|
Эмиссия ценных бумаг: понятие, цели, процедураЭмиссия ценных бумаг: понятие, цели, процедураФедеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Финансово - экономический факультет Кафедра банковского дела и ценных бумаг Специальность 06 04 00 Финансы и кредит КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Рынок ценных бумаг» На тему: Эмиссия ценных бумаг: понятие, цели, процедура Руководитель Лазарева Лина Дашиевна Выполнила Солобутина Дарья Николаевна Группа: Ф-06-12 Иркутск, 2009г. ВВЕДЕНИЕ В последнее время в связи с проявлением все большей активности в деловых кругах и постепенным выходом из тени целых секторов российской экономики, все боле актуальным становиться вопрос информированности и правовой грамотности проводимых процедур по привлечению сторонних инвестиций к формированию капитализации малого, среднего и крупного бизнеса. Актуальность выбранной темы видится в силу учебной необходимости, выполнения учебной задачи - разобраться в порученном вопросе, изучить вопрос проведения эмиссии ценных бумаг как с точки зрения нормативно правового обеспечения так и с точки зрения принимаемых менеджментом организации управленческих решений относительно выпуска ценных бумаг. Итак, данная работа как уже было пояснено, посвящается эмиссии ценных бумаг. В первой главе нашей работы мы уделим внимание общим понятиям, таким как определение «эмиссии ценных бумаг», цели эмиссии ценных бумаг для корпоративных эмитентов и государственных и муниципальных. Во второй главе, мы подробно рассмотрим этапы процедуры эмиссии ценных бумаг. Целью курсовой работы является рассмотрение этапов процедуры эмиссии ценных бумаг. Глава 1. Понятие эмиссии Понятие эмиссии охватывает два момента: 1) Установленную Законом последовательность действий при размещении ценной бумаги, или сам порядок эмиссии; 2) Отнесение вида ценной бумаги к группе эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Законом устанавливается как процедура эмиссии, так и ценные бумаги, относимые к эмиссионным, т.е. размещаемые в соответствии с этой процедурой. Однако закон может предписывать процедуру, близкую по своему содержанию, и для неэмиссионных ценных бумаг. Например, выдача инвестиционных паев или ипотечных сертификатов участия осуществляется на условиях регулирования со стороны государства очень близких к размещению эмиссионных ценных бумаг. Различие состоит в том, что в основе эмиссии ценных бумаг лежит государственная регистрация выпуска самих ценных бумаг, а в основе выдачи указанных паев ценных бумаг - государственная регистрация правил управления ими соответствующими управляющими компаниями. Основными целями эмиссии корпоративных ценных бумаг являются: · создание нового предприятия или увеличение собственного капитала путем выпуска акций; · привлечение заемного капитала через выпуск облигаций; · изменение структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала), перераспределение собственного капитала между различными группами собственников; · реструктуризация задолженности (обмен «облигации - облигации»); · погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг (обмен «облигации - акции»); · финансирование предприятий, в том числе инвестиций; · изменение объема прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами хозяйственного общества; · финансирование поглощений Едронова В.Н., Новожилова Т.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2007. - С.82.. Государственные ценные бумаги выпускаются в следующих целях: · финансирование бюджетного дефицита; · погашение ранее выпущенных размещенных государственных займов; · кассовое исполнение государственного бюджета; · обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года; · финансирование целевых программ; · финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение. Именно для этих целей впервые были выпущены облигации внутреннего государственного займа. История их появления своими корнями уходит в глубь XVIII в. От государственных денежных знаков долговые правительственные обязательства проделали долгий путь, пока не превратились в процентные ценные бумаги. Первые в России бумажные денежные знаки - ассигнации - были выпущены в России в соответствии с манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768г. Специально созданным для этих целей Ассигнационным банком. И почти сразу же правительство начало использовать эмиссии ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, поскольку русско-турецкие войны требовали больших расходов. Таким образом, одной из своеобразных форм внутреннего кредита при правительстве Екатерины II стала эмиссия бумажных денег. Екатерине II удалось также впервые в истории России благодаря успешному проведению внешней политики получить и внешний заем через посредников - в основном через голландских банкиров. Первый в истории России внутренний облигационный заем на 100 млн ассигнационных руб. был выпущен в 1810г. Номинальный доход по займу определили в размере 6 % годовых. И первые облигации были выпущены достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. В ноябре 1864г. В Российской империи впервые в ее истории был выпущен выигрышный заем. Облигации займа назывались «Билеты Внутреннего 5%-го с выигрышами займа», выпускались на предъявителя. Облигация имела купонный лист, на каждом купоне указывалась сумма ежегодного процентного платежа Государственного банка в пользу ее владельца. Погашение облигаций производилось тиражами Рынок ценных бумаг и биржевое дело : учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова, О.И. Дегтяревой- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 38.. Развитие рынка ценных бумаг в Российской империи было прервано революцией 1907г. Возрождение и развитие рынка ценных бумаг в современной России сопровождалось осмыслением различных правовых категорий, использующихся в рыночных отношениях, появлением новых видов ценных бумаг, развитием рынка безналичных ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг - это установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Порядок совершения действий определяется законами РФ «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и иным нормативным актам. Формально процедура эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) начинается с принятия решения о размещении ценных бумаг. Однако этому предшествует большая работа по конструированию выпуска ценных бумаг. Конструирование ценных бумаг - это аналитический, логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся в целях достижения оптимального сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору. Конструирование ценных бумаг предполагает прохождение следующих основных этапов: Ш маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения; Ш анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг. Определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг; Ш установление наиболее общих целей; создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг; определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости; Ш выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску; Ш анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спрос инвесторов и потребности эмитента; разработка черновых проектов новых финансовых продуктов; Ш оценка затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг - новых финансовых продуктов; Ш окончательный выбор и подготовка проекта выпуска ценной бумаги в модификации, удовлетворяющей потребности эмитента и инвесторов по критериям риска, доходности, ликвидности, финансовой нагрузке на эмитента и его запросам к финансовым ресурсам, привлекаемым на основе фондового выпуска; Ш решение организационных вопросов, связанных с выпуском нового финансового продукта Гусева И.А. Рынок ценных бумаг. Практические задания по курсу : учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2005. - С. 154. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности признается недобросовестной эмиссией Статья 26 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся. В случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг Абзац первый пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» - после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, т.е. за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг. Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг Статья 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента. Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово - хозяйственной деятельности и ценных бумагах. Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации Пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме Часть четвертая статьи 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). Проспект ценных бумаг. Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово - хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов: I раздел - краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; II раздел - краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг; III раздел - основная информация о финансово - экономическом состоянии эмитента и факторах риска; IV раздел - подробная информация об эмитенте; V раздел - сведения о финансово - хозяйственной деятельности эмитента; VI раздел - подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово - хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; VII раздел - сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; VIII раздел - бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация; IX раздел - подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг; X раздел - дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им ценных бумагах. В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг), такой проспект не содержит II и IX разделы, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг. Главная задача проспекта ценных бумаг - раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами. Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента. Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно - правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами Пункт 1 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Проспект ценных бумаг подписывается Пункт 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: а) лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией); б) главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции; в) аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае, если годовая бухгалтерская отчетность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, - аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчетность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашенным для этих целей аудитором; г) независимым оценщиком, если такой оценщик привлекался эмитентом для: - определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг; - определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением; - оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг; д) финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки (публичное размещение ценных бумаг) или для допуска ценных бумаг к публичному обращению, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» привлечение финансового консультанта на рынке ценных бумаг при приватизации акций осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о приватизации ; е) лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением; ж) иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, - таким рейтинговым агентством. Лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главный бухгалтер или иное лицо, осуществляющее его функции, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Аудитор (аудиторы), подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг, соответствие порядка ведения эмитентом бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, а также соответствие во всех существенных аспектах иной финансовой информации, содержащейся в разделах III, IV, V и VIII проспекта ценных бумаг, сведениям проаудированной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Независимый оценщик, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым проведение оценки рыночной стоимости указываемого имущества, а также соответствие во всех существенных аспектах иной информации, содержащейся в разделах II и IX проспекта ценных бумаг, составленному отчету об оценке указанного имущества. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с обеспечением, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность информации об обеспечении. Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в таком проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими Пункт 3 статьи 22.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника - эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников - лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику - эмитенту и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам Статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации. Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в определенной части. Владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников Статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации. Важно еще раз обратить внимание на то, что финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, несет ответственность за достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтвержденной аудитором и (или) оценщиком. Учитывая изложенное, финансовый консультант на рынке ценных бумаг не может нести солидарную ответственность с аудитором и (или) оценщиком, подписывающими проспект ценных бумаг. Глава 2. Процедура эмиссии Процедура эмиссии ценных бумаг - это последовательность действий эмитента по выпуску и размещению ценных бумаг. Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций, опционов эмитента (на акции), облигаций) на территории Российской Федерации определяется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39 - ФЗ (с последующими изменениями), а также Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003г. № 03-30/пс «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг в РФ включает следующие этапы: · принятие эмитентом решения о размещении ценных бумаг; · утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; · государственную регистрацию выпуска ценных бумаг; · размещение ценных бумаг; · государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Если выпуск ценных бумаг осуществляется в документарной форме, то процедура эмиссии дополняется изготовлением сертификатов ценных бумаг. Рассмотрим этапы процедуры эмиссии более подробно. 2.1 Решение о размещении ценных бумаг При создании акционерного общества решением о размещении ценных бумаг (акций) является решение об учреждении акционерного общества. При этом распределение акций среди учредителей акционерного общества, т.е. зачисление акций на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска. Действующее акционерное общество может принять решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, распределяемых среди акционеров. Этим решением должны быть определены: количество размещаемых обыкновенных и привилегированных акций каждого типа, способ размещения дополнительных акций, т.е. распределение дополнительных акций среди акционеров, а также иные условия размещения акций, включая дату распределения дополнительных акций, имущество (собственные средства), за счет которого (которых) осуществляется увеличение уставного капитала. В случае, если увеличение уставного капитала акционерного общества осуществляется за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, указание на это должно содержаться в решении о размещении дополнительных акций. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |