|
Контрольная: Аудит в банкеКонтрольная: Аудит в банкеПЛАН 1. Сущность, необходимость и виды аудита. 2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита. 3. Нормативное регулирование банковского аудита. 4. Организация аудиторских проверок. 1. Сущность, необходимость и виды аудита. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. - слушать). Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впервые были приняты законы, вводящие обязательность аудиторской проверки и устанавливающие требования к качеству ее проведения. Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., а позднее появился и в других странах: во Франции - в 1867 г., в США -после Великой депрессии, в 1937 г. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует институт дипломированных аудиторов. В России звание аудитора ввел Петр I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три более поздних попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) по разным причинам не имели успеха. На современном этапе первые аудиторские фирмы появились в 1987 г. Самая первая аудиторская фирма - АО «Инаудит» - была образована в 1987 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР в связи с появлением совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и прибыльности вложений, а следовательно, в получении объективной информации о финансовом положении совместных предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие аудита в нашей стране. В конце 80-х - начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. С принятием ряда законов союзного и республиканского значения («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось создание предприятий различных организационно-правовых форм, давалось определение предпринимательской деятельности, утверждались либеральные рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государственном уровне был поставлен вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике. Таким образом, с 1991 г. свою историю ведет институт независимого аудита в России. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из которых явились развитие предпринимательства, создание коммерческих предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою очередь, обусловило необходимость совершенствования системы контроля за деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов. Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акционеров (участников), кредиторов) также возникла потребность в получении объективной информации о финансовом положении данных предприятий (организаций). Такую независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были обеспечивать создаваемые аудиторские организации. Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее - лишь в конце 1993 г., когда указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». Таким образом, аудит в зарубежной и отечественной практике имеет объективную природу, его возникновение обусловлено процессом исторического развития хозяйства. Конкретно потребность в аудите связана, прежде всего, с несовпадением интересов составителей отчетности (администрации субъекта) и ее пользователей (собственников субъекта), и с необходимостью объективной информации для принятия хозяйственных решений, специальных знаний для оценки информации, которыми не обладает рядовой инвестор, с недоступностью материалов, на основе которых оценивается информация. Зарубежная и отечественная практика трактует аудит достаточно многообразно. Например, Американская ассоциация по бухгалтерскому учету определяет аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Западные специалисты также определяют аудит как процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т. е. вероятности того, что в финансовых отчетах компаний содержатся ложные или неточные сведения для пользователей отчетами. Согласно российским Правилам (стандартам) аудиторской деятельности судит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В отечественной практике встречается также определение аудита как независимой экспертизы финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Как следует из определения, основной целью аудита является: установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов; соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам Российской Федерации. С точки зрения направленности (характера проверяемого экономического субъекта) различают следующие виды аудита: • банковский аудит- аудит кредитных организаций; • аудит страховщиков - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования; • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; • общий аудит - аудит иных экономических субъектов. В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Критерии, согласно которым экономические субъекты должны проходить обязательную аудиторскую проверку, установлены в постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». Каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, но имеет свою специфику, определяющую его отдельное правовое регулирование. По каждому виду аудита в отдельности проводятся аттестация и лицензирование на право его осуществления. 2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита. Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель -установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными организациями операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ЦБ РФ. Для кредитных организаций банковский аудит также может выполнять следующие задачи: • проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, оценку активов и пассивов; • прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности и разработку рекомендаций по повышению финансовой устойчивости, ликвидности; • постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; • консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ; • обучение сотрудников; • подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг; • оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских фирм (аудиторов). Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые аудиторскими фирмами, имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении условий их стабильной работы в долгосрочном периоде. Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим признакам: 1) по способу проведения: обязательный аудит; проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации (ежегодная аудиторская проверка деятельности кредитных организаций в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а также по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами Российской Федерации, актами ЦБ РФ или государственным органом, назначающим его; инициативный аудит; проводится по решению кредитной организации; его характер и масштабы определяет сам клиент; 2) по характеру проведения: внешний аудит; проводится на договорной основе сторонними независимыми аудиторами, представленными аудиторскими фирмами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения аудита. Аудиторская фирма (аудитор), осуществляющая обязательный ежегодный аудит с целью подтверждения достоверности годового отчета, должна быть утверждена общим собранием участников (акционеров) кредитной организации. Данные об утвержденной аудиторской фирме (аудиторе) кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России; внутренний аудит; проводится специальным подразделением (отделом) самой кредитной организации; его деятельность и направления проверки законодательно не регламентируются, а определяются руководством кредитной организации. Внутренний аудит как структура самой кредитной организации не может подтверждать достоверность ее годовой отчетности; 3) по периодичности проведения: первоначальный аудит; проводится аудиторской фирмой (аудитором) впервые для данного клиента - кредитной организации, что существенно повышает риск и трудоемкость аудита (аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и др.); согласованный (повторный) аудит; осуществляется аудиторской фирмой (аудитором) повторно или регулярно; основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон, квалификации руководства, что при прочих равных обстоятельствах снижает риск аудита. В то же время результаты длительного сотрудничества с проверяемым клиентом обусловливают такой недостаток данного вида аудита, как возможное «замыливание глаза», что затрудняет оценку деятельности клиента с новых позиций, быстрое выявление иных аспектов совершаемых клиентом операций; 4) с точки зрения развития аудит разделяют на три стадии и со ответственно на три вида: подтверждающий аудит; означает проверку и подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации; системно-ориентированный аудит; дает возможность наблюдения систем, контролирующих операции клиента. Здесь аудиторская проверка основывается на анализе системы внутреннего контроля кредитной организации1. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок в деятельности клиента незначительна, и поэтому для аудиторов отпадает необходимость проведения детальной проверки данного клиента. При наличии неэффективной системы внутреннего контроля, своевременно не выявляющей и не устраняющей недостатки деятельности, клиенту даются рекомендации по ее улучшению; аудит, базирующийся на риске; означает проведение проверки выборочно с концентрацией аудиторской работы в основном на «узких местах», главных аспектах деятельности клиента, т.е. в областях с более высоким аудиторским риском. 3. Нормативное регулирование банковского аудита. Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами: 1.Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденными данным Указом «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации». Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого финансового контроля и действуют до принятия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность; 2.Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ»; 3.Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». Данным постановлением были приняты: «Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» и «Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности»; 4.Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации»; 5.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Перечисленные документы являются общими для всех существующих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и общего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду аудита действует отдельное правовое регулирование. Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нормативная база, включающая основные документы: 6. Положение ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год»; 7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области банковского аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по банковскому аудиту. К настоящему времени разработан и утвержден один стандарт по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Поря док составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год» (одобрен Экспертным комитетом при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4). В соответствии с вышеназванными документами организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными направлениями деятельности этой комиссии являются разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение практики их применения и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений. Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковского аудита, принимает нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковской системе России, обеспечивает систематический контроль за организацией банковского аудита. На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности: были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии. Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации и обеспечивающих определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов обосновать свои действия. Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабатывались с учетом требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, Центральным банком РФ - один стандарт по банковскому аудиту, названный выше. Одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ стандарты аудиторской деятельности представлены: 1.Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, утвержденным 9 февраля 1996 г. (протокол № 1) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»; 2.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 25 декабря 1996 г. (протокол № 6): «Планирование аудита», «Документирование аудита», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудиторская выборка», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», «Использование работы эксперта», «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности»; 3.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми 22 января 1998 г. (протокол № 2), включающими «Аналитические процедуры», «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Существенность и аудиторский риск», «Образование аудитора»; Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 15 июля 1998 г. (протокол №4): «Внутрифирменный контроль качества аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»; 5.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми 18 марта 1999 г. (протокол №2): «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», «Общение с руководством экономического субъекта», «Учет операций со связанными сторона ми в ходе аудита»; 6.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 27.04.99 (протокол № 3): «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Использование работы другой аудиторской организации»; 7.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 20.08.99 (протокол № 5): «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Проверка прогнозной финансовой информации»; 8.Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, одобренным 20.10.99 (протокол № 6): «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Стандарты аудиторской деятельности можно представить в четырех взаимосвязанных частях: основные постулаты - соответствие стандартам, доступность и согласованность стандартов, беспристрастность суждений, ответственность руководства, средства внутреннего контроля, доступ к информации, контроль деятельности, улучшение техники проверки, столкновение интересов и т.п.; общие правила (стандарты); они представляют собой свод профессиональных требований по квалификации аудитора, независимости его точки зрения и должному вниманию ко всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.; рабочие правила (стандарты), или правила (стандарты) проведения аудиторской проверки; в них раскрываются положения о необходимости планирования проверки, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов, контроля качества аудита и т.п.; правила (стандарты) составления отчета; они предусматривают требования как к форме отчетности аудитора (соответствующее название, дата, подпись и др.), так и к ее содержанию (законная основа проведения аудита, полнота составления отчета, указание объекта и периода проверки, соответствие Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |