|
Виды банковских ссуд и порядок их предоставленияp align="left">Выбрав источники погашения ссуд, каждый банк, как правило, использует свои инструменты воздействия на должников, причем рассматривает их, как свою коммерческую тайну.2. Современная кредитная политика 2.1 Цели, задачи и направления кредитной политики современных банков Банки играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения. Наряду с этим они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов. Банк также является и кредитным учреждением, которое может одновременно выступать в качестве кредитора и в качестве заемщика и в каждый отдельный момент быть либо тем, либо другим субъектом. Механизм кредитного рынка является составной частью кредитного механизма каждого отдельного банка, включая принципы кредитования, кредитное планирование и управление кредитом. С помощью кредитного механизма банком проводится кредитная политика. Механизм кредитования и организация кредитной работы в банке определяется каждым банком самостоятельно на основе действующих рекомендаций Центрального Банка России [6]. Специфика организации кредитования каждого конкретного банка отражается в самостоятельно разрабатываемом и утверждаемом руководством банка Положении о кредитовании, которое определяет внутренние правила организации кредитной работы в банке и основные этапы, механизм и критерии работы с клиентами. Очень важным является вопрос о наиболее характерных целях получения кредитов. Схема кредитования включает следующие основные этапы: · рассмотрение заявки на кредит; · изучение кредитоспособности заемщика; · оформление кредитного договора; · выдача кредита; · контроль исполнения кредитной сделки. Включение основных моментов в положение, определяющее кредитный механизм, позволяет руководству банка выявлять сильные и слабые стороны его деятельности, а в отношении конкурентов - определить общую линию поведения и обеспечить единообразный подход к клиентам. Мировая банковская практика, основанная на многолетнем опыте работы, выработала своеобразные правила, направленные на проведение взвешенной кредитной политики и позволяющие в значительной мере минимизировать риск по ссудным операциям. И хотя организация кредитных взаимоотношений банка с клиентами зависит от размера банка, величины кредитного портфеля, вида ссуды, квалификации банковских работников, отвечающих за оформление ссуды, тем не менее, процесс кредитования любого банка необходимо разделять на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка [13]. 1. Формирование портфеля кредитных заявок Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде, предполагаемом обеспечении. Банк осуществляет предварительный отбор наиболее привлекательных предложений и создает на их основе информационный портфель кредитных заявок для последующей работы. Перед проведением переговоров кредитный работник заранее изучает финансовые и справочные документы клиента: карточки с образцами подписей, заверенные в установленном порядке; баланс на последнюю отчетную дату; декларация о доходах и расходах (для частных лиц и кооперативов); технико-экономическое обоснование кредита, в котором указывается краткий перечень видов деятельности предприятия и размер уплачиваемого налога; цель, на которую испрашивается кредит; перечень статей расхода, производимых за счет полученного кредита; предполагаемый объем выпуска продукции или оказываемых услуг в денежном, а при необходимости и в натуральном выражении с указанием расценок за единицу продукции или услуг; планируемый рынок сбыта продукции; гарантийные письма. На практике, почти треть просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров. 2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком. Заявка поступает к кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - непосредственно с руководителем предприятия или его представителем. Эта беседа позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава предприятия, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия. Рекомендуется распределить вопросы по 4 - 5 основным группам: сведения о клиенте и его компании, вопросы по поводу просьбы о кредите, вопросы, связанные с погашением кредита, вопросы по поводу обеспечения займа, вопросы о связях клиента с другими банками. При получении заявки на кредит банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика - руководителя фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах: порядочность и честность, профессиональные способности, возраст и состояние здоровья, наличие преемника (на случай заболевания и смерти), материальная обеспеченность. Банк не должен предоставлять кредит предприятию, руководство которого не заслуживает доверия, а значит, не будет скрупулезно придерживаться условий кредитного соглашения. Если клиент ранее получал ссуду в этом банке или если он имеет здесь же солидный депозитный счет, то это существенно повышает его шансы на получение кредита. 3. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Это один из самых важных этапов процесса кредитования, поскольку он позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и эффективность их использования. Для этого каждый банк применяет свою методику анализа. 4. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления. Структурирование ссуды. В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального заемщика коммерческий банк принимает решение о возможности выдачи ссуды и, ориентируясь на класс кредитоспособности, разрабатывает условия кредитного договора. Этот этап еще называется структурированием ссуды. В процессе структурирования работник банка определяет позицию банка в отношении основных параметров ссуды: вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия. Форма кредита определяется в зависимости от категории заемщика и особенностей кредитуемого мероприятия. Например, при финансировании сколько-нибудь долгосрочного мероприятия и при особо доверительном отношении к заемщику банк может открыть ему кредитную линию. Сумма кредита обычно индивидуальна, поскольку определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика. Банк, получив расчеты клиента, должен сам дать оценку необходимой суммы кредита, внеся свои коррективы. Чем более продолжителен срок ссуды, тем выше риск, тем больше вероятность того, что возникнут непредвиденные трудности, и клиент не сможет погасить долг в соответствии с договором. Процентные ставки по кредиту тесно увязываются с наличием и надежностью обеспечения по ссуде. Законодательством предусмотрено только одно ограничение предельного размера процентной ставки за пользование кредитом: коммерческий банк не вправе предусмотреть в договоре с клиентом процентную ставку, превышающую процентную ставку ЦБ РФ более чем на 3%. Порядок погашения кредита определяется банком по согласованию с клиентом в зависимости от величины и регулярности получения прибыли, обычно поквартально. Для этого разрабатывается график погашения ссуды. Правильное определение сроков выплаты долга также оказывает серьезное влияние на успех кредитной сделки. Банк должен определить конечный срок погашения кредита с занесением точной даты возврата средств в договор и предусмотреть условия продления сроков возврата средств (пролонгацию) в случае их несвоевременного поступления. 5. Заключение кредитного договора и оформление кредитного дела заемщика. Приняв положительное решение о выдаче кредита и произведя структурирование ссуды, банк проводит переговоры с клиентом и разрабатывает компромиссный вариант договора, устраивающий обе стороны. Кредитный договор - это развернутый документ, который подписывают участники кредитной сделки и который содержит подробное описание всех условий предоставления ссуды. Для осуществления лучшего контроля над ходом погашения ссуды в кредитном досье содержится переписка по ссуде (переписка клиента, записи телефонных разговоров и т.д.) и текущие материалы о кредитоспособности клиента (сведения, полученные от других банков, телефонные запросы и т.д.), а также другая финансово-экономическая информация (финансовые отчеты, аналитические таблицы, графики погашения кредитов и т.п.). Кредитный договор может считаться заключенным лишь с момента предоставления определенной суммы. Именно в этот момент, но не раньше возникает обязательство клиента вернуть предоставленный кредит. Обычно банк предоставляет клиенту кредит путем зачисления соответствующей суммы единовременно или по частям на расчетный (или другой) счет клиента. 6. Контроль выполнения условий договора и погашения кредита. Это также очень важный этап процесса кредитования, поскольку его конечная цель - обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процентов по ссуде. На этом этапе банк контролирует регулярность поступления процентов за пользование кредитом, проводит плановые и внеплановые проверки на местах с составлением акта проверки. В ходе таких проверок контролируется соответствие расходования ссуды ее целевому назначению, предусмотренному в кредитном договоре. Кроме того, банк проверяет накладные, договоры на куплю-продажу товарно-материальных ценностей, изучает выписки из банка заемщика и баланс на последнюю отчетную дату. 7. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела. Это завершающая стадия кредитных взаимоотношений банка с заемщиком. Как правило, за 2-4 недели до наступления срока погашения ссуды кредитный работник связывается с заемщиком и уточняет перспективы погашения кредита. Если клиент просит о пролонгации, то он обязан в пятидневный срок направить в банк официальное письмо с подробным изложением причин непогашения ссуды в срок. При положительном решении вопроса о пролонгации ссуды составляется дополнительное соглашение к кредитному договору. В этом документе указываются новые сроки возврата ссуды и процентная ставка (в случае изменения). При наступлении срока возврата ссуды кредитный работник проверяет по бухгалтерским документам факт возврата ее и правильность перечисленных процентов. После полного погашения ссуды и соответствующих процентов кредитное дело закрывается [13]. Для современных банков основными критериями предоставления банковских кредитов всем категориям заемщиков в условиях рыночной экономики являются риск, ликвидность и прибыльность их использования заемщиком. Поэтому банки уделяют такое большое внимание анализу кредитоспособности клиентов, эффективности и окупаемости кредитуемых мероприятий и формам обеспечения, которые предоставляют заемщики для снижения кредитных рисков[14]. Частные факторы определяются конкретными условиями деятельности кредитора, его положением на рынке кредитных ресурсов, характером операций и степенью риска. 2.2 Виды кредитных организаций Российская банковская система, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как Федеральный закон «О Центральном Банке РСФСР», «О банке и банковской деятельности в РСФСР», была сформирована двухуровневая банковская система [1]. В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен. Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между Центральным банком как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев банковской системы. Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки, поскольку специализированные (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т. д.) банки в отличие от западной практики не получили пока достаточного развития в российской банковской системе [28]. Банковскую систему РФ образуют: Центральный банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки разных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ. Помимо банков современную кредитную систему страны представляют и всевозможные финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями. Совокупность таких институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны. При определении небанковских организаций кредитного сектора можно разделить их на следующие группы: - с преобладанием кредитной функции (лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании); - с преобладанием инвестирования на рынке ценных бумаг. На рисунке 1 представлена совокупность основных видов финансово-кредитных институтов. На этой схеме к кредитному сектору отнесены лишь те финансовые институты, которые предоставляют займы и кредиты. Отдельно выделены специализированные финансово-кредитные учреждения, которые указанный вид операций не осуществляют или делают это в ограниченном масштабе [14]. 3 Рисунок 1. Совокупность основных видов финансово-кредитных институтов. СКОН - специализированные кредитные организации небанковского типа, ОВК - общества взаимного кредита, СФКО - специализированные финансово-кредитные организации. Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие: - аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; - перераспределение денежного капитала (посредническая роль); - регулирование денежного оборота; - уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала. 3. Проблемы современного рынка кредитования 3.1 Современная кредитная система РФ Динамика банковского кредитования в последние годы позволяет назвать его наиболее активно развивающимся сегментом российского финансового рынка. В кредитной системе России в последнее время происходит интенсивный процесс создания кредитных институтов, которые по закону не могут быть признаны кредитными организациями. В России происходит возрождение основ кредитной кооперации, хотя этот процесс не носит пока массового характера и не оформлен до конца законодательно [14]. В последние годы в России со стороны Правительства РФ уделяется особое внимание такому виду кредитования, как лизинг. В результате рынок лизинговых услуг начал динамично развиваться. Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24.12.2002) сформулированы цели и меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Одной из перспективных посреднических услуг в современных условиях становится факторинг, представляющий собой комиссионно-посредническую деятельность. В роли фактор-фирмы могут выступать как банки, так и независимые факторинговые компании. В условиях российской экономики многие предприятия имеют значительные объемы дебиторской задолженности, в том числе и просроченной. Факторинг позволяет предприятию привлекать финансирование, оптимизировать срок кредита, стимулировать сбыт продукции, увеличивать ликвидность и скорость оборота средств. Для расширения кредитования населения в настоящее время создаются финансовые компании, функционирующие при предприятиях торговли на основе взаимосвязанных схем движения товарных и денежных потоков. Преимущества покупателя заключаются в значительном снижении ставки процента по кредиту и возможности получения более долгосрочных кредитов. У продавцов происходит резкое увеличение спроса на продукцию за счет продажи покупателям в кредит на выгодных условиях, что приводит к росту оборота и прибыли. На сегодняшний день не утратили своей актуальности и вопросы использования государственного кредита. Наибольший интерес к проблеме государственного долга возник в начале 2003 года, когда намечалось погасить довольно большую часть государственного долга, и выплаты по нему должны были составлять большую часть расходов федерального бюджета. По данным Министерства финансов на конец 2009 года государственный внешний долг составил около 800 млрд.долл. (Приложение Д). Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики. Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит: - оптимизировать сроки обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг; - минимизировать неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований; - оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга; - своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами. Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства. Хотелось бы отметить каковы основные направления в решении проблем государственного долга Российской Федерации. В процессе разработки бюджета на 2010-2012гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны. Было подчеркнуто то, что соответствующий рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. В этой связи было принято решение о необходимости ускорить разработку системы мониторинга внешних заимствований компаний с высокой долей государственного участия. При этом Счетная палата будет продолжать аудит эффективности использования бюджетных средств. В свою очередь, как сообщил на заседании министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин, в проекте трехлетнего бюджета пришлось пойти на увеличение заимствований, в частности на внутреннем рынке. По его словам, объем заимствований будет превышать обслуживание государственного долга. Многое предстоит сделать государству в части более активного вовлечения в орбиту государственного долга средств мелких инвесторов, прежде всего населения, удешевления и удлинения сроков государственных заимствований, совершенствования технологий выпуска и обращения ценных бумаг государства, которые совершают свои обороты вне системы электронного рынка, ослабления зависимости российского рынка государственного долга от поведения иностранных инвесторов (Приложение Г). Кредитование становится ключевым направлением банковского бизнеса, причем банкам придется полагаться почти исключительно на ресурсы, привлеченные на внутреннем рынке. Активно в последние годы развивается рынок банковского кредитования населения. Журнал «Банковское обозрение» составил рэнкинг за 2009 год самых закредитованных регионов России по кредитованию населения. Анализ, составленный на основе данных ЦБ и Росстата, преследовал две цели: выяснить состояние клиентской базы и самочувствие банковского рынка в каждой из областей страны [25]. На первом этапе регионы были ранжированы по объему займов на единицу населения. Выяснилось, что активнее всего банки выдавали кредиты в Самарской области, где сумма задолженности граждан перед банками составляет 98,45 тыс. руб. в пересчете на одного жителя. Далее следуют Новосибирская (77,33 тыс. руб. на жителя) и Амурская (65,15 тыс. руб. на жителя) области. Затем была рассчитана сумма просрочки в рублях, которая приходится на каждого жителя региона. Просроченная задолженность в среднем на человека оказалась выше всего как раз в тех регионах, где банки активнее всего раздавали кредиты. В Новосибирской области сумма просроченного кредита в пересчете на одного человека составляет 6,14 тыс. руб., в Самарской - 5,37 тыс.руб., в Амурской области - 4,29 тыс.руб. На третьем этапе была рассчитана доля просрочки по отношению к общему объему розничных кредитов, выданных в этом регионе. На первой строчке оказалась Калининградская область, доля просроченных кредитов в которой достигает 9,27%. Далее следуют Костромская область (8,11%) и уже упоминавшаяся Новосибирская (7,94%). В этих регионах самые большие проблемы с возвращением займов с точки зрения общерегиональной статистики. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |