|
Социальное страхованиеСоциальное страхованиеСодержание Введение 1. Сущность и роль социального страхования 1.1 Понятие социального страхования и его особенности 1.2 Управление системой социального страхования 1.3 Роль социального страхования в современных условиях 2. Фонд социального страхования 2.1 Понятие, задачи Фонда социального страхования 2.2 Средства Фонда социального страхования 2.3 Управление Фондом социального страхования 3. Формы социального страхования 3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования 3.2 Обязательное социальное страхования 3.3 Добровольное социальное страхование 3.4 Личное страхование Заключение Введение Современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса. Ведь деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения, которые особо остро ощущают на себе неблагоприятную экономическую обстановку. Трудоспособное население в своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие "человеческого капитала" и в итоге способствуют стабилизации общества. Из этого следует, что данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия стабильности в государстве. Однако, несмотря на кризис, Фонд социального страхования продолжает выполнять свои обязательства в полном объеме. Это подтвердило руководство фонда на заседании правления. По самым пессимистичным прогнозам, в этом году бюджет фонда не досчитается почти 40 миллиардов рублей. Основной источник его пополнения - отчисления предприятий, а также инвестиционная деятельность, которую в условиях кризиса пришлось сократить почти на 20 %. Из средств фонда выплачиваются пособия при рождении ребенка и при потере трудоспособности, оплачиваются детский отдых и родовые сертификаты. При этом руководство фонда отмечает, что, несмотря на сокращение бюджета, финансирование всех социально значимых программ будет идти по плану [27]. Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи. Задачи этой работы: - рассмотрение сущности понятия социального страхования, его функции в обществе; - изучение воплощения теоретических знаний на практике - ФСС, его особенности и роль; - выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования. Предмет изучения курсовой - социальное страхование в целом, во всём многообразии форм его проявления. Объектом изучения является социальное страхование как объективная необходимость современного общества, его сущность и роль. Данная исследовательская работа строится на определенной методологической базе. Были использованы Федеральные законы "Об основах обязательного социального страхования", "О бюджете Фонды социального страхования Российской Федерации на 2009 год, плановый 2010 и 2011 годов", Положение о Фонде социального страхования, Бюджетный кодекс РФ. Кроме того, была использована и периодическая литература: Российская газета, журнал "Безопасность и охрана труда". А также важными источниками информации являются следующие учебные пособия: Лушина С.И. "Государственные и муниципальные финансы", Брублёвская О.В. "Финансы", Ковалёв А.М. "Финансы и кредит", Павлюченко В.Г "Социальное страхование", Роик В.Д. "Основы социального страхования", Тогунов И.А. "Проблемы реформирования системы социального страхования" Абрамов В.Ю. "Страхование",Адаманчук В.В. "Экономика и социология труда ", Ахвледиани Ю.Т. "Страхование", Балабанов И.Т. "Страхование", Гвозденко А. А. "Основы страхования", Гомелля В.Б. "Основы страхового", Грищенко Н.Б. "Основы страховой деятельности", Ермасов С.В. "Страхование", Никулина Н.Н. "Страхование" и др. Были использованы и электронные ресурсы: официальный сайт Фонда социального страхования www.fss.ru и справочная правовая система "Консультант плюс". Во введении показывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, способствующие её достижению, уточняются предмет и объект проводимого исследования. Кроме того, во введении перечисляются источники полученной информации, и даётся краткое содержание всех составных частей работы. В первой главе "Сущность и роль социального страхования" раскрывается понятие социального страхования, его особенности, классификация. Кроме того, в ней описываются факторы, придающие данному институту большую значимость в современном обществе. Во второй главе "Фонд социального страхования" раскрывается сущность Фонда социального страхования. Здесь показывается, как реализуются теоретические знания о социальном страховании на практике. Эта глава включает в себя информацию о средствах Фонда социального страхования, его управлении, источниках поступления средств. В третьей главе показываются различные формы существования социального страхования, а также различия и сходства между ним, преимущества и недостатки каждой из форм. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по изучаемому явлению, определяются возможные причины проблем в изучаемом явлении и пути их решения. 1. Сущность и роль социального страхования 1.1 Понятие социального страхования. Его особенности Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Финансовый механизм социального страхования, на наш взгляд, - это совокупность финансовых регуляторов и инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. Экономическое содержание функционирования финансового механизма социального страхования состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества[20]. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия. Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение [1]. Принятие решения по совершенствованию обязательного социального страхования, усилению страховых принципов, переход на уплату страховых взносов разделению источников финансирования страховых и не страховых расходов сможет положительно решить ряд вопросов, характерных для системы обязательного социального страхования. Прежде всего, как отметил Сергей Калашников, переход на уплату страховых взносов позволит определить предельную величину базы для начисления страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Это обеспечит переход на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере, зависящем от застрахованного заработка, т.е. это будет реальное страхование заработка работника. В этом случае не будет необходимости в установлении максимального размера пособия. Размер данного страхового взноса на 2010 год составляет 2,9%[4]. Предполагается, что за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование застрахованным работникам будут производиться выплаты только страхового характера, такие как пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Также предусматривается введение единого порядка расчета пособий для всех застрахованных. Вместе с тем, с переходом на уплату страховых взносов финансирование расходов по оздоровлению детей, долечиванию застрахованных граждан непосредственно после проведенного лечения или операций, а также расходы на выплату пособий студентам будут осуществляться за счет средств федерального бюджета. Эти изменения обеспечат сбалансированность системы обязательного социального страхования, придадут ей подлинно страховой характер. Подводя итоги заседания правления ФСС России Сергей Калашников еще раз подчеркнул, что Фонд "приложит все усилия к тому, чтобы в полном объеме, своевременно и качественно выполнять возложенные на него социальные обязательства"[8]. Особенности социального страхования. Социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан. А в случаях, предусмотренных законодательством, других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. К основным принципам обязательного социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев. Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. [22] Различают следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание: материнство; инвалидность; наступление старости; потеряю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении. Отношения по социальному страхованию возникают: у страхователя-работодателя -- по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком; у страховщика -- с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц -- по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан -- с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Виды социального страхования.Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. При заболевании работника выплата пособия осуществляется с третьего дня, в остальных случаях - с первого дня в соответствии с трудовым стажем, но не более 18 720 рублей в месяц.Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2009 году 58 500 рублей[4].Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит "обложению".О страховании от несчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.Таким образом, социальное страхование - это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.1.2 Управление системой социального страхованияОбязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налоговПрофсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:страховые взносы:дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;штрафные санкции и пени;денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.[16]Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования - довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: ее независимость от государства; многосубъектность и солидарность; справедливость социальной защиты; автономность управления; наличие системы добровольного страхования в дополнение к обязательной форме но при условии что обязательное страхование не будет недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. В системе также предложено использовать принцип трехсубъектного взаимодействия, - при котором отношения между двумя любыми субъектами осуществляются посредством любого третьего субъекта при условии их взаимной независимости друг от друга и обладании своей областью действий. В качестве субъектов взаимодействия будут выступать:· законодательный орган; · Правительство РФ; · Федеральный фонд (отраслевые территориальные фонды и их филиалы) страховая организация; · страховая касса (на предприятии территориальная или отраслевая); · работник застрахованный; · работодатель страхователь (предприятие организация)[14]. 1.3 Роль социального страхования Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |