бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Страхование предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

Страхование предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

51

Оглавление

  • Введение
    • 1. Анализ специфики деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 1.1 Деятельность в сфере военно-технического сотрудничества в России в настоящее время
    • 1.2 Классификация рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 1.3 Анализ проблемы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 2. Создание системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 2.2 Разработка структуры системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 2.3 Моделирование процесса страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 2.4 Алгоритм процесса организации страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
    • 2.5 Построение системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП "Рособоронэкспорт"
    • 2.6 Оценка эффективности системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП "Рособоронэкспорт"
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Ключевыми тенденциями развития мировой экономической системы на современном этапе являются непрерывный, постоянно ускоряющийся инновационный процесс и расширяющаяся глобализация рынков. К настоящему времени мирохозяйственные связи стали всеохватывающей системой, включающей в себя не только обмен сырьем и готовой продукцией, но и другие стадии воспроизводственного процесса, такие как НИОКР, производственная специализация, кооперативные и другие формы взаимосвязей национальных хозяйств.

Поскольку торговля вооружением и военной техникой является одной из наиболее прибыльных областей современных международных экономических отношений, то их экспорт служит подтверждением лидерства тех или иных стран в области развития высоких технологий, - практически все великие державы являются одновременно и крупнейшими экспортерами продукции военного назначения.

С переходом России к рыночным методам хозяйствования доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и научно-технической информации стал обязательным условием полноценного экономического роста страны. При этом наибольшее значение мирохозяйственные связи имеют для так называемых "точек роста" современной экономики: наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной инфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к мировому рынку развитие "точек роста", а значит и всей национальной экономики, резко замедляется. Основным инструментом при этом является инвестиционная деятельность, обеспечивающая сосредоточение сил и средств на наиболее экономически выгодных направлениях развития.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта, в том числе и ФГУП "Рособоронэкспорт", связана с неожиданностями, как положительного, так - чаще - отрицательного характера, степень возникновения которых зависит от способности системы управления этим субъектом прогнозировать политическую и экономическую ситуацию (поведение макросреды), правильно рассчитывать финансовую окупаемость проектов, грамотно осуществлять планирование и контроль, выбирать партнеров для своей деятельности, оперативно и должным образом реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть все неожиданности, сопутствующие хозяйственной деятельности в той или иной отрасли, как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков и неполучения намеченной прибыли.

Одной из уникальных отличительных особенностей деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт" является то, что предприятие постоянно и очень тесно взаимодействует с макросредой, одной из основных составляющих которой является макроэкономическая среда. Относительно инвестиционной деятельности, макроэкономическая среда выступает своеобразным фоном, на котором осуществляется реальная инвестиционная деятельность, стимулируя или, наоборот, угнетая ее.

Макроэкономическая среда, сложившаяся к настоящему времени в России, имеет особенности, связанные со спецификой отечественного законодательства и относительно коротким периодом рыночных отношений в экономике страны. И хотя в ходе трансформации макроэкономической среды происходит адаптация к ней хозяйствующих субъектов, как правило, всегда существует определенный дисбаланс макро - и микросреды.

Государственный посредник в сфере военно-технического сотрудничества - ФГУП "Рособоронэкспорт" - осуществляет свою деятельность исходя из анализа макроэкономической среды, сложившейся на текущий момент, прогноза ее изменения, анализа инвестиционного климата в стране, в регионах и отраслях оборонно-промышленного комплекса.

Исходя из этого, нетрудно заметить, что в деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", помимо присущих большинству хозяйствующих субъектов рыночной экономики, присутствуют, также, специфические риски, система страхования которых в той или иной форме будет призвана снизить вероятность наступления нежелательных для него последствий.

Объектом исследования является государственный посредник в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами - ФГУП "Рособоронэкспорт".

Предметом исследования являются экономические отношения (явления), происходящие в различных отраслях экономики России, а именно:

отношения между страхователем (лицом, имеющим спрос на страхование, т.е. потребность в страховой услуге и возможность ее оплатить) и страховщиком (профессиональной страховой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и действующей на основе рыночных принципов хозяйствования) до, в момент заключения, на протяжении всего периода и по окончании действия договора добровольного страхования имущественных интересов страхователя;

экономические отношения государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества со всеми субъектами этих отношений, прямо или косвенно оказывающими влияние на его деятельность;

иные экономические отношения (явления), связанные с двумя вышеперечисленными прямо или косвенно.

Целями дипломного исследования являются изучение концептуальных основ, принципов и методологии формирования системы управления рисками в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, разработка системы страхования предпринимательских рисков, присущих этой деятельности, а также оценка эффективности данной системы по сравнению с традиционными методами управления рисками.

Для достижения поставленных целей в работе сформулированы следующие задачи:

Провести анализ специфики деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, определить основные тенденции изменения макроэкономической среды в современных условиях хозяйствования, оценить ее состав и структуру.

Провести анализ деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт" как объекта страхования и по его результатам сформулировать основные виды предпринимательских рисков, присущих этой деятельности и возможные направления эффективного управления ими.

Исследовать структурные модели рисковых ситуаций, присущих деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, рассмотреть критерии группировки предпринимательских рисков и разработать алгоритм процесса организации страхования этих рисков.

Разработать систему страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества с учетом удовлетворения интересов как государственного посредника, так и страховщика, принимающего на себя эти риски при заключении договора страхования.

На основе системного подхода к решению поставленных задач автором сформулированы практические рекомендации органам управления государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества по повышению эффективности управления предпринимательскими рисками, присущими его деятельности, основанные на применении разработанной автором системы страхования.

В качестве информационных источников при написании работы были использованы: учебно-методические пособия по страхованию предпринимательских рисков (), отечественные и иностранные источники литературы (), диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему "Система корпоративного страхования рисков производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия" (), материалы всероссийских и региональных конференций и симпозиумов по проблемам корпоративного страхования (), нормативно-правовые акты (), журнальные статьи (), интернет-источники (), результаты практической трудовой деятельности автора, в т. ч. результаты преддипломной практики.

При написании работы проводилась детальная проработка материалов, касающихся современных методов страхования корпоративных предпринимательских рисков, сквозь призму деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества. Полученные теоретические основы дорабатывались путем их внедрения на практике в компаниях ЗАО "Промышленно-страховая компания", ФГУП "Рособоронэкспорт" и других.

1. Анализ специфики деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

1.1 Деятельность в сфере военно-технического сотрудничества в России в настоящее время

Основной и, как нам представляется, основополагающей специфической чертой деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества является его уникальный статус - единственного в этой отрасли субъекта, обладающего правовым статусом. Остальные черты в совокупности также являются уникальными: инновационно-инвестиционное, внешнеторговое, оборонное, федеральное государственное унитарное предприятие. "Рособоронэкспорт" является структурой, объединяющей оборонно-промышленный комплекс и экспорт продукции военного назначения (ПВН) в единую систему военно-технического сотрудничества, и представляющей интересы государства и его отдельных субъектов на мировом рынке ПВН.

Технология деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества столь же специфична, консервативна и адресна, как, например, технология деятельности МИДа, Минобороны или Минфина. Но если деятельность последних затратна по определению, военно-техническое сотрудничество (ВТС) отличает присутствие экономической составляющей, связанной с необходимостью извлечения прибыли в результате экспортных операций.

Таким образом, изначально возникает естественное соперничество между внешнеполитическими и экономическими составляющими на всех этапах деятельности государственного посредника, который выступает в качестве особым образом организованной и функционирующей системы, получившей от государства право на реализацию технологии подготовки и осуществления ВТС с иностранными государствами.

Технологически деятельность государственного посредника выражается в структурировании информации и создании двусторонних договорных документов, которые приобретают свойства самостоятельного информационного продукта. Особенность такой деятельности заключается в необходимости обеспечения в интересах государства непрерывного поддержания баланса внешнеполитических, военно-технических и коммерческих интересов, упреждающего реагирования на изменение мирового рынка оружия.

В ходе выполнения целей, определенных Уставом, Рособоронэкспорт постоянно испытывает на себе влияние соперничества двух управленческих функций: осуществление экспортного контроля при необходимости сохранения определенного уровня самостоятельности, достаточного для результативного совершения внешнеторговых сделок.

В настоящее время, на пороге осуществления военной реформы в России, на первое место встают следующие основные задачи ВТС.

Через экспорт ВВТ, поставки технологий - обеспечение самореализации военно-промышленного комплекса (ВПК), получение средств на его частичное (а сегодня - все более полное) самофинансирование, в том числе на финансирование военных НИОКР. В случае реализации ВВТ непосредственно из вооруженных сил (ВС) возможно существенное укрепление военного бюджета.

Через технологические связи российского ВПК, отраслей высоких технологий с партнерами, в том числе из наиболее развитых стран, - совершенствование собственных технологических возможностей, включая разработку и производство продукции двойного назначения и вооружений, а также выполнение конверсионных программ.

Повышение возможностей политического, военно-политического, военного взаимодействия, в том числе коалиционного, с партнерами - получателями российских вооружений, а также с партнерами по совместным разработке и производству вооружений и продукции высоких технологий. Важный аспект ВТС - повышение статуса России на международной арене и в международных делах.

Однако эти основные (а также многие другие, связанные с ними тем или иным образом) задачи не представляются нам легко и быстро выполнимыми в силу ряда ограничений.

Во-первых, Западу удалось в целом остановить российский коммерческий экспорт вооружений на определенном уровне, в том числе на наиболее перспективных направлениях, таких как поставки ракетных вооружений, зенитно-ракетных комплексов, специализированных радаров и т.д., поэтому говорить о возможном доминировании России на каких-либо сегментах рынка ВВТ пока рано.

Причиной такому положению дел явилась, на наш взгляд, запоздавшая реформа системы ВТС и слишком затянувшееся в силу ряда объективных причин начало реформы российской армии в целом. Так, после провала российского оружия в начале 90-х гг. (см. Рис.1), к середине 90-х были достигнуты вполне обнадеживающие показатели, затем в 1996 г. был достигнут пик, как считается, на уровне 3,0 - 3,4 млрд. долл. США. Уже 1997 г. был менее успешным, что связывалось с проведенными в системе экспорта ВВТ изменениями, а 1998 г. и вовсе оказался провальным, когда объем экспорта российских вооружений скатился к уровню 1996 г., а по некоторым сведениям даже до 1,6 - 1,9 млрд. долл. в год, причем влияние всеобщего спада в экономике того периода вряд ли можно считать оправданием. Подобные существенные колебания в отсутствие тенденций к росту определенно дают возможности нашим конкурентам укреплять свое положение и доминировать даже на тех сегментах рынка ВВТ, где Россия (СССР) издавна считались "законодателями мод".

Рисунок 1. Динамика объема экспорта российских вооружений и военной техники, в млрд. долл. США

Между тем, Указ Президента Российской Федерации "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" был подписан лишь в конце 2000 г. Именно это время можно принять за точку отсчета в систематизации военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, укреплении всей вертикали, управляющей процессом ВТС.

Не можем не остановиться на вопросе "недоверия" потенциальных покупателей российских ВВТ и партнеров по совместной деятельности к государственному посреднику в сфере военно-технического сотрудничества, якобы в силу слабого профессионализма последнего и "моральных" проблем, отчего у покупателей есть стремление "работать без посредников", с непосредственными российскими производителями вооружений. Нужно четко понимать, что главная цель таких "партнеров" - не борьба за "чистоту" российского ВТС, а дезорганизация рынка российского оружия, игра на понижение цен, поиск более коротких, дешевых и нехлопотных путей к российским ВВТ и их секретам.

Во-вторых, несмотря на непрекращающиеся действия по приведению соответствующих нормативных и законодательных актов в соответствие с вышеуказанными целями, до сих пор остаются неразрешенными многие проблемы функционирования предприятий и организаций ВПК, в частности, законопроект "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" все еще имеет статус законопроекта, а не закона. Следовательно, остаются нормативно не отработанными вопросы ответственности отдельных субъектов ВТС (организаций и лиц) при возникновении спорных ситуаций, влекущих за собой негативные последствия.

Практически ежедневная работа государственного посредника, решающего ту или иную задачу по организации экспорта, определенную его уставом, связана во многом с прохождением через лабиринт нормативно-правовых актов, с которыми он сверяет границы своих полномочий и возможные действия, обеспечивая очистку специфического политизированного товара - продукции, работ и услуг военного (двойного, смешанного) назначения - от политической составляющей и переводу его в разряд товара купли-продажи.

В-третьих, в стране не существует ни одной институциональной структуры по подготовке кадров для осуществления деятельности в сфере ВТС, а значит при работе в имеющейся системе подбора кадров еще долго будет существовать высокий риск принятия неэффективных управленческих решений, и значит возникновения по этой причине неблагоприятных последствий.

В-четвертых, ограниченность в наборе клиентов - получателей российских вооружений на ближайшую перспективу. Это, прежде всего, связано с особенностью внешнеполитического положения России, при котором Запад имеет серьезные возможности для осуществления экономического и политического давления на нее. Так, например, США уже неоднократно заявляли, что Россия в случае продолжения военно-технического сотрудничества с Ираном (на сегодняшний день, третьим по объему экспорта ВВТ партнером России после Китая и Индии) понесет на западных рынках, прежде всего американских, потери на сумму до 1,0 млрд. долл., в первую очередь по сотрудничеству в ракетно-космической сфере.

В-пятых, не вполне удовлетворительная для большинства предприятий российского ВПК специфика нынешнего мирового рынка вооружений (его коммерческой части) - низкая емкость, низкая экономическая отдача (многие западные фирмы работают здесь сегодня "на вырост", чего не может делать Россия), повышенное внимание к высокозатратным и не слишком прибыльным обслуживанию вооружений у покупателя, поставкам запчастей, осуществлению модернизации, обучению персонала и т.д.

Кроме того, работа в этих направлениях зачастую требует построений серьезных промышленных альянсов со странами-импортерами, а это, в свою очередь, не всегда может совпадать с текущими геополитическими интересами России.

В-шестых, отсутствие возможности для снижения себестоимости отечественной ПВН за счет увеличения ее серийности в результате поставок на экспорт. Наши партнеры все более "привередливы", требуют удовлетворения своих специфических пожеланий, что налагает определенные обязательства на разработчиков и производителей - и увеличивает себестоимость экспортируемых вооружений.

1.2 Классификация рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

Основная доля коммерческих рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества связана с проблемой исполнения всеми участниками процесса ВТС предписанных им функций, а также взятых на себя обязательств в ходе заключения и исполнения контрактов. В сочетании с необходимостью непрерывного прогнозирования динамики мирового рынка ПВН, состояния российской экономики, промышленности и финансов, внешнеполитических ориентиров, расчеты рисков возможного неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств требуют от государственного посредника значительных информационных и организационных усилий.

После соответствующих решений Президента и Правительства Российской Федерации, разрешающих экспорт конкретной продукции, работ и/или услуг военного назначения в конкретную страну на четко определенных условиях, на первый план выдвигаются и становятся определяющими коммерческая целесообразность, прибыль, традиции и правила международной торговли. С этого момента ответственность за политические риски в отношении последствий экспорта указанных продукции/работ/услуг иностранному заказчику ложится на Правительство РФ (министерства, ведомства, с которыми соответствующие решения были согласованы), производственные риски - на изготовителя продукции, а все коммерческие (предпринимательские) риски - на государственного посредника, заявившего о своей готовности и способности продать за рубеж данный товар.

Функционирование ВТС невозможно без соблюдения экспортерами действующих национальных и международных норм, правил и обычаев, а министерствами и ведомствами - принятых решений и границ своих полномочий. Одна из особенностей функционирования системы ВТС заключается в том, что участвующие в ней министерства, ведомства, организации и предприятия - в ходе согласования и исполнения тех или иных распорядительных документов - отстаивают, как правило, свои корпоративные интересы.

Последние связаны, прежде всего, с необходимостью решения тех задач политического, экономического, военно-технического и иного характера, которые входят в их прямую компетенцию и за решение которых они несут ответственность перед руководством страны.

Согласно общепринятой мировой практике весь спектр рисков в деятельности любого хозяйствующего субъекта принято подразделять на следующие семь основных групп (см. Рис.2).

Рисунок 2. Риски в деятельности хозяйствующего субъекта

Риски предпринимателей могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся риски, не связанные непосредственно с деятельностью предпринимателей, их клиентов и контрагентов (стихийные явления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц, уровень инфляции, политические события и т.д.). Внутренние риски возникают в результате конкретной деятельности этих предпринимателей (уровень себестоимости поставляемой продукции, предоставляемых услуг, их качество и надежность, условия сбыта, предпродажный и послепродажный сервис, качество рекламы, технический уровень основных производственных фондов, уровень обеспеченности оборотным капиталом, соотношение между собственными и заемными средствами, отбор клиентов, профессиональный уровень рабочих и служащих и т.д.).

Однако добиться четкого разграничения всех сопутствующих предпринимательской деятельности рисков на внешние и внутренние практически невозможно. В той или иной степени хозяйственная деятельность оказывает влияние на факторы возникновения любых рисков. Так, лишь административно-управленческий риск можно однозначно считать внутренним, а политический, экономический и экологический риски относить безоговорочно к внешним. Криминальный, финансовый и социальный же риски, несмотря на отсутствие явной зависимости от деятельности хозяйствующего субъекта, все же связаны с ней, и в каждом конкретном случае взаимозависимость в той или иной степени будет иметь место.

Одним из способов защиты от предпринимательских рисков является заключение договоров страхования. При этом потенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытия по максимально возможному количеству видов риска. Однако страховщик при решении вопроса о принятии ответственности, прежде всего, исходит из вероятностного характера наступления страхового случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренние риски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности, страхованию будут подлежать в первую очередь внешние риски.

1.3 Анализ проблемы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

Законодательство трактует понятие страхования предпринимательского риска следующим образом.

Ст.933. Гл.48. "Страхование" ГК. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен. Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.

При этом Приложение 2 "Классификация по видам страховой деятельности" к Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. №02-02/08, классифицирует указанный вид страхования следующим образом.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.