|
Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношенияхp align="left">Изменение норм обязательных резервов - метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от: a. Вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования); b. Размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками). Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение. Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков. Изменение резервной нормы. Резервная норма - это установленный Центробанком минимум депозитных обязательств (ликвидных средств), который в любой момент должен находиться в коммерческом банке. Дело в том, что основными источниками банковских фондов являются сберегательные и чековые депозиты (вклады). Клиенты не только вкладывают деньги в банк, но и в любое время могут их снять, а банк эти операции должен обеспечить. Таким образом, в банке всегда должна находиться определенная сумма денег, достаточная для обслуживания своих вкладчиков. Она ни в коем случае не может быть предоставлена в кредит. Указанная сумма определяется Центробанком: устанавливается резервная норма в процентах к активам банка. Остальные активы банка могут быть использованы как кредитные ресурсы. Очевидно, резервная норма (rr), помноженная на всю сумму депозитов, даст нам резервный фонд банка (RR). Банк не имеет права использовать этот фонд в качестве кредитного ресурса. В мировой практике банковского бизнеса он предназначен для использования в случаях, когда банк оказывается в сложном положении. Поправив свои дела, банк вновь образует резервный фонд в размере не менее 10% (или даже выше - по усмотрению самого банка). Стало быть, резервный фонд банка определяет степень ликвидности его ресурсов Если из суммы всех депозитов вычтем резервный фонд (RR), останется избыточный резерв (ER), или кредитный ресурс, банка. Резервная норма (rr) в настоящее время в США равна 12%. Ее как раз хватает на нормальное обслуживание вкладчиков банка. Следовательно, банковские кредитные ресурсы (ER) составляют 88% вкладов. Таким образом, любой вклад. Скажем, в 1000 долларов, автоматически распадается на две части: 120 долларов, согласно резервной норме (rr), идут в резервный фонд (RR), 880 долларов идут в избыточный фонд и составляют кредитный ресурс банка. Банк только в исключительных случаях может «залезть» в резервный фонд, но риск очень большой, поэтому всегда страхуется Центральным банком, с чьего ведома (и только так) используется часть резервного фонда. В настоящее время в России резервная норма устанавливается каждый год - это редчайшее явление в рыночной экономике. Так, в 1992 г. Она равнялась 20%, 1993 г. - 18, а в 1994 - -1996 гг. - уже 15%. Конечно. Такие резкие сбросы резервной нормы связаны с переходными процессами в экономике России. Тем не менее нетрудно догадаться, что даже 15% резервной нормы - это очень высокая ставка, ограничивающая кредитные ресурсы банков, а следовательно, кредит в России всё ещё остается дорогим удовольствием, хотя тенденция изменения резервной нормы обнадеживает. Расходование части резервного фонда в принципе недопустимо, так как его размеры упадут ниже установленного минимального уровня (rr). В этом случае у банка есть три выхода: 1) Продать часть своих ценных бумаг и таким образом пополнить свои денежные (ликвидные) средства; 2) Поскольку коммерческий банк использовал резервный фонд с ведома Центробанка, последний может оказать ему помощь льготным кредитом; 3) Коммерческий банк может занять деньги у другого банка под свои будущие прибыли. Так или иначе, но резервный фонд должен быть восстановлен. Это еще и вопрос контроля над денежной массой в стране со стороны Центрального банка. Теперь очевидно, что, уменьшая или увеличивая резервную норму, Центробанк проводит политику удешевления-удорожания кредита, дешевых или дорогих денег. Сказанное осуществляется не так просто и однозначно. Центробанку просто необходимо учитывать, что кейнсианский мультипликатор работает не только в производстве. Но и в финансово-кредитной сфере. Если не учитывать эффект банковской мультипликации, то в один момент непродуманным изменением резервной нормы можно расстроить собственную денежную систему. Банковский мультипликатор
Расхождение итоговых сумм на 1-3 единицы объясняется округлением десятых долей до единицы, но закономерности это расхождение изменить не может. В таблице для большей убедительности каждая вновь вкладываемая сумма относится в другой банк. Хотя никакого значения это не имеет. Результат был бы тем же, если бы все суммы денег вкладывались в один банк. Главное в эффекте мультипликации, напомним: расход одного субъекта рынка составляет доход другого. Так, первоначально вложив в банк 1 тыс. долларов, клиент создает банку кредитный ресурс в 8800 долларов, которые выдаются в кредит другому лицу. Израсходовав свой кредит, это самое другое лицо образовало доходы третьего лица на эту же сумму. Третий клиент свой доход в 8800 долларов вкладывает в банк, где они распадаются на 1056 долларов, идущие в резервный фонд, и 7744 доллара, идущие в избыточный (кредитный) фонд второго банка, который указанную сумму в 7744 доллара выдает в кредит, т.д., пока сумма, выдаваемая в кредит, не потеряет экономического значения. Таким образом, 1 доллар, вложенный в банковскую систему, дает кредитных ресурсов в 8,3 доллара. Следовательно, прирост денег MS увеличивается по формуле: MS=ER. Bank mult. Это теоретически, так как мы допустили, что весь доход всякий раз вкладывается в банк. На самом же деле из каждого вклада надо отнять сумму согласно MPS - предельной склонности к сбережению. Следовательно, реальный мультипликатор меньше теоретического и намного. Например, для США в 1990 г. Он равнялся 2,7. Теперь уже легко просчитать, что, если в стране для поддержания равновесия необходимо увеличить кредитные ресурсы банков, Скажем, на 1 млрд. долларов, то в действительности их нужно увеличить только на 3,66 млрд. долларов (10 млрд. долларов: 2,7 Bank mult). Банки, таким образом, регулируют предложение денег, денежное обращение в стране, кредитные отношения, что в целом и представляет собой их монетарную политику. Безусловно, коммерческие банки сами не могут подняться до столь высокого понимания проблем национальной экономики. Это прерогатива и удел Центробанка, который, хорошо зная деятельность коммерческих банков, направляет ее прямо или косвенно в нужное экономическое русло. Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение. Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка. Денежно - кредитная политика, осуществляемая центральным банком, производится по средством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредиты дешевыми и легкодоступными, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию. Используя названные инструменты денежно - кредитной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели - денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей денежно - кредитной политики. Кредитно - денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей - на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере - на реальный объем выпуска. 5. Дискреционная кредитно-денежная политика и «политика по правилам» Дискреционная (гибкая) кредитно-денежная политика направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного экономического цикла. Теоретически такая политика базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующий роли государства в сфере управления совокупным спросом. Стимулирующая дискреционная политика - это политика «дешевых» денег, которая используется ЦБ при спадах производства. Она основана на кейнсианских представлениях о трансмиссионном, т.е. передаточном, механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения. Речь идет о цепочке взаимосвязей макроэкономических переменных. Так, ЦБ увеличивает денежное предложение, что (при прочих равных условиях) вызывает падение ставки процента. Более низкая ставка процента стимулирует процессы инвестирования, поскольку займы становятся более дешевыми. Рост инвестиций как элемента совокупного спроса приводит к росту ВВП. В упрощенной форме последовательность изменений макроэкономических переменных при политике «дешевых» денег можно представить следующим образом: MS(растет) i (снижается) I (растут) AD (растет) Y (растет) Напротив, сдерживающая кредитно - денежная политика, или политика «дорогих» денег, проводится при «перегревах» экономики, сопровождающихся инфляцией. Трансмиссионный механизм действует следующим образом: MS(снижается) i (растет) I (уменьшаются) AD (уменьшается) Y (уменьшается). Так, повышение учетной ставки ФРС до 2,25%, о чем было сказано ранее, многими аналитиками было расценено как конец эпохи «дешевых» денег в США. 30 Рис. 1. Влияние изменения предложения денег на ставку процента: а) увеличение предложения денег; б) уменьшение предложения денег Первоначально (рис. А) равновесная ставка процента находилась на уровне i0. Если ЦБ принимает решение о расширении предложения денег для стимулирования совокупного спроса, то кривая Ms1 и ставка процента установится на более низком уровне i1. В случае сдерживающей кредитно - денежной политики (рис. Б) ЦБ уменьшает предложение денег и кривая Ms сдвигается влево в положение Ms2. равновесная ставка процента повышается до уровня i2. Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика ЦБ
Трансмиссионный механизм кредитно-денежной политики в реальной жизни может привести и к неожиданным результатам. Поясним это на примере. Но прежде важно остановится на эффекте Фишера, известном из курса микроэкономики. Подробнее мы будем говорить о нем в лекции 10 «Безработица и инфляция». Тем не менее нам интуитивно ясно, что номинальная ставка процента в условиях инфляции может не совпадать с реальной ставкой. Так, когда по срочному депозиту в Сбербанке вам выплачивают номинальную ставку 10% годовых, а темп инфляции 13% в год, то реальная ставка процента принимает отрицательное значение (10% - 13% = - 3%). Устанавливая номинальную ставку процента, в условиях инфляции кредитор должен сделать определенную «накидку», для того, чтобы сохранить покупательную способность возвращаемых ему денег и получить положительную реальную ставку процента. В формальном виде эффект Фишера представлен уравнением: i = r +?e где i - номинальная ставка процента; r - реальная ставка процента; ?e - темп инфляции, ожидаемый экономически субъект. Допустим, что ЦБ решил увеличить предложение денег, надеясь понизить процентную ставку и стимулировать деловую активность. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы, что побуждает банки повысить номинальную ставку процента до уровня реальной. Заемщиков это не особенно беспокоит, поскольку отдавать долги они будут обесценившимися деньгами. Таким образом, действия ЦБ привели не к понижению, а к повышению номинальной процентной ставки и сокращению инвестиционного спроса, что не позволяет достичь конечной цели стимулирующей кредитно-денежной политики, т.е. повышения ВВП. Итак, дискреционная, или гибкая, кредитно-денежная политика, манипулирующая денежным предложением для управления процентной ставкой, может привести к предсказуемым и нежелательным последствиям и оказаться проциклической, а не контрциклической. Что же делать? Монетаристы предложили другой подход. Но вначале мы должны сделать небольшое замечание. Не следует путать монетарную и монетаристскую политику. «Монетарная политика» - синоним выражения «кредитно-денежная политика». «Монетаристская политика» - это кредитно-денежная политика, основанная на теоретических рекомендациях представителей монетаризма. Сторонники монетаризма во главе с М. Фридменом предлагают кредитно-денежную «политику по правилам». Цель этой политики - стабилизация денежного предложения на определенном уровне в отличие от цели гибкой монетарной политики - стабилизации ставки процента на желаемом уровне. Главную ответственность за стабильность покупательной способности денег, считают монетаристы, несет правительство, которое осуществляет контроль над денежным предложением. По их мнению, колебания денежного предложения с целью воздействия на уровень ставки процента лишь усиливают циклические колебания. Поэтому государство в лице ЦБ должно твердо следовать монетарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать трендовому темпу роста реального ВВП. Для экономики США этот темп рассчитывается на основе прошлых средних значений за достаточно долгий отрезок времени и составляет приблизительно 3-5% в год. М. Фридмен выдвинул идею законодательного установления монетарного правила (денежной Конституции), согласно которому предложение денег возрастает в строго определенных пределах, т.е. 3-5% в год. Представим графически идею монетаристов. На рис. 9.2 кривая денежного предложения Мs исходит из некоего целевого уровня количества денег Mt, объем которого намерен твердо контролировать ЦБ. При спадах или подъемах экономики соответственно будет сдвигаться кривая спроса на деньги MD: вверх при подъеме и вниз при спаде экономической коньюнктуры. Соответственно ставка процента будет колебаться, то повышаясь до уровня i2 при инфляционном перегреве и снижаясь до уровня i1 при спаде. В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что нужно контролировать предложение денег, не беспокоясь о колебаниях ставки процента. Выводы монетаристов базируются на важнейшей предпосылке, о которой речь шла ранее: показатель скорости обращения денег (V) стабилен. Исходя из этого, изменение предложения денег (M) будет отражаться лишь на уровне цен (P). Монетаристы предлагают ЦБ, образно выражаясь, «не дергаться», то увеличивая, то уменьшая предложение денег, а заранее объявлять: темп роста денежной массы будет соответствовать трендовому темпу роста ВВП. Таргетирование показателя MS, о котором говорилось выше, будет таким образом играть роль своеобразного автоматического стабилизатора экономики. При неизменной скорости обращения денег (V) номинальный ВВП (PY) увеличивался бы устойчивыми и предсказуемыми темпами. Почему, по мнению монетористов, это возможно? Ведь если предложение денег (MS) растет в темпе 3-5% в год, то всякий спад будет 30 Рис 2. Стабилизация денежного предложения (монетаристский подход к кредитно-денежной политике ЦБ) носить временный и непродолжительный характер: ликвидность, которой обеспечивает экономику постоянный темп роста (MS), насытит экономику деньгами и расширит совокупный спрос. Например, темп роста ВВП сократился и составил 1%, а не трендовые 5% в годовом исчислении (см. лекцию 7, рис. 7.1.). Но предложение денег согласно «монетарному правилу» растет темпом 5% в год. Если темп роста предложения (MS) больше темпа роста ВВП, то будет происходить стимулирование экономики. Напротив, если в экономике начались инфляционные процессы, например номинальный ВВП за счет роста общего уровня цен растет темпом 8% в год, то при постоянном темпе денежного предложения 5% нехватка денежной массы будет сдерживать инфляцию. Как остроумно заметил П. Самуэльсон и В. Нордхаус, монетаристы вообще мечтают заменить ФРС на какую-нибудь компьютерную программу, которая выдает фиксированные темпы роста денежного предложения. Действительно, в период особой популярности идей М. Фридмена в 1970-х гг. в ряде западных стран было введено таргетирование денежного предложения (от англ. target - цель), что подразумевало установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период. Подобные пределы размеров будущей денежной массы были установлены в США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии. Однако политика таргетирования денежной массы сталкивается с рядом проблем. Во-первых, для того чтобы эта политика бала успешной, должна существовать тесная, устойчивая связь между целевыми показателями (объем ВВП, уровень инфляции и др.) и динамикой выбранного денежного агрегата. Во-вторых, ЦБ может в большей степени контролировать узкие денежные агрегаты, прежде всего денежную базу, и в меньшей - агрегаты М1, М2, М3, динамика которых зависит от решений многих субъектов экономики, хотя эти агрегаты демонстрируют более тесную связь с показателями реального ВВП, уровня цен и др. В-третьих, какой именно из денежных агрегатов - М1, М2, М3 - следует таргетировать? С появлением новых альтернатив держанию денег в виде наличности и текущих депозитов возникают все новые виды денег, а денежные агрегаты становятся «подвижными» и не полностью управляемыми. Что же показала практика кредитно-денежной политики в последние три десятилетия ХХ века в экономически развитых странах? В конце 1970-х гг. многие экономически развитые страны применяли политику таргетирования денежной массы. Так, в США в течение весьма короткого периода времени (1979-1982 гг.) деятельность ФРС была основана на монетаристской концепции фиксации неизменных темпов роста денежной массы. Бывший в то время главой ФРС Пол Волкер 6 октября 1979 г. объявил, что его ведомство сконцентрирует свою монетарную политику исключительно на контроле денежного предложения, позволяя процентной ставке свободно колебаться. Главной целью денежных властей в те годы было снижение темпов инфляции, которая составляла 14% в год. Можно констатировать, что в конце 1970-х - начале 1980-х гг. жесткая кредитно-денежная политика, направленная на поддержание денежного предложения на заранее определенной траектории роста, оказалась успешной. Но уже в середине 1980-х гг., после снижения темпов инфляции, ФРС отказалась от жесткого контроля денежного агрегата М1. Так, в 1987 г. П. Волкер, выступая перед Конгрессом, заявил, что ФРС больше не будет таргетировать денежный агрегат М1, но вместо этого будет следить за более широкими денежными агрегатами (М2 и М3) и процентными ставками. Именно по этому поводу П. Самуэльсон остроумно прокомментировал новый подход ФРС: «Бог дал нам два глаза, так, чтобы одним мы следили за денежным предложением, а другим - за процентными ставками» (см. эпиграф к лекции). Справедливости ради следует отметить, что на практике ФРС придерживалась не столь жесткого монетарного правила, которое предлагал М. Фридмен (3-5%), позволяя денежному предложению колебаться не в очень узком «коридоре» (от 3 до 8% в 1986 г.) и, следовательно, тем самым ограничивая резкие колебания процентной ставки. Тем не менее ставки по различным видам кредита возросли, сделав его более дорогим, и это сыграло положительную роль в борьбе с инфляцией. Но за подобный успех пришлось «заплатить» ростом безработицы. В 1980-е гг. некоторые страны - Великобритания, Канада, США - отказались от политики таргетирования денежной массы. Самое примечательное, что именно в начале 1980-х гг. скорость обращение денег в США стала демонстрировать крайнюю нестабильность. Так, высокие процентные ставки стимулировали нововведения в финансовой сфере: распространение чековых депозитов нового типа, приносящих процентный доход. Новые альтернативы держанию денег в виде ликвидности сделали спрос на деньги нестабильным. А раз так, то исчезла и стабильность скорости обращения денег. В этих условиях жесткий контроль за денежным предложением становится неэффективным, поскольку влияние роста денежной массы на уровень цен оказывается в значительной степени непредсказуемым. ФРС вновь вернулась к контролю за процентной ставкой, установив весьма широкий предел, в котором позволено колебаться денежному агрегату М2 (3-7%). В 1990-е гг. кредитно-денежная политика ФРС, олицетворением которой стал ее глава Алан Гринспен, была направлена на стимулирование экономического роста, и учетная ставка последовательно снижалась вплоть до 1%, как нам уже известно, из предыдущего анализа инструментов монетарной политики. Лишь после рецессии 2001 г. в связи с началом экономического роста и опасностью инфляционного повышения цен учетная ставка была поднята в 2004 г. до уровня 2,25%. В заключение данной лекции еще раз отметим, что по проблемам кредитно-денежной политики во взглядах экономистов разных направлений нет единства. Конкурирующие школы - монетаристы и кейнсианцы - по-разному трактуют возможности цБ достичь поставленных целевых ориентиров. Глубинная причина их расхождений лежит в оценке самой сути рыночной системы. Кейнсианцы считают, что она в принципе нестабильна и недостаточно конкурентна, следовательно, государству отводится важнейшая роль в стабилизации экономики путем гибкой кредитно-денежной политики. Монетаристы, напротив, полагают, что современная рыночная экономика достаточно конкурентна и способна «самонастраиваться» без особенного государственного вмешательства, которое, по их мнению, и приводит своими действиями в кредитно-денежной сфере к дестабилизации экономики. Отсюда и их вывод о предпочтении «политики по правилам» в сфере кредитно-денежного регулирования. В реальности эффективная кредитно-денежная политика не может быть таковой на все 100%. Есть масса обстоятельств экономического, политического и психологического плана, которые могут видоизменить запланированные ЦБ результаты. На практике монетарная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой отличается эклектизмом, точнее, прагматизмом, и содержит элементы регулирования, основанные на теориях как кейнсианцев, так и монетаристов. Заключение Денежно-кредитная политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно - кредитной системы. Выделяют конечные и промежуточные цели денежно - кредитной политики. К конечным целям относят быстрый рост реального валового внутреннего продукта, низкую безработицу, стабильные цены и устойчивый платежный баланс. В промежуточные цели включают денежную массу, ставку процента и обменный курс валюты. Инструменты денежно - кредитной политики подразделяются на прямые (лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки) и косвенные (операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)). Библиографический список 1. Федеральный Закон от 10.07.2002 г. №86 ФЗ (ред. От 12.06.2006) «О Центральном Банке Российской Федерации (банке России)» 2. Совин Г.А. Политика Центробанка // Эксперт, №4, 2008 г. С. 19-25. 3. Баликоев В.З. краткий курс экономической теории: Учебник. - М.: Менеджер, 2003. - 328 с. 4. Долан. Э.Дж. Деньги, банки, Денежно Кредитная Политика. - СПб.: Санкт-Петербург - оркестр, 2006. с. 409. 5. Жуков Е.Ф. Общая тория денег и кредита. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 250. 6. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2006. с. 376. 7. Финансы и кредит субъектов РФ. Учебник / Под ред. Л.И. Сергеева. - Калининград: Оникс, 2006 г. С. 360. 8. Хогарт Т. Введение в Денежно Кредитную Политику. - Справочник о деятельности ЦБ. - №1, Спб. Издательство С.-Петербургского университета, 2008. С. 209. 9. Е.А. Киселева Макроэкономика: Курс лекций. - М.: Эксмо 2005. - 352 с. - (Высшее экономическое образование). 10. Луссе А.В. Макроэкономика: краткий курс/ Учебное пособие. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 240 с. - (серия «Краткий курс»). Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |