы монополия трех государственных банков была заменена
монополией реорганизованных специализированных банков. Именно в этой ситуации
в августе 1988г. были созданы первые коммерческие банки.
II. Принципы организации банковской системы.
II.1. Виды банковских систем.
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их
видов:
- двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система
коммерческих банков (КБ));
- централизованная монобанковская система, описанная выше;
- уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная резервная
система США.
Рассмотрим структуру двухуровневой системы, установившейся в большинстве
стран с рыночной экономикой.
Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны. Он выполняет следующие
функции:
- осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение
и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и
платежей;
- проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений
страны и исполнение финансового законодательства;
- предоставление кредитов коммерческим банкам;
- выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
- управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
- осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных
для ЦБ методов воздействия на КБ: проведение политики учетной ставки,
операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и
регулирование норматива обязательных резервов КБ.
II.2. Современная банковская система РФ.
«Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся на
территории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принят закон
СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов было предоставлено
право создавать кооперативные банки).
На сегодняшний день правовой основой функционирования российской банковской
системы являются следующие нормативные акты: Закон РСФСР «О банках и
банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и
новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятая в
июле 1995г.
Современная банковская система России представляет собой двухуровневую систему.
Первый уровень системы - Центральный банк РФ (Банк России), на втором уровне
находятся банки и небанковские кредитные организации.
Пока не будем подробно останавливаться на функциях Банка России, коммерческих
банков и небанковских кредитных организаций, а рассмотрим структуру
современной российской банковской системы и основные различия между банками и
небанковскими кредитными организациями.
II.2.1. Структура банковской системы
современной России.
На сегодняшний день банковская система России приобрела следующий вид:
- Центральный банк РФ (Банк России);
- Сберегательный банк;
- коммерческие банки;
- банки со смешанным российско-иностранным капиталом;
- иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;
- союзы и ассоциации банков;
- иные кредитные учреждения.
Более общее представление о структуре российской банковской системы дает
следующая таблица:
Критерий
классификации
Виды банков
Примечания
Форма
собственности
Государственные
Частные
Кооперативные
Смешанные
Представляющие разные формы собственности
Страновая
принадлежность капитала
Российские
Иностранные
Совместные
С участием отечественного и иностранного капитала
Организационно-правовая форма
Паевые (ООО)
Акционерные (ЗАО, ОАО)
Территориальный признак
Региональные
Межрегиональные
Национальные
Международные
Заграничные
Российские банки за границей
Степень
независимости
Самостоятельные
Дочерние
Сателлиты
Уполномоченные
Связанные
Полностью зависимые
Банки-агенты
Участвующие в капитале друг друга
Характер
деятельности
Универсальные
Специализированные
Отраслевая
специализация
Промышленные
Сельскохозяйственные
Транспортные
Строительные
Торговые
и др.
Функциональная
специализация
Инновационные
Инвестиционные
Сберегательные
Ипотечные
Биржевые
Страховые
и др.
Способ
происхождения
Старые
Новые
Возникли на базе бывших спецбанков и отраслевых министерств
Масштаб
деятельности
Крупные
Средние
Мелкие
Наличие
филиалов
С филиалами
Бесфилиальные
Диверсификация
капитала
Однопрофильные
Многопрофильные
Занимающиеся только банковскими операциями
Участвующие в капиталах небанковских организаций и предприятий
II.2.2. Отличия банков от небанковских кредитных
учреждений.
Существует как минимум два признака, отличающих банки от кредитных учреждений
и ставящих их в особое положение.
Во-первых, банки объективно выступают логически первичным, исходным звеном в
сфере финансового рынка, то есть характер деятельности банков в решающей мере
предопределяет характер деятельности кредитных учреждений.
Что же обособливает банки по сравнению с остальными кредитными учреждениями?
А это способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в
обращение и изымать из него деньги.
Во-вторых, банки - это основное звено финансового рынка. Под этим следует
понимать то, что банки - единственные организации, реализующие в своей
деятельности полный спектр рыночных денежных отношений, характерный для
данной страны в данный промежуток времени.
Перечислим примерный список таких операций:
- прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц;
- выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов;
- покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты
(наличной или на счетах);
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;
- расчетно-кассовое обслуживание клиентов;
- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или
распорядителей депозитов.
Проведение этих операций, а в особенности первых двух, означает уменьшение
или увеличение денежной массы в обращении, сжатие или эмиссию денег
(кредитных), поэтому здесь нужна жесткая дисциплина и порядок.
Рассмотрим и еще один момент, касающийся первых двух операций и могущий
показаться спорным. Вообще, приемом денег от своих клиентов и выдачей ссуд
занимается и многие кредитные учреждения. Не означает ли это, что банки
лишаются своего отличительного признака? Нет.
Дело в том, что клиенты банка сохраняют право распоряжаться вложенными в него
денежными средствами, тогда как клиенты кредитного учреждения теряют право
распоряжаться ими (распорядителем принятых денег становиться само кредитное
учреждение). Таким образом, банк принимает вклад (депозит), а кредитное
учреждение берет заем для своих целей.
Имеют свою специфику и ссуды, выдаваемые банками и кредитными учреждениями. В
первом случае имеет место ссуда-кредит (создание новых - кредитных - денег);
во втором - ссуда-заем (изменение права распоряжаться деньгами без
образования новых денег).
II.3. Принципы формирования двухуровневой
банковской системы.
Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития
банковской системы должен идти под сознательным контролем общества,
государства, самого банковского сообщества.
Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков,
кредитных учреждений и вспомогательных организаций в элементы банковской
системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного
совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем
постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций,
путем постепенного накопления количественных и качественных изменений,
основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества
работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без "прыжков"
через закономерные ступени развития.
Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждый ее
элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их
действительности.
Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения и поддержания
соответствия между элементами самой банковской системы. Особое место имеет
здесь единство или совместимость применяемых технологий, без чего банковская
система или не может сформироваться, или обречена разделиться на
"разноязычные" локальные части. При этом должна обеспечиваться
технологическая совместимость с банковскими системами других стран.
Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и
развиваться только в том случае, когда она содержит все необходимые элементы в
нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения,
вспомогательные организации).
Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью к
самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на
неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение
безопасности, распространение передового опыта.
Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимым:
- свободы входа и выхода из банковской системы
в рамках законности (снятие всех искусственных, неправомерных ограничений при
регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений,
реорганизации и ликвидации элементов банковской системы);
- развития разнообразных форм цивилизованного
отношения между элементами банковской системы;
- информационной прозрачности действий всех
участников рынка банковских услуг, включая Центральный банк;
- развития отношений конкурсности на базе
строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных
отношений на соответствующие решения государственных органов управления.
Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитные учреждения и
вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип
эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и другие
аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность банковских
учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их
клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской системы
должна быть эффективна и в социальном плане.
Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банков касается
вопросов первостепенной государственной важности, поэтому нуждается в серьезной
правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:
- адекватность принимаемых законов и иных
нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе;
- полнота охвата этих процессов нормами права;
- внутренняя непротиворечивость и
своевременность разработки правовой базы банковской деятельности.
II.4. Сложность формирования системы во время
кризиса.
Ошибочно было бы связывать понятие "кризис" с тем, что произошло в нашей
экономике 17 августа прошлого года. С самого начала рыночных реформ Россия
стала страной постоянных кризисных явлений. И банковская система России
изначально формировалась в условиях кризиса.
Двухуровневая организация банковской системы начала намечаться в РФ всего
девять лет назад, поэтому она не может не быть неразвитой.
Еще два-три года назад экономисты восхищались быстротой развития российской
банковской системы (около 2500 банков за шесть лет, множество кредитных
организаций). Журнал "КоммерсантЪъ - Деньги" тогда писал о гигантах
банковской империи: "Инкомбанке", "Мост-Банке", "СБС-Агро" – и где они
сейчас? Последний кризис ГКО привел к тому, что доверие как частных
вкладчиков, так и корпоративных клиентов к большинству коммерческих банков
серьезно уменьшилось, все снова идут в Сбербанк.
Корни всех этих явлений – в недостаточной развитости нашей банковской
системы, а детально рассмотреть эту недостаточную развитость можно, если по
пунктам проанализировать основные принципы построения двухуровневой
банковской системы, изложенные в предыдущей главе.
Первый принцип – принцип управляемости. Можно ли считать процесс становления,
функционирования и развития отечественной банковской системы сознательно
управляемым? Скорее нет, чем да.
Возникновение первых отечественных коммерческих банков в конце 80-х годов
происходило как почти неуправляемый процесс. В дальнейшем, с появлением двух
союзных и двух российских банковских законов, этот процесс в определенной
мере был урегулирован, но только по отношению к каждому отдельно взятому
банку (возникли требования к его учреждению и последующему функционированию),
но не ко всей системе. Такая ситуация сохраняется и по сей день.
Отсутствие концепции создания банковской системы означает:
- исключение сколько-нибудь ясного
представления о том, какую банковскую систему необходимо и можно иметь в
перспективе;
- стихийный, неуправляемый характер процесса;
- отсутствие сознательно выбранных и
отработанных инструментов воздействия на процесс, включая неопределенность в
отношении того, к каким точкам системы следует применять такие инструменты;
- отсутствие критериев прогрессивного развития
системы, прохождения ею тех или иных качественно различных ступеней;
- высочайшую рискованность для всех звеньев и
участников системы.
Принцип эволюционности в основном соблюдается в отношении отдельно взятого
банковского учреждения. Этому способствует необходимость соизмерять затраты
на те или иные новации с ожидаемыми результатами (принцип эффективности).
Однако в отношении системы в целом этот принцип не применяется.
Очень слабо пока работает принцип адекватности. Конечно, вся экономика,
включая банковский сектор, одинаково страдает от переживаемого страной
кризиса, в том числе кризиса государственности, от обесценения денежной
единицы, массовых неплатежей, инвестиционного голода. Тем не менее, эти общие
для всех негативные обстоятельства объективно воздвигают барьер между
банковским сектором и реальной экономикой, разводят их интересы, принуждают в
значительной мере работать автономно друг от друга.
В частности, ходом кризисных событий банки все более вынуждаются не
направлять свои капиталы в реальное производство – основу существования и
благополучия банковского капитала, а сосредотачивать практически все операции
на ограниченном пространстве собственно денежного рынка или, что еще хуже,
его отдельных сегментах (игра на валютном курсе, перекачивание друг другу
денег в виде межбанковских кредитов и т.п.).
Рассмотрим принцип функциональной полноты на примере банков.
В последнее время значительную остроту приобретают два вопроса: об общем
достаточном количестве банков и о нужном соотношении между крупными и малыми
банками.
Много, достаточно или мало в современной России банков( Ответить можно только
с помощью косвенных показателей, поскольку априори нельзя рассчитать нужное
количество банков. помочь могут, например, сравнения. Так, в США
насчитывается почти 15 тысяч банков, а в России – около 2,5 тысяч. Можно
рассчитать количество учреждений банков на 1000 человек и сравнить с
соответствующими показателями для Европы или США. Однако, эти расчеты будут
не совсем корректны из-за особенностей экономик разных стран. Можно провести
сопоставление по количеству банков относительно ВВП.
С другой стороны, этот вопрос нельзя решать "валовым" подходом. Системность
банков предполагает, что их должно быть не просто не менее определенного
количества, причем в сочетании разнообразных видов, но еще и "в нужное время
в нужном месте". С этой точки зрения ситуация далека от благополучия: из
общего числа российских банков более 1/3 – московские, из них более 1/2 –
крупнейшие, вместе с тем, что в России остаются огромные регионы,
представляющие собой "банковские пустыни" (особенно в отдаленных районах и
сельской местности). Поэтому нет оснований считать, что в России избыток
банков.
Что же касается соотношения крупных и мелких банков, то последних,
безусловно, не хватает. В таких небольших банках, глубоко интегрированных во
всеобщую банковскую систему России, и нуждаются пресловутые "банковские
пустыни".
То же самое можно распространить и на принцип открытости. В частности, пока
ни Банк России, ни коммерческие банки (быть может, за небольшим исключением),
не готовы вести свои дела публично.
Реализуется ли принцип эффективности? И да, и нет. Казалось бы, каждый банк
стремится получить максимальную прибыль. Однако, многие из них как будто
ставят перед собой прямо противоположную цель. К такому парадоксальному
выводу заставляют придти многочисленные примеры работы без анализа, четкой
стратегии, заботы о повышении квалификации сотрудников (в чем и кроется
причина двух предыдущих бед) и т.п.
В заключении рассмотрим еще и принцип саморазвития, а конкретно отдельный его
аспект – обеспечение безопасности. "На российском рынке пластиковых карточек
грандиозный скандал. Один из крупнейших отечественных процессинговых центров –
Union Card – лишен лицензии Europay на работу с банкоматами. Выяснилось, что
Union Card где-то не доглядел в технологии, в результате чего мошенники сумели
украсть у владельцев карт около $500 тысяч. И тепьрь 400 из 1600 российских
банкоматов принимают карточки только своих банков, а еще несколько сотен либо
уже не работают, либо вскоре будут отключены".
[1]
К чему это может привести? К падению доверия к с таким трудом прививаемой в
России системе электронных расчетов, "зарплатых проектов", и, как следствие,
росту недоверия со стороны частных вкладчиков (основных потребителей услуг на
рынке "пластика") к отечественной банковской системе и ее детищу - Union
Card.
III. Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер
взаимодействия в современных условиях.
Перейдем к рассмотрению "персонажей" российской банковской системы:
находящегося на первом ее уровне Центрального банка (Банка России) и основных
представителей второго уровня – коммерческих банков.
III.1. "Портрет" Центрального банка.
Зачем вообще нужен центральный банк? Как известно, центральные банки
возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их
создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют
решить по крайней мере одну сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что
рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому,
что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее
и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На
определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать
необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации
связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка – и
производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу
предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой – ограничить
по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку,
избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь. Вторая
часть даной задачи решается с помощью общественного контроля основных
параметров рынка и целенаправленного на них воздействия. В банковской сфере
функции такого регулирования поручают такому государственному институту, как
центральный банк.
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-
денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около
трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк
образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для
всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная
финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что “в
странах, где не существует центрального банка, его следует создать”.
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского
учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными
функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для
центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих
государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно
Государственной Думе или, образованной ею, специальной комиссии. Руководителя
центрального банка назначает глава государства.
Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимально
независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в
полной зависимости от правительства. Банки Англии и России занимают в этом
ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое
законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы,
т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами
центрального банка.
Рассмотрим Банк России. Уставный капитал и имущество Центрального банка
нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России
использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России
осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.
Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых
органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим
лицом. Однако, на деятельность Центрального банка наложен и ряд ограничений:
- Центральный банк РФ не может участвовать в
капиталах российских кредитных организаций, кроме Сберегательного банка
Российской Федерации (Сбербанка России) и Банка внешней торговли
(Внешторгбанка);
- участие в капиталах международных организаций
также ограничено.
Вот что говорит ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":
- "Банк России обязан обеспечить долю своего
участия в капиталах Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для
Северной Европы - Евробанка, Московского Народного банка ЛТД и Ост-Вест
Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция.
Уменьшение долей участия Банка России в данных кредитных организациях ниже
указанного уровня может осуществляться только в случае принятия по данному
вопросу специального федерального закона.
Банк России не может участвовать в капиталах иных организаций, если они не
обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих,
за исключением случаев, установленных федеральными законами"
[2];
- "Банк России может участвовать в капиталах и
деятельности международных организаций, которые занимаются развитием
сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе
между центральными банками иностранных государств"
[3].
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и
вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет
своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых
для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков
фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом
директоров.
Таким образом, Банк России, как и большинство центральных банков ведущих
капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его
действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует
банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка
Англии, который издает так называемые просьбы). Следовательно, сегодня
правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-
кредитной системе страны практически не отличается от последних в странах,
входящих в семерку наиболее развитых.
III.2. Функции Центрального банка.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное
регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать следующие цели:
- создание и поддержание общих условий
цивилизованного функционирования рынка и всего народного хозяйства;
- стратегическое планирование науки и научно-
технического прогресса;
- решение макроэкономических проблем.
Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен
участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, обязан:
- поддерживать правопорядок в финансовой сфере,
заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими
договоры, предупреждать и разрешать споры;
- осуществлять эмиссию денег, обеспечивать
правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок
ведения расчетов и платежей;
- выполнять или организовывать выполнение
общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры,
обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
- добиваться стабильности денежной единицы и
цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов
национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня
занятости и т.д.).
Вот как определяет цели Банка России статья 3 ФЗ "О Центральном банке РФ
(Банке России)":
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в
том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным
валютам;
- развитие и укрепление банковской системы
Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
- получение прибыли не является целью
деятельности Банка России.
Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех
юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной
стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой
стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами,
хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка
Российской Федерации. Заметим так же, что в 1997 году зарплата сотрудников ЦБ
составила семь триллионов рублей. А выплачена она из денег, которые банк
заработал за 1997 год.
Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение
стабильности рубля.
Ярким примером выполнения этой функции может служить кризис 17 августа 1998
года, когда курс доллара по отношению к рублю изменился за один день более
чем на 250 %.
При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр. А функции
банковского регулирования и надзора несет некоммерческая организация,
созданная осенью 1998 года под патронажем ЦБ и начавшая работать только в
конце марта 1999 года, Агентство по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО). Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в
соответствии с которой Банк России:
- во взаимодействии с Правительством Российской
Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для
кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов
в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществляет государственную регистрацию
кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и
организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению
Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых
для выполнения основных задач Банка России;
- осуществляет валютное регулирование, включая
операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок
осуществления расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль
как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
- в целях осуществления указанных функций
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в
целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и
ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические
данные;
- а также выполняет иные функции в соответствии
с федеральными законами.
III.3. Коммерческие банки и их функции.
Коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие в
различных секторах рынка ссудного капитала. Коммерческие банки могут
создаваться в форме обществ с паевым участием, а также акционерных обществ.
На сегодняшний день большинство российских коммерческих банков существуют в
форме акционерных обществ, как открытых, так и закрытых.
Коммерческий банк – это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка
строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, то есть на
основе прибыльности и риска. Однако банк всегда должен соотносить
прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк, предоставивший
слишком много ссуд или оказавшийся не в состоянии обеспечить ликвидность,
необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, может оказаться
неплатежеспособным. Это связано с тем, что основополагающим принципом
успешного функционирования любого коммерческого банка является его
деятельность в пределах реально имеющихся реурсов.
Основной правовой базой функционирования коммерческих банков является ФЗ "О
банках и банковской деятельности", который дает само понятие банка,
регламентирует условия его создания, порядок регистрации и лицензирования, а
также дает перечень банковских операций и сделок:
- привлечение денежных средств физических и
юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение привлеченных средств от своего
имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению
физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их
банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей,
платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и
юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и
безналичной формах;
- привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов;
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств по
поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением
почтовых переводов) (с 7 августа 1998 года);
- выдача поручительств за третьих лиц,
предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования от третьих лиц
исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами
и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществление операций с драгоценными
металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- предоставление в аренду физическим и
юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для
хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных
услуг.
Операции банка традиционно подразделяются на активные и пассивные. Пассивные
операции банка – это операции по мобилизации средств, активные – по
размещению этих средств (кредитные операции).
III.4. "Теневые" операции коммерческих банков.[4]
Банки – это кровеносная система экономики, поэтому вместе с остальной
экономикой они давно вовлечены в ее теневой сектор. Среди теневиков наиболее
высок спрос на обналичку и уход от налогов, а спрос, как известно, рождает
предложение.
Вот несколько схем, позволяющих достичь желаемого результата:
1. Оффшорные банки. Регистрируется оффшорный банк (назовем его Cyprus
Bank), корсчета которого открываются в обычных российских банках. В оффшорных
же зонах регистрируются подставные фирмы, счета которых обслуживает Cyprus
Bank. Далее оформляются "липовые" контракты о переводе денег в эти оффшорные
предприятия, а Cyprus Bank подтверждает, что сумма поступила на его счета в
"месте нахождения". На самом деле эти деньги никуда за пределы России не
выходят, а обналичиваются и выплачиваются прямо на месте.
2. Экспортно-импортные операции. Этот метод помогает и предприятиям,
занимающимся ВЭД, избежать таможенных пошлин. Здесь опять наиболее популярна
схема с использованием оффшорных банков.
Российский банк открывает у себя корсчета в рублях и в иностранной валюте
своему же оффшорному банку (Cyprus Bank). Предприятие, желающее перевести
деньги за границу, перечисляет рубли на счет специальной фирмы в банке,
последняя же переводит рубли компании-нерезиденту за какой-то товар. Ну а
компания-нерезидент держит счет в Cyprus Bank, у кторого корсчет открыт в
россиийском банке. Круг замкнулся. Таким образом, внутри банка деньги перешли
со счета подставной фирмы на корсчет офшорного банка. Далее, оффшор покупает
на эти деньги безналичную валюту (опять же не выходя за пределы банка).
Далее, как того и требовалось, эта валюта отправляется за границу.
3. Налоговое планирование. Состоит оно в следующем: предприятие заменяет
налог на другой платеж (например, благотворительному фонду, что приравнивается
законодательством к выплатам в бюджет). Задача банка состоит в том, чтобы
обеспечить возврат 35-40% этой суммы.
Какой же вывод можно сделать из всего вышеизложенного? По некоторым оценкам
налоги изымают у юридических лиц от 40% до 80% прибыли. Пока не будет
проведена целенаправленная налоговая реформа, подавляющее большинство
легальных отраслей бизнеса будет оставаться в тени, а банки, вместо
инвестиций в реальный сектор экономики, будут продолжать выводить деньги за
рубеж, а бюджет будет недополучать огромные деньги за счет
"благотворительных" акций фирм.
III.5. Взаимодействие коммерческих банков и
Центрального банка.
Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского
регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных
учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ
стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите
интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную
деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания
новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на
право осуществления банковской деятельности.
Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами
кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие
страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям
сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и
повышению качества производства разнообразной продукции, расширению
экспортно-импортных операций.
Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления
денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает
обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования
кредитных операций и денежного обращения.
Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным
регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной
политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод
прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан
постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в
процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования
в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны
превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для
различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут
быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право
взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных
средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки
рефинансирования.
При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ
средства используются для погашения долгов кредитной организации перед
вкладчиками и кредиторами.
Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия
наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от
банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых,
они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных
обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с
помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих
банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в
обращении.
Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько
увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько
уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.
В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 г.,
тогда была установлена единая норма в 2 % без дифференциации по видам
вкладов, сейчас она составляет 15 %.
Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач
кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер
привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда
вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по
депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более
высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются
банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком
хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.
В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных
резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка,
которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%, а по
вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного
срока, —15%.
Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления
своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков
необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по
полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической
ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую
информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от
банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия
банка.
В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской
Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы,
которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их
соотношение с активами.
Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1
Центрального Банка России “О порядке регулирования деятельности кредитных
организаций”. В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых
Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных
на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция
инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные
экономические нормативы деятельности банков:
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
- норматив достаточности капитала;
- нормативы ликвидности банков;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;
- максимальный размер вексельных обязательств банка;
- норматив использования собственных средств банков для приобретения долей
(акций) других юридических лиц.
Предельный размер не денежной части уставного капитала; минимальный размер
резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного,
валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка
России.
IV. Денежно-кредитная политика России.
Денежно-кредитная политика является частью финансовой политики любого
государства. Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение
устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование
инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и
бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регламентацию и
регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью
финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и
корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота, через упреждающее
понижение или повышение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п.
В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность имеют эмиссионная
политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в
свою очередь, инвестиционная политика[5] и
процентная политика.
Ставка рефинансирования. Термин "рефинансирование" означает получение
денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный
банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные
бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-
кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки
предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из
которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют
также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по
кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.
Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем
коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие
банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом
(удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым
заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на
изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной
целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например,
повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост
процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к
их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
В настоящее время ставка рефинансирования установлена на уровне 55%, вместо
60%, какой она была до 10.06.99г.
Валютная политика. В настоящее время Банк России проводит политику
"мягкой девальвации" рубля – на 3-5 копеек ежедневно. Это достигается путем
ежедневных валютных интервенций порядка $100-150 миллионов. Председатель
Центрального банка В. Геращенко обещает до конца этого года удержать валютный
курс в пределах 27 руб./$. Но постоянные валютные интервенции не возможны, так
как это приводит к сокращению золотовалютных резервов, поэтому Банк России
периодически вынужден скупать валюту, увеличивая тем самым спрос на валютном
рынке. Так или иначе, общая тенденция к росту курса доллара сохраняется.
В бюджет 2000 года заложен средний курс 32 руб./$. По оптимистическим
прогнозам, при условии сохранения цен на нефть на сегодняшнем уровне, курс
американской валюты может даже не превысить 35 руб./$, однако, если цены на
нефть упадут до $16-18 за баррель, то доллар может подняться до 40 руб./$.
Управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной
единицы. Этот элемент денежно-кредитной политики тесно связан с другой ее
составляющей - валютной политикой. По официальным данным, за прошедший год
денежная масса возросла на 40%, по неофициальным - несколько больше. Рублевые
цены, по официальным данным, выросли на 40%, по неофициальным - на 80-90% При
этом курс доллара вырос всего на 4 рубля (то есть всего на 18%). Надо заметить,
что такая политика Центрального банка напоминает простое печатание долларов для
страны: 75% выручки экспортеров ЦБ принудительно изымает, заставляя продавать
доллары на внутреннем валютном рынке, и совершается эмиссия именно под эти
доллары, что равносильно печатанию долларов для России.
Размещение государственных ценных бумаг. В истекшем году государственные
ценные бумаги не имели большого успеха среди коммерческих структур. Доходность
по ним была предложена сравнительно невысокая, а после прошлогоднего кризиса
государственные ценные бумаги перешли в разряд рисковых.
Заключение.
Какие же можно сделать выводы о роли банковской системы в современной
переходной экономики России?
1. Именно в 1999г., после краха рынка ГКО, банки вынуждены были делать
инвестиции в реальную экономику, в результате чего ВВП за истекший год вырос на
1,5-2%[6], вопреки прогнозам
правительства, ожидавшего только за начало года падения ВВП на такую же
величину.
2. Необычайно быстрый рост капитала банков, подкрепленный и ростом их
активов. Региональные банки растут даже быстрее московских, заполняя пустоты,
образовавшиеся после прошлогоднего кризиса. Однако, надо правильно оценивать
это явление. От кризиса пострадали все банки, некоторые потонули, но многие,
сильно пострадав, остались на плаву. Именно приток клиентов из утонувших и
других проблемных банков послужил «витамином роста» для остальных. Но это
является миной замедленного действия, заложенной в российскую банковскую
систему: к настоящему моменту метания вкладчиков закончились, клиенты
«поделены» между банками, в банковскую систему поступает все меньше и меньше
«свежих» денег. Для многих банков это неприятная тенденция - проходит время,
когда любые просчеты банкиров: и текущие, и допущенные во время кризиса могут
быть покрыты за счет притока средств клиентов. Таким образом, банкам
чрезвычайно трудно привлечь новые ресурсы.
3. Еще одним итогом года явилось то, что не только привлечь, но выгодно
разместить средства достаточно сложно. Даже спектр рисковых инструментов
чрезвычайно сузился. Следовательно, уменьшилась дивесификация активов банков,
а для банка это опасная тенденция, так как резко возрастает риск банкротства
по причине ошибочных решений портфельных менеджеров.
И, наконец, главный вывод прошедшего года: российская банковская система
вновь стоит перед выбором. Она доросла до предельной точки, после которой
естественный рост возможен только вместе с ростом экономики. И то, какой путь
развития она выберет, по большому счету, зависит не от банков, а от того,
какие сигналы будет подавать экономика. Уже как минимум дважды банковская
система направлялась по виртуальному пути развития и быстро росла на фоне
падающей экономики, ведь банк, не приумножающий денег, никому не нужен. И
если это нельзя сделать естественным для банка путем, то найдутся и другие:
пирамида ГКО или межбанковских кредитов. Дважды это заканчивалось системным
кризисом - в 1995г. и 1998г. чем это закончится сейчас, решать, к сожалению,
опять не банкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тридцать крупнейших банков России
по размеру собственного капитала (на 1 октября 1999г.)[7]
Список литературы.
1.Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений/
Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999г.
2.Коммерческий банк в современной России: теория и практика/ А.В.
Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 1996г.
3.Журналы «КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ» за 1999г.
4.Журналы «Профиль» за 1999г.
5.ФЗ «О банках и банковской деятельности».
6. ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
[1] "Показательный процессинг"
("КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ", № 46 (249) от 24.11.99г.)
[2] статья 7 ФЗ"О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями на 8 июля 1999 года)
[3] статья 8 ФЗ"О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями на 8 июля 1999 года)
[4] По материалам статьи "Коварно-денежные
отношения" ("Профиль" №45 от 29.11.99г.)
[5] Здесь: формирование портфеля ценных бумаг.
[6] «КоммерсантЪ-ДЕНЬГИ», № 50 от 22.12.99г.
[7] Рейтинг российских банков ("Профиль" № 45 от 29.11.99г.)
[8] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.
[9] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.
[10] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.