|
Государственный контроль за деятельностью страховых организацийГосударственный контроль за деятельностью страховых организаций9 Содержание 1. Государственный контроль за деятельностью страховых организаций 2. Тест 3. Задача Список литературы 1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри-нимательства связано с социальной значимостью функции страхова-ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Государственное регулирование страховой деятельности - воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям: законодательное обеспечение деятельности страховых компаний; установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования; проведение специальной налоговой политики; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма. Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган - государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства. Государственное воздействие на страховую деятельность осуще-ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра-ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу-лирование страховой деятельности (рис.1).
Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка. Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». К основным функциям органа страхового надзора относят: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела; обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела. С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов: стабильность системы органов; стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций; соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве; обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти; неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций. В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический). Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами. Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии. Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами. Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права - получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора. Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают: регистрацию соискателя на территории РФ; наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством; выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности; выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску. В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования. За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка. 2 Тест 1. Страховая деятельность -- это А. Деятельность по защите имущественных интересов юридичес-ких и физических лиц и государства. Б. Деятельность по защите интересов государства. Ответ: А. 2. Назовите отрасли страхования А. Страхование от несчастного случая. Б. Личное страхование. В. Страхование космических рисков. Д. Имущественное страхование. Е. Страхование на случай смерти. Ответ: Б; Д. 3. Страхователь -- это А. Лицо, имеющее имущественный интерес и уплачивающее стра-ховые взносы. Б. Лицо, обеспечивающее защиту имущественных интересов и вып-лачивающее страховое возмещение. В. Лицо, указанное в завещании. Ответ: А. 4. Страховые резервы страховщиков могут быть размещены в: А. Ценные бумаги, выпущенные другим страховщиком. Б. Банковские вклады. В. Государственные ценные бумаги. Ответ: Б; В 5. Какие виды страхования относятся к личному страхованию? А. Страхование грузов. Б. Страхование жизни. В. Страхование имущества физических лиц. Г. Страхование от несчастных случаев. Ответ: Б; Г. 6. Получат ли наследники страхователя страховое возмещение, если договор страхования заключен в пользу выгодоприобретателя, не являющегося наследником? А. Да. Б. Нет. В. Да, как наследники по закону. Г. Да, в равных долях с выгодоприобретателем. Ответ: Б. 3 Задача Сельскохозяйственное предприятие заключило договор страхования урожая трав, страховая сумма составляет 100% стоимости урожая. Площадь посевов - 100 га сена и 20 га семян клевера. Средняя урожайность за последние 5 лет - сена 24 ц/га, семян клевера - 1,7 ц/га. В результате неблагоприятных погодных условий урожайность составила: сена 18 ц/га, семян клевера - 1,0 ц/га. Определить размер страхового возмещения, если стоимость 1ц сена - 55 руб, 1ц семян клевера - 4200 руб. Дано: Страх. Сумма = 100% ст-ти урожая ПП1 = 100 га сена ПП2 = 20 га семян клевера СУ1 = 24 ц/га сена СУ2 = 1,7 ц/га семян клевера У1 = 18 ц/га сена У2 = 1,0 ц/га семян клевера РЦ1 = 55 руб. РЦ2 = 4 200 руб. Найти: Страх. возмещение - ? Решение: 1) Страх. возмещение1 = (СУ1 - У1) * ПП1 * РЦ1 Страх. возмещение1 = (24 ц/га - 18 ц/га) * 100 га * 55 руб. = 33 000 руб. 2) Страх. возмещение2 = (СУ2 - У2) * ПП2 * РЦ2 Страх. возмещение2 = (1,7 ц/га - 1,0 ц/га) * 20 га * 4 200 руб. = 58 800 руб. 3) Страх. возмещение = Страх. возмещение1 + Страх. возмещение2 Страх. возмещение = 33 000 руб. + 58 800 руб. = 91 800 руб. Ответ: Страховое возмещение составит 91 800 рублей. Список литературы Архипов А. П., Гомеля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс - М.: Финансы и статистика, 2007. Шахов В.В. Страхование. Учебник - М.: Юнити, 2003. Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности - М.: Финансы и статистика, 2008. Кабанцева Н. Г. Страховое дело - М.: Форум, 2008. Федорова Т. А. Страхование - М.: Экономистъ, 2004. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |