1. Понятие и классификация банковской системы
Банковская система — форма организации функционирования в стране
специализированных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и
закрепленная законами.
Как денежная и финансовая системы, банковская система несет на себе
значительные национальные черты, она формируется и преобразуется под
влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона:
природные и географические условия, климат, национальный состав населения,
его занятие и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.
Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих
подзаконных актов, образующих в совокупности инфраструктуру, закрепляющую и
регулирующую ее.
Понятие «банковская система» предполагает в первую очередь определение ее
составляющих: банки и система.
Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка,
кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление
операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений
физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от
своего имени на основе возвратности, срочности и платежей в соответствии с
поручениями их клиентов.
Эти «родовые» признаки банков отражают, по сути, три базовых направления, по
которым исторически сформировались банки. С определенной долей условности к
этим направлениям можно отнести (в хронологическом порядке) деятельность
храмов по обеспечению сохранности передаваемых им сбережений, ростовщические
кредиты, трансформируемые в коммерческие, «расчетная» и валютная деятельность
меняльных контор (скамей). Последние и дали названия этим учреждениям.
На бытовом уровне понятие «банки» чаще всего ассоциируются с хранилищем
денег, однако более широкий подход предполагает изучение разнообразных точек
зрения на это понятие. В частности, банки рассматриваются как посредническая
организация, торговое предприятие, хозяйственный субъект, учреждения,
организационная структура, собственность, владение, субъект финансового
рынка, объект надзора и регулирования. И наконец, банки являются носителями
комплекса специфических функций, таких, как перераспределительная,
контрольная, экономии издержек обращения, но прежде всего аккумуляции
средств, посредническая функция регулирования денежного оборота.
Рассмотрение всей совокупности банков именно как системы предполагает
соблюдение ряда условий, по сути являющихся базовыми признаками самого
понятия «система». К ним относятся:
- наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих
совокупность, относительно замкнутый комплекс;
- структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со
сходными классификационными признаками;
- целостность системы как наличие элементов, причем достаточное для
стабильного, эффективного функционирования всех необходимых сегментов,
уровней и всех элементов, их наполняющих;
- взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами.
Банковская система - понятие неоднозначное, она может быть рассмотрена и
структурирована с ряда позиций, и в первую очередь как организационная и как
институциональная схема. Кроме того, достаточно важное значение имеют
подходы, структурирующие систему по функциям, взаимосвязям, иерархии, а
также по специализации (ориентации), комплексности, сферам реализации и т.д.
Институциональная схема включает совокупность отдельных элементов -
организационных структур (учреждений и организаций), прямо или косвенно
участвующих в банковской деятельности, их состав, задачи, функции и операции,
сферы, взаимосвязи и иерархию.
Организационная схема объединяет функционирующие в данном государстве виды и
формы кредитов, в которых участвуют учреждения банковского типа. Схема
структурируется по формам кредита и характеру участия банков.
2. Организационная схема банковской системы
Организационная схема банковской системы в значительной степени определяется
формой кредита, в которой реализуется банковская деятельность.
Формы кредита, в которых реализуется банковская деятельность
Характер участия учреждений банковского типа
Банковский
Банки — ведущее звено, классификационный признак
Потребительский, коммерческий, государственный, международный
Эти формы кредита могут реализовываться и некредитными организациями, но банки достаточно часто выступают их участниками
Корпоративный
В этой форме кредита банки могут участвовать в исключительных случаях
Участие банков в этих формах кредита носит полукриминальный и криминальный характер
Участие кредитных организаций банковского типа в банковской форме кредита,
где они выступают в роли универсальных посредников, аккумулирующих и
распределяющих кредитные ресурсы, является для этой формы определяющим,
классификационными признаком. В ней реализуются все виды сделок, в которых
предусмотрено участие банков. К особенностям банковской формы кредита
относятся преимущественное использование в качестве кредитных ресурсов не
собственных, а привлеченных и заемных средств, временно высвобождаемых в
процессе кредитного оборота, которые превращаются в капитал - прирастаемую
собственность.
Ряд форм кредита предполагает возможное, но отнюдь не обязательное участие в
них отдельных элементов банковской системы, например кредитных организаций
банковского типа.
Коммерческий кредит иногда рассматривается как кредит торговым организациям
или на торговые проекты, т.е. как разновидность банковского кредита. Однако
классический коммерческий кредит замкнут в предпринимательской сфере и
представляет собой предоплату или отсрочку платежа при реализации продукции
одним предпринимателем другому. Наиболее распространенным документом этой
формы кредита является коммерческий вексель, и именно в операциях с
векселями активно участвуют банки (учет, переучету авалирование векселей),
внедряясь в сферу коммерческого кредита. Кроме того, доступность банковского
кредита снижает потребность в коммерческом кредите и наоборот.
Особенностью потребительского кредита является его некоммерческая,
производственная, целевая установка, отсутствие адекватных денежных потоков
погашения. Это кредиты в сферу конечного потребления, получателями которых,
заемщиками, в большинстве случаев являются физические лица, население (за
исключением инвестиций в личное товарное производство). Однако объекты
потребительского кредита могут присутствовать и в предпринимательской сфере
(имиджевые активы, обеспечение персонала), и в сфере финансов общественных,
некоммерческих организаций (социальные проекты), и в бюджетной сфере (бюджет
текущих расходов). Кредиторами в потребительском кредите выступают
предпринимательские структуры, общественные организации, кредитные учреждения
небанковского профиля (ломбарды, прокат и т.д.). Активно участвуют в
потребительском кредите и учреждения банковской системы практически всех
уровней: и коммерческие банки, и кредитные кооперативы, а в отдельных случаях
и центральные банки. Это могут быть и целевые кредиты (по приобретению жилья,
автомобилей, образовательные и т.д.) и бесцелевые (на неотложные нужды).
Приобретая государственные ценные бумаги (займы и обязательства), а также
кредитуя правительственные программы, бюджетные предприятия и организации,
банки и иные элементы банковской системы принимают активное участие в
государственном кредите. Кроме того, государственный кредит является
направлением специализации некоторых банков, как уже функционирующих,
например «Банк Москвы», так и еще создаваемых, например «Банк Развития».
Необходимо также отметить, что особый статус Центрального банка России и
Сберегательного банка России предполагает их обязательное участие в
операциях государственного кредита.
Для международного кредита как кредиторы, так и заемщики могут быть
представлены достаточно широко, от государственных официальных или
специально создаваемых организаций до предпринимательских структур
неполитических партий. В их числе банки и кредитные организации, а также;
специализированные структуры международного кредита (в первую очередь
Мировой банк, МВФ, МБРР и т.д.) часто играют ведущие роли.
Для некоторых уровней организационной схемы банковской системы участие
кредитных организации банковского типа возможно только в особых случаях.
Корпоративный (ранее называвшийся межхозяйственным или внутриотраслевым)
кредит, перемещающий, распределяющий кредитные ресурсы внутри отрасли,
корпорации, финансово-промышленных групп (ФПГ) или иных аналогичных
объединений через или под контролем соответствующих структур управления
(отраслевых и т.д.), в принципе не предполагает участие кредитных
организаций банковского типа. Однако в современных условиях России
существуют и числятся среди самых стабильных и эффективных успешно
противостоящие кризису банки с особой формой организации и владения. Это так
называемые «банки отрасли», входящие как подчиненное звено в отраслевые
(корпоративные) иерархии или банки в составе ФПГ. И для тех и для других
корпоративные (внутриотраслевые) кредиты не только возможны, но и являются
приоритетной сферой их специализации.
Среди разнообразных форм кредита существуют и применяются, причем в
определенных сферах (финансы населения) достаточно широко, такие кредиты,
как древний некоммерческий, а в современном звучании— родственный, дружеский,
соседский, коллегиальный кредит, который в определенной мере регулируются, но
вне сферы банковской правовой инфраструктуры, в первую очередь положениями
Гражданского кодекса, а также один из исторически первых - ростовщический,
кредит, для регулирования которого уже применяется Уголовный кодекс. Эти
формы кредита не предусматривают внешнее привлечение кредитных ресурсов
кредиторами, в них применяется особый порядок структурирования и
документирования ссуд, определения процентных платежей, методы обеспечения
возврата кредитов. Все это делает практически невозможным участие в этих
формах кредита банков или кредитных учреждений банковского типа, однако
полностью исключить их из организационной схемы банковской системы нельзя,
так как некоторые активные банковские операции несут их отдельные характерные
черты (кредиты акционерам, персоналу, инсайдерам, процентные ставки, намного
превышающие среднюю норму прибыли, льготные кредиты и т.д.).
3. Институциональная схема банковской системы
В отличие от организационной схемы банковской системы, построения
институциональной схемы более разнообразны и по классификационным признакам,
и по составу сегментов. Поэтому в первую очередь необходимо определить общий
состав элементов, которые, в соответствии с принципом целостности, должны
входить в банковскую систему, а также их классификационные признаки, задачи,
функции, операции. В этой связи рассмотрим следующие основные структуры и
признаки, определяющие институциональную схему банковской системы.
1. Центральные банки - самостоятельные, но подконтрольные государству
кредитные организации, в основные задачи и функции которых входит:
- обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизации инфляции
(эмиссия наличных денег и организация их обращения, определение системы,
порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой денежно-кредитной
политики, регулирование денежного обращения, валютное регулирование и
валютный контроль);
- обеспечение эффективности и стабильности банковской системы
государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков,
организаций банковского аудита, надзор за деятельностью банков, установление
правил бухгалтерского учета, регистрация выпуска и размещения ценных бумаг
банков, не относящихся эмиссионным, кредитор последней инстанции коммерческих
банков, банковские операции по поручению Правительства).
Организационно-правовые формы центральных банков могут по сути представлять
собой унитарный банк со 100%-ным участием государства в его капитале (РФ),
систему независимых банков, в совокупности выполняющих функции Центрального
банка (Федеральная резервная система (ФРС) в США), акционерное общество с
различной долей участия государства или объединение типа ассоциации как с
участием государства, так и без. В организационную структуру Центрального
банка России входят:
- центральный аппарат с функциональными службами, департаментами и
управлениями;
- территориальные учреждения;
- расчетно-кассовые центры;
- полевые учреждения;
- учебные заведения;
2. Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) как
представители параллельных структур демонополизированного уровня органов
банковского надзора достаточно широко представлены в других странах (США -
Федеральная корпорация страхования депозитов; Канада -Бюро надзора за
финансовыми учреждениями; Германия - Федеральное ведомство по контролю над
банками; Бельгия - Банковская комиссия; Франция - Национальный кредитный
совет, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия; Италия -
Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, и т.д.).
АРКО учрежден Правительством и Банком России в качестве небанковской
кредитной организации, в задачи которой входят:
- оперативная работа по взаимодействию с восстанавливаемыми банками из числа
проблемных (работа с «плохими» активами, участие в управлении, оказание
экономической поддержки);
- участие в проведении ликвидации (ликвидный контроль) обанкротившихся
банков, в том числе и по реализации имущества ликвидируемых банков.
В реализации этих задач АРКО осуществляет следующие виды деятельности:
- приобретает контрольные пакеты или долги в уставном капитале банков,
утративших значительную часть капитала;
- осуществляет управление этими пакетами;
- по поручению и за счет Банка России и Правительства вступает в уставные
капиталы реструктурируемых банков;
- участвует в разработке и реализации планов финансового оздоровления
реструктурируемых банков;
- участвует в реализации активов ликвидируемых банков;
- управляет проблемными и низколиквидными активами, приобретенными у банков,
в том числе и в целях их последующей реализации;
- привлекает инвестиции (в том числе иностранные) для реализации мероприятий
по реструктуризации;
- организовывает и участвует в процедуре банкротства и ликвидации банков, в
том числе назначает конкурентных управляющих в ликвидируемые банки, а также
менеджеров в принадлежащие АРКО банки;
- привлекает финансовые ресурсы, в том числе путем выпуска ценных бумаг, для
организации своей деятельности.
Организационная структура АРКО включает как обеспечивающие элементы
(управление бухгалтерского учета и отчетности, финансово-экономическое
управление, управление технологического обеспечения, управление делами,
департамент общественных связей), так и функциональные:
- департамент методического обеспечения и. анализа процедур реструктуризации;
- экспертный департамент;
- департамент организации антикризисного управления;
- департамент инвестиционного маркетинга;
- департамент управления активами;
- департамент сопровождения ликвидационных процедур.
Кроме АРКО можно привести и иные организации по уровню, задачам и функциям,
паритетные Центральному банку, как временно действующие (Комитет по
распределению иностранной финансовой поддержки проблемным банкам России) или
находящиеся в перманентном процессе формирования (Федеральная корпорация по
страхованию вкладов населения в коммерческих банках, Межбанковская служба
безопасности и др.), так и перспективные. Правительство намерено создать
структуру, отвечающую за взаимодействие с банковской системой. Эта структура
должна заниматься банковским регулированием и надзором с помощью
административных и экономических методов).
3. Банки (кредитные учреждения) с контрольным пакетом в акционерном капитале,
принадлежащим государству (Центральному банку, Правительству, региональным
властям), осуществляют банковскую деятельность хотя, и под достаточно жестким
контролем, но с высоким уровнем государственной гарантии, что определяет и
соответственно высокий уровень доверия к ним.
Эти «государственные» банки, являясь по сути правительственными агентами,
берут на себя значительную нагрузку по реализации денежно-кредитной
политики, в связи с чем в их функции и операции входят;
- работа с бюджетными счетами (параллельно с казначейством);
- работа со средствами спецфондов льготного кредитования;
- кредитование инвестиционных проектов, в том числе из средств Бюджета
развития Российской Федерации;
- операции с государственными займами;
- программы гарантии сохранности сбережений населения и т.д.
Этот элемент банковской системы России представлен действующими Сбербанком РФ
и «Банком Москвы», формируемым Российским банком развития. Кроме того,
существуют проекты национализации части проблемных коммерческих банков, в
ходе которых должны дополнительно образоваться несколько системообразующих
банков с государственным участием и сеть региональных банков с контрольными
пакетами, принадлежащими региональным властям.
4.Универсальные коммерческие банки (кредитные учреждения), в основе
формирования которых может лежать либо их величина (размер), либо их особая
системообразующая роль, либо наличие у них генеральной лицензии.
Отличительной чертой этих банков является осуществление полного комплекса
банковской деятельности (и ее сделок) по привлечению и размещению ресурсов,
расчетам и инвестициям, операциям с
валютой, ценными бумагами, драгоценными металлами, а также депозитарные и
консультационные услуги. Число таких банков в России достаточно велико ввиду
недифференцированных нормативных требований к универсальным и
специализированным банкам и четко выраженной тенденции к получению
генеральной лицензии.
5.Специализированные коммерческие банки (кредитные учреждения),
сформировавшие в своей политике определенные приоритеты деятельности. Это
предполагает известные ограничения проводимых ими операций и сделок, но
вместе с тем и высокий уровень качества, профессионализма и компетентности по
их ведущим направлениям. Специализация банка идентифицируется в его названии,
приоритетах политики или в
рекламном лозунге и может иметь различные базовые классификационные признаки.
Применительно к России среди последних можно выделить следующие виды
специализаций и банки-представители;
а) отраслевая специализация:
- земельные;
- торговые;
- строительные (Мосстройэкономбанк и др.)
- промышленные;
- дорожные;
- конверсионные;
- связи и информации;
- культуры и искусства и т.д. («Технобанк», «Рыбхозбанк», «Автомобильный
банк», «Электроника», «Машбанк» и др.);
б) субъективная специализация:
- АвтоВАЗбанк;
- Юганскнефтебанк;
- БратскГЭСстройбанк;
в) территориальная специализация:
- Дальневосточный;
- Сахакредитбанк;
- Сибирский банк;
- Воронеж;
- Башкирия;
- Кубаньбанк и т.д.
г) территориально-отраслевая специализация:
- Сибирьгазбанк;
- Москомприватбанк;
- Юганскнефтебанк;
- Тольяттихимбанк;
- Ульяновсквнешторгбанк и т.д.
д) функциональная специализация:
- инновационные;
- инвестиционные;
- сберегательные;
- кредитные;
- ипотечные;
- трастовые и т.д.;
е) территориально-функциональная специализация:
- Татинвестбанк;
- Сахакредитбанк;
- Московский кредитный банк;
- Югинвестбанк и т.д.;
ж) функционально-отраслевая специализация:
- Стройинвестбанк;
- Инвестторгбанк;
- Социнвестбанк и т.д.;
з) клиентская функциональная, специализация.
- биржевые;
- страховые;
- венчурныеи т.д. («Профбанк» «Негоциант-банк»и д.р.)
я) национально-религйозная, экологическая и др. подобные специализации;
- славянские;
- мусульманские;
- паломнические;
- христианские и т.д.
Банки - представители таких специализаций обычно характеризуются
специфическими приоритетами политики («Славянский кредит», «Держава»,
«Кедр», «Мастер-банк», «Контакт», «Петр Первый», «Мир», «Стратегия»,
«Славянбазар», «Русский генеральный банк», «Солидарность», «Русславбанк»,
«Эталонбанк», «Казакбанк» и др.)
На 1 августа 1998 г. на территории из банков указанных выше типов (3-5)
действовало 1547 (зарегистрировано 2490).
6. Небанковские кредитные организации — НКО (кредитные учреждения
банковского типа) имеют несколько классификационных признаков:
Сфера
Классификационный признак НКО
Банковские операции, составляющие совокупность признаков банка
Обязательно осуществляют одну или несколько операций, но не в полном комплексе.
Традиционные банковские операции
Осуществляют операции в любом наборе с учетом признака а). — См. ниже.
Иные банковские операции и услуги (сделки)
Осуществляют операции как дополнительно к банковским операциям, так и в неполном комплексе
Нормативные требования
Менее жесткие, чем у банков
Кредитные организации этого типа имеют различные основы их формирования и
функционирования. Рассмотрим их подробнее.
а) Особая форма организации (на кооперативных началах как с долевым участием,
так и без паевых взносов), когда специализированные кредитные ресурсы
размещаются в замкнутом круге среди членов организации с возможным
минимальным внешним инвестированием в наиболее устойчивые активы. В число
пайщиков могут входить жители
конкретного города, работники завода, предприятия, лично знающие друг друга
люди и т.д. К ним можно отнести, с учетом исторического опыта России, мирские
кассы, коммунальные кассы, валютные кассы, ссудные капиталы, ссудные кассы и
более современные ссудно-сберегательные товарищества, общества взаимного
кредита и кредитные
союзы.
б) Особая форма организации в комплексе с профессиональной специализацией
предполагает не только ограниченный круг участников, но и четко очерченную
сферу проведения операций кредитным учреждением. К ним, с учетом
исторического опыта России, можно отнести сельские (волостные) банки как
сословно-профессиональные кредитные учреждения и современные кредитно-
потребительские кооперативы бюджетной сферы, образования, медицины,
пенсионных фондов, строительные ссудосберега-тельные кассы (эксперимент
Москвы) и т.д.
в) Узкая профессиональная специализация ограничивает сферу проведения
операций кредитным учреждением одной-двумя позициями. Например, это расчетные
(клиринговые) центры, лизинговые фирмы, трастовые компании, факторинговые
фирмы и др.
На 1 августа 1998 г на территории России действовало 26 небанковских
кредитных, организаций;
Кроме перечисленных выше отличий, кредитные организации, входящие в
банковскую систему, различаются по формам собственности (государственные,
частные, кооперативные, смешанные), страновой принадлежности капитала
(российские, иностранные, совместные), территориальному признаку
(региональные,-межрегиональные, национальные, международные, заграничные),
организационно-правовым формам (паевые, акционерные), степени независимости
(самостоятельные, дочерние, сателлиты, уполномоченные, консорциальные),
величине капитала и др.
Организационные структуры кредитных учреждений могут включать центральный
аппарат (офис), а также различные по функциям, операциям и делегированным
полномочиям отделения, филиалы, представительства (в том числе за рубежом),
валютообменные пункты, банкоматы, терминалы, учебные заведения, журналы,
газеты и т.д.
На 1 августа 1998 г. число филиалов коммерческих организаций в России
составляло 4807, за рубежом - 7, число представительств в России - 146, в
дальнем зарубежье — 56, в ближнем зарубежье — 19.
6.Коммерческие объединения кредитных организаций (группы и холдинги) или
объединения с участием кредитных организаций (финансово-промышленные группы)
создаются путем заключения соответствующего договора между участниками с
делегированием полномочий или на основе участия ведущей структуры в капитале
подчиненных. Целью; подобных объединений могут быть как проведение
совместных операций, реализация совместных программ и проектов с целью
извлечения прибыли, развития, успешной нейтрализации конкурентов, управления
рисками, так и «ухода» от обязательств (метод «пустой скорлупы»). В качестве
примера таких объединений можно привести группы «Менатепа» и «СБС-Агро»,
холдинг «Промстройбанка» и т.д. Будучи относительно самостоятельными
(паритетно банкам), банковские коммерческие объединения имеют иногда
достаточно жесткую административную иерархию. Примером может служить
созданный по указу Президента РФ в сентябре 1995 г. Российский Финансово-
кредитный союз с участием банков, в которых имеются находящиеся в федеральной
собственности пакеты акций (доли, паи).
Этот союз в лице Наблюдательного Совета Российского Финансово-кредитного
союза обеспечивает контроль (а соответственно надзор и регулирование) за
входящими в него банками.
8. Филиалы и представительства иностранных банков действуют в Российской
банковской системе в рамках жестких надзорных нормативов и квот,
ограничиваясь обычно обслуживанием зарубежных физических и юридических лиц
(количество филиалов банков-нерезидентов на территории Российской Федерации
на 1 августа 1998 г. — 1).
9. Банковская инфраструктура объединяет учреждения и организации (внешний
блок), профессионально обеспечивающие деятельность любых кредитных
организаций всех уровней, проведение ими банковских операций и сделок. В
задачу учреждений банковской инфраструктуры входит:
- информационное обеспечение (специализированные
информационно-аналитические центры банковской информации; рейтинговые
агентства; специализированные газеты, журналы, информационные бюллетени;
кредит-бюро и т.д.);
- научное, правовое и методическое обеспечение (научные центры и лаборатории,
учебные заведения);
- кадровое обеспечение (высшие и средние учебные заведения банковской
специализации, учебные центры, фирмы и агентства по набору и обучению
кадров);
- обеспечение средствами связи, коммуникации (специализированные,
компьютерные космические системы связи и др.);
- обеспечение безопасности деятельности, экономической информации и т.д.
(агентства безопасности, специализирующиеся в кредитной сфере, фирмы
технической защиты информации и др.);
В этом же направлении действуют и некоммерческие союзы и ассоциации кредитных
организаций (Ассоциация российских банков, Московский банковский союз и
т.д.), которые представляют интересы своих членов, удовлетворяют их научные,
профессиональные и информационные интересы, развивают межрегиональные и
международные связи.
Кроме того, аналогичные потребности кредитных организаций обеспечиваются
внутренними службами банков (внутренний блок) по большей мере на
дополнительной основе, но иногда и на альтернативной.
Согласно сложившимся научным представлениям и административной практике,
институциональная схема построения банковской системы России базируется на
нескольких принципах.
1. Иерархический принцип выделяет в банковской системе отдельные
сегменты — уровни на основе отношений внеструктурной подчиненности.
Верхний (управляющий) иерархический уровень включает Центральный банк России
и АРКО как представитель параллельных структур банковского надзора, а нижний
(управляемый) — все типы кредитных учреждений и в определенной мере
коммерческие банковские объединения и банковскую инфраструктуру.
Это наиболее общепризнанный принцип структуризации современной банковской
системы России. Если сам процесс создания целостной банковской системы,
видимо, еще далек от завершения то по крайней мере начало его определяется
достаточно четко. Переход от одноуровневой к двухуровневой системе начался в
1987 г. на базе «Стройбанка», «Внешэкономбанка» и сети сберкасс ЦБ России и
пяти специализированных государственных банков («Внешэкономбанк»,
«Промстройбанк», «Агропромбанк», «Жилсоцбанк», «Сберегательный банк»). Для
второго уровня более значим 1988 г., когда в соответствии с законом «О
кооперации в СССР» начали создаваться первые коммерческие банки. С точки
зрения правовой инфраструктуры современная банковская система сформировалась
в 1990 г., когда практически параллельно были приняты союзные («О госбанке
СССР», «О банках и банковской деятельности в СССР») и российские («О
Центральном банке РСФСР» (Банке России), «О банках и банковской деятельности
в РСФСР») законы, официально утвердившие двухъярусную банковскую систему и
заложившие основу ее дальнейшего развития.
2.Функционально-регулирующий принцип разделяет банковскую систему на
отдельные сегменты — слои на основе функций, приданных им элементам,
специализации проводимых ими операций, а также характера надзорных требований,
жесткости полномочий банковского надзора.
3.Организационно-иерархический принцип предполагает максимально полное
выделение всех функционирующих элементов банковской системы, в том числе и
входящих во внутренние иерархии: центральный аппарат, территориальные
отделения, полевые учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и
центры, отделения, фили
алы, представительства, информационно-аналитические центры, газеты и журналы,
обменные пункты, банкоматы и др.
В заключение отметим, что в деятельности всех вышеперечисленных элементов
банковской системы как в организационной, так и в институциональной схеме
активно участвуют, причем на всех иерархических уровнях, и внешние структуры.
Прежде всего это органы законодательной власти, налоговые службы, ФКЦБ,
Прокуратура, суды, Нотариат, ФСБ, МВД, Госстандарт России (технический
комитет «Методологическое обеспечение; банковского дела»), пожарные,
экологические санитарные инспекции архитектурного надзора и др. а также
структуры банковского аудита, обществе иные организации клиентов и вкладчиков
банков, средства массовой информации и рекламы, частные сыскные агентства,
благотворительные организации и др.
Итак, с точки зрения количественного наполнения иерархических уровней
целостности системы и наличия адекватных взаимосвязей банковская система
России находится в стадии формирования, и пока, как мы уже отмечали, этот
процесс далек от завершения.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.