|
Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развитияp align="left">Как видно из данного распределения крупнейшие страховщики предпочитают иметь долю АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования от 30 до 60%. При этом многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной.Источник: www.fssn.ru Рисунок 11 - Распределение страховщиков в зависимости от доли АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования Крупнейшие страховщики проводят анализ убыточности и сегментацию рынка с целью снижения убытков в данной сфере. Так, например, выделяют такие группы лиц, покупающих автомобили в кредит: - покупатели новых дорогих иномарок. В большинстве своем это люди в возрасте старше 30 лет и с немалым опытом вождения. Страхование таких автомобилей наименее рискованно для страховщика, а суммы страховой премии максимальны; - лица, покупающие подержанные иномарки; - люди, покупающие недорогие новые иномарки и отечественные автомобили. Данная категория страхователей считается наиболее «убыточной» для страховщиков. Экстремальные показатели (более 80% страховых премий приходится на страхование автотранспорта), либо наоборот игнорирование данного страхового продукта характерно чаще для небольших страховых организаций. Несмотря на то, что в целом рынок страхования автотранспорта растет ежегодно (так в 2009 г. прирост данного сегмента рынка составил 56%) темпы роста у различных страховщиков существенно отличаются. Источник: www.fssn.ru Рисунок 12- Темпы роста страховых премий по АвтоКАСКО Как видно из диаграммы 8, на рынке страхования транспортных средств значительное преимущество имеют крупные страховщики - все они в 2009 г. увеличили сборы в данном виде страхования, а четверть из них смогла эти сборы удвоить. Что касается более мелких страховщиков, то они либо постепенно сдают свои позиции в данном секторе (137 страховых организаций собрали в 2009 г. меньше премий в рассматриваемой сфере, чем в 2008 г.), либо имеют довольно скромные темпы роста. Исключение составляют страховщики только входящие на рынок страхования автотранспорта, либо резко изменяющие свой страховой портфель в сторону увеличения данного вида страхования. Распределение страховщиков, осуществляющих страхование транспортных средств в зависимости от коэффициента выплат представлено на диаграмме. Источник: www.fssn.ru Рисунок 13 - Распределение страховых организаций, осуществляющих АвтоКАСКО по коэффиценту выплат Можно отметить, что по данному показателю двадцатка лидеров в общем показала результаты аналогичные среднерыночным (если среднерыночный коэффициент выплат по данному виду страхования составил 47,3%, то у двадцатки крупнейших страховщиков - 48,2%), причем в большинстве случаев данный показатель находится между 30 и 70%. В настоящий момент страхование транспортных средств в России имеет все перспективы к дальнейшему росту: автопарк ежегодно увеличивается возрастающими темпами, автокредитование, постоянно совершенствуясь, стало по сути одним из самых дешевых способов получения заемных средств. При этом согласно исследованию, проведенному одной из ведущих страховых организаций, только чуть более 10% граждан используют страхование автотранспортных средств для защиты своих интересов. «Будущее страхового рынка. Основные перспективы российского страхования». Центр стратегических исследований. Росгосстрах. Кроме того, автострахование имеет большие перспективы развития в российских регионах, особенно в связи с распространением автокредитования. По прогнозам экспертов страхового рынка добровольное страхование имущества может увеличиться в ближайшие годы в несколько раз и составить к 2012 году 677 млрд. рублей. В случае сохранения нынешней доли АвтоКАСКО в страховых портфелях игроков нашего рынка страховые премии по данному виду страхования могут утроиться и составить около 300 млрд. рублей. За 2009 г страховыми компаниями было заключено с физическими лицами более 3 млн. договоров автострахования на общую сумму в 109,897 млрд руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с физическими лицами превысило 3,3 млн. полисов. Общая сумма выплат по автокаско по договорам с физическими лицами составила 100,044 млрд. руб. За 2009 г страховщики заключили также более 487 тыс. договоров с юридическими лицами на общую сумму в 27,683 млдр. руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с юридическими лицами превысило 502 тыс. полисов. Данные представлены исследовательской компанией Profi Online Research на базе ежеквартального синдикативного исследования "Мониторинг страхового рынка. Страховые компании". В данном исследовании участвуют 7 100 российских граждан в возрасте от 21 до 55 лет, принимающих финансовые решения или оказывающих влияние на принятие решений в семье. Исследование проводится методом анкетного опроса респондентов через Online панель Profi Online Research в 13 крупнейших городах страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уф, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград. Данные отражают ситуацию, сложившуюся на рынке страхования, по итогам 2009 года Телепин Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. - 2008. - № 5. - С. 32-43. . Исследование показало, что по итогам 2009 г большинство респондентов (порядка 1/3), имеющих КАСКО, оформили его в "Росгосстрахе" (30%). Практически с трехкратным отставанием от лидера, на втором месте оказалась компания "РОСНО": с ней сотрудничает около 12% участников исследования. Третьим среди ТОП-5 страховщиков, к которым предпочитают обращаться россияне, если им нужно обзавестись КАСКО, стал "УралСиб" (11%) Сокол П.В. Изменения в добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. // Страховое дело - 2009. - №10. - С.48-51.. Рисунок 14 - Структура страховщиков КАСКО, % Как известно, при покупке машины в кредит, оплата полиса КАСКО является обязательным условием, которое должен выполнить заемщик. Статистика говорит, что в 2009 г, только 1/4 респондентов оформляли КАСКО из-за условий кредитного договора. Подавляющее же большинство делало это по собственной воле (рис. 15). Рисунок 15- Выбор полиса по кредитному договор КАСКО, % Несмотря на достаточно широкий спектр способов оформления полисов, который предлагают сегодня страховщики, почти половина респондентов (45%) предпочитает действовать привычным образом: прийти/позвонить в офис компании, чтобы оформить все документы. Однако, приблизительно такая же часть опрошенных сделала это через агентов и брокеров (22%), или в салонах дилеров (21%), где покупали машину. Посредством Интернета КАСКО обзавелись лишь 3% участников исследования (рис. 16). Вероятнее всего, россияне обычно не прибегают к возможностям Сети не только в отношении покупки КАСКО. Данный тренд может быть справедливо распространен и на приобретение других видов страховых услуг. Рисунок 16- Структура выбора текущего полиса КАСКО, % Интересно отметить, что из всех владельцев КАСКО, проверить его в работе удалось только 1/3 участников исследования. Остальным же не приходилось обращаться в обслуживающую компанию по причине наступления страхового случая (рис.17). Рисунок 17 - Страховые случаи обращения в страховую компанию КАСКО, % Из тех же, кто все-таки столкнулся с проблемами, которые должно решать КАСКО, вне зависимости от компании, в которой они приобрели страховку, подавляющее большинство оказалось вполне удовлетворено данной услугой (90%) (рис. 18). Рисунок 18 - Виды удовлетворения услугой (КАСКО) Это позволяет сделать вывод, что страховщики неплохо справляются со взятыми на себя обязательствами, оказывая профессиональные услуги, которые оправдывают ожидания их клиентов www. i-rate.ru. . 3 Проблемы и перспективы развития автострахования в РФ 3.1 Влияние финансового кризиса на рынок автострахования В период падения страхового рынка в условиях кризиса некоторые страховщики пытаются сохранить приток средств за счет демпинга. Однако данный путь не приводит к успеху. Экономический спад в России является довольно продолжительным, такие страховые компании сталкиваются с проблемой кассового разрыва. Страховщики, которые выберут стратегию демпинга, только отложат проявление своих фундаментальных проблем с устойчивостью. Если ОСАГО - это тот вид страхования автомобиля, без которого автовладельцу просто не обойтись, то КАСКО - это возможность выбора, страховать автомобиль дополнительно или нет. В условиях нехватки наличных средств, волны сокращений и растущей безработицы, можно было бы ожидать, что рынок каско понесет значительные убытки. Однако на практике картина не является такой депрессивной. Несмотря на общемировые кризисные тенденции, рынок КАСКО продолжает испытывать подъем, пусть и ограниченный упавшими потребительскими способностями населения. Аналитики считают, что в наступившем 2010 году страховщики получат более ста девяноста миллиардов премий, что превышает показатели прошлого года Грудцына Л. К вопросу об условиях и порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Адвокат. - 2009.- №9. - С.24-32.. Что помогает КАСКО оставаться востребованной даже в период кризиса услугой? Прежде всего, уникальность этого вида страхования. Только КАСКО способно дать автолюбителю ту степень гарантий, которая его полностью устроит. И как это ни парадоксально, но автовладельцы именно сейчас готовы тратить больше денег на страхование своего транспортного средства. В условиях кризиса люди начинают больше ценить то, что имеют, и стремятся это сохранить. Дополнительные гарантии в виде страхового полиса КАСКО избавляют от лишних волнений Базанов А.Н., Дэвидсон И.В. Страхование личного автотранспорта в США и России. Краткий сравнительный анализ // Страховое дело. - 2008. - №6. С.55-58.. Если на протяжении последних лет рост популярность КАСКО объяснялся тем, что данный вид страхования сопутствовал покупке автомобиля в кредит, то сейчас картина изменилась. Пару лет назад покупатель кредитного автомобиля просто не мог избежать участи дополнительного страхования автомобиля, даже если не хотел никаких дополнительных гарантий, кроме полиса ОСАГО. Сейчас автовладелец приходит в страховую компанию по собственной инициативе, и страхует свой автомобиль по системе КАСКО (по данным аналитики «УралСиб»). КАСКО стало желанным видом страхования, а не вынужденной мерой. Таким образом, рынок автострахования КАСКО - одна из немногих отраслей, на которые мировой финансовый кризис оказывает наименьшее влияние. И перспективы роста данного рынка оцениваются как стабильные и успешные. На рынке розничного страхования клиентами в основном являются лица со средним и высоким доходом, считающие страхование цивилизованным способом защиты и готовые платить больше за более высокий уровень сервиса и надежности. Страховые компании планируют в условиях кризиса сконцентрироваться на развитии самых значительных с точки зрения объемов линиях бизнеса: КАСКО, ОСАГО. Страховые компании смогут увеличить долю не только благодаря дальнейшему развитию своей деятельности, но и за счет принятия на страхование высвобождающихся страховых портфелей конкурентов, некоторые из которых будут испытывать финансовые затруднения. Такие затруднения будут вызваны несколькими основными факторами: недостаточными страховыми резервами, показателями убыточности и расходов на ведение дела, высокой долей в портфеле договоров ОСАГО. Взвешенная политика страховых компаний в области резервирования, андеррайтинга и риск-менеджмента позволяет смотреть в будущее с оптимизмом - невзирая на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, продолжить реализовывать потенциал и увеличивать долю на рынке, сохраняя качество бизнеса. Автострахование было, есть и будет ключевым сегментом рынка страхования. В развитых странах этот вид страхования является убыточным, но им все равно занимаются из-за его большой социальной значимости, ведь это, пожалуй, единственный продукт в страховании, который страхователь покупает самостоятельно. Рынок автострахования проявляет свою зависимость от других сегментов страхового рынка. На сегодняшний день страховщики столкнулись с двумя проблемами: как удержать клиента и как привлечь нового. В свою очередь увеличилась миграция клиентов. Причинами этого стали: политическая нестабильность, предоставление скидок при переходе от одного страховщика к другому, отбор лицензий у некоторых СК, негативный опыт со стороны клиента, а так же советы друзей. Конкурировать в ценовом сегменте сегодня становится нецелесообразным. То, что демпинг - это путь в никуда осознали не только владельцы и акционеры СК, но и сами клиенты. Самой большой возможностью, которую дает сегодня кризис - является оттачивание и оптимизация обслуживания страхователя. В отсутствии качественно нового ценового предложения, СК может предложить сегодняшнему клиенту адекватный и удобный сервис, благодаря которому и набрать популярности и известности. Особое внимание компаниям сегодня следует уделить качеству выполнению своих обязательств. Какие тенденции существуют и наиболее актуальны сегодня: · эффективное формирование резервов (эффективная финансовая политика компании); · сегментация клиентов (ориентация на своего потенциального клиента); · добросовестная конкуренция; · реализация мощных комплексов IT (внедрение новых комплексов для улучшения обслуживания); · внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента; · внедрение франшизы (как средства участия клиента в расходах СК). «Нужно уметь поладить с клиентами и трезво оценить, как относится потенциальный клиент к работе СК. На самом деле, вопрос качества обслуживания клиента - это верный и своевременный сигнал для СК о правильности проводимой политики, а также залог эффективных изменений. Нужно качественно проводить мониторинг своих услуг и сатисфакции клиента. Все опросы и регуляции необходимо осуществлять вовремя на конкретных этапах внедрения экономической модели. Чтобы понять, что именно нужно клиенту, нужно самому встать на его место. Привлечение клиента будет эффективным только тогда, когда вы сможете понять клиента, его особенности и нужды», - подчеркивает важность ориентированной на клиента стратегии в эффективной экономической модели, Генеральный директор «УралСиб» www.uralsibins.ru.. 3.2 Проблемы развития автострахования в РФ 3.2.1 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости российских страховых компаний и пути их решения Несмотря на то, что в России страхование является относительно молодой отраслью, страховщики также как и фирмы других направлений сталкиваются с проблемой и необходимостью обеспечения финансовой устойчивости. Специфика оценки страховой компании заключается, во-первых, в том что компания продает услуги, а значит не обладает запасами, сырьем, материалами, которые можно реализовать или изготовить продукцию, получив при этом прибыль; а во-вторых, денежные потоки страховой организации совершенно непредсказуемы в части выплат страховых возмещений, что является определенной проблемой при формировании инвестиционной политики, страховых резервов и т.д. Подавляющее число страховщиков не имеет достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, поэтому большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены. В силу неразвитости механизма защиты прав потребителей и отсутствия нормального режима судопроизводства клиенты практически лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховых организациям в случае невыполнения ими своих обязательств. В мировой практике ответственность перед страхователем несет тот, кто выдавал страховщику, не сумевшему выполнить обязательства перед страхователем, лицензию. Российское Министерство Финансов не берет на себя этой ответственности. К тому же в мире принят порядок, при котором крупные ассоциации страховщиков формируют гарантийные фонды, средства которых предназначены для возмещения убытков застрахованных при возможной неплатежеспособности страховой организации. В России же убытки в полном объеме ложатся на плечи застрахованного лица. Оценка финансовой устойчивости страховых организаций, в связи со значимостью страховой защиты в обществе приобретает особое значение. Поскольку проблема обеспечения страховой организации возникла недавно, в отечественной теории страхования ей не уделялось достаточного внимания и не изучалась отечественной наукой. Объектом исследования были некоторые вопросы финансовых результатов страховых операций, но не каждого отдельного страховщика, действующего в рыночной среде. Поэтому и показатели анализа финансового состояния и финансовой устойчивости несовершенны. Исследования последних десятилетий проводились на макроуровне, что в значительной степени объяснялось наличием государственной монополии, огромным числом потенциальных объектов страхования и наличием единственного крупнейшего в мире страховщика - Госстраха. До сих пор среди специалистов нет единого мнения об объеме обязательств, составе и оценке свободных активов, финансовых гарантиях и других проблемах их обеспечения, связанных с формированием рационального страхового портфеля, раскладкой риска, формированием страховых резервов. В связи с этим страховая практика вынуждена решить эти вопросы эмпирически. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, как в России, так и за рубежом, законодательно устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. На первых этапах развития рынка страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний были занижены, что привело к созданию большого количества мелких страховых компаний. В настоящее время законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн руб. для профессиональных перестраховщиков. Во всех случаях максимальная ответственность по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика. Для оценки финансовой устойчивости необходим анализ его финансового состояния. Анализ применяемых в России критериев оценки финансового положения страховщиков показывает, что число таких показателей невелико, но они часто не связаны между собой. Это вытекает из того, что деятельность страховщика состоит из нескольких элементов: - непосредственно проведение страховых операций; - инвестирование финансовых ресурсов; - прочей деятельности (получение кредитов, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, финансирование собственной деятельности). При этом необходимо учитывать трансфер риска, как основную особенность страховой деятельности. В свою очередь, сам страховой риск также является синтетическим, т.е. зависящим от ряда факторов: вида страховой деятельности, взаимоотношения с перестраховщиками, размеры тарифных ставок по заключенным договорам, объемы принимаемого риска, возможности формирования оптимального страхового портфеля, фактические отклонения частоты наступления страховых случаев и размеров ущерба от среднестатистических. Исходя из этого, анализ финансового положения страховщика должен быть только на основе исследования группы показателей, которые с одной стороны, могут быть, представлены в виде твердо установленных нормативов, а с другой - в виде рекомендательных параметров. Показатели могут быть и количественные и относительные. Система этих показателей может выглядеть следующим образом: объемные (абсолютные) - величина собственных средств, величина активов, величина страховых резервов, объем взносов; показатели оценки платежеспособности; показатели, характеризующие уровень ликвидности активов; показатели, оценивающие уровень обязательств по одному риску; показатели, характеризующие степень участия перестраховщиков в страховых операциях; показатели, характеризующие инвестиционную деятельность; показатели оценки достигнутого финансового уровня за отчетный год. Для восстановления и развития отечественных страховых компаний требуется осуществить комплекс возможных мер по укреплению их финансового состояния. Эти меры носят общий характер, так как для их конкретизации нужен более детальный анализ, который невозможно провести основываясь только на бухгалтерской отчетности. Такими мерами может стать пересмотр страховой, финансовой и маркетинговой политики, а именно: - произвести корректировку тарифных ставок по проводимым видам страхования; - расширить перестраховочную защиту; - привлечь дополнительные финансовые ресурсы посредством увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций; - возможно изменить организационно-правовую форму деятельности страховой организации; - пересмотреть структуру активов и методы инвестирования резервов, предусмотрев наиболее доходные в налоговом смысле объекты и территории; - сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности; - закрыть нерентабельные филиалы и провести консолидацию финансовых возможностей страховщика путем объединения нескольких страховых организаций; - использовать дополнительные возможности реализации страховых договоров, в том числе через Интернет, предусмотреть новые формы взаимоотношений с банками посредством создания совместных программ банковского и страхового обслуживания и т.д. Исходя из ухудшения не только финансовых, но и других показателей российской страховой компании также можно предусмотреть ряд более конкретных мер. Так при снижении объема страховых премий необходимо в 3-6 месячный срок увеличить объема продаж страховых полисов и привлечь потенциальных страхователей путем создания новых страховых продуктов. При росте объема страховых выплат, имеет смысл провести факторный анализ убыточности, обратив внимание на тщательное юридическое оформление страховых выплат, так как не исключена возможность подделки документов на их получение. Если наблюдается снижение средней страховой суммы на один договор, то необходимы контроль и сопоставление средней страховой суммы и возможностей организации. Также если величина страхового тарифа давно не изменялась, то при неблагоприятном уровне убыточности и стоимости страховых продуктов следует пересмотреть структуры брутто-ставки. Более быстрый рост сбора страховых премий по сравнению с ростом величины страховых резервов компании свидетельствует о необходимости пересмотра методики формирования технических резервов, а также резерва по страхованию жизни. В случае нерегулярного поступления страховых премий следует усилить контроль за сроками прохождения денежных средств при одновременной работе со страхователями. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |