бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фондовая биржа и внебиржевые сделки

Фондовая биржа и внебиржевые сделки

28

ФОНДОВАЯ БИРЖА И ВНЕБИРЖЕВЫЕ СДЕЛКИ

1. История развития биржи и ее организационная структура

Законом Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" фондовая биржа определена как организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества. Ее учредителями могут быть юридические и физические лица. На фондовой бирже операции с ценными бумагами могут осуществляться только ее членами -- акционерами, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Члены фондовой биржи имеют равные права. Органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лиц не имеют права быть членами фондовой биржи.

Кроме обеспечения профессиональным участникам рынка необходимых условий для торговли ценными бумагами фондовая биржа может оказывать им услуги по хранению, учету и расчетам по ценным бумагам, созданию информационных служб, сетей, изданий. Деятельность фондовой биржи не преследует целей получения прибыли.

Фондовая биржа не вправе быть стороной сделки на собственных торгах, кроме случаев первичного размещения через биржу или купли-продажи ее собственных акций.

Кроме перечисленных требований к бирже как к юридическому лицу и определенных ограничений законодательством установлены требования к сотрудникам организаций -- членам и служащим биржи. Так, физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи, а также служащим самой биржи. Служащие биржи, руководители и сотрудники членов биржи не могут занимать руководящие должности у эмитента ценных бумаг, котирующихся на бирже, не могут состоять с ним в трудовых правоотношениях и иметь долевое участие в уставном фонде эмитента. Служащие биржи не могут использовать или передавать информацию о ценных бумагах, эмитентах или сделках на бирже, за исключением регулярно публикуемой.

Особое ограничение налагается на операции на бирже банков: они не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.

В Республике Беларусь с 1991 г. и по настоящее время проводили операции с ценными бумагами Белорусская фондовая биржа, Межбанковская валютная биржа, Белорусская валютно-фондовая биржа.

Белорусская фондовая биржа была образована в 1991 г. как открытое акционерное общество. По состоянию на 01.01.1998 г. число акционеров данной биржи составляло 488. Доля государства в акционерном капитале составляла 40% . В соответствии с законодательством для открытия брокерской конторы на бирже профучастники должны были иметь хотя бы одну ее акцию. Биржей была разработана нормативная база, регулирующая вопросы листинга и торговли различными ценными бумагами. Были заложены основы для запуска системы электронных торгов ценными бумагами и фьючерсами. Однако фактическое исполнение сделок с ценными бумагами, заключенных на Белорусской фондовой бирже, осуществлялось непосредственно между контрагентами без участия со стороны биржи.

Межбанковская валютная биржа была учреждена 04.03.1993 г. восемнадцатью банками Республики Беларусь как акционерное общество закрытого типа. Основной целью ее создания являлась организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. Валютные торги регулярно начали проводиться с 24.03.1993 г.

Значительную роль в развитии этих бирж сыграл рынок государственных ценных бумаг. Сначала сделки купли-продажи государственными облигациями заключались на внебиржевом рынке напрямую между профессиональными участниками рынка ценных бумаг с обязательством регистрации данных сделок на бирже. Практически все эти сделки регистрировались на Межбанковской валютной бирже, так как она не взимала плату за регистрацию, поскольку имела надежный источник доходов от валютных операций.

Одной из основных задач развития фондового рынка в тот период являлось создание организованного вторичного рынка государственных ценных бумаг. Попытки ее решения предпринимались как Межбанковской валютной биржей, так и Белорусской фондовой биржей.

В апреле 1996 г. закрытое акционерное общество "Межбанковская валютная биржа" было преобразовано в государственное учреждение "Межбанковская валютная биржа" и передано в подчинение Национального банка Республики Беларусь. В октябре 1997 г. совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь этой бирже было предоставлено право осуществления деятельности по организации вторичного рынка государственных краткосрочных облигаций и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, с условием обращения новых выпусков государственных краткосрочных облигаций и ценных бумаг Национального банка на вторичном рынке только через систему Межбанковской валютной биржи.

Отсутствие инвестиций в инфраструктуру, низкие темпы раз-' вития рынка корпоративных ценных бумаг в середине 1990-х гг., доминирование на рынке государственных ценных бумаг Межбанковской валютной биржи в итоге привели к ситуации, в которой дальнейшее существования ОАО "Белорусская фондовая биржа" стало невозможным. Внутренние источники финансирования (биржевые сборы от фондовых операций и информационных услуг) не позволяли поддерживать даже текущую деятельность.

В декабре 1998 г. на базе имущества и инфраструктуры Межбанковской валютной биржи было создано открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа". В качестве учредителей нового акционерного общества выступили Национальный банк, Министерство государственного имущества Республики Беларусь, Славнефтебанк и Белорусский банк развития. При этом Национальному банку принадлежало 99,97% уставного фонда биржи. В дальнейшем, по мере формирования инфраструктуры биржевых брокеров, количество акционеров биржи выросло до нескольких десятков, включая коммерческие банки и небанковских профучастников рынка ценных бумаг. Первые торги в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" состоялись 04.01.1999 г. и представляли собой торги по государственным ценным бумагам, ранее проводившимся в рамках Межбанковской валютной биржи.

Высшим органом управления биржей является собрание акционеров, которое решает вопросы деятельности биржи в соответствии с законодательством и Уставом биржи. Количество и состав акционеров постоянно меняется в связи с изменением состава профессиональных участников рынка ценных бумаг, торгующих фондовыми инструментами.

Наблюдательный совет -- орган управления, выбираемый Собранием акционеров и подотчетный ему. Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью биржи в период между собраниями акционеров;

Генеральный директор назначается Наблюдательным советом. Полномочия Генерального директора определены Уставом и контрактом, условия которого утверждаются Наблюдательным советом.

Согласно Закону Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" сделки по обращению ценных бумаг осуществляются только с участием профессионального участника рынка ценных бумаг, а операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами -- акционерами, имеющими лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам (посредническую, коммерческую или деятельность инвестиционного фонда).

Взаимодействие биржи со своими членами организовано через секции: фондовую, валютную и секцию срочного рынка.

Сделки купли-продажи ценных бумаг на бирже согласно Уставу осуществляются в рамках секции фондового рынка, которая представляет собой объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг без права юридического лица. Целью ее деятельности является содействие развитию биржевого рынка ценных бумаг, росту профессионального уровня его участников и установлению справедливых правил и эффективных стандартов проведения биржевых операций.

По состоянию на 01.01.2006 г. членами секции фондового рынка являлись шестьдесят четыре юридических лица, из них двадцать четыре банка.

В условиях рынка ценных бумаг Республики Беларусь по месту обращения ценные бумаги можно разделить на две группы:

* ценные бумаги, обращающиеся на фондовой бирже -- государственные облигации, облигации Национального банка, облигации местных займов, а также ценные бумаги (акции и облигации) открытых акционерных обществ, которые прошли процедуру допуска к биржевому обращению. Внебиржевые сделки с такими ценными бумагами запрещены;

* ценные бумаги, обращающиеся на внебиржевом рынке -- акции и облигации которые не прошли процедуру допуска к биржевому обращению.

Обращение ценных бумаг на бирже -- совершение сделок купли-продажи ценных бумаг на бирже, за исключением сделок, связанных с размещением ценных бумаг на бирже.

Размещение ценных бумаг на бирже -- отчуждение ценных бумаг на бирже их первым владельцам.

2. Листинг и делистинг ценных бумаг

Процедура допуска к биржевому обращению называется листингом. В соответствии с правилами в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" листинг -- совокупность процедур по включению ценных бумаг в котировальный лист биржи и осуществлению контроля за соответствием эмитента и его ценных бумаг условиям и требованиям правил [6]. Делистинг -- исключение ценных бумаг из котировальных листов биржи.

Внесписочные ценные бумаги -- перечень ценных бумаг определенного вида и выпуска, допущенных к обращению на бирже без прохождения листинга.

Котировальный лист биржи -- список ценных бумаг определенного вида и выпуска, допущенных к обращению на бирже с прохождением листинга.

К обращению на бирже допускаются только ценные бумаги, включенные в котировальные листы и соответствующие определенным условиям и требованиям, а также включенные в перечень внесписочных ценных бумаг.

Правилами определены котировальный лист "А" первого уровня, котировальный лист "А" второго уровня, котировальный лист "Б".

Ценные бумаги одного вида одного эмитента могут быть включены только в один из котировальных листов биржи или в перечень внесписочных ценных бумаг.

К ценным бумагам, включаемым в котировальные листы, и их эмитентам предъявляются определенные требования. Они делятся на общие и специальные.

К общим требованиям относятся следующие:

* ценные бумаги, эмитируемые резидентами Республики Беларусь, должны быть выпущены и зарегистрированы в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

* ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами Республики Беларусь, должны быть допущены к обращению на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

* эмитент должен соблюдать требования, установленные законодательством Республики Беларусь, к порядку представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Специальные требования для ценных бумаг котировального листа "А" первого уровня:

* срок деятельности эмитента ценных бумаг с момента его образования -- не менее трех лет;

* количество акционеров эмитента -- не менее 1000 (только для акций);

* стоимость чистых активов эмитента ценных бумаг должна составлять не менее 10 млн евро, собственный капитал банка должен быть не менее 10 млн евро;

* во владении одного лица должно находится не более 75% простых именных акций эмитента, за исключением акций, принадлежащих государству;

* отсутствие у эмитента убытков по итогам любых двух лет из последних трех;

* для поддержания ценных бумаг в котировальном листе биржи средняя сумма сделок с ценными бумагами за месяц, совершенных на бирже и рассчитанных по итогам каждого квартала, должна быть для акций -- не менее 20 тыс. евро, для облигаций -- не менее 10 тыс. евро;

* эмитент должен соблюдать требования к порядку представления информации;

* эмитент должен представлять на биржу информацию обо всех существенных событиях, которые могут повлиять на стоимость его ценных бумаг, включенных в котировальный лист "А" первого уровня (внесение изменений и дополнений в проспект эмиссии, важные организационные преобразования у эмитента, информация о том, что одно лицо стало владельцем более 75% простых именных акций этого эмитента и т.д.) не позднее пяти рабочих дней с момента свершения данных событий [6].

Специальные требования для ценных бумаг котировального листа "А" второго уровня:

* срок деятельности эмитента ценных бумаг с момента его образования -- не менее одного года;

* количество акционеров эмитента -- не менее 500 (только для акций);

* стоимость чистых активов эмитента ценных бумаг должна составлять не менее 1 млн евро, собственный капитал банка должен быть не менее 10 млн евро, собственный капитал небанковской кредитно-финансовой организации должен быть не менее 5 млн евро;

* отсутствие у эмитента убытков по итогам любых двух лет из последних трех (а в случае существования эмитента менее трех лет -- за весь срок его существования);

* для поддержания ценных бумаг в котировальном листе биржи средняя сумма сделок с ценными бумагами за месяц, совершенных на бирже и рассчитанных по итогам каждого полугодия, должна быть для акций -- не менее 10 тыс. евро, для облигаций -- не менее 5 тыс. евро;

* эмитент должен соблюдать требования к порядку представления информации;

* эмитент должен представлять на биржу информацию обо всех существенных событиях, которые могут повлиять на стоимость его ценных бумаг, включенных в котировальный лист "А" второго уровня (внесение изменений и дополнений в проспект эмиссии, важные организационные преобразования у эмитента и т.д.) не позднее пяти рабочих дней с момента свершения данных событий.

Для включения облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, ценных бумаг юридических лиц в котировальный лист "Б" или в перечень внесписочных ценных бумаг к ним предъявляются только общие требования.

Инициатором допуска при прохождении процедуры листинга для включения в котировальный лист "А" первого и второго уровней вправе быть только эмитент ценной бумаги, в котировальный лист "Б" -- эмитент ценной бумаги, Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь, член Секции фондового рынка биржи с письменного согласия эмитента или биржа по результатам оценки качества и надежности ценных бумаг открытых акционерных обществ, указанных в списках органов государственного управления.

Для включения ценных бумаг в тот или иной котировальный лист инициатор допуска должен представить на биржу соответствующие документы, список которых определен биржей.

Перевод ценной бумаги из котировального листа одной категории (или перечня внесписочных ценных бумаг) в котировальный лист другой категории (или перечень внесписочных ценных бумаг) вправе быть осуществлен как в сторону повышения, так и в сторону понижения уровня допуска ценной бумаги.

Решение о повышении уровня допуска ценной бумаги принимается в случае подачи инициатором допуска или эмитентом ценных бумаг заявления на имя руководителя биржи с приложением в случае необходимости недостающих документов.

Решение о понижении уровня допуска ценной бумаги принимается в случаях:

1) нарушения требований поддержания ценных бумаг в котировальном листе биржи;

2) подачи инициатором допуска или эмитентом ценных бумаг соответствующего заявления.

Процедура поддержания ценной бумаги в котировальном листе включает сбор и обработку информации об эмитентах и условиях обращения их ценных бумаг, а также контроль соответствия эмитентов и условий обращения их ценных бумаг указанным требованиям.

Инициатором допуска при включении ценной бумаги в перечень внесписочных ценных бумаг вправе быть эмитент данной ценной бумаги или член секции фондового рынка биржи. Решение о включении ценной бумаги в перечень внесписочных ценных бумаг принимается руководителем биржи в течение трех рабочих дней после дня получения соответствующего заявления.

Биржа не проводит экспертизу внесписочных ценных бумаг и анализ финансово-хозяйственного состояния эмитента и не берет на себя обязательства по информированию членов Секции фондового рынка о событиях, связанных с внесписочными ценными бумагами и их эмитентами.

Ценные бумаги могут быть исключены из перечня внесписочных в случаях:

* аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

* истечения срока обращения ценных бумаг;

* ликвидации эмитента;

* признания эмитента ценных бумаг несостоятельным (банкротом) на основании решения суда;

* подачи заявления об исключении ценных бумаг из перечня внесписочных ценных бумаг инициатором допуска;

* подачи заявления об исключении ценных бумаг из перечня внесписочных ценных бумаг их эмитентом;

* получения предписания об исключении ценных бумаг из перечня внесписочных ценных бумаг от органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

* включения ценной бумаги в один из котировальных листов биржи.

По состоянию на 01.01.2006 г. к обращению на бирже был допущен 231 выпуск акций 182 эмитентов. Из них акции одного эмитента -- АСБ "Беларусбанк" -- включены в котировальный лист "А" первого уровня, акции 29 эмитентов включены в котировальный лист "А" второго уровня, акции 103 эмитентов включены в котировальный лист "Б", в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению допущены акции 49 эмитентов.

В сентябре 2005 г. впервые за все время существования организованного рынка был проведен листинг корпоративных облигаций (именные неконвертируемые дисконтные бездокументарные облигации ОАО "БелГазпромбанк" номинальной стоимостью 100 тыс. руб., объем эмиссии -- 100 тыс. штук, срок обращения -- 180 дней), по результатам которого данные ценные бумаги начиная с 06.10.2005 г. были допущены к размещению и обращению на бирже с включением в котировальный лист "А" первого уровня.

Делистинг ценных бумаг. Основанием делистинга является:

* аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

* истечение срока обращения ценных бумаг;

* ликвидация эмитента;

* обнаружение биржей допущенных эмитентом нарушений законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах или требований внутренних документов биржи;

* признание эмитента ценных бумаг несостоятельным (банкротом) на основании решения суда;

* нарушение требований поддержания ценных бумаг в котировальном листе;

* неоднократное (два раза и более в течение года) нарушение требования о представлении эмитентом и/или инициатором допуска информации об изменении основных параметров ценной бумаги, включенной в котировальный лист;

* подача заявления об исключении ценных бумаг из котировального листа инициатором допуска ценных бумаг или их эмитентом;

* получение предписания об исключении ценных бумаг из котировального листа от органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

* включение в перечень внесписочных ценных бумаг. Повторная подача документов для включения ценных бумаг

в котировальный лист допускается не ранее трех месяцев с момента делистинга [6].

3. Организация биржевой торговли

Организация биржевой торговли в Республике Беларусь регламентируется двумя основными документами: Порядком заключения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", утвержденным протоколом заседания Биржевого совета ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" от 23.11.1999 г. № 42 [4] и Правилами заключения сделок по купле-продаже негосударственных ценных бумаг в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", утвержденными протоколом заседания Наблюдательного совета ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" от 01.12.2003 г. № 250 [5].

Вначале рассмотрим организацию торгов государственными облигациями и облигациями Национального банка Республики Беларусь. Торги облигациями на бирже проводятся с соблюдением следующих принципов:

* обеспечение гласности;

* заключение сделок только через электронную торговую систему биржи;

* предварительное резервирование денежных средств и облигаций в объеме, необходимом для исполнения обязательств по каждой планируемой участником торгов сделке и по ранее заключенным сделкам РЕПО;

* свободное ценообразование;

* оформление сделок в соответствии с требованиями законодательства и предусмотренными стандартами, контроль за соблюдением исполнения участниками торгов обязательств, вытекающих из заключенных на бирже сделок;

* соблюдение установленных прав и обязанностей участников торгов.

Торги облигациями на бирже проводятся в ее торговом зале и (или) с использованием удаленных торговых терминалов -- автоматизированных рабочих мест, расположенных вне торгового зала биржи. Участник торгов -- член секции фондового рынка биржи -- имеет право совершать сделки с облигациями:

* от своего имени и за свой счет (при наличии действующей лицензии на осуществление коммерческой деятельности на рынке ценных бумаг или деятельности инвестиционного фонда);

* от своего имени и за счет своих клиентов (при наличии действующей лицензии на осуществление посреднической деятельности на рынке ценных бумаг).

При заключении сделок купли-продажи облигаций за счет клиентов участники указывают, за счет кого проводятся такие операции. На основании представляемых документов биржа ведет учет клиентов участников. От имени участников сделки с облигациями на бирже осуществляют физические лица -- трейдеры, полномочия которых на участие в торгах и на заключение сделок подтверждаются соответствующей доверенностью.

Сделки с облигациями на вторичном рынке заключаются через торговую систему биржи в следующих режимах:

* сделки "до погашения" -- сделки купли-продажи облигаций, заключаемые между двумя участниками;

* сделки РЕПО -- сделки купли-продажи облигаций, заключаемые между двумя участниками с обязательством: для продавца -- последующего их выкупа (обратный выкуп); для покупателя -- последующей их продажи (обратная продажа).

Круг участников, которым предоставлено право на заключение сделок РЕПО, может быть ограничен в соответствии с законодательством. В настоящее время (начало 2006 г.) такое право предоставлено только банкам. Национальный банк Республики Беларусь может заключать сделки РЕПО на аукционной основе. Вместе с тем Национальный банк проводит реализацию облигаций, являющихся предметом залога по выданным банкам кредитам, только путем заключения сделок "до погашения".

Сделки с облигациями заключаются на основании поданных участниками в электронную торговую систему заявок на покупку-продажу облигаций. Заявка представляет собой предложение, адресованное всем участникам торгов, на покупку или продажу ценных бумаг. Заявка, поданная во время торговой сессии и зарегистрированная в электронном журнале регистрации поступления и снятия заявок, означает безоговорочное согласие участника заключить сделку на условиях, содержащихся в заявке, и исполняется при наличии встречных заявок противоположной направленности с соответствующими ценовыми и иными условиями.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.