|
Рынок ценных бумаг Германииp align="left">В 2002 г. в соответствии с четвертым Законом о финансовых рынках на Новом рынке, который существует в настоящее время как параллельный с биржевым, были введены новые биржевые сегменты - Генеральный стандарт (General Standart) и Первоклассный стандарт (Prime Standart) в целях повышения транспарентности (прозрачности) рынка акций и улучшения правовых условий деятельности рынка. Новое сегментирование нацелено на повышение интегрированности рынка капиталов для эмитентов и инвесторов. Для Немецкой биржи это означает возможность снижения различий в правовых условиях, существующих на европейских биржах, и выход на международные стандарты торговли.Основным отличием данных сегментов являются условия допуска к торгам. Для Генерального стандарта характерны законодательные требования транспарентности, а для Первоклассногo сегмента- - наличие международных стандартов. Малые и средние предприятия, акции которых котируются на бирже, могут самостоятельно выбрать либо котировку по более высоким стандартам Первоклассного сегмента и быть доступными для иностранных инвесторов, либо более мягкий листинг на рынке Генерального стандарта. Благодаря выравниванию требований регулируемого и официального рынков на все котирующиеся на бирже ценные бумаги создается единый высокий стандарт. Инвесторам это гарантирует транспарентность. Первоклассный стандарт выполняет более серьезные требования транспарентности в Европе и облегчает позиционирование котирующихся акций предприятий для международных и институциональных инвесторов. Поэтому дополнительно к требованиям Генерального стан-дарта эмитенты должны выполнять следующие требования: представление ежеквартальной отчетности; применение международных стандартов отчетности (LAS, US GAAP); опубликование предпринимательского календаря с важнейши-ми терминами; проведение минимум одной аналитической конференции в год; представление квартальной и текущей отчетности на английс-ком языке. Новый рынок выполняет две основные задачи: введение более высоких стандартов, существующих в Европе, и представление молодых инновационных предприятий инвесторам, как отечественным, так и зарубежным. Вторая задача становится все более значимой, так как дает возможность дальнейшего финансирования малых и средних предприятий технологических отраслей на рынке капиталов. 3. Виды ценных бумаг Основным объектом рынка ценных бумаг ФРГ выступают ценные бумаги. В немецком законодательстве oтcyтствует понятие ценных бумаг, поэтому определения, даваемые в литературе довольно расплывчатые, в большей степени рассматривающие ценные бумаги как «документы, в которых права владельца закреплены таким образом, что для их осуществления необходимо владение дaнным дoкyмeнтом». Прaктика же немецкого фондового рынка включает в понятие цeнных бумаг самые разнообразные документы с множеством индивидуальных особенностей, в соответствии с которыми они могут классифицироваться по следующим признакам: *по способу передачи прав собственности. Различают предъявительские, ордерные и именные ценныe бумаги; по виду закрепления прав. Ценные бумаги подразделяются на долговые, к которым относят прежде всего облигации и долевые ценные бумаги; по виду и повторяемости получаемого дохода. Выделяют ценные бумaги денежного рынка, удостоверяющие право на одноразовое получение определенной суммы денег, к которым относят чеки и векселя; ценные бумаги pынка капиталов, удостоверяющие право на многократное получение дохода или на владение частью капитала предприятия, к которым относят акции и облигации; ценные бумаги товарного рынка, удостоверяющие право на получение определенных товаров, к которым, в частности, относят коносаменты и складские расписки. Наибольшее значение на рынке ценных бумаг имеют классические ценные бумаги - акции и облигации. Выпуск и хождение акций регулируется Законом об акциях. Основными владельцами акций являются индивидуальные инвесторы (прямые владельцы акций), которые владеют 13% всех акций, институциональные инвесторы (на их долю приходится 68%), государство (3%) и иностранные инвесторы (16%). Практически все сертификаты акций находятся в централизованном депозитарии. Долгое время он носил название Немецкий кассовый союз, а с начала 2000г. - Clearstream. Акции грyппируют по трем критeриям - способу передачи прав, виду прав, закрепленных в акциях, и времени эмиссии. По способу передачи прав выделяют именные, на предъявителя и ванкулированные именные акции. Для передачи прав по именной акции требуется согласие сторон, передача сертификата, заявление об уступке прав (цессия) и регистрация нового владельца; доля таких акций в торговом обороте незначительна. Ванкулированные акции в отличие от именных требуют согласия акционерного общества на покупкy-продажу данной ценной бумaги. В основном акции выпуска-ются на предъявителя, что облегчает процесс передачи прав при по-купке-продаже ценной бумаги на рынке, и только страховые компа-нии должны выпускать именные ценные бумаги. Однако с 1999г. некоторые немецкие акционерные общества стали конвертировать свои предъявительские акции в именные. По виду прав, закрепленных в акциях, различают обыкновенные, дающие право управления фирмой или право голоса, участия в годовом собрании акционеров, приобретения «молодых» акций при уве-личении основного капитала и получения дивиденда, и привилегированные акции, предполагающие первоочередное получение дивиденда, но не дающие права голоса на собрании акционеров. В отличие от американской классификации привилегированных акций в Германии выделяют три основных вида таких акций: с преимуществами в праве голоса (многоголосые), которые вы-пускаются крайне редко, с разрешения министра экономики соответствующей федеральной земли и только в том случае, если данное предприятие имеет особое значение для экономики стра-ны в целом; с увеличенным дивидендом, который выплачивается раньше, чем по обыкновенным акциям, и если он не выплачивался в ка-кой-либо период времени, то доплачивается в последующие более благоприятные годы; с правом требования большей части в ликвидационной сумме при прекращении деятельности предприятия. Эти акции имеют преимущественное удовлетворение требований по части ликвидационной суммы по сравнению с обыкновенными при закры-тии, банкротстве и слиянии компаний. По объему выпускаемых привилегированных акций имеются оп-ределенные ограничения: их общая номинальная стоимость не должна превышать суммарную стоимость обыкновенных акций. В то же время на их долю приходится всего лишь 10-20% продаваемых на бирже акций. По времени эмиссии различают «молодые» (новые), выпущенныe в целях увеличения собственного капитала, и «старые» акции, которые находились в обращении до последнего увеличения собственного питала. Различие между ними заключается в разных котировках и величине дивидендов, которые выплачиваются по ним в разных объемах. Дивиденд по новым акциям выплачивается только за период их обращения. Как правило, эти виды акций такое различие имеют первый год эмиссии «молодых» акций. По окончании первого года они становятся идентичными. Выделяют также частично оплаченные акции, эмиссия которых разрешается только страховым компаниям; это акции, 25% стоимости которых должно быть сразу оплачено инвестором, остальная часть -его усмотрению, но акционером он может стать только в случае полной оплаты стоимости акций. Акции с особыми правами представляют собой симбиоз акции и облигации, Т.е. по ним определяется минимальный размер начисляемого процента, выплачиваeтся дивиденд, предоставляется право участия в ликвидационной выручке компании. Такие акции имеют неоспоримые преимущества для эмитента, так как дивидендные выплаты относятся к издержкам, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Персональные акции являются ценными бумагами, выпускаемыми акционерными компаниями в целях увеличения своего основного капитала и предлагаемыми своим сотрудникам на льготных условиях. Владелец этой акции имеет право на своевременное получение дивидендов, обладает правом голоса, но не имеет права ее продажи в течение шести лет. Как финансовый инструмент акции занимают в экономике Германии второстепенное значение, на них приходится 40% рынка ценных бумаг. Эмитенты и инвесторы не видят в акции особых преимуществ, инвесторы оценивают акции как недостаточно информативную, рискованную и спекулятивную форму вклада, не дающего достаточных гарантий, а эмитенты, в силу наличия высокоразвитой банковской системы, предпочитают привлекать капитал за счет кредитов. Значительное место среди ценных бумаг занимают облигации, которые составляют 60% рынка ценных бумаг. На рынке ценных бумаг Германии обращаются банковские облигации, на которые приходится более 50% рынка долговых обязательств, государственные облигации (37%), облигации иностранных эмитентов (около 13%) и корпоративные облигации, на которые приходится около 2%. Общий объем рынка облигаций составляет 2942 млрд. евро. Банковские долговые обязательства подразделяются на ипотеч-ные (3% рынка банковских облигаций), долговые обязательства спе-циализированных кредитных институтов (14%), прочие банковские обязательства (28%), ипотечные листы государственных кредитных учреждений (45%). Предприятия выпускают коммерческие ценные бумаги, которые представляют собой размещаемые· кредитными институтами долговые обязательства сроком от 7 дней до 2 лет (чаще встречаются сроком от 1 до 3 месяцев); ценные бумаги с особыми правами и долговые листы как среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги со сроком погашения от 2 до 10 лет. Рынок гoсударственных ценных бумаг Германии. Это крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Его отличительная особенность состоит в том, что он по своему объему не превышает рынка остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. Другая важная черта рынка государственных облигаций Германии - наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых институтов. Эмитентом государственных ценных бумаг выступают правительство, система специальных служб (железнодорожные органы, почта), правительства земель, органы местной власти (общины и коммуны). Но основным заемщиком выступает Федеральное правительство, на которое приходится до 80% всего рынка государственных ценных бумаг, 9,6% приходится на эмиссии федеральных земель, а доля займов, эмитируемых муниципалитетами, составляет 0,1%. Благодаря активной политике правительства по размещению цен-ных бумаг значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает. Среди наиболее распространенных государственных цен-ных бумаг стоит выделить: долгосрочные и среднесрочные облигации федерального правительства; долгосрочные (10 лет) и среднесрочные (45 лет) поштучные облигации; правительственные ноты, выпуск которых был временно приостановлен в сентябре 1994г.; облигации специализированных фондов (например, Совета по опеке над государственными предприятиями бывшей ГДР); муниципальные облигации - железнодорожные, почтовые и др. В 1996г. госу-дарство впервые выпyстило новые краткосрочные инструменты фон-дового рынка федеральные казначейские обязательства сроком дей-ствия 6 месяцев. С 1997г. началось применение «стриппин-га», т.е. раздельной торговли капитала и процентов по нему по 10- и 30-летним федеральным займам. Обращаются в большом количестве и еврооблигации. В январе 1997г. в Германии были впервые выпуще-ны параллельные облигации, деноминированные в немецких марках и французских франках. Все государственные ценные бу-маги эмитируются Bundesbank толъко в безналичной (бездокументар-ной) форме, являются гарантированными, застрахованными, учиты-ваемыми Bundesbank и приемлемыми для проведения им операций на открытом рынке. Эмиссия федеральных займов осуществляется с при-менением консорциального и тендерного методов, проценты по ним выплачиваются раз в год, если ставка фиксирована, и 2 раза в год, если ставка плавающая. 4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг Германии Система регулирования ценных бумаг Германии значительно слабее, чем в других странах, несмотря на ряд мер, принятых в последние годы (табл.2). Незначительность регулирования процесса инвестиционной деятельности объяснялась следующими факторами: небольшим количеством компаний, занимающихся деятельностью по размещению ценных бумаг (в основном это были крупные коммерческие банки); полным доминированием на рынке институциональных инвесторов; в целом неразвитостью рынка ценных бумаг. Таблица 2. Регулирование рынка ценных бумаг США, Великобритании и Германии.
Вплоть до 1990-х годов в Германии не было федерального закона, регулирующего Фондовый рынок, а существовали лишь правила, установленные в 1970г. и дополненныe в 1988г. Они были приняты широ-ким кругом банков и другими участниками бирж. В новом законодательстве нашли отражение вопросы создания федерального органа наблюдения за рынком денных бумаг; введе-ния ряда запретов на внутренние операции с ценными бумагами; улучшения прозрачности рынков ценных бумаг путем более строгих нотификаций и раскрытия информации по требованию главных дер-жателей акций зарегистрированных компаний; установления правил поведения инвестиционных служб, включая обязанность действо-вать в интересах клиента; усиления наблюдения за фондовой бир-жей в федеральных землях. В одном из основных законодательных актов - Законе о торговле ценными бумагами (1994г.) была установлена система контроля за операциями с ценными бумагами, выделено несколько уровней контроля за фондовым рынком. 1. Федеральный уровень, на котором контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей ценными бумагами. Основные задачи этого ведомства: конт-роль за проведением внyтpенних операций на фондовом рынке; конт-роль за правильностью публикаций отчетности компаний-эмитентов или компаний, чьи ценные бумаги котируются на бирже; контроль за соблюдением правил поведения участников фондового рынка; меж-дународное сотрудничество при обсуждении проблем контроля за тор-говлей ценными бумагами. Федеральное ведомство по надзору за тор-говлей ценными бумагами самостоятельно осуществляет деятельность в пределах своих полномочий и подчинено Министерству финансов. Финансирование Федерального ведомства осуществляется за счет профессиональных участников рынка ценных бумаг. Роль совеща-тельного органа выполняет Совет по ценным бумагам, основной целью которого является пресечение нарушений на рынке ценных бумаг. Для этого он осуществляет контроль за сделками с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках; собирает дополнительную информацию о совершенных сделках и их участниках; сотрудничает с иностранными органами надзора; передает дела в прокуратуру в случае выявления нарушений законодательства; контролирует и консультирует Федеральное агентство при подготовке нормативных aктов, при осуществлении надзора за биржевым и рыночными структу-рами и по иным, вопросам. 2. Уровень субъектов федерации. На уровне земель регyлирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами. Это государственные учреждения, созданные на уровне феде-ральных земель и осуществляющие административно-правовой надзор и текущий контроль. Они подразделяются на учреждения по контро-лю, которые следят за текущими сделками с ценными бумагами, в част-ности, они проверяют правильность установления курсов ценных бумаг и наблюдают за деятельностью брокеров, и учреждения по надзору, которые имеют право обращаться в соответствующие суды в случае выявления правонарушений, выдают разрешение на созда-ние биржи и распоряжения о ее ликвидации. Кроме того, прави-тельства земель имеют право создавать комитеты по санкциям, которые могут налагать штрафы или исключать из участия в торгах тех профессиональных участников, которые нарушили порядок и правила проведения торгов. 3. Биржевой уровень представлен отделами по контролю за торговлей ценными бумагами, которые форми-руются на самой бирже. Члены отдела назначаются Cоветом биржи по предложению ее руководства и с согласия соответствующего учрежде-ния по надзору за биржами. Oтдел по контролю за торговлей ценными бумагами осуществляет текущее наблюдение за операциями с ценными бумагами, а именно: собирает данные о биржевых операциях, контроли-рует правильность котировок, наблюдает за соблюдением биржевых обычаев и выполняет ряд других функций. 4. Банковский уровень представлен отделами по контролю за опера-циями с ценными бумагами. Основной функцией таких отделов явля-ется управление потоками информации и надзор за надлежащим пове-дением служащих, занятых операциями с ценными бумагами. Конт-рольные службы уже созданы в крупных коммерческих банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Ваnk, создаются в небольших и сред-них немецких банках. Объектом контроля этих служб являются опера-ции не только с ценными бумагами, но и с валютой, драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами. Контроль осуществляется путем отслеживания состояния личных счетов сотруд-ников и счетов, переданных сотрудниками в траст (текущих и счета депо). Для контроля за распространением информации и надзора, за деятельностью собственных сотрудников коммерческие банки исполь-зуют различныe инструменты: создание реестров - списков ценных бумаг, информация по которым подлежит особому контролю, и зон доверия - ограничения хождения информации по банку. За информацией по ценным бумагам, внесенным в реестр, осуществляется жесткий контроль. На них могут быть наложены ограничения для пресече-ния и ненадлежащегo использования закрытой информации. Выделя-ют реестр отслеживания - закрытый для большинства сотpудников спи-сок ценных бумаг, о котором в банке имеется информация, способная повлиять на их курсы и создать конфликт в банке. Cтoп-рeecтp - от-крытый список ценных бумаг, на операции с которыми коммерческий банк налагает ограничения. Зоны доверия служат инструментом конт-роля. Контрольная служба осуществляет надзор за тем, чтобы работники функциональных подразделений банка сохраняли конфиденциаль-ность информации при совершении операций с ценными бумагами. В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка. Традиционно контроль за соблюдением честных правил торговли осуществляется специальными подразделениями в министерствах экономики федеральных земель, где находится та или иная биржа. Надзором за соблюдением банкам (а сейчас - и небанковским компаниями), требований по размеру капитала, структуре активов и пассивов занимается Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов. Если до 1994г. в ФРГ не было даже Комиссии по рынку ценных бумаг, то сейчас действует федеральная Комиссия по ценным бумагам осуществляющая общий контроль за соблюдением законодательства по ценным бумагам, в первую очередь за раскрытием информации эми-тентами и соблюдением норм по запрету инсайдерских сделок. Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |