|
Формирование и оценка депозитной политики коммерческого банкаp align="left">Юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам на основании договора.В договорах на предоставление депозита должен оговариваться срок использования банком временно свободных средств юридических лиц; не должно предусматриваться беспрепятственное расходование зачисленных средств по расторжению клиента. Таким образом, юридические лица не должны иметь возможность проводить операции независимо от наличия претензий к расчетному счету с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, им не принадлежащих, с последующим расходованием на реализацию различных сделок. Нормативные документы, изданные Центральным банком Российской Федерации, требуют исключить факты совершения каких-либо операций по счету депозитов, кроме зачисления вкладов и депозитов на срок, определенный договором, и возврата их на расчетный счет вкладчика. Зачислению на депозитный счет каждого юридического лица должны подлежать средства, перечисленные только этим юридическим лицом. Вкладные операции подлежат особому контролю со стороны должностных лиц банка. Все документы, связанные с вкладами граждан должны быть подписаны контролирующими работниками. Эти документы хранятся отдельно от других банковских документов. Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения депозитных операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного отдела ОАО «Россельхозбанк». Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля состоит в проверке законности депозитных операций, соблюдении установленных правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущeгo контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений ОАО «Россельхозбанк». В процессе осуществления текущeгo внутрибанковского контроля они руководствуются действущими нормативными документами и правилами проведения депозитных операций. Ответственные исполнители при приеме от клиентов денежно-расчетных документов осуществляют контроль правильности заполнения всех необходимых реквизитов, проверяют наличие средств на расчетном счете организации. Представленные к оплате документы проверяются и с точки зрения законности совершаемой операции. По cуществу, на этом этапе работник ОАО «Россельхозбанк» определяет целевое назначение использования средств клиента. При зачислении денежных средств, поступающих в адрес клиента, ответственный исполнитель должен убедиться в наличии на копии поступившего от плательщикa документа подписи работника банка-плательщика, т.е. проверить подлинность документа. Особому контролю подвергаются депозитные операции, связанные с безналичными перечислениями средств физических лиц во вклады. Это необходимо во избежание ошибок в зачислении средств владельцам счетов. Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции. Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе про ведения операций с наличностью. Значительное место здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае про ведение контроля возлагается на трех работников ОАО «Россельхозбанк», участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа. За организацию текущего контроля несет ответственность бухгалтер ОАО «Россельхозбанк». Он непосредственно контролирует правильность оформления депозитных операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности старшего бухгалтера входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Бухгалтер ОАО «Россельхозбанк» ежедневно проводит проверку заключения депозитных операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день. 3. Система страхования вкладов в России и пути ее совершенствования 3.1 Система страхования (гарантирования) вкладов в России и пути ее совершенствования Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся не способны рассчитаться по долгам в срок. Когда общественность узнает о нарушении ликвидности у банка, то часто ответной реакцией с ее стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению ресурсов и заставляет банки резко сокращать объемы операций, приносящих доходы. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов. Незапланированное увеличение оттока вкладов (депозитов) может привести отдельные банки к банкротству. Любое значительное банкротство обладает потенциалом, способным вызвать цепную реакцию трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков не более часты, чем банкротства в других секторах хозяйства, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом. Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, то это всегда влечет за собой волну банкротств других банков и клиентов, имеющих тесные связи с этими банками. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только в банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику. Последняя, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов (депозитов) из большого количества банков, является своеобразным фактором зарождения сугубо банковских кризисов, зарождающихся на самостоятельной основе (хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике). С другой стороны, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стала известна тревожная информация, т.е. спасающих свои средства, доверенные банкам. Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Этот механизм называется государственным гарантированием (страхованием) банковских вкладов населения. Главной целью такого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков). В России проблема создания механизма гарантирования банковских вкладов населения весьма нервно обсуждалась много лет, но к ее практическому решению приступили только в 2004 году. Закон № 117-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был подписан Президентом 23 декабря 2003 года. В соответствии с данным Законом в России впервые создаются общенациональный фонд обязательного страхования банковских вкладов физических лиц и соответствующий орган управления в форме государственной корпорации - Агентство страхования вкладов (ст. 38 Закона "О банках и банковской деятельности"). Целями Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Участие в системе страхования вкладов в России в соответствии с Федеральным законом обязательно для всех банков. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, не имеют права на получение лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. На сегодняшний день число банков-участников системы страхования вкладов в Российской Федерации составляет 941 банк (всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 01 февраля 2009 г были зарегистрированы 1225 кредитных организаций, 1170 являлись банками и 55 - небанковскими кредитными организациями. Требования к участию банков в системе страхования вкладов: Банк, имеющий разрешение Банка России признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно следующим условиям: если учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными; если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России; если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной; если меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", статьей 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Федерального закона. Предназначение и смысл существования агентства заключается в защите прав и законных интересов вкладчиков. И для этого государство предоставило необходимые полномочия и инструментарий. Во-первых, в России существует и успешно функционирует система страхования вкладов граждан. Это означает, что при банкротстве банка агентство максимально быстро обеспечивает доступ граждан к получению страхового возмещения. Во-вторых, создана дополнительная защита прав и интересов вкладчиков в виде системы финансового оздоровления банков, оказавшихся в затруднительном положении. Эта система новая, она стала функционировать с октября 2008 года, и при помощи агентства принимаются меры по предупреждению банкротства банков и обеспечению бесперебойного обслуживания и вкладчиков, и других клиентов банка. То есть в России действует комплексная система защиты прав вкладчиков. Размер Фонда страхования вкладов составляет 83 миллиарда рублей. И в абсолютном, и в относительном выражении это - вполне достаточная сумма. Механизм страхования вкладов в России похож на те механизмы, которые применяются в большинстве стран мира при создании подобной системы. Механизм заключается в накоплении регулярных взносов коммерческих банков - участников этой системы. Банки РФ обязаны ежеквартально отчислять в фонд страхования вкладов определенный процент от суммы всех привлекаемых вкладов физических лиц в данном банке, не более 0,15% расчетной базы. При наступлении страхового случая будут производиться выплаты вкладчикам из фонда страхования вкладов. Администрирует этот фонд Агентство по страхованию вкладов. При наступлении страхового случая, когда у банка будет отозвана лицензия, или когда Центральным Банком России будет введен мораторий на выплату вкладчикам, Агентство должно будет осуществлять выплаты вкладчикам этого банка. Механизм достаточно простой, Агентство получает регулярно формируемый банком реестр вкладчиков. Реестр должен быть получен в течение недели после наступления страхового случая. По истечении двух недель вкладчики имеют право обратиться в Агентство за выплатой компенсации в оговоренных законом объемах. В течение трех дней после обращения агентство обязано выплатить эти деньги. Если в фонде не будет хватать средств, то закон предусматривает пополнение фонда из федерального бюджета. Другими источниками формирования фонда являются: первоначальный имущественный взнос государства в размере 2 млрд. руб, доходы от инвестирования средств фонда. В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Сумма возмещения по вкладам поменялась со времени принятия закона уже 4 раза. По вкладам в банке, в котором страховой случай наступил: до 9 августа 2006 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей; с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 190 тысяч рублей; с 26 марта 2007 г по 1 октября 2008 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 400 тысяч рублей; после 1 октября 2008 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей. Кроме того, отменена шкала выплат, что упростило восприятие населением самой системы страхования вкладов. Это уже третье повышение суммы страхового возмещения. Каждый раз, когда происходило такое повышение, то фиксировалась положительная реакция населения. Как уже было сказано, механизм страхования вкладов в России похож на механизмы страхования вкладов в других странах. В России и в других странах она построена на примере Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (Federal Deposit Insurance Corporation - FDIC), которая была создана еще 75 лет назад. В США в отличие от России, страхуются вклады не только физических лиц, но и депозиты юридических лиц. Размер фонда страхования депозитов в США на 1 октября 2008 г. составлял 45.2 млрд. долларов. В настоящее время размер фонда обязательного страхования вкладов РФ составляет 77.6 млрд. руб. (еще в ноябре 2008 размер фонда составлял около 86 млрд. руб). В начале октября совет директоров FDIC принял решение о повышении ставок взносов в среднем в 2 раза - до 0,135% в год от суммы страхуемых депозитов. В России 23 сентября 2008 г. размер страховых взносов банков был снижен с 0,13% до 0,1% расчетной базы в квартал (что все равно больше, чем в большинстве европейских стран, США). Государственная дума России одобрила законопроект, в соответствии с которым с 01.10.2008 производится 100 % возмещение по вкладам, не превышающим 700 000 рублей. В США в октябре 2008 г. увеличен со 100 тыс. дол. до 250 тыс. дол. лимит страховых выплат по банковским депозитам - на период до конца 2009 г., также 7 октября о повышении страховки объявили министры финансов стран-членов Евросоюза. В них объем 100-процентного возмещения был увеличен с 20 тысяч до 50 тысяч евро. Отметим, что в прошедшем году система страхования вкладов оказала положительное влияние на рынок банковских вкладов, способствовала сохранению положительных тенденций в сфере банковских сбережений населения, сложившихся в последние годы. Не исключено что предприниматели без образования юридического лица смогут получать возмещение по банковским вкладам так же, как и физические лица. То есть в случае банкротства банка государство гарантирует им выплату 700 тысяч рублей по депозиту. Такая идея обсуждается сейчас в Агентстве по страхованию вкладов. Но параллельно Агентство по страхованию вкладов предлагает ужесточить некоторые нормы законодательства, касающиеся таких выплат. Беспокойство агентства вызывают участившиеся попытки получить возмещение по вкладам, когда это не предусмотрено законодательством. Речь идет о том, что, почуяв в банке проблемы, юридические лица в срочном порядке "перебрасывают" деньги со своего счета на счета физических лиц, обычно руководителей и учредителей предприятия, либо зачисляют деньги на зарплатные счета сотрудников. То есть они "дробят" свои счета и благодаря такой схеме пытаются получить страховое возмещение по вкладам, которое полагается физическим лицам. Иногда к махинациям прибегают и граждане, вклады которых составляют более 700 тысяч рублей. С августа прошлого года сумма такого возмещения, предъявленного Агентством по страхованию вкладов, составила 1,4 миллиарда рублей, а всего было открыто 2,5 тысячи "псевдовкладов", подсчитали в агентстве. Но такую нагрузку ни система страхования вкладов, ни бюджет не выдержат, говорит директор агентства. Правда, пока ни одной копейки по "псевдовкладам" Агентство по страхованию вкладов не выплатило. Решить проблему, считают в агентстве, можно несколькими способами. Например, предлагает А.В. Турбанов, внести изменения в закон о страховании вкладов и исключить выплату возмещения по вкладу, обязательства по которому возникли в течение трех месяцев до наступления страхового случая, если при этом не было фактического поступления денежных средств в банк. Не исключено, что жесткие меры затронут и добросовестных вкладчиков либо спровоцируют новую волну оттока вкладов, предупреждают некоторые эксперты. В любом случае доказать, что дробление проводилось по злому умыслу и при "пособничестве" банкиров, будет сложно. По мнению директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центрального банка Российской Федерации Михаила Сухова, пока надо пытаться пользоваться действующими нормами законодательства, а если судебная практика покажет, что это невозможно, тогда уже вносить поправки в закон. Что касается предложения о государственных гарантиях по вкладам индивидуальных предпринимателей, по подсчетам А.В. Турбанова, увеличение страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов составит 3,5 миллиарда рублей. И это не будет существенной нагрузкой на агентство. По мнению А.В. Турбанова, можно подумать и о подключении к этой схеме малых предпринимателей. Как правило, суммы вкладов индивидуальных и малых предпринимателей не превышают 700 тысяч рублей, говорит директор агентства. При банкротстве любого по размеру банка агентство в состоянии выплатить вкладчикам соответствующую сумму страхового возмещения. И даже если представить какой-то кошмарный сценарий массового банкротства банков, то и в этом случае предусмотрен механизм поддержки Фонда страхования средствами федерального бюджета. Сейчас по уровню защиты мы вышли на европейский стандарт, Евросоюз рекомендует размер страхового возмещения на уровне 20 тысяч евро. 700 тысяч рублей - это как раз эквивалент данной суммы. Из интервью генерального директора Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" А.В. Турбанова: "Я бы хотел пожелать не волноваться за сохранность своих вкладов в банках, поскольку они защищены системой страхования. Я бы пожелал не поддаваться паническим настроениям, и если вы поспешили в банк для того, чтобы досрочно расторгнуть договор вклада, это означает, что вы поспешили усилить то напряжение, которое мы сейчас все ощущаем: и вы, и банки, и агентство. Сегодня вы забираете досрочно свои деньги из банка, завтра ваш близкий родственник идет в банк, чтобы получить потребительский кредит, и ему говорят: "Извините, мы не имеем возможности". Или предприятие, на котором вы работаете, обращается в банк с тем, чтобы получить оборотные средства для выплаты заработной платы вам и другим работникам предприятия, и у банка опять может не оказаться этих средств. Как бы мы не относились к банкирам, надо понимать, что банки - это кровеносная система и для экономики, и для наших домашних хозяйств. Пусть эта кровеносная система функционирует нормально под общественным контролем и под надзором государства". Сам факт существования системы страхования вкладов оказывает стабилизирующую роль и беспокойство вкладчиков было бы в наше несколько напряженное время намного большим, если бы такой системы не существовало. 3.2 Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, что «эра высоких ставок» может в скором времени закончится. Агентство по страхованию вкладов подвело итоги социсследования «Инвестиционно-сберегательное поведение населения России в условиях глобальной социально-экономической нестабильности», проведенного ВЦИОМ в марте 2009 года. Опасения подтвердились: кризис «съел» доходы россиян, что не лучшим образом отразилось на сберегательной активности граждан. О снижении своих доходов заявили 44% респондентов, об их увеличении - лишь 9%. В результате сберегательная активность населения пошла на спад. В течение этого года открывать новые банковские вклады или пополнять уже существующие намерены только 9% опрошенных. При этом 8% респондентов указали на то, что они вообще не видят смысла делать сбережения. Среди наиболее весомых причин фигурируют инфляция, низкий уровень доходов, недоверие к банкам, основанное на негативном опыте 90-х годов и нестабильная экономическая ситуация. Однако в целом изменение экономической ситуации не оказало чрезмерного негативного влияния на доверие граждан к банковской системе. Вкладчиками по-прежнему являются 36% взрослого населения страны и практически никто из респондентов не намерен закрывать депозиты до истечения срока действия договора. Те же, кто все-таки забрал деньги из банка или собирается это сделать в ближайшее время, а это 6% опрошенных или 17% вкладчиков, свое решение обосновывают по-разному. 38% респондентов ссылаются на нехватку средств на жизнь, 19% на перевод накоплений в наличную валюту, еще 19% - собираются потратить деньги на крупную покупку. Наиболее сильно разнятся мотивы изъятия денег из банка у двух возрастных групп: 18-24 года и 45-59 лет. В первой возрастной группе доминирующим стало намерение вложить деньги в крупную покупку, в то время как во второй - нехватка средств на жизнь. Больнее всего кризис ударил по гражданам предпенсионного возраста. А поскольку они проводят наиболее активную сберегательную политику, то ухудшение их материального положения является дополнительным фактором негативного воздействия на рынок банковских вкладов. Очевидно, что роль сбережений граждан в фондировании банковской системы имеет тенденцию к краткосрочному снижению. При этом зависимость от средств населения уже привела к тому, что банки повысили ставки по вкладам, в среднем, на 1-2%. «Повышение ставок по депозитам связано с тем, что для банков этот вид пассивов является одним из самых дешевых, даже несмотря на кажущиеся высокими ставки, - комментирует вопрос начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. - Для того, чтобы занять средства у Банка России нужны подходящие залоги, а на рынке ставки высокие, да и долгосрочные деньги найти сложно. Поэтому привлечение средств на депозиты является на данный момент одним из самых удобных инструментов получения долгосрочных ресурсов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.116dengi.ru . |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |