|
Современное состояние рынка ценных бумаг Россииp align="left">В результате американские банки постепенно утрачивали интерес к западноевропейскому рынку. Поток средств из США в Западную Европу сменился притоком частного капитала на американский рынок.Западная Европа столкнулась с серьезными валютно-финансовыми трудностями. Ухудшалось финансовое положение западноевропейских банков. При этом финансовые проблемы Западной Европы в свою очередь ударили по интересам американских банков. Они лишились стабильных источников поступления средств в счет погашения ранее предоставленных кредитов западноевропейским банкам. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к дезинтеграции мирового фондового рынка. Его признаками стали: - резкое сокращение объемов перелива капиталов между странами; - возрастание факторов курсового риска и риска платежеспособности; - распад мировой валютной системы на обособленные валютные блоки и зоны; - усиление роли государственного регулирования валютно-финансовых операций. Валютные ограничения по текущим и капитальным операциям в начале второй мировой войны завершили процесс распада некогда единого мирового валютно-финансового пространства. 3. с 1945-го по 1972 г. Международное движение капиталов в первые годы после войны осуществлялось преимущественно по государственным каналам. Перемещение частного капитала находилось под жестким государственным контролем. Международная деятельность национальных рынков капиталов фактически была сведена к нулю жесткими валютными ограничениями. Исключение составлял лишь рынок капиталов США. Однако на рынке США международные операции носили единичный характер и осуществлялись в основном в виде облигационных займов иностранных правительств. В числе заемщиков на протяжении 50-х годов выступали правительства Австралии, Бельгии, Норвегии, Дании, Франции, Италии, Новой Зеландии и др. Средний объем официальных займов был сравнительно небольшим и составлял 20 - 50 млн. дол. Тем не менее международная деятельность американского рынка капиталов не получила развития. В 60-е годы 20 века США, озабоченные ухудшением своего платежного баланса, встали на путь ограничения вывоза капитала. В результате этого формирование мирового рынка капиталов сместилось на евровалютный рынок. Его источником стали денежные средства, размещенные в банках вне территории места эмиссии и обращающиеся за пределами страны эмиссии. Зарождение евровалютного рынка произошло в результате: - введения частичной (внешней) обратимости западноевропейских валют для нерезидентов по текущим операциям в декабре 1958 года. - ограничения экспорта капиталов из США. Евровалютный рынок устраивал в то время практически всех. Официальные власти не видели в нем угрозы для своих замкнутых национальных рынков. Более того, для многих правительств он открывал возможность международных заимствований. Для банков, осуществлявших международную деятельность, он позволял расширить спектр оказываемых услуг. Для промышленных компаний, в том числе американских, он предоставлял дополнительные возможности финансирования внешнеэкономической деятельности. Мировой фондовый рынок на этом этапе развития был представлен двумя уровнями. На верхнем функционировал еврооблигационный рынок. На нижнем - замкнутые и обособленные национальные рынки, на которых операции с ценными бумагами жестко регулировались со стороны национальных органов. Национальные рынки капиталов в тот период были не только разделены между собой, но и внутри каждой страны поделены на самостоятельные сегменты. Это позволяло государству контролировать объемы, структуру и направления использования финансовых ресурсов, диктовать банкам политику в области процентных ставок и объемов выделяемых кредитов, контролировать эмиссию ценных бумаг и объемы операций с ними. Цель была одна - обеспечить финансовую стабильность, повысить эффективность использования ограниченных финансовых средств, направить средства на развитие производства и торговли. Этот период характеризовался тем, что фондовый рынок играл второстепенную роль, поскольку правительства отдельных стран очень осторожно относились к возможности неконтролируемого перемещения капиталов. Даже при осуществлении собственных заимствований на рынке капиталов государства предпочитали обойти фондовый рынок, выпуская в основном нерыночные облигации. В послевоенный период существование модели закрытых и жестко регулируемых национальных рынков оправдывало себя, поскольку обеспечивало высокие темпы развития экономики и торговли, позволяло поддерживать относительную макроэкономическую стабильность в рамках национальных экономик. Вместе с тем система государственного контроля и регулирования не была идеальной, как того хотелось бы государству. Параллельно существовал нерегулируемый, «теневой» рынок, где распределение средств происходило по законам спроса и предложения. С ростом международной торговли и либерализацией валютных операций начала возрождаться биржевая торговля. В середине 50-х годов 20 века в США активизировался фондовый рынок. В июле 1967 г. США пережили первый в послевоенный период кризис на фондовом рынке. Он получил название «бумажного» в связи с тем, что отсталая технология обработки информации, осуществлявшаяся на бумажных носителях, перестала справляться с нарастающим объемом сделок. Кризис положил начало серьезным изменениям на фондовом рынке США, в том числе технической революции в биржевом деле. В то время кризис в США никак не затронул фондовые биржи в Западной Европе. Принципиальные основы функционирования национальных фондовых рынков в Западной Европе не менялись: сохранялось жесткое государственное регулирование и регламентация деятельности. Со временем параллельное сосуществование национальных замкнутых фондовых рынков в Западной Европе и еврооблигационного рынка становилось все более конфликтным. Как ни старались официальные регулирующие органы оградить национальные фондовые рынки от мирового рынка, границы между ними становились все более прозрачными в результате постепенной либерализации национальных рынков и развития финансовых технологий и финансового инструментария на мировом рынке. 4. с 1973 г. по настоящее время. Необходимость преобразований в этот период времени диктовалась внутренними финансовыми проблемами. В начале 70-х годов 20 века экономика западных стран впервые столкнулась с достаточно большим уровнем инфляции. Правительства западных стран были не в состоянии сдержать рост цен. Инфляция подрывала основу политики государственного регулирования на рынке капиталов. Превышение роста внутренних цен над доходностью финансовых инструментов (банковских депозитов, акций и облигаций) провоцировало бегство от денег в товарные активы. Фактически возникла угроза саморазрушения построенной и контролируемой государствами финансовой системы. В 1973-1974 годах американский фондовый рынок испытал серьезный кризис. Обесценение акций с поправкой на инфляцию составило 45%. Кризисные явления в первой половине 70-х годов свидетельствовали о том, что во многом пришла в негодность система государственного регулирования, сложившаяся в первые послевоенные годы. Нужны были новые решения и новые подходы к регулированию. Начавшийся процесс трансформации функционирования рынка преследовал три основные цели: - создание рынка банковских услуг; - создание рынка государственных заимствований; - создание рынка корпоративных ценных бумаг. Таким образом, этот этап характеризовался радикальными преобразованиями на национальных фондовых рынках развитых стран, что объясняется следующими причинами: - переходом к плавающим валютным курсам в 1973 г., прекращением выполнения золотом денежных функций; - возрастанием роли современных технологий, способствовавших установлению более тесных связей между национальными финансовыми рынками; - появлением новых финансовых продуктов и совершенствованием технологий торговли ими; - введением политики дерегулирования национальных рынков и либерализация в области движения капиталов. Суть дерегулирования состояла в отказе государства от прямого вмешательства в финансовую деятельность институтов рынка. В области операций с государственными ценными бумагами отменялось требование принудительной покупки государственных ценных бумаг банками по установленной государством цене, что было по сути дела принудительным финансированием дефицитов государственного бюджета. Эмиссия государственных ценных бумаг стала осуществляться в форме аукционов, значительно сокращалась эмиссия нерыночных государственных ценных бумаг, распределяемых в принудительном порядке среди финансовых институтов. Благодаря этому в западных странах появились первичный и вторичный рынок государственных ценных бумаг. В области операций с корпоративными ценными бумагами отменялись ограничения доступа национальным эмитентам и инвесторам к операциям на национальных фондовых рынках, упразднялась практика установления фиксированных биржевых комиссионных сборов. Государство отказывалось от прямого контроля за условиями эмиссии корпоративных долговых инструментов. Функции контроля за выпуском акций и корпоративных облигаций передавались национальным комиссиям по контролю за рынком ценных бумаг, на которые была возложена обязанность проверять соответствие проспектов эмиссии установленным требованиям. Либерализация способствовала постепенному открытию национальных рынков капиталов для иностранных эмитентов и инвесторов. Процесс либерализации в области движения капиталов начался в середине 70-х годов и завершился к началу 90-х 20 века. «Финансовая революция» на рынках капиталов западных стран сопровождалась значительными структурными изменениями, а именно: - ростом роли финансового сектора в экономике стран; - изменением модели проведения финансовых операций: банки стали утрачивать свою роль в качестве главных финансовых посредников, уступая свое место фондовому рынку. Политика дерегулирования и либерализации на протяжении 70-х - первой половины 90-х годов 20 века создавала условия для взаимодействия и интеграции национальных фондовых рынков, расширения масштабов операций на них и переливу частных капиталов между странами. В результате интеграции национальных финансовых рынков произошло формирование мирового фондового рынка. С либерализацией рынка государственных ценных бумаг объектами международных финансовых операций стали государственные ценные бумаги (казначейские векселя, среднесрочные и долгосрочные государственные облигации). Расширился круг участников валютного рынка за счет институциональных инвесторов, страховых и пенсионных фондов, выступавших их держателями. Государственные ценные бумаги стали одним из наиболее привлекательных объектов долгосрочного инвестирования в силу своей высокой надежности. Доля всего объема государственных ценных бумаг в общем объеме мировых финансовых активов выросла с 18% в 1980 г. до 25% в 1992 г. и к 2000 г. составляла около 30 - 35%. Открытые рынки государственных долговых обязательств сыграли существенную роль как в плане интеграции национальных финансовых рынков, выравнивания уровня процентных ставок на котируемые облигации разных стран, так и в плане стабилизации национальных рынков, расширения их ликвидности, снижения издержек обращения, расширения состава участников. Свидетельством интернационализации рынка государственных долговых обязательств стало увеличение числа иностранных держателей национальных государственных ценных бумаг. Наиболее существенную роль в увеличении объемов операций на фондовом рынке сыграла либерализация национальных рынков корпоративных ценных бумаг. Конкуренция между банками и преимущество крупных универсальных банков вело к концентрации капитала на рынке финансовых услуг. В настоящее время на рынках ведущих стран приблизительно половина всего объема финансовых операций приходится на десять крупнейших банковских институтов. Через отделения и филиалы они осуществляют свою деятельность по всему миру, содействуя формированию международных фондовых рынков. Такие рынки существуют в разных регионах мира. Однако более половины всего объема международных операций с финансовыми активами (56%) приходится на Лондон, Нью-Йорк и Токио. Деятельность международных финансовых центров играет важную роль в стимулировании интеграционных процессов. К середине 80-х годов сформировалась достаточно тесная взаимозависимость между мировыми фондовыми рынками ведущих стран. Концентрация капитала и универсализация деятельности институтов рынка финансовых услуг в сочетании с внедрением новейших технологий способствовала появлению нового вида финансовых инструментов - глобальных финансовых продуктов. На рынке акций, в частности, таковыми являются международные акции. 1.4 История развития российского рынка ценных бумаг В истории формирования и развития рынка ценных бумаг царской России можно выделить три основных периода: I. 1769-50-е годы 19 века. Этот период считается периодом возникновения и началом становления рынка ценных бумаг. Он характеризуется тем, что тогда преимущественно обращались государственные ценные бумаги. В 1769 году впервые ценные бумаги появились в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен за пределами России сроком на 10 лет под 5 процентов годовых. II. 60-е годы 19 века - 1897 год. Этот период характеризуется интенсивным развитием рынка ценных бумаг. Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. III. 1897-1913 гг. Этот период считается периодом становления «зрелого» рынка ценных бумаг. В 1897 году в России была проведена денежная реформа. В период ее подготовки был выпущен ряд новых облигационных займов, эмитентом которых был Государственный банк России. Кроме этого, выпускались иные виды государственных ценных бумаг. Так, например, в истории ценных бумаг России особое место занимали государственные ценные бумаги железнодорожных займов, которые являлись инструментом инвестиционной политики правительства. Этот период характеризовался усилением государственного регулирования фондового рынка и активной торговлей ценными бумагами через биржи. К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота после Англии, США, Франции и Германии. После 1917 года все операции с ценными бумагами на территории России были запрещены. Были аннулированы облигации внутренних и внешних государственных займов. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги были выведены из экономического обращения. В целях привлечения свободных денежных средств для восстановления экономики советским правительством в течение 1922 -27 годов были выпущены самые разнообразные займы, но все они характеризовались низким курсом и высокой доходностью. Держатели облигаций имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг. В 1926 году была принята Инструкция Государственного банка по учету векселей. Появились акционерные общества, а значит и рынок корпоративных ценных бумаг. Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно привело к формированию бирж. Первая советская биржа открылась в 1921 году. В 1924 году насчитывалось уже 10 фондовых отделов при товарных биржах Ценные бумаги: Учебник / Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001, С.125.. К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Начиная с 1927 года государственные предприятия были обязаны помещать все резервные средства в государственные ценные бумаги, кооперативные и акционерные общества - 60% резервных средств. Отказ от новой экономической политики (НЭПа) привел к тому, что рынок корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей) перестал существовать. Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. В течение 1942-45 годов было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. В 1948 году выпущен новый конверсионный займ - государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года. Обмен проводился сберегательными кассами. С 1946 по 1957 года было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Но, текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали превышать поступления от размещения новых займов, в связи с чем прекратился дальнейший выпуск новых займов, перестали проводиться выигрышные тиражи и отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет. Только в 90-х годах 20 века Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг. Решающую роль в возрождении рынка ценных бумаг сыграла приватизация. В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. 1.5 Характеристика основных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на фондовом рынке по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг. Профессиональная деятельность на фондовом рынке подразделяется на следующие виды: - Перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество: - брокерская деятельность; - дилерская деятельность; - деятельность по организации торговли ценными бумагами; - Организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами: - депозитарная деятельность; - консультационная деятельность; - деятельность по ведению и хранению реестра акционеров; - расчетно-клиринговая деятельность. - расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами). Дадим характеристику основных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке. Брокер - профессиональный посредник, который представляет на рынке ценных бумаг клиента (продавца или покупателя) и совершает сделки от имени клиента и за счет клиента, от имени клиента, но за свой счет, от своего имени, но в интересах клиента и за счет клиента. За посредничество клиент платит брокеру комиссионное вознаграждение Биржевое дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2000, С.121.. Для успешной работы на бирже брокер должен: - хорошо разбираться в ценных бумагах; - знать правила торговли той биржи, на которой он работает; - уметь вести биржевой торг; - уметь определить доход от тех сделок, которые заключаются по его инициативе на бирже. Деятельность брокера на рынке ценных бумаг возможна только при наличии соответствующей лицензии, которая выдается на основании заявления и других документов, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Брокер может быть как юридическим, так и физическим лицом. Размер собственного капитала брокера должен соответствовать требованиям на момент получения лицензии и в течение всего срока осуществления соответствующего вида деятельности. Специалисты, занимающиеся брокерской деятельностью, должны удовлетворять квалификационным требованиям, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Брокер обязан ежеквартально с момента получения лицензии в срок не позднее 45 дней со дня окончания квартала представлять отчетность, включающую информацию об итогах своей финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал, объеме и количестве заключенных им сделок и иную информацию по форме, установленной Федеральной комиссией. Брокерские фирмы проходят соответствующую аккредитацию на бирже, то есть биржа устанавливает соответствие брокерской фирмы тем требованиям, которые к ней предъявляются со стороны биржи. Брокерская фирма, прошедшая аккредитацию, вносится в реестр биржи и получает номер, под которым действует при заключении сделок. Оплата за брокерские услуги обычно устанавливается по соглашению между фирмой и клиентом в размере определенного процента в зависимости от суммы сделки. Дилер - профессиональный участник биржевой торговли, выступающий при заключении сделок от своего имени и за свой счет Биржевое дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. Указ.соч. С.124.. Дилером может быть только юридическое лицо. Для работы в качестве дилера на рынке ценных бумаг необходима лицензия. Порядок выдачи лицензии для дилера аналогичен порядку ее получения брокером. Дилер осуществляет объявление цены продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также устанавливает срок, в течение которого действует объявленные цены. Дилер организует внутренний учет операций с ценными бумагами и представляет соответствующую отчетность о своей деятельности в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Дилер имеет право: - выполнять функции андеррайтера Малый экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2000. С.36. (гаранта) при первичном размещении эмиссионных ценных бумаг; - консультировать клиентов по вопросам приобретения ценных бумаг; - предоставлять клиентам денежные средства по договору займа для приобретения ценных бумаг под их залог. Сумма займа одному клиенту не должна превышать 50% рыночной стоимости ценных бумаг, а общая сумма денежных средств, предоставляемых клиентам по договорам займа, не может превышать двукратного размера собственного капитала дилера. После заключения сделки на бирже по купле-продаже ценных бумаг наступает этап сверки всех параметров сделки, проверки итоговых сверочных документов на подлинность и правильность оформления, а также вычисление денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки. Помимо суммы платежа непосредственно за купленные ценные бумаги уплате могут подлежать налог на операции с ценными бумагами, биржевые и прочие сборы. Этот процесс называется расчетно-клиринговым. Его можно разделить на две части: - клиринг - отношения между участниками биржевой торговли, основанные на установлении того, кто, кому и в какие сроки должен уплатить деньги и поставить ценные бумаги Биржевое дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. Указ.соч. С.157.; - расчеты - процесс выполнения обязательств, определенных в ходе клиринга, конечным результатом которого является передача ценных бумаг от продавца к покупателю, а также денежный расчет покупателя с продавцом согласно условиям контракта. Основные функции клиринга и расчета: - обеспечение процесса регистрации заключенных биржевых сделок; - учет зарегистрированных сделок; - зачет взаимных обязательств и платежей участников биржевого рынка; - гарантийное обеспечение биржевых сделок; - организация денежных расчетов; - обеспечение поставки ценных бумаг по заключенной биржевой сделке. Основные принципы организации клиринга и расчетов: 1. Клиринг и расчеты осуществляются специализированным органом - клиринговой палатой или структурным подразделением биржи. 2. Соблюдение требования о раздельном ведении и учете средств клиентов и средств фондовых посредников (брокеров). 3. Наличие жесткого расписания клиринга и расчетов во времени. Каждая операция имеет строго ограниченный временной интервал. 4. Система гарантирования исполнения заключенных на бирже сделок. Регистраторы - организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестр - список владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату Масленников В.В. Биржевое дело. М.: ИНФРА-М, 2002, С.134.. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту. Регистратор осуществляет ведение лицевых счетов владельцев ценных бумаг и номинальных держателей счетов, которые при бездокументарном выпуске удостоверяют право собственности на ценные бумаги. Номинальный держатель - лицо, на которое в реестре записано некоторое количество ценных бумаг, тогда как на самом деле он их собственником не является. Номинальный держатель сам ведет учет реальных собственников. Функции регистратора может выполнять акционерное общество или сторонняя организация, профессионально оказывающая услуги по ведению реестров. Депозитарий - организация, которая оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и / или учету прав собственности на ценные бумаги. Сертификат ценной бумаги - документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Депозитарий ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называют счетами «депо», которые бывают пассивными и активными. На пассивных счетах ценные бумаги учитываются в разрезе владельцев, а на активных счетах - в разрезе мест хранения. К основным функциям депозитария относят: - ведение счетов «депо» по договору с клиентом; - хранение сертификатов ценных бумаг; - перевозка сертификатов, проверка их на подлинность и платежность. Депозитарии не занимаются активными операциями, связанными с совершением по поручению клиента или от своего имени сделок купли-продажи ценных бумаг; доверительным управлением ценными бумагами клиента. Клиента депозитария принято называть депонентом. Различают открытый и закрытый способы хранения ценных бумаг в депозитариях. При открытом хранении сертификаты всех ценных бумаг одного выпуска хранятся вместе. При этом нельзя сказать, какому именно из депонентов какой именно сертификат принадлежит. Поручения на исполнение депозитарных операций при таком виде хранения принимаются только с указанием числа ценных бумаг без указания их индивидуальных признаков. При закрытом хранении депозитарию известно, какие именно ценные бумаги принадлежат данному депоненту. При таком способе хранения поручения от депонента принимаются с указанием индивидуальных признаков ценной бумаги или удостоверяющих их сертификатов. Открытый способ хранения технологически значительно проще. Закрытый способ хранения рекомендуется использовать в особых случаях, когда свойства ценных бумаг одного и того же выпуска могут быть различными. Для осуществления деятельности по управлению ценными бумагами необходимо получение лицензии. Деятельность по управлению ценными бумагами включает несколько направлений: - управление ценными бумагами, переданными их владельцами в соответствующую компанию; - управление денежными средствами клиентов, предназначенными для прибыльного вложения в ценные бумаги; - управление ценными бумагами и денежными средствами, которые компании получают в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг. 1.6 Регулирование рынка ценных бумаг: формы и функции Рынок ценных бумаг регулируется со стороны государства. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая в наибольшей мере способствовала бы экономического росту. Ценные бумаги: Учебник / Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. Указ.соч. С.409. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |