бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сравнительный анализ систем негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом

Сравнительный анализ систем негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом

55

Оглавление

  • Введение
    • Степень разработанности темы
    • Глава 1. Пенсионные системы в России и за рубежом: понятие, модели, опыт реформирования
    • 1.1 Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная
    • 1.2 Пенсионная система Российской Федерации
    • 1.3 Обзор пенсионных систем с обязательной накопительной частью: Швеция, Венгрия, Казахстан
    • 1.4 Обзор пенсионных систем с добровольной накопительной частью: Великобритания, США, Германия
    • Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды как составляющая часть системы пенсионного обеспечения
    • 2.1 Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
    • 2.2 Специфика деятельности зарубежных пенсионных фондов
    • Глава 3. Проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России и пути их решения
    • 3.1 Проблемы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов (на основе результатов сравнительного анализа и социального опроса жителей Перми)
    • 3.2 Рекомендации и варианты дальнейшего развития НПФ
    • 3.3 Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
    • Заключение
    • Список используемой литературы
    • Приложения
Введение

В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Неотъемлемым инструментом накопительного уровня пенсионного обеспечения являются негосударственные пенсионные фонды, они аккумулируют денежные взносы застрахованных лиц в экономику страны через доверительное управление, для дальнейшего их увеличения. Необходимо отметить, что, на сегодняшний день, по сравнению с другими западными странами, вопрос о необходимости совершенствования пенсионной система в России является актуальным. Несмотря на длительный срок существования реформы, государством было реализовано лишь треть поставленных целей: коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, дефицит бюджета Пенсионного фонда России растет, а количество лиц, использующих негосударственное пенсионные системы, призванные исправить сложившуюся ситуацию, растет очень медленно. Связано это как с отсутствием механизмов, позволяющих усилить ответственность работника за будущую пенсию, так и с незнанием тех пенсионных продуктов и услуг, которые предлагают негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, необходимость проведения анализа аналогичных систем других стран, имеющих больший опыт их использования, выявления положительных и отрицательных результатов деятельности в данной сфере с целью возможности применения данного опыта относительно ситуации, сложившейся в системе негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и выработки необходимых рекомендаций, не вызывает сомнений.

Степень разработанности темы

В российской науке исследователи неоднократно обращались к вопросам развития пенсионного обеспечения, в том числе в развитых странах. К числу последних, наиболее значительных исследований, следует отнести монографию Л.Ф. Лебедевой, статьи А.А. Попова по проблемам развития пенсионного обеспечения в зарубежных странах и в России, доклад Бюро экономического анализа. Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением за рубежом, затрагивались также в работах И.В. Бушмарина, B. C. Васильева, А.А. Володина, А.С. Зайченко, А.Н. Исаенко, Е.П. Кассировой, В.Б. Супяна, А.Г. Сушкевича, Е.М. Четыркина, Т.В. Ярыгиной.

Однако динамичные изменения, происходящие в пенсионном обеспечении Российской Федерации, а также усиление значения в ней накопительных принципов требуют комплексного анализа и оценки основных направлений развития пенсионных систем негосударственного страхования и методов их государственного регулирования.

Объектом курсовой работы является система негосударственного пенсионного обеспечения, существующая в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.

Предмет курсовой работы - отличительные особенности деятельности НПФ в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации и за рубежом.

Целью курсовой работы является проанализировать существующую систему негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом путем их сравнения, а также разработать рекомендации по улучшению деятельности НПФ в России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

проанализировать существующие в различных странах модели пенсионного страхования;

сравнить систему НПС в Российской Федерации и похожих систем Швеции, Великобритании, Венгрии, Казахстана, США и Германии;

выявить необходимость НПФ как инструмента формирования будущей пенсии;

спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития НПФ в системе пенсионного страхования с учетом зарубежного опыта;

проанализировать ситуацию информированности и заинтересованности граждан в услугах НПФ г. Пермь;

разработать рекомендации по улучшению деятельности НПФ.

Методологию исследования составляет сравнительный анализ системы пенсионного страхования, места и роли НПФ в данных системах в различных странах с аналогичными показателями этой системы в России, проведение опроса населения методом анкетирования, контент-анализ публикаций СМИ и общенаучные методы познания: диалектический метод, проявляющийся в изучении поставленных проблем на основе общего (пенсионная система РФ и других стран), особенного (система негосударственного пенсионного обеспечения) и единичного (негосударственные пенсионные фонды), выявление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях и процессах; методы системного анализа, сравнения, обобщения.

Научная новизна работы отражена в следующих результатах, выносимых на защиту:

Автором проведен сравнительный анализ систем негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом. Выявлены проблемы деятельности данной системы, даны рекомендации по их решению.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 43 страницах печатного текста. Список использованных источников включает в себя 32 наименований.

Глава 1. Пенсионные системы в России и за рубежом: понятие, модели, опыт реформирования

Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионной системы. Помимо причин экономического характера, особенно важной является тенденция старения населения. В большинстве стран мира, включая Россию, ухудшение демографической обстановки, большой риск финансовых дефолтов и другие факторы способствуют увеличению финансовой нагрузки на экономику.

Согласно докладу ООН 2002 года "Старение населения мира: 1950-2050 годы" увеличение пропорции пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции молодых людей (в возрасте до 15 лет). Это означает, что количество лиц трудоспособного возраста по мере старения населения пропорционально уменьшается относительно людей в возрасте 60 лет и старше [2] Соответственно вместе с сокращением общей численности занятых растет доля государственных расходов на поддержку престарелых и увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.

Поэтому, начиная с 80-х гг. эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся на тот момент в мире систем пенсионного обеспечения [1].

1.1 Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная

Под эгидой Всемирного банка в 1994 году был подготовлен итоговый доклад "Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту". В данном докладе рассматривалось три пенсионные системы: [1] управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых; [2] находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система и [23] добровольная накопительная система. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья - накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте.

Таким образом, в настоящее время в мировой практике существуют две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная) [23].

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством. Солидарность поколений, с одной стороны, обеспечивает относительную простоту управления финансовыми резервами пенсионной системы, но, с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При данной модели уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Каждому участнику солидарной пенсионной системы, как правило, гарантируется по достижении пенсионного возраста пенсия установленного размера, определяемого величиной заработной платы и совокупным трудовым стажем [23]. В ряде стран, таких как Франция, Германия, Италия и Испания, распределительные системы сохранились и в наши дни.

Накопительная (сберегательная) модель - полная противоположность распределительной. Пенсионное обеспечение по старости в данном варианте представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. Таким образом, размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования (23). Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании [21].

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют система, сочетающая управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении сберегательными пенсионными счетами [31]. При этом происходит усиление внимания к негосударственным накопительным схемам и постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного страхования.

Так, например, в таких странах как Швеция, Великобритания, Япония и др. распределительная основа осталась в виде базовой минимальной пенсии, в то время как основные пенсионные накопления формируются в накопительной составляющей, основанной на инвестировании взносов [14].

Для детального понимания места и роли инструментов накопления в пенсионных системах и возможности применения зарубежного опыта к пенсионной системе России следует осуществить сравнительный анализ пенсионных систем стран, активно использующих накопительный и распределительно-накопительный принципы формирования пенсий.

1.2 Пенсионная система Российской Федерации

Прежде чем рассматривать пенсионную систему России необходимо дать определение самому термину пенсионная система. Под пенсионной системой подразумевается совокупность создаваемых государством экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) [29] ; Данная пенсия предоставляется государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) [29].

В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование пенсионной системы. Были приняты ряд законов, в соответствии с которыми единый социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ [27].

Таким образом, в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости с 1 января 2010 года состоит из двух частей - страховой и накопительной [26].

Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, как составная часть этой части пенсии. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии соответствует ранее действующему размеру базовой части трудовой пенсии, просто теперь он входит в состав страховой части трудовой пенсии [27].

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.

Взносы, выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы же на накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан [24].

Накопительная часть пенсии - единственная часть в составе трудовой пенсии, судьбой которой гражданин вправе распорядиться самостоятельно. Сейчас в России существует двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. Средства, внесенные в счет накопительной системы подлежат инвестированию, а полученный по результатам инвестирования доход также учитывается на счетах застрахованных лиц, как и страховые взносы. Инвестирование пенсионных накоплений лиц, оставшихся в Пенсионном фонде России, осуществляется частными управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, проводимого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации или Государственной управляющей компанией. Государственная управляющая компания, функции которой по решению Правительства Российской Федерации исполняет Внешэкономбанк, в соответствии с законодательством имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, подтвержденные гарантиями государства, что обеспечивает такому варианту размещения наименьший риск, но и наименьшую доходность.

Негосударственным пенсионным фондам, а также частным управляющим компаниям законодательно разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в более широкий круг инструментов. Это позволяет им получать более высокую доходность инвестирования [32].

Государственную пенсионную систему России дополняет добровольное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов [28].

Как обязательное, так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов накопительных схем, как корпоративных так и личных. При корпоративной схеме взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.

Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном страховании" несет государство. Органом, осуществляющими внешний контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников [31].

1.3 Обзор пенсионных систем с обязательной накопительной частью: Швеция, Венгрия, Казахстан

Страны, использующие пенсионную систему, в которой накопительная составляющая является обязательной в силу закона могут стать отличным примером при исследовании пенсионной системы России. Как было рассмотрено в предыдущем параграфе, Россия относится к данной классификации пенсионных систем, но в силу того, что существующая модель довольно молода, ее дальнейшему успешному развитию могут помочь примеры функционирования негосударственного пенсионного обеспечения в условиях системы с обязательным накопительным страхованием более опытных стран.

Ранее, в моей предыдущей работе, было отмечено, что пенсионная реформа Российской пенсионной системы была построена на примере Шведской модели. Именно это государство одним из первых достигло наибольшего успеха в процессе реформирования своей пенсионной системы, используя принципы, применяемые в накопительной модели.

С 1998 году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной [1].

Первый уровень это условно-накопительная пенсия.

Эта часть является распределительной [2] (PAYG, т.е. Pay as You Go). Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов от заработной платы. Эти средства не капитализируются и не становятся собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно ставя в зависимость объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии, 61 год, но ее можно оформлять и позже.

Второй уровень - накопительная пенсия. Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, формирующий накопления путем взносов на индивидуальном пенсионном счете. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом.

Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.

Тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают обеспечивается гарантированная пенсия. Данный вид пенсии является гарантией минимального размера условно-накопительной пенсии. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет.

Широкое распространение в Швеции получили добровольные негосударственные профессиональные пенсионные системы и индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы [5]. Профессиональные пенсионные системы регулируются коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную негосударственную пенсию, составляющую в среднем 10% "последней заработной платы" [4].

Большой популярностью пользуются также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы [5]. Индивидуальность проявляется в том, что каждый клиент может выбрать для себя фонд, пенсионные схемы и программы инвестиций которого в наибольшей степени соответствуют его интересам и предпочтениям [7]. Кроме того, правительство поощряет и инициативу граждан по накоплению пенсий на личных счетах, предоставляя в этом случае налоговые льготы.

Помимо министерства финансов страны, в деятельности пенсионных фондов участвуют и другие государственные организации. Администрация пенсионных взносов, созданная в 1998 году и являющаяся посредником между застрахованными и страховщиками. Национальные налоговые власти для сбора взносов, национальное долговое бюро для инвестирования средств в течение переходного периода между сбором взносов и установлением индивидуальных прав, национальный совет социального обеспечения, куда предоставляются сведения о новых взносах, и который выпускает и распространяет ежегодные отчеты участникам и местные бюро социального обеспечения для работы с клиентами.

Поскольку система второго уровня является обязательной, то возникает вопрос, как поступать со взносами тех лиц, которые не хотят выбирать конкретный фонд. Для этой группы был организован отдельный фонд со смешанным портфелем облигаций и акций как национальных, так и зарубежных компаний. Политика управления этим портфелем определяется Советом директоров фонда.

Еще одним удачным примером является венгерская пенсионная система. Особенностью Венгрии и одним из последствий мягкого хода реформ и отсутствия гиперинфляции в 1980-1990-х являются относительно высокий уровень пенсий и социального налога. До 2008 года пенсионный возраст составлял 60 для мужчин и 55 для женщин.

Обязательное накопительное пенсионное страхование было введено в Венгрии в 1998 году после трехлетней борьбы между профсоюзами, министерством финансов и министерством труда. Плод компромисса достаточно сильно напоминает систему, предложенную для России. Во-первых, участники системы старше 30 лет имеют право держать накопительную часть своих отчислений в государственном пенсионном фонде. Во-вторых, смешанная пенсионная система не укоренилась в общественном сознании и уже подверглась существенной коррекции, которая подрывает финансовую стабильность.

Работник имеет право выбирать остаться в государственной пенсионной системе либо накапливать сбережения в негосударственном пенсионном фонде. В случае, если работник остается в государственной пенсионной системе, все взносы идут в государственный пенсионный фонд. Система обязательна для новых работников, а люди в возрасте до 47 лет могли присоединиться к ней. Однако, Конституционный Суд снял ограничение максимального возраста, а также обязательность новой системы для молодежи. С 2002 года размер взносов в накопительные фонды предполагалось увеличить до 8%, но вместо этого была снижена налоговая нагрузка на предприятия, а взносы в накопительную систему увеличены не были. Наконец, работники, добровольно присоединившиеся к накопительной системе, получили право вернуться в государственную систему. Даже при этих условиях 85% участников, имевших право выбора, перешли в частные управляющие компании добровольно, и всего 1,5% воспользовалось правом возврата в государственную пенсионную систему.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.