|
Рынок ценных бумаг Россииp align="left">Одними из важнейших инфраструктурных единиц рынка ценных бумаг являются структуры, занимающиеся непосредственно организацией торговли различными инструментами фондового рынка. Данные структуры призваны обеспечивать межинституциальное взаимодействие различных участников фондового рынка, минимизировать риски, высочайшие на данной стадии развития российского фондового рынка, всех участвующих сторон, защищать интересы как инвесторов, так и эмитентов ценных бумаг, и, по возможности, обеспечивать максимальную прозрачность и открытость фондового рынка.1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.Регулирование рынка ценных бумаг -- это упорядоче-ние деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, органи-заций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование -- это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и дру-гим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регу-лирование -- это подчиненность деятельности данной организации норматив-ным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или ор-ганизациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государст-венными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников рынка цен-ных бумаг, или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели: поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекват-но вознаграждается; в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необ-ходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.; воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Рынок ценных бумаг. Под редакцией В.А. Галанова, А. И. Басова. - М. : Финансы и статистика, 1996. - 123 - 134 с. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработ-ка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; отбор профессиональных участников рынка; современный рынок цен-ных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без професси-ональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими ор-ганизациями или органами; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соот-ветствующими контрольными органами; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупрежде-ния, штрафы, Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и прове-ренную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются: «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008., Гл. 7. разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка -- с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй -- отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональ-ным участником или между профессиональными участниками; выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестицион-ных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Имен-но такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; максимально широкое использование процедур раскрытия инфор-мации обо всех участниках рынка -- эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив-ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере-нции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами -- в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; при разделении полномочий между регулирующими органами следу-ет исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуж-дение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; соблюдение принципа преемственности российской системы регули-рования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фон-дового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и ис-пользовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управле-ния (коммерческими организациями, общественными организациями). Государство на российском рынке ценных бумаг вы-ступает в качестве: эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акций промышлен-ных предприятий. профессионального участника при торговле акциями в ходе привати-зационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систе-му судебных органов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг -- это регулирова-ние со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономи-ческие рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежную политику (процентные ставки, минимальный размер зара-ботной платы и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные пред-приятия, природные ресурсы и земли). «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008., Гл. 7. Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно мед-ленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель -- осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство -- выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг мини-стерского уровня: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установ-ления квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации, имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в программе по выводу из кризиса. В частности, Комиссия установила единый для всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий регламент торгов в зависимости от его изменения. Министерство финансов РФ -- министерство в составе Правительства -- до последнего времени регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулиру-ет их обращение. Центральный банк РФ -- федеральный орган, действующий на основа-нии закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимо-нопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сдел-кам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг: Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995--1996 гг.); Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.); Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.); Закон «О приватизации государственных и муниципальных предпри-ятий в РСФСР» (1991 г.); Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.); Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.); Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.); Закон об акционерных обществах (1996 г.) Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.); Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг; Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. Положения и постановления, принимаемые Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает исключительным правом лицензирования деятельности организаторов торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их поведение на рынке. Основополагающими здесь являются Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые 19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются: Биржевая или внебиржевая система должна быть организована в форме некоммерческого партнерства; Организация торговли - исключительный вид деятельности, т.е. организатор торговли на рынке ценных бумаг не имеет права совмещать данный вид деятельности ни с какой другой. До принятия Временного положения фондовая биржа или организатор внебиржевой торговли имели право заниматься, например, клиринговой деятельностью. Так на ММВБ обслуживанием взаиморасчетов по государственным ценным бумагам занимался Депозитарий ММВБ, однако сейчас, после вступления данного положения в силу ММВБ вынуждена была сменить обслуживающий депозитарий на Национальный Депозитарный Центр. Определены требования к минимальному собственному капиталу и количеству членов для получения организатором внебиржевой торговли или фондовой биржой лицензии; Введены основные положения листинга и делистинга ценных бумаг. Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в России. 2.1. Торговля государственными ценными бумагами на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996 годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство планирует продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ. Основные задачи государства по определению объемов и сроков заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя: расширение практики заимствований на рынке ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых долгосрочных программ и обслуживания накопленного государственного долга; стабилизация режима привлечения средств в государственные ценные бумаги (обеспечение планового характера поступлений в общем контексте бюджетной политики) и рынка ценных бумаг; целенаправленная последовательная работа по снижению стоимости заимствований на рынке ценных бумаг; функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные государственные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного гола, выпускаемые для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных программ); выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов (население, институциональные инвесторы, банки и другие группы), выпуск дисконтных ценных бумаг и ценных бумаг с купоном, выпуск купонных бумаг как с фиксированным процентом, так и с плавающей ставкой; последовательная либерализация допуска нерезидентов на рынок государственного долга; обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по привлечению заемных средств через механизмы рынка ценных бумаг. В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик: осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание государственной долговой книги и обеспечит возможность прямого владения ценными бумагами любым группам инвесторов; не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг; будет стимулировать развитие механизмов, обеспечивающих доступ максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных ценных бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций. Государство также будет активно способствовать развитию и использованию расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая использование платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации). Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008., Гл. 9. Государственный долг, выраженный в государственных облигациях, требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая позволяла бы заинтересованным сторонам - в данном случае государству и инвесторам - заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила к подготовке организационно-технической базы рынка. ММВБ - вчера и сегодня. Князев В.И.//Рынок ценных бумаг. № 86, март 1997. - с. 34-38. В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78 от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93). Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ статус официального дилера на рынке ГКО. Таким образом, Московская Межбанковская Валютная биржа, которой посвящена данная глава дипломной работы, являясь уникальной торговой системой для размещения и обслуживания облигаций внутреннего государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг. Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных рабочих мест В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных инвесторов. Кроме торгов по ГКО, в секторе государственных ценных бумаг торгуются Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) и облигации РАО «Всероссийские высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ»). Основные направления деятельности ММВБ.//Из материалов, опубликованных на сервере ММВБ. В период становления рынка ГКО после того как Минфин РФ продемонстрировал способность точно выполнять обязательства по погашению облигаций, на рынке ГКО начался настоящий бум. В октябре Минфин РФ открыл доступ к рынку для физических лиц. Рост доверия к облигациям позволил в декабре провести размещение первого выпуска ГКО со сроком обращения 6 месяцев. В общей сложности в 1993 году состоялось девять аукционов по первичному размещению ГКО, на которых было продано 2,3 млн. облигаций на сумму 0,177 трлн. руб. Курс Минфина РФ и ЦБ РФ на поддержание высокой привлекательности рынка за счет высокой надежности, доходности и ликвидности облигаций, а также снижение инфляции и падение процентных ставок привели к быстрому расширению рынка ГКО. В феврале ЦБ РФ официально объявил о допуске нерезидентов на рынок ГКО и возможности для них приобретать ГКО на сумму до 10% номинального объема выпуска. Внедрив новый программно-технический комплекс, ММВБ успешно провела в марте торги по ГКО на базе электронной торгово-депозитарной системы нового поколения. Это ознаменовало начало качественно нового этапа развития инфраструктуры рынка ГКО, в рамках которого началась реализация проектов по подключению к бирже удаленных терминалов и региональных торговых площадок на биржах-членах АРВБ, а также внедрению новых финансовых инструментов на основе ГКО (фьючерсы и опционы на ГКО, "репо", ломбардные кредиты и др.). Количество официальных дилеров на рынке ГКО возросло до 56. В июне ММВБ приступила к проведению торговых сессий по ГКО в ежедневном режиме. Рынок сохранил устойчивость даже при резкой дестабилизации ситуации на других секторах финансового рынка ("черный вторник" в октябре 1994 г.). Развивая организационно-техническую инфраструктуру рынка ГКО, ММВБ начала подключать удаленные терминалы в офисах банков-дилеров, а также тестировать подключение первой региональной торговой площадки по ГКО в Новосибирске (СМВБ) к центральной торгово-депозитарной системе. По итогам 1994 года общий объем рынка достиг 10,6 трлн. руб., чистый доход бюджета от ГКО составил 5, 7 трлн. руб., т.е. около 10% бюджетного дефицита. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |