|
Страхование внешнеэкономических рисковСтрахование внешнеэкономических рисковМинистерство науки и образования Украины Университет Экономики и Управления Реферат По дисциплине: «Страхование» На тему: «Страхования внешнеэкономических рисков» Выполнила: студентка 422 группы Валеева Дарья Симферополь 2008 Сфера страхования внешнеэкономических рисков Динамическое развитие экономики Украины невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно Украина и ее субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства, ВТО и Евросоюз.В то же время выход предприятий на внешние рынки приводит к возникновению множества рисков (имущественных, финансовых, политических, валютных), которые трудно предусмотреть или совсем невозможно спрогнозировать их последствия.Страхование внешнеэкономических рисков -- это комплекс видов страхования, которые обеспечивают защиту имущественных интересов предприятий во время проведения различных форм международных операций. К внешнеэкономическому страхованию относятся следующие основные виды:- страхование экспортных обязательств -- неисполнение зарубежным контрагентом договорных обязательств из-за собственной неплатежеспособности или по различным, не зависящим от него причинам политического характера;- страхование имущественных рисков -- строений, сооружений, грузов, транспортных средств, строительно-монтажных рисков, международных промышленных выставок и т.д.;- страхование валютных рисков -- предусмотрение контрактом валютных предостережений.В целом риски внешнеэкономической деятельности можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью контрагента (его платежеспособность, кредитные обязательства, максимальный товарный кредит, предоставленный ему другими фирмами, приблизительные размеры операций и вероятность оплаты от него) и торговый риск, который возникает в результате разногласий между продавцом и покупателем в вопросе о соответствии товара условиям торгового соглашения.Вторая группа рисков объединяет разновидности политического риска (военные действия, революции, государственный запрет на платежи за границу, консолидация долгов, национализация, конфискация, неплатеж продавца -- государственной организации, прекращение импортной лицензии, введение эмбарго и т.д.).Целью страхования экспортных операций является:- при страховании экспортных кредитов -- защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;- при страховании экспортных контрактов -- защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств); - при страховании инвестиций за границу -- защита отечественных предпринимателей от потерь при реализации инвестиционных проектов за границей. В современной международной торговле свою эффективность подтвердила государственная поддержка экспорта, которая осуществляется через экспортные кредитные агентства (ЭКА), -- учреждения для страхования экспортных политических и коммерческих рисков и предоставления гарантий. Мировую известность приобрели такие экспортно-кредитные учреждения, как Эксимбанк США, общество «Гермес» (Германия) и т.д. На сегодняшний день ЭКА функционируют более чем в 70 странах мира и практически во всех странах Западной Европы. Украина при этом остается едва ли не единственной европейской страной, которая не имеет механизма государственной поддержки страхования экспорта. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитовСтрахование экспортных кредитов еще в 50-е годы приобрело большое значение в связи с далеко ушедшим разделением труда в области внешней торговли. Производитель и предприниматель стремились сосредоточить все свое внимание на избранной ими отрасли хозяйственной деятельности, не сдвигая его в область кредитного риска, возникающего при кредитовании иностранного покупателя.Сущность этого вида страхования заключается в том, что страховая организация берет на себя определенную долю возможного риска, т.е. окончательного убытка от страхуемой сделки. Она выдает страховой полис на точно установленную сумму застрахованного кредита с указанием срока кредитования и доли риска (обычно от 60 до 85%), которую берет на себя страховщик. Размер страховой премии, взимаемой последним, зависит от размера страховых операций, формы кредита, его срока, положения экспортера и производителя в коммерческой среде и экономического состояния страны импортера. Поэтому шкала премиальных ставок по страхованию кредита колеблется в массе вокруг определенных средних норм, имея крайние отклонения -- от 0,2% до 10% застрахованной суммы. При страховании экспортных кредитов экспортер получает следующие выгоды: помощь специалистов по оценке надежности потенциального партнера при выходе на новые рынки; постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии; возможность увеличить число клиентов и объем продаж; возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа); возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операций. Страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций. Во внешнеэкономической деятельности часто встречается риск неплатежа иностранного партнера. Для повышения гарантии платежа, наряду с применением различных его способов и форм расчетов (предоплата, документально подтвержденный аккредитив), широко применяется страхование дебиторской задолженности. Цель этого вида страхования - гарантировать экспортерам своевременность оплаты за поставленный товар со стороны иностранного контрагента. Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам. Коммерческие кредиты в соответствии с условиями контракта предоставляются в виде товарного кредита или оказания услуг в кредит с подтверждением счетами страхователя к получателю (надлежащим образом оформленными счетами-фактурами, выставленными для оплаты иностранному контрагенту). Возможны два варианта страхования экспортера: - на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя; - страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности. Страхование риска задержки платежа обычно предоставляется по гораздо меньшему количеству стран. Страховым случаем, в результате наступления которого страховщик обязан выплатить страховую сумму, является несостоятельность контрагента страхователя либо задержка платежа после определенного периода, так называемого периода ожидания. Страхование экспортных кредитов предполагает долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это означает выдачу страховой компанией годовых генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. При этом страхователь-экспортер, по результатам предварительных переговоров с иностранным контрагентом, сообщает страховой компании сумму, на которую контрагент готов приобрести товары и услуги, а страхователь имеет возможность осуществить поставку на условиях коммерческого кредита. Страховщик проверяет платежеспособность иностранного партнера экспортера и по результатам проверки выносит кредитное решение, которое может подтвердить запрошенную сумму, уменьшить ее до приемлемого для страхования уровня или приравнять к нулю (т.е. отказать в страховании кредита, оставить его без обеспечения полисом). Страхование прочих рисков внешнеэкономической деятельностиВ практике внешнеэкономической деятельности основ-ные вопросы страхования связаны с транспортировани-ем различных товаров и услуг.Современная внешняя торговля и морские перевоз-ки не могут обходиться без страхования. В большин-стве случаев договор страхования является неотъемле-мой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заклю-чении этих сделок. В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствую-щие им виды торговых контрактов. В этих контрактах предусматривается механизм образования цены това-ра и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке. Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид кон-тракта, в котором на специальных основаниях реша-ются основные вопросы купли-продажи: момент пере-хода на покупателя риска случайной гибели, повреж-дения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы. При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застра-ховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать по-купателю все необходимые документы об отправке. При сделке СИФ от продавца не требуется физической пе-редачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов при этой сделке. Имея документы, покупатель может распоря-жаться дальнейшей судьбой груза до его получения. В 1936 г., а затем в 1956, 1980 и 1990 гг. Международ-ная торговая палата проделала большую работу по уни-фикации неофициальной кодификации и интерпретации условий международных торговых контрактов, сложив-шихся обычаев, общепринятых толкований, распрост-раненных внешнеторговых терминов и коммерческих по-нятий. В результате этой работы вышел сводный спра-вочный материал, именуемый «Инкотермс 1990» (доку-мент Международной торговой палаты № 350), который находит широкое применение в практике международ-ной торговли, в том числе и при сделках на условиях СИФ. До 1980 г. «Инкотермс 1980» выходил в редакци-ях 1936,1953,1967,1976 гг. За эти годы в правила вноси-лись изменения и дополнения, учитывающие складыва-ющуюся практику международной торговли. «Инко-термс 1990» имеет целью установить единообразные международные правила по толкованию наиболее важ-ных терминов и понятий, применяемых в договорах куп-ли-продажи во внешней торговле. Как уже отмечалось выше, правила эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают участники торговых сделок, предпочитающие ясные, единообразные международные правила тем различным неопределенным толкованиям одних и тех же терминов, существующих еще до настоя-щего времени в различных странах и могущих привести к недоразумениям и спорам, сопровождающимся поте-рей времени и денежных средств. Правила «Инкотермс 1990» еще не смогли установить единообразного толко-вания по некоторым понятиям и терминам, поэтому они в таких случаях рекомендуют пользоваться установив-шимися обычаями портов отгрузки и выгрузки. Сделка КАФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight). По сделке КАФ, продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назна-чения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе. Сделка ФОБ получила свое название от английско-го выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать по-купатель, обычно от внутреннего пункта до порта по-грузки и далее до конечного пункта назначения. Сделка ФАС-- от английского выражения «свободно вдоль борта, или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship). Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересе-чения борта судна, а по сделке ФАС -- продавец доставля-ет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответствен-ность за груз с него снимается. Достаточно распространенными видами страхования имущества, грузов, средств транспорта являются «карго» и «каско». Такие виды оформляются с помощью договоров морского страхования на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номер и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправ-ления, перегрузки и назначения груза; дата отправки суд-на, страховая сумма груза, условия страхования. Перечисленные выше виды страхования в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям Ин-ститута лондонских страховщиков, которые именуются: - с ответственностью за все риски; - с ответственностью за частную аварию; - без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок. При этом существует ряд условий страхования, самое распространенное -- «условие с ответственностью за все риски», хотя и здесь есть исключения, при которых риски не страхуются или страхуются за дополнительную плату. Еще условия, это: условие страхования с ответ-ственностью за частную аварию (оговаривается твердый перечень страхуемых рисков), и условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев круше-ния (по перечню страховых случаев, при которых подле-жат оплате убытки). В страховании перевозок все аварии классифицируются как аварии общие и аварии частные. Страховщики несут ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Наличие страхового случая подтверждается целым рядом специальных документов, в т.ч. аварийными сертификатами, морским протестом, выписками из судового журнала (если речь идет о морс-ких перевозках), актами экспертизы и другими документа-ми, составленными в соответствии с законом. Литература 1) Соловйова О.А. Перспективи розвитку страхування у сфері зовнішньоекономічної діяльності. //Фінанси України, №5 -2005., с. 122. 2) Сушко Р.В., Ретинський А.А. Оцінка результатів діяльності страхових компаній. //Фінанси України, №6 -2002., с. 127. 3) Татарина Т.В. Перестрахування в розвитку міжнародного співробітництва. //Фінанси України, №11 -2001., с. 127. 4) Фурман В.М. Страхування та його роль у соціально-економічних процесах. //Фінанси України. №8 -2005., с. 145. 5) Фурман В.М. Страхування ризиків зовнішньоекономічної діяльності суб'єктів господарювання. //Фінанси України, №4 -2004., с. 120. 6) Фурман В.М. Організація маркетингової служби страхової компанії. //Фінанси України, №9 -2004., с. 125. 7) Фурман В.М. Страховий ринок України: стан, проблеми розвитку та шляхи їх розв'язання. //Фінанси України, №12 -2004., с. 131. 8) Ширинян А.С., Ширинян Л.В. Вплав тарифу на фінансову стійкість страхових компаній. //Фінанси України,. №4 -2004., с. 111. 9) Ширинян А.С., Ширинян Л.В. Про мінімальний статутний фонд невеликих страхових компаній. //Фінанси України, №11 -2004., с. 134. 10) Хавтур О.В. Концептуальні засади страхування. //Фінанси України, №2 -2004., с. 139. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |