|
Фондовый рынок УкраиныФондовый рынок Украины48 СодержаниеВведениеГлава 1. Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумагГлава 2. Проблемы правового регулирования и развития фондового рынка Украины2.1 История становления и формирования правовой базы рынка ценных бумаг в Украине2.2 Общие проблемы развития фондового рынка Украины сегодня2.3 Проблемы нормативно-правового обеспечения фондового рынка УкраиныГлава 3. Пути развития фондового рынка Украины3.1 Развитие правовой базы рынка ценных бумаг Украины3.2 Развитие оборота бездокументарных ценных бумаг в Украине3.3 Интеграция фондового рынка Украины с зарубежными рынками ценных бумагГлава 4. Развитие фондового рынка АРК и его проблемыЗаключениеСписок использованных источниковПриложенияВведениеФондовый рынок является одной из важнейших частей экономики любой страны, в том числе и Украины. С его помощью осуществляется перелив капитала из одной отрасли в другую и обратно, т.е. происходит автоматическое регулирование развития различных сфер экономики. Чем правильнее и эффективнее будет работать фондовый рынок, тем быстрее и интенсивнее будет развиваться экономика страны. Однако сам по себе рынок ценных бумаг правильно работать не будет - он должен регулироваться государством. Степень этого регулирования различна в разных странах, но во всех странах оно присутствует.Предметом данной работы является наиболее важная и необходимая часть государственного регулирования фондового рынка в нашей стране, а именно - нормативно-правовая база. Надо сказать, что проблем в этой сфере в нашей стране пока предостаточно. Стоит бросить даже короткий взгляд на законодательство Украины о фондовом рынке, и сразу же становятся видны пробелы и недочёты, в частности: наболевшая необходимость внесения изменений в старые законы, юридическая неграмотность и недосказанность при составлении новых нормативно-правовых актов, несогласованность между отдельными законами и т.д. Перечислять можно ещё долго, но мы этим займёмся чуть ниже, а пока составим план работы. В первой части этой работы мы, для начала, разберёмся в экономических основах функционирования рынка ценных бумаг вообще, чтобы лучше понять, какие проблемы существуют в законодательной базе фондового рынка Украины сегодня и как их можно решить в будущем. Затем, во второй части мы проанализируем конкретные проблемы развития фондового рынка Украины в целом и его законодательства в частности. В третьей части мы рассмотрим возможные пути решения этих проблем. И, наконец, проанализировав работу фондового рынка Автономной Республики Крым в четвёртой части, подведём итог работы и попробуем сделать выводы относительно перспектив развития рынка ценных бумаг Украины в будущем. Глава 1. Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумаг Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. Обобщив накопленный опыт предыдущих периодов, и приняв во внимание современные особенности развития общества, мы получаем современный рынок ценных бумаг. Для исследования проблем правового регулирования рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. необходимо предварительно рассмотреть объект этого вида рынка, поэтому начну с относительно краткого обзора ценных бумаг как финансовых документов. С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как денежного документа, удостоверяющего отношение владельца документа по отношению к лицу, выпустившему его. Другими словами ценная бумага - это форма существования капитала, которая облегчает его перераспределение и может обращаться на рынке как товар и приносить доход. Рассмотрим виды и разновидности ценных бумаг. Первым видом являются ценные бумаги с фиксированным доходом, или как они еще называются, долговые обязательства. Этот вид представлен на рынке ценных бумаг облигациями Облигация - это долговое обязательство, выпускаемое как центральным правительством, так и муниципальными образованьями и частными компаниями. Облигации являются ценными бумагами с наименьшей степенью риска, и, конечно, доход по ним из-за этого не очень велик. , депозитными и сберегательными сертификатами Депозитный и сберегательный сертификаты - это письменные свидетельства кредитных учреждений о получении денежных средств от вкладчика, удостоверяющее право вкладчика на получение внесенных денежных средств с процентами. , государственными ценными бумагами Государственные ценные бумаги - долговые обязательства правительства, одни из самых надежных в современном мире. и векселями Вексель - это необеспеченное обещание компании-должника выплатить долг и процент по нему в установленный срок, причем по степени надежности он стоит на последнем месте в среде долговых обязательств фирмы.. Вторым видом ценных бумаг являются бумаги с нефиксированным доходом, прежде всего к ним относятся акции. Акция - это ценная бумага, удостоверяющая, что владелец оплатил ее стоимость и тем самым внес свою долю (пай) в капитал акционерного общества. Акция это, во-первых, титул собственности и, во-вторых, за ней закреплено право на дивиденд. Как титул собственности акцию можно охарактеризовать так: акционер, вложив деньги в предприятие, не может потребовать обратно свои средства, поэтому управление предприятия может сколь угодно долго распоряжаться капиталом, и также акция обладает правом голоса. Вторая черта акции - обладание правом на часть прибыли, причем именно на часть, так как прибыль может быть вложена и в расширение производства. Акции разделяются на обычные и привилегированные, а также предъявительские и именные. Привилегированные акции подразумевают, что у их владельца имеются права, отличающие его от держателя обыкновенных акций. И, наконец, последним видом ценных бумаг являются смешанные формы. К этому виду можно отнести опционные займы, причем они подразумевают под собой переходную форму займов с фиксированным процентом к акциям, то есть, получая процент, держатель имеет право и на дополнительные обязательства компании. Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как: коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке; ценовая функция, т.е. рынок, обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.; информационная функция, т.е. рынок, производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках; регулирующая функция, т.е. рынок, создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д. К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие: – перераспределительная функция; – функция страхования ценовых и финансовых рисков. Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции: перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности; перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму; финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств. Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя: государственные органы регулирования; саморегулирующиеся организации; законодательные нормы рынка ценных бумаг; этику, традиции и обычаи рынка. Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные: выработка разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии, наблюдение и регулирование исполнения этой программы; установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов; контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности; обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка; формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг; контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги. На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями. Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций. Функциями саморегулируемых организаций являются: разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг; осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке; контроль за соблюдением участниками правил и нормативов обеспечение правдивой информацией участников рынка; обеспечение защиты участников в государственных органах управления. Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность и фондовые биржи. Деятельностью по выпуску и обороту ценных бумаг, согласно Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” 1991 года N1201-XII, является посредническая деятельность по выпуску и обороту ценных бумаг, осуществляемая банками, а также акционерными обществами, уставный фонд которых сформирован за счёт исключительно именных акций, и другими обществами (далее ---- торговцы ценными бумагами), для которых операции с ценными с ценными бумагами составляют исключительный вид их деятельности. Торговцы ценными бумагами вправе осуществлять такие виды деятельности по выпуску и обороту ценных бумаг: 1. деятельность по выпуску ценных бумаг; 2. комиссионная деятельность с ценными бумагами; 3. коммерческая деятельность с ценными бумагами; Деятельностью по выпуску ценных бумаг признаётся исполнение торговцем ценными бумагами по поручению, от имени и за счёт обязанностей по организации предоплаты на ценные бумаги или их реализации другим способом. При этом торговец ценными бумагами по договорённости с эмитентом может брать на себя обязанности в случае неполного размещения ценных бумаг выкупить у эмитента нереализованные ценные бумаги. Комиссионной деятельностью с ценными бумагами признаётся купля-продажа ценных бумаг, которая осуществляется торговцем ценными бумагами от своего имени, по поручению и за счёт другого лица. Коммерческой деятельностью с ценными бумагами признаётся купля-продажа ценных бумаг, которая осуществляется торговцем ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. Рынок ценных бумаг включает в себя первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д. Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, финансирование государственного долга через выпуск ценных бумаг и т.п. Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции. Важнейшая черта вторичного рынка - это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию. Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на: организованный (биржевой) рынок неорганизованный (внебиржевой или "уличный") рынок. Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовая биржа - организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами. Что касается правового положения фондовой биржи, то фондовая биржа - это акционерное общество, которое объединяет спрос и предложение ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса и осуществляет свою деятельность согласно Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, другим актам законодательства Украины, уставу и правил фондовой биржи. Функции фондовой биржи: а) создание постоянно действующего рынка; б) определение цен; в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения; г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников; д) выработка правил; е) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка. Всего в мире около 150 фондовых бирж, крупнейшими являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская, Тайваньская, Сеульская, Цюрихская, Парижская, Гонконгская и биржа Куала Лумпур. Глава 2. Проблемы правового регулирования и развития фондового рынка Украины 2.1 История становления и формирования правовой базы рынка ценных бумаг Украины Рассмотрев общие основы функционирования рынка ценных бумаг перейдём к изучению конкретно украинского фондового рынка и начнём с истории его формирования. Даже краткий ретроспективный обзор становления рынка ценных бумаг Украины позволяет выделить несколько основных этапов его развития. 1. Первый этап Начало можно датировать первой половиной 90-х годов. Характерными особенностями этого периода являются формирование базовых юридических основ фондового рынка и создание институциональных предпосылок дальнейшего его развития. Среди важнейших законодательных актов, оказавших преобразующее влияние на становление национального фондового рынка, следует отметить законы Украины ”О ценных бумагах и фондовой бирже” (от 18 июня 1991 г.), “О хозяйственных обществах” (от 19 сентября 1991 г.), “О приватизации имущества государственных предприятий” (от 4 марта 1992 г.), “О приватизации небольших государственных предприятий” (от 6 марта 1992 г.). Учреждение Украинской фондовой биржи (точнее, ее возрождение, так как она существовала как Киевская фондовая биржа до 1917 г.) символизировало “запуск” организованного вторичного рынка ценных бумаг. Фондовые секции имели также некоторые универсальные биржи. Становление фондового рынка сопровождалось параллельным развитием банковской системы, появлением первых акционерных обществ, инвестиционных структур, страховых компаний. Однако в целом вплоть до выхода указа президента Украины “Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях” (от 19 февраля 1994 г.), а также декрета кабинета министров Украины ”О доверительных обществах” (от 17 апреля 1994 г.) инфраструктура рынка развивалась хаотично. Темпы приватизации были крайне низкими, отсутствовала система регистрации и учета прав собственности на ценные бумаги. Государственное регулирование фондового рынка имело отдельные признаки структурирования, но преобладающим было разрозненное фрагментарное влияние на рынок различных контролирующих государственных органов. 2. Второй этап Этот этап начинается со второй половины 1994 г. и заканчивается в августе 1998 г. обвалом фондового рынка. Ускорились темпы рыночных преобразований, а также изменилась идеология государственного управления фондовым рынком, началась его самоорганизация. Указ Президента Украины от 19 февраля 1994 г. и декрет кабинета министров Украины стимулировали легализованное появление инвестиционных фондов, компаний и доверительных обществ в качестве основных совместно с банками операторов фондового рынка. Институциональная структура рынка становилась все более дифференцированной и насыщенной, соответственно увеличивалось количество действующих финансовых посредников. Доверительные общества насытили спектр представительских услуг наряду с коммерческими предложениями других финансовых учреждений. С введением в обращение наличного ваучера приватизация приобрела организованные черты с привлечением широких кругов населения. В период приватизационного пика 1995-1996 гг. приватизировано более 35 тыс. предприятий, а в целом за 1992-1998 гг. - более 62 тыс. предприятий. В мае 1995 г. коммерческие банки получили право на непосредственное участие в приватизационных процессах, что усилило конкуренцию между институциональными участниками фондового рынка. В период массовой приватизации более 40% граждан Украины с помощью институтов совместного инвестирования реализовали свое право на часть государственной собственности. В июне 1995 г. создается Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФР) в качестве центрального государственного органа по регулированию и координации развития рынка ценных бумаг, более четко распределяются полномочия в этой сфере среди других министерств и ведомств. Отмечается усиление законодательного обеспечения фондового рынка Украины. Верховный Совет в сентябре 1995 г. утвердил ”Концепцию функционирования и развития фондового рынка Украины” где определены фундаментальные положения его перспективного генезиса. Стратегические и институциональные параметры рынка - прозрачность, конкурентность, целостность, контролируемость, нацеленность на интеграцию с мировым оборотом капитала - фокусировались на понимании сущности и методов государственной политики на фондовом рынке. Защита прав и законных интересов участников рынка в качестве основной задачи ГКЦБФР нашла свое отражение в дальнейшем углублении юридических основ рынка, применении превентивных мер предупреждения нарушений, ситуативном мониторинге за фондовыми операциями. Приняты законы Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” (от 30 октября 1996 г.), “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” (от 10 декабря 1997 г.), внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты. ГКЦБФР разработала и утвердила ряд нормативных актов, обязательных для исполнения органами государственной власти различного уровня, участниками фондового рынка и их объединениями. В рамках своих полномочий другие государственные органы (Фонд государственного имущества, Министерство финансов, Национальный банк, Антимонопольный комитет) продолжали осуществлять соответствующий контроль за состоянием рынка. В докризисный (1998г.) период наблюдалось довольно оригинальное, хотя и асинхронное развитие отдельных сегментов фондового рынка. Рынок акций на фоне прогресса в акционировании государственных предприятий стал превалирующим и к концу 1998 г. достиг объема зарегистрированных эмиссий в размере 12,2 млрд. грн. В 1997 г. произошел всплеск портфельного инвестирования, в том числе международного. Отмечалась активизация на рынке векселей и сберегательных сертификатов. Объективная необходимость развития инфраструктуры рынка ценных бумаг актуализировала проблему создания депозитарно-клиринговых и регистраторских учреждений. Форсированное появление последних привело к тому, что в середине 1998г. учет собственности на именные ценные бумаги осуществляли более 400 регистраторов, объединенных в одну из первых саморегулируемых организаций - Профессиональную ассоциацию регистраторов и депозитариев (ПАРД). Особое место в развитии финансовой системы Украины занимают государственные ценные бумаги - облигационные займы на внутреннем и внешнем рынках. Старт государственным облигациям был дан в 1995 г. изначально в форме облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). В первый год ”обкатки” долговых финансовых инструментов отрабатывалась организация торгов и периодичность проведения аукционов, формировался вторичный рынок. Однако с 1996 г. начались чрезмерные “ажиотажные” эмиссии ОВГЗ, которые вскоре обусловили искусственную экспансию этих ценных бумаг в структуре заимствований государства. Допуск нерезидентов в качестве основных поставщиков заемного капитала трансформировал часть внутреннего долга во внешний. Неконтролируемое использование иностранных ресурсов приобрело угрожающие размеры (по отдельным оценкам доля нерезидентов достигала 80%), нависла реальная угроза финансовой стабильности и экономической безопасности государства. В преддверии кризиса 1998 г. именно нерезиденты создали основу финансовой ”пирамиды”. Отток иностранного капитала осенью 1998 г. подтвердил спекулятивные приоритеты нерезидентов-облигационеров. Национальный банк Украины вынужден был использовать на обслуживание пирамидальных схем более 1,5 млрд долл. Попытка маневрирования на внешних финансовых рынках и муниципальные выпуски облигаций имели эпизодический характер и кардинальным образом изменить ситуацию не смогли. Чрезмерные государственные заимствования спровоцировали ”эффект инвестиционного вытеснения” отрицательный по своим последствиям, когда свободные финансовые ресурсы устремляются в кредитную сферу, минуя реальный сектор экономики и вызывая диспропорции на макро- и микроуровнях. Ссудный капитал паразитически самовоспроизводится наподобие цепной реакции. Интерес к корпоративным фондовым инструментам оказался снивелированным, а государственный бюджет - перегруженным проблемой обслуживания и управления возросшим государственным долгом, который составил 15,3 млрд долл. (36,7% к ВВП Украины). Характерной чертой ”философии” финансовых игр в течение первых двух этапов развития финансового рынка было, несомненно, завышенное инвестиционное ожидание индивидуальных инвесторов с одновременными спекулятивными предпочтениями институциональных участников и эмитентов. Обвал финансового, в том числе и фондового, рынка в августе 1998 г. прекратил эйфорию финансовых спекуляций. Корпоративные и государственные ценные бумаги катастрофически теряли свою стоимость, вторичный рынок к концу 1998 г. едва подавал признаки жизни. Необходимость изменения характеристик управляемости фондового рынка и поведения его участников стала очевидной. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |