бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике

p align="left">2.5 Создание денег банками. Мультипликатор денежного предложения

Рассмотрим регулирующую роль нормы банковских резервов на условном примере. Допустим, вклад составляет 1000 тыс. руб., а норма обязательных резервов - 10%. Банк отправляет в резерв только 100 тыс. руб. (10%), а остальные 900тыс. он может предоставить в ссуду. После предоставления банковского кредита масса образуется масса денег, которая равна 1900 тыс. руб. Таким образом, деньги породили другие деньги. Этот процесс называется формированием банковских денег. Данная ситуация всего лишь упрощенная модель, т.к. в таком виде банковские деньги становятся существенным фактором развертывания инфляционных процессов. При нормальном функционировании банковской системы и денежно-кредитных отношений банковские деньги не могут стать фактором инфляции; напротив, они содействуют развитию производства и установлению рыночного равновесия между товарной и денежной массами.

Подводя итог, можно сказать, что банки своей деятельностью обусловливают появление эффекта денежного мультипликатора предложения денег, т.е. множат имеющиеся у них деньги. Мультипликатор денежного предложения - величина, обратно пропорциональная норме банковских резервов:

М?= 1/Rґб ,

где М? - мультипликатор денежного предложения; Rґб - норма банковского резерва. Зная величину первоначальных вкладов и норму банковских резервов, можно рассчитать сумму созданной банковской системой денег:

ДМ = М? * Д ,

где, ДМ - масса денег, порожденная банками; Д - величина депозита; М? - мультипликатор денежного предложения.

2.6 Денежно-кредитная политика

В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука" личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности. Существует три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий государства в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Она служит одним из важнейших методов участия государства в процессе воспроизводства с целью обеспечения благоприятных условий для функционирования предприятий. Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком в тесном контакте с министерством финансов и совместно с другими органами управления государства. Она проводится систематически и оказывает определенное влияние на общее состояние рынка ссудных капиталов и на денежное обращение. Стимулируя или затрудняя выдачу банками кредитов, регулируя эмиссию платежных средств, центральный банк воздействует на процесс инвестиций, на масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и другие факторы, определяющие состояние экономики.

Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского регулирования.

Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства), и .государственные облигации (долгосрочные обязательства). В России до финансового кризиса 1998 года существовал довольно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытых рынках в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг.

Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В Росси эта ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Помимо этого используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Если снижать процентную ставку в современных условиях, то это приведет к оттоку капиталов из страны, что в свою очередь серьезно ослабит влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией.

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую денежно-кредитную политику.

Следует выделить две разновидности денежно-кредитной политики.

Во-первых, мягкую денежно-кредитную политику (политику «дешевых денег»), когда Центральный банк:

1) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

2) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам;

3) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики путем увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.

Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику (политику «дорогих денег»), когда ЦБ:

1) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

2) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

3) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

2.7 Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

В 1994 - начале 1998 г. Наиболее действенным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. Разрабатывая эту программу, Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменение в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов), устанавливал поквартальные предельные величины роста денежной массы, а так же другие целевые показатели. Как результат - замедление темпов инфляции в 1995 - начале 1998 г.

По мнению ведущих российских специалистов, главная причина денежно-кредитного и финансового кризиса 1998 г. - это ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика Правительства и Банка России. Она не была нацелена на подъем и повышение эффективности реальной экономики, т.к. упор делался на весьма жесткий монетаризм. В то же время, реальный сектор (материальное производство) - основа любой экономики - с каждым годом сокращался. Значительная часть капиталов банковской системы использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг.

Глава III. Банк России и его денежно-кредитная политика

3.1 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе--сентябре 2008 года

Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных показателей в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы, денежных агрегатов М2, М0, М2--М0. На формирование этих показателей оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономического роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в истекшем году процессов долларизации экономики, особенно в период проводившейся в ноябре 2008 г. -- январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в активы в иностранной валюте. Сдерживающее влияние на динамику денежных агрегатов оказало снижение темпов роста требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению (по сравнению с предыдущим годом) вследствие ограничения возможностей получения внешних и внутренних займов в условиях неопределенности относительно перспектив развития экономической ситуации внутри страны и за рубежом. По итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. При этом в отличие от предыдущих лет в IV квартале 2008 г. наблюдалось сокращение денежного агрегата М2 на 6,1%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%. [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm; от 18.03.2009 12:58:44]

Денежный агрегат М0 за 2008 г. увеличился всего на 2,5% (в 2007 г. -- на 32,9%). При этом объем наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале (на 6,1% против 1,6% в январе--марте 2007 г.), во II и III кварталах наблюдался умеренный рост (на 7,2% против 10,4% и на 4,8% против 6,4% соответственно).

В IV квартале объем наличных денег в обращении вновь уменьшился на 2,8% против роста на 14,9% в последнем квартале 2007 года. В условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата М0 оказало повышение спроса населения на наличную иностранную валюту и операции по ее покупке. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам возросли в 2008 г. до 47,5 млрд. долл. США (при этом в октябре--декабре они достигли 29,4 млрд. долл. США), что значительно больше, чем в 2007 г. (3,3 млрд. долл. США). [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm ; от 18.03.2009 12:58:44]

Темп прироста безналичной составляющей денежной массы М2 в 2008 г. составил 1,3% (за 2007 г. -- 54,1%). В то же время темпы прироста в I и II кварталах 2008 г. были соответственно примерно в 2 и 3 раза ниже, чем в 2007 г., а в III и IV кварталах средства на рублевых банковских счетах сократились в абсолютном выражении (на 0,5% и 7,4% соответственно).

В целом за 2008 г. средства юридических лиц на рублевых счетах возросли на 5,6%, физических лиц уменьшились на 3,4% (за 2007 г. наблюдался рост на 67,9 и 41,3% соответственно). В том числе срочные депозиты юридических лиц увеличились на 39,3%, физических лиц понизились на 3,7% (в 2007 г. -- рост в 2,1 раза и на 39,9% соответственно). Депозиты "до востребования" юридических лиц сократились на 10,9%, а физических лиц -- на 1,9% (в 2007 г. -- рост на 53,4 и 47,0% соответственно).

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2009 выросла относительно 1.01.2008 на 0,2 процентного пункта (до 28,1%) [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm; от 18.03.2009 12:58:44] удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 3,3 процентного пункта (до 28,9%), а срочных депозитов -- вырос на 3,1 процентного пункта (до 43,0%). Общий объем депозитов в иностранной валюте в долларовом выражении увеличился в 2008 г. более чем в два раза. Депозиты населения в иностранной валюте возросли на 99,3%, нефинансовых организаций -- на 105,9% (в 2007 г. -- на 13,3 и 42,3% соответственно).

Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за 2008 г. сократились на 13,5% (за 2007 г. -- рост на 31,5%), а их средний дневной объем уменьшился примерно на 240 млрд. руб. и равнялся 1,1 трлн. рублей. В то же время средние дневные остатки средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России возросли до 604,0 млрд. руб. (в 2007 г. -- 493,7 млрд. руб.). В сочетании со снижением нормативов обязательного резервирования и спроса на предлагаемые Банком России инструменты абсорбирования, это привело к росту доли средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в составе совокупных банковских резервов с 35,6% за 2007 г. до 52,6% за 2008 год.

За период с января по август 2008 г. Банк России четыре раза принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям. В результате этих решений ставка по депозитным операциям на стандартном условии "том-некст" (нижняя граница коридора процентных ставок Банка России) была повышена с 2,75 до 3,75% годовых, а ставка по кредитам овернайт (верхняя граница коридора процентных ставок Банка России) -- с 10 до 11% годовых. [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm; от 18.03.2009 12:58:44]

3.2 Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д. Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

[http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/print.asp?file=bank_laws.htm]

3.3 Банковская система на сегодняшний день

В нынешних условиях сверхзадача банковской системы -- и экономическая, и институциональная, и превентивная, и социально-психологическая -- состоит в том, чтобы сохранять и дополнительно привлекать ресурсы частной клиентуры. Их доля в общих ресурсах банковской системы падает, но очень медленно -- с начала года на 0,7 процентных пункта (в сравнении с началом 2006 г. -- на 3,6 процентных пункта). Вместе с тем частные депозиты по-прежнему составляют весомую долю -- пятую часть всех банковских ресурсов. Массового панического изъятия вкладов граждан не наблюдается, так как по заявлению премьер-министра В.В. Путина граждане будут получать столько денег, сколько захотят снять со своих счетов. Такое заявление послужило предотвращением массового изъятия средств. Так же этому способствуют оперативно принятые законодательные меры по повышению гарантий по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. руб. (около 20 тыс. евро) в 100%-ном размере. Новые гарантии в РФ защищают вклады около 97% вкладчиков.

Ипотечные кредиты также продолжают дорожать. На сегодня, Сбербанк, который мог позволить себе удерживать ставки на низком уровне, повысил их на 0,5 процентных пункта. Теперь минимальная ставка по кредиту «Ипотечный» в Сбербанке равна 13,5% годовых в рублях, максимальная - 16%. По данным экспертов, с сентября по декабрь 2008 года средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях выросла с 11,72% до 16,28% годовых. В январе рост ставок почти прекратился - стоимость жилищных ссуд не увеличивалась и не уменьшалась, оставаясь на стабильно высоком уровне. В то же время, круг банков, выдающих ипотечные кредиты, довольно узок: фактически, ссуды на жилье выдает не более 10-12 кредитных организаций. Изменения заметны и среди заемщиков: если раньше около 30% из них составляли молодые люди до 30 лет, то сейчас средний возраст «ипотечников» - 30-40 лет. Из-за собственных проблем с получением заемных средств и ожидания массовой безработицы банки сохраняют жесткие условия. Даже в госбанках минимальный первоначальный взнос составляет 30%, в то время как еще полгода назад встречались программы с нулевым первым взносом.

Заключение

Разгоревшийся в мире экономический кризис, вызванный потрясением финансовой системы США, нередко в либеральной литературе и в правительственных кругах России пытаются объяснить ошибками финансово-кредитной политики.

Финансово-кредитная политика, безусловно, играет решающую роль в развитии экономики, выступая основной ее составляющей. Стратегия, тактика и ее механизм должны быть органически связаны с реальным сектором экономики, способствуя в первую очередь возрождению высокотехнологического сектора экономики на основе обновления научно-профессионального потенциала кадров.

Проводимая же по сей день денежно-кредитная и финансовая политика не играла системообразующей роли, не направлялась на обеспечение финансирования приоритетных направлений экономики, укрепления ее основы -- высокотехнологических отраслей, стимулирования структурной перестройки и экономического роста.

Нынешний кризис ликвидности банковской системы -- результат предсказуемый. В основе его -- несостоятельность финансово-кредитной политики, оторвавшейся от реального сектора экономики, ограниченность внутрироссийских источников долгосрочного финансирования коммерческих банков, проявляющихся в консерватизме политики экономии бюджетных средств, изъятии из экономического оборота и выведении за рубеж огромных финансовых ресурсов вместо финансирования собственного производства и в созданных условиях вынужденного прибегания банковской системы и корпорации к зарубежным заимствованиям. Под влиянием мирового финансового кризиса, оттока зарубежного капитала (отток уже обозначился с начала 2008 г.) и фактического закрытия кредитных рынков банковская система России оказалась без инструментов рефинансирования задолженности, а обслуживание в 2008 г. внешнего долга определяется в размере минимум 50 млрд. долл.

В кредитно-денежной политике необходима новая роль ЦБ РФ, который, по сути, не выполняет свои главные функции -- кредитора последней инстанции и эмиссионного центра. Требуется изменить подход к формированию рублевых денежных ресурсов в экономической практике. Недопустимо, чтобы роль ЦБ России сводилась, как в последние годы, к покупке валюты у экспортеров (или иностранных инвесторов) и ЦБ выступал, по сути, в роли "обменного пункта". Главным генератором валюты при этом являлись сырьевые экспортеры, и они же основные получатели рублей после продажи валюты, формировали тем самым дополнительный спрос для остальной экономики, которая вынуждена выполнять их заказы или связанных с ними видов деятельности. В итоге все больше консервируется сырьевая направленность экономики, что недопустимо.

К сожалению, судя по основным направлениям единой государственной денежной кредитной политики объем рублевой эмиссии, по-прежнему определяется масштабами покупки валюты, в то время как в ведущих странах мира основой финансовых потоков и главным источником возникновения финансовых ресурсов является бюджетная эмиссия.

В нынешней российской ситуации неперспективен упор на частный сектор из-за его экономической слабости и незаинтересованности в долгосрочных инвестициях, а также слабости финансово-кредитных институтов. Развитие же высокотехнологического сектора экономики на частной основе невозможно, как и при ориентации на зарубежных инвесторов с новыми технологиями. В этой связи особое значение приобретает политика государства в области укрепления государственных финансов и кредитно-денежных институтов, национализация базовых отраслей промышленности и формирование на этой основе интегрированных корпораций, введение государственной монополии на внешнюю торговлю сырьевыми ресурсами и валютными операциями.

Список литературы

1. Нормативно-законодательные акты:

1.1 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

2. Учебники и учебные пособия:

2.1 «Экономическая теория»: Учебник / Иохин В.Я, 2004г.

2.2 «История экономических учений» / под редакцией Худокормова А.Г., 2004г.

2.3 «Курс экономической теории»: учебник / под редакцией М.Н. Чепурина, 2005г.

2.4 «Экономика»: учебник / под редакцией Булатова А.С., 2004г.

2.5 «Экономическая теория» / под редакцией Камаева В.Д., 2005г.

2.6 «Экономикс: принципы, проблемы и политика» / Макконелл, 2005г.

3. Научные статьи из журналов и газет:

3.1 Зверев А.В. «Проблемы развития российской банковской системы и меры по их преодолению» / «Деньги и кредит» 2008г., №12 стр. 10.

3.2 А.С. Нешитой «Кризис 2008 года в России - следствие экономических реформ» / «Бизнес и банки» 2009г., №3.

3.3 А.Е. Дворецкая «Финансовый кризис: текущий момент» / «Бизнес и банки» 2008г., №39.

3.4 «Дешевле не будет» / Газета «Деньги» от 21.02.09

3.5 Официальный сайт Банка России - www.cbr.ru.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.