|
Центральный банк Российской ФедерацииЦентральный банк Российской ФедерацииВведение Модернизация транзитивной (т.е. переходной) экономики нашей страны потребовала усиления роли банков и быстрого развития эффективной финансовой инфраструктуры, включая банковский сектор, намечена в Плане действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р. Банк - это финансовый институт, созданный для управлением денежным потоком в стране. Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит). Сегодня коммерческие банки способны предоставить клиентам до 200 видов банковских продуктов и операций. Такая обширная деятельность банков требует системного подхода к изучению банковского дела. Согласно действующему российскому законодательству установлено, что предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовой формы и, следовательно, собственности: - обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; - должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; - могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководством предприятий. Таким образом, в рыночной экономике банки опосредуют движение денег, и никакой другой финансовый институт такими полномочиями не обладает. 1. .Центральный банк РФ Государственный банк России был учрежден в 1860 г. На базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков. В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Государственный банк России являлся "банком банков". В нем имели счет; и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. Сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов. Значение Госбанка как эмиссионного банка резко возросло в конце Х1Хв. В результате денежной реформы 1895-1897 гг., когда в обращение были выпущены золотые монеты достоинством 5,7,10 и 15 руб. Началом нового, "рыночного" этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой. В 1992 г. В связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации. С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем: - защиты и обеспечения устойчивости российской валюты-рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран; - развития и укрепления банковской системы России; -обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов. Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента. Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседаниях Правительства России. Министры финансов и экономики Российской Федерации или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров -высшего органа управления Банком-с правом совещательного голоса. Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банков. Национальные банки республик, входящих в состав РФ, являются территориальными учреждениями Банка России. Главные территориальные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими и часть его функций на определенной территории. Главные территориальные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно - кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. К его полномочиям также отнесены: - изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; - определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; - другие решения по вопросам, имеющим большое значение, как для Банка России, так и для банковской системы страны. Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране. Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно - денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Банковского совета учитываются при рассмотрении Федеральным Собранием законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка. 1.1 .Методы денежно - кредитной политики центрального банка В условиях развития современной банковской системы особая роль в ней принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Центральный банк в настоящее время имеется в каждое стране. Его возникновение было связано в первую очередь с монополизацией денежного обращения. Впоследствии на него были возложены и другие важные функции, например: "банк банков", когда он является кредитором последней инстанции для них, осуществляет расчеты; банк правительства; хранитель золотовалютных резервов, которые выступают в качестве балансирующей статьи платежного баланса. Центральный банк осуществляв! и такую функцию, как банковский надзор и контроль. Но со второй половины XX в. Основной его функцией становится денежно -- кредитное регулирование экономики, основы которого были заложены Кейнсом в ] 936 г В книге "Общая теория занятости, процента и денег ". В условиях Великой депрессии возникла необходимость вывода экономики из этого состояния, и Кейнс разработал теорию дефицитного финансирования экономики, что могло помочь увеличить темпы роста экономики, стимулировать ее развитие. Он предложил такую схему денежно -- кредитного регулирования: изменение денежной массы приводит к изменению процента, что сказывается на инвестициях и отражается в изменении ВНП. На разных этапах промышленного цикла центральный банк, благодаря своему положению имеет возможность либо увеличивать денежную массу в экономике (проводить кредитную экспансию), а это впоследствии вызывает увеличение ВНП, либо уменьшать денежную массу (кредитная рестрикция), что приводит к удорожанию денег и снижению инвестиций, а как следствие -к уменьшению ВНП. Основными методами увеличения или уменьшения денежной массы становится не элементарное "печатание денег" или фискальное их изъятие, а воздействие на имеющуюся в стране денежную массу посредством регулирования денежных потоков у коммерческих банков. На денежном рынке в качестве основных "продавцов" денежных средств выступают коммерческие банки, покупателей - корпорации, население, государство. Периодически они могут меняться ролями. Общий же объем представляемой денежной массы на рынке зависит от центрального банка. Выступая как кредитор коммерческих банков, он всегда имеет возможность увеличить или сократить денежную массу. Основными методами денежно - кредитной политики центрального банка являются: - политика обязательного резервирования; - политика открытого рынка; - учетная политика. 1) Политика обязательного резервирования. Наиболее распространенным инструментом воздействия на денежную массу коммерческих банков выступает политика обязательного резервирования, т.е. наличия в банке обязательных минимальных резервов. Под обязательными минимальными резервами понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (хранимая) в центральном банке. Норму такого отчисления регулирует сам центральный банк, что дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов. В условиях развития безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, т.е. увеличиваться или сокращаться в определенных размерах. Величина такого мультипликатора определяется как 1/г, где г - норма обязательных резервов. Пример: Коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 трлн. руб. в безналичной форме. При условии, что норма обязательных резервов равна О, он может представить в экономику кредиты на сумму 100 трлн. руб., что одновременно увеличит денежную массу, а в соответствии с формулой количества денег в обращении и при прочих равных - объем ВНП. Если учесть, что все выданные средства пойдут банки, которые также выдадут соответствующие кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределяемую величину. Как в этих условиях действует центральный банк? Решение: Для такого ограничения и контроля центральный банк вводит норму обязательных резервов, например в сумме 20%. В этом случае первый наш банк сможет выдать кредитов уже не 100 тыс., а только 80 тыс., что уже уменьшает темпы увеличения ВНП. Если же учесть, что в экономической деятельности участвует не один банк, а множество, то возникает процесс мультипликации. Второй банк, получив денежные средства, представляет 20% в центральный банк, и у него остается сумма меньшая, чем ранее. Следующий банк получает, таким образом , меньше, а отдает еще меньше. И в результате денежная масса увеличится лишь в пять раз, т.е. она составит 500 трлн. руб. Таким образом, увеличивая или уменьшая норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать объем денежной массы в стране, изменяя его в ту или иную сторону, причем в точно определяемых размерах. 2) Учетная политика. Вторым методом денежно кредитной политики центрального банка выступает учетная политика, согласно которой при изменении ставки учетного процента (ставки рефинансирования) коммерческие банки уменьшают или увеличивают объем учитываемых векселей, что сказывается на изменении денежной массы. Учетная политика (правильнее -- переучетная политика) заключается в том, что центральный банк учитывает коммерческие векселя коммерческих банков. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает благоприятное для банков условия учета векселей, и они, учитывая векселя в центральном банке, получают большую сумму денег, которая может быть направлена в экономику путем учета коммерческих векселей предприятий либо выдачи кредита. Предложение кредитов возрастает, что уменьшает его цену, а, следовательно, способствует увеличению инвестиций и ВНП. В условиях перегрева экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей, поэтому коммерческим банкам становится выгоднее выкупить векселя у центрального банка. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, а следовательно, уменьшается размер кредитной массы, что повышает ставку процента, уменьшает инвестиции и ВНП. Пример: В условиях перегрева экономики центральный банк увеличил учетную ставку с 5 до 10% и предложил к переучету векселя номиналом 100 руб. на сумму 200 трлн. руб. Как изменится денежная масса в экономике при условии, что нома обязательных резервов составляет 10%? Решение: В этом случае изменится цена векселя: снизится с 100 руб. до 90 руб., поэтому коммерческий банк будет заинтересован приобрести векселя п более низкой цене, чтобы в дальнейшем реализовать их по номиналу. Коммерческие банки, приобретя векселя, изымут необходимую сумму из обращения, т.е. в место выдачи кредитов предприятиям выкупят векселя, поэтому с учетом мультипликации денежная масса уменьшается на 200 х 1/0,1 = 2000 трлн. руб. 3) Политика открытого рынка. 1.2 Политика открытого рынка Политика открытого рынка - купля-продажа Центральным банком ценных государственных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. ЦБ, продавая коммерческим банкам ценные государственные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. При покупке или продаже ценных бумаг ЦБ пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно используются в период кризиса. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить кредитные возможности по отношению к экономике и населению. Проводить эту политику ЦБ может двумя путями: 1) во-первых, он может изменять объем купли - продажи, уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. 2) во-вторых, ЦБ может устанавливать процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Банки приобретают ценные бумаги у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда ЦБ предлагает бумаги на более выгодных условиях. Когда необходимо поддержать ликвидность и кредитную активность коммерческого банка, ЦБ выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае используются перекупочные соглашения: ЦБ обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с условием, что последние спустя время осуществляют обратный процесс, но со скидкой репо - это продажа (покупка) ценных государственных бумаг на условиях совершения обратной сделки, т.е. покупки (продажи) ранее проданных (купленных) бумаг через определенный срок. Эта сделка может быть фиксированной или плавающий. Рынок ценных государственных бумаг на протяжении 1996 - 1998 гг. оказывал решающее влияние на состояние российского финансового рынка и выступал главным инструментом денежно - кредитной политики ЦБ. Это определялось широким присутствием на нем нерезидентов, на их долю приходилось 32% ПСООФЭ в обращении. Нерезиденты обеспечивали массовый приток валютных средств на рынок ГКО-ОФЗ, что стимулировало снижение доходности государственных облигаций. С другой стороны, международный финансовый рынок стал влиять на российский рынок и способствовал его кризису. Характерной чертой рынка ценных государственных бумаг в 1998 году являлось последовательное изменение котировок. Доходность портфеля ГКО (государственных краткосрочных облигаций) выросла с 33 до 71%. И Минфин России проводил их погашения с помощью средств федерального бюджета. Он провел реструктуризацию -добровольный обмен ГКО на еврооблигации со сроком обращения 7-20 лет, а также отказался от эмиссии ГКО, но кардинального оздоровления рынка не произошло, и в августе 1998 г. Торги остановились. Перед ЦБ встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка, так как операция на открытом рынке являются важным элементом регулирования ликвидности банковской системы. ЦБ предложил собственные краткосрочные бескупонные облигации России - ОБР со сроком погашения до 3 лет. ЦБ предоставил возможность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные кредиты и кредиты овердрафт. Ломбардный кредит -- это форма рефинансирования ЦБ РФ ссуды под залог, предметом залога являются ценные бумаги. Овердрафт -- это форма краткосрочного кредита. На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности ЦБ. Улучшается положение рынка ценных валютных государственных бумаг. В настоящее время активизируется сектор корпоративных долговых обязательств - облигаций, обеспеченных ипотекой, коммерческих векселей и др., что обусловливает перелив ценных государственных бумаг в корпоративные. При спаде экономики ЦБ заинтересован в увеличении денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков, которые, и увеличат предложение денег на рынке. 1.3 Пассивные и активные операции центрального банка Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операнд пассивные и активные. Пассивные операции центральных банков - это операции по формированию банковских ресурсов. К пассивным операциям центральных банков относятся: - эмиссия банкнот; - прием депозитов коммерческих банков и казначейства (Минфина); - получение кредитов; - выпуск собственных ценных долговых бумаг; - операции по формированию собственного капитала и резервов. Важным источником ресурсов центрального банка является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, е. он не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии банкнот. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков и государства, покупке ценных бумаг и иностранной валюты. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств и иностранной валюты - соответственно государственными обязательствами и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом , в частности, проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции центрального банка "Эмиссия банкнот" зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки ценных государственных бумаг и иностранной валюты. В этом смысле можно сказать, что активные операции центрального банка первичны по отношени] к пассивным. Значительную часть пассивов центральных банков составляют депозиты государства и коммерческих банков. На счетах центральных банков храните средства казначейства (министерства финансов) и других правительственны ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет. Иногда обязательные резервы зачисляются на обычные корреспондентские счета. Центральные банки могут принимать от коммерческих банков также депозиты (срочные и до востребованию), по которым выплачиваются проценты. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово -- кредитных организаций (например, МВФ) или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные ценные долговые бумаги (облигации, векселя, депозитные сертификаты). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков. Активные операции центральных банков - это операции по размещению банковских ресурсов. К активам центральных банков относятся: - иностранные валюта и золото; - ссуды; - вложения в ценные бумаги; - основные средства. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и расходами госбюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком до одного года. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, ценных государственных бумаг и других активов. Вложения в ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств в большинстве промышленного развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть ценных государственных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками ценных государственных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно - кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, используют, в частности, покупку у них векселей. Эта операция называется переучетом, т.к. центральный банк осуществляет вторичный учет, вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков - операции типа репо: покупая у банков государственные ценные бумаги, центральные банки одновременно берут на себя обязательство обратной последующей продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |