|
Развитие системы страхования автотранспортных средств в РКp align="left">Отраслевая классификация страхования - это выделение групп разнообразных видов страхования, объединённых по признаку укрупненного объекта страхования.Согласно статьи 6 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. №126-II «О страховой деятельности», для организации и осуществления государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности страхование подразделяется на отрасли, классы и виды. Страховая деятельность разделяется на отдельные отрасли, которые формируются по принципу однородности рисков /10, с. 14/. Как уже было рассмотрено выше, на рисунке 6, по видам риска страховая деятельность страховой организации в Республике Казахстан осуществляется по отрасли «страхование жизни» и отрасли «общее страхование». Отрасль «страхование жизни» включает следующие классы в добровольной форме страхования: 1) страхование жизни; 2) аннуитетное страхование. Страхование жизни представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в случаях смерти застрахованного или дожития им до окончания срока страхования, или определенного договором страхования возраста /1/. Аннуитетное страхование представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление периодических страховых выплат в виде пенсии или ренты в случаях достижения застрахованным определенного возраста, утраты трудоспособности (по возрасту, по инвалидности, по болезни), смерти кормильца, безработицы или иных случаях, приводящих к снижению или потере застрахованным личных доходов. Отрасль «общее страхование» подразделяется по следующим критериям: 1) по степени обязательности - добровольное и обязательное; 2) по объекту страхования - личное и имущественное; 3) по основаниям осуществления страховой выплаты - накопительное и ненакопительное. Рассмотрим классификацию отрасли «общее страхование» по критерию степени обязательности: 1) Добровольное: - страхование от несчастного случая и болезней; - медицинское страхование; - страхование автомобильного транспорта; - страхование железнодорожного транспорта; - страхование воздушного транспорта; - страхование водного транспорта; - страхование грузов; - страхование имущества, за исключением вышеперечисленных классов в пунктах 3 - 7 настоящего перечня; - страхование предпринимательского риска; 2) Обязательное: - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта; - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев железнодорожного транспорта; - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев воздушного транспорта; - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев водного транспорта; - страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика; - страхование гражданско-правовой ответственности по договору; - страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, за исключением классов, указанных в подпунктах 3-7 настоящего перечня. Содержание каждого класса в добровольной и обязательной формам страхования и дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Агентства по финансовому надзору. На рисунках 7 и 8 представлен удельный вес классов страхования по отраслям «общее страхование» и «страхование жизни» в 2008 году. Рисунок 7. Распределение страховых премий по отрасли «страхование жизни»В отрасли страхование жизни значительно увеличилась доля анниутетного страхования, что связано с введением обязательного страхования работодателя за причинение вреда работнику. Рисунок 8. Распределение страховых премий по отрасли «общее страхование» Развитию общего страхования в основном способствовали высокие темпы роста премий по страхованию от финансовых убытков, страхованию имущества и ГПО. Обязательные виды страхования в Казахстане охватывают достаточно широкий круг страхователей, в особенности обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, и соответственно доступность страховых услуг должна быть обеспечена страховыми организациями. Из чего следует, что данный вид страхования характеризуется большими административными затратами (комиссионное вознаграждение страховым агентам, создание филиальной сети, реклама, участие в базе данных и создание страхового омбудсмана). По объекту страхование может классифицироваться на личное и имущественное (рисунок 9). Рисунок 9 - Классификация видов страхования по объекту страхования Цель имущественного страхования - возмещение ущерба. Принцип возмещения ущерба состоит в том, что страхователь после наступления страхового случая должен быть поставлен в такое же финансовое положение, в котором он находился непосредственно перед ним. Представленные на рисунке 8 классы страхования раскрываются следующим образом в Законе Республики Казахстан «О страховой деятельности»: 1) Страхование от несчастного случая и болезней представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного в случаях смерти, утраты (полной или частичной) трудоспособности (общей или профессиональной) или иного причинения вреда здоровью застрахованного в результате несчастного случая или болезни. 2) Медицинское страхование представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования. 3) Страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением средством транспорта, вследствие его повреждения или уничтожения, включая угон или кражу. 4) Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие его повреждения или уничтожения, включая пропажу, независимо от способа транспортировки груза. 5) Страхование имущества представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением имуществом, вследствие его повреждения или уничтожения. 6) Страхование предпринимательского риска представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 810 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Одним из наиболее востребованных классов страхования выступает страхование ответственности. Страхование ответственности, как самостоятельная отрасль страхового дела, появилась с установлением в законодательстве капиталистических стран института общей гражданской ответственности. Эти нововведения знаменовали собой существенные перемены в правосознании, в особенности, в части понимания юридической ответственности, вызванные социальными сдвигами под влиянием промышленной революции XIX в.: невиданным расширением производства, вовлечением в него громадных масс населения, механизацией производственных процессов и транспорта. Объектом страхования ответственности выступает гражданская ответственность, которую различают на внедоговорную (деликтную) и договорную гражданскую ответственность. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств и регламентируется Гражданским Кодексом. Договорная ответственность наступает в случаях, когда в законе либо в договоре установлены формы и пределы ответственности за нарушение условий определенных договоров, либо сторонам предоставлено право самим оговаривать в договорах виды и условия ответственности. Внедоговорная ответственность наступает в случаях причинения вреда, не связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств. Внедоговорная ответственность регламентируется только законом либо предписаниями иных правовых актов. Страхование ответственности для застрахованных означает: - защиту от возможных притязаний по ответственности; - перераспределение убытков по виду страхования ответственности между участниками-страхователями страховой компании и минимизацию, таким образом, собственных расходов; - получение юридической консультации профессионалов - юристов страховой компании и покрытие судебных издержек /9/. При урегулировании страхового случая при страховании ответственности важной особенностью является отношение в треугольнике между страхователем, страховщиком и потерпевшим (рисунок 10). Рисунок 10. Механизм действия страхования ответственности Отношение между страхователем и страховщиком можно обозначить как отношение покрытия, которое не идентично всей возможной ответственности страхователя. Страхователь отвечает в неограниченном размере, а покрытие предлагается лишь в пределах страховой суммы. С другой стороны, в рамках страхования ответственности страховщик может оплачивать расходы, не связанные с прямыми претензиями по ответственности потерпевшего (например, стоимость расходов по спасению, стоимость судебных расходов на защиту от необоснованных претензий и т.д.). Особенностью страхования ответственности является порядок определения в договоре страховой суммы, которую часто называют лимитом ответственности. Термин «лимит ответственности» практически не имеет значения, отличного от термина «страховая сумма», однако он широко применяется в страховой практике многих стран. В отличие от страхования имущества, при котором страховая сумма обычно определяется страховой (действительной) стоимостью имущества, при страховании ответственности стороны устанавливают в договоре предельную сумму возмещения - лимит принимаемой на себя страховщиком ответственности страхователя, которая может возникнуть при причинении последним вреда (убытков) третьим лицам. При заключении договора страхования ответственности размер страховой суммы «определяется сторонами по их усмотрению» и зависит от максимально возможного объема лимита ответственности страхователя /4/. Таким образом, страхование ответственности выполняет двоякую функцию: с одной стороны, оно ограждает страхователя или иных застрахованных лиц от материальных потерь в случае необходимости возмещения причиненного ими вреда третьим лицам, а с другой - обеспечивает потерпевшим получение причитающейся им компенсации. Это имеет своим следствием то, что отдельные виды страхования ответственности проводятся во многих странах в обязательном порядке. Проводя страхование в такой форме, государство исходит из того, что потенциальные потерпевшие должны иметь гарантию возмещения нанесенного им вреда независимо от возможностей и желания его причинителей компенсировать ущерб, а обязательное страхование ответственности наилучшим образом подходит на роль такого гаранта. Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом, осознанием гражданами своих прав, ростом благосостояния населения, увеличением размеров ущерба и затрагивает практически все сферы жизни, что обусловливает лидирующие позиции этого вида страхования и в будущем. В Республике Казахстан страхование гражданско-правовой ответственности представлено следующими видами: - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства. - страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства в качестве перевозчика. - страхование гражданско-правовой ответственности по договору представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 812 Гражданского кодекса Республики Казахстан. - страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 811 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Деятельность страховой организации на территории Республики Казахстан осуществляется на основании лицензии по отрасли «страхование жизни» или лицензии по отрасли «общее страхование» в пределах соответствующих классов страхования, указанных в лицензии. Деятельность в отрасли «общее страхование» не может: - совмещаться с деятельностью в отрасли «страхование жизни»; - осуществляться в форме накопительного страхования /4/. Вид страхования представляет собой страховой продукт, разрабатываемый и предоставляемый страховой организацией страхователю в пределах одного или нескольких классов страхования посредством заключения договора страхования. Страховая организация вправе осуществлять деятельность по разработанному ею виду страхования только после согласования правил страхования с уполномоченным государственным органом. Каждый вид обязательного страхования является отдельным классом страхования. Таким образом, отрасль страхования объединяет виды страховой деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные способы классификации отраслей страхования. 1.3 Характеристика видов транспортного страхованияТранспортное средство подвержено различным рискам и опасностям: оно может попасть в аварию (катастрофу), его могут угнать, повредить, уничтожить и т.д. Страхование транспортных средств позволяет возместить ущерб от таких убытков.Страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением средств транспорта, вследствие его повреждения или уничтожения, включая угон или кражу.Первый автомобиль был застрахован у Ллойда в 1901 году по полису морского страхования. Автомобили в это время были совершенно новым видом транспорта, и никаких специальных полисов или условий страхования тогда для них еще не существовало. И морской андеррайтер выписал обычный морской страховой полис для этого автомобиля на основании того, что это был корабль, но выполняющий навигацию по суше.В настоящее время договоры страхования транспортных средств могут быть двух видов: договор страхования имущества и договор страхования гражданско-правовой ответственности. В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором - ущерб, причиненный транспортным средством страхователя.Рассмотрим более подробно оба вида страхования транспорта.1. Страхование транспорта как имущества.В европейской практике существуют два вида страхования транспорта: каско и карго. При страховании на условиях каско (этот термин в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру, противоугонные средства, сигнализацию и т.д.Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго. Оно также относится к транспортному страхованию. Страхование грузов - один из наиболее древних и широко распространенных видов страхования. Предмет транспортировки, перемещения тем или иным видом транспорта принято называть грузом. С учетом специфических особенностей перевозимых грузов их подразделяют по ряду признаков на виды, группы грузов, одинаковых или близких по своей природе (например, металлы и металлоизделия; нефть и нефтепродукты), по способу перевозки в той или иной форме (насыпные, наливные, штучные и др.), по назначению груза (продовольственные, промышленные товары и грузы иного назначения) или по скорости порчи, легкости разрушения. Страхование груза подразумевает страховую защиту в процессе его перемещения (перевозки) из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях схемы перевозочного процесса.Отечественные страховые компании обычно предлагают комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование, багаж, находящийся в транспортном средстве и прицепе (кроме антиквариата, драгоценных металлов, документов, ценных бумаг и т.п.), жизнь и здоровье водителя и пассажиров.При страховании багажа страховое покрытие не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, предметы религиозного культа, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи, либо предназначенные для продажи в связи с занятием предпринимательской деятельностью (если иное не оговорено в дополнительных условиях при заключении договора).При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по желанию клиента страхуются или весь салон, или отдельные посадочные места.Страхователями средств транспорта являются граждане Республики Казахстан, а так же постоянно пребывающие у нас иностранцы и лица без гражданства. При этом при страховании мототранспортного средства страхователь может достичь шестнадцати летнего возраста, а других видов транспорта восемнадцати летнего возраста. Транспортное средство должно принадлежать ему на праве личной (собственности), либо взято им в аренду (напрокат), либо получено через органы социального обеспечения в установленном порядке (владелец), либо страхователь имеет от собственника (владельца) нотариально оформленную доверенность на право пользования (распоряжения) данным транспортным средством (доверенное лицо).Свой риск (имущественный интерес) могут застраховать одновременно все указанные выше лица, эксплуатирующие данное средство транспорта.Страхование средств транспорта производится на случай наступления следующих неблагоприятных событий: повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения), взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, нападения животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение, угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных выше событий.2. Страхование гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства.Введение института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, имеющего общезначимые (публичные) цели и основывающегося на приоритетности охраны жизни, здоровья и имущества потерпевших, явилось результатом большой и напряженной работы, направленной на достижение важной стратегической цели - обеспечение безотлагательного решения проблем безопасности дорожного движения.Суть данного вида страхования заключается в том, что страховая компания берет на себя обязательства перед страхователем (владельцем транспортного средства) возмещать вместо него суммы третьим лицам, которые владелец транспортного средства оплатил или должен уплатить им в силу своей ответственности перед ними в соответствии с гражданским законодательством.Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств осуществляется на основании договора, заключаемого между страховой организацией (страховщик) и страхователем (лицо, заключившее договор страхования со страховщиком).В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» за №446-II ЗРК от 01.07.2003 года в Республике Казахстан, эксплуатация транспортного средства не допускается в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования /2/. При этом договор должен быть заключен с момента возникновения у физического или юридического лица права владения транспортным средством, но не позднее десяти рабочих дней с момента государственной регистрации (перерегистрации) данного транспортного средства в подразделениях дорожной полиции органов внутренних дел.Наиболее распространенным видом страхования ГПО владельца транспортного средства является страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, которое проводится практически во всех развитых странах мира. Это связано с тем, что именно с дорожно-транспортными происшествиями чаще всего связаны случаи причинения вреда третьим лицам. К тому же величина ущерба при этом, особенно в случае серьезной аварии, может измеряться весьма крупными суммами. Кроме того, в ряде стран в обязательном порядке проводится страхование ответственности работодателей перед работниками за нанесение ущерба их здоровью во время выполнения служебных обязанностей, страхование ответственности перевозчиков, некоторые виды страхования профессиональной ответственности и др. При этом в каждой из стран набор видов страхования, проводимых в обязательной форме, индивидуален и зависит от национального законодательства, уровня развития страхования и других факторов /9/.Основной целью указанного вида страхования является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, которым был причинен вред владельцем автотранспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), то есть если причинитель вреда застраховал свою ответственность, то потерпевший не окажется без возмещения своих убытков. В этой связи каждый владелец, эксплуатируя автотранспортное средство, обязан застраховать свою гражданско-правовую ответственность, поскольку автотранспорт является источником повышенной опасности. К средствам автотранспорта относятся автомобили: легковые, грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы, автобусы, троллейбусы, трамваи, мототранспорт, а также прицепы к ним. Страхование осуществляется путем заключения договора страхования между страховщиком (страховой организацией) и страхователем. Договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств прекращает свое действие в случаях: истечения срока действия; досрочного прекращения; осуществления страховщиком страховой выплаты по первому наступившему страховому случаю, если договором или законодательными актами об обязательном страховании не предусмотрено иное. При досрочном прекращении договора обязательного страхования страхователь имеет право на возврат части страховой премии в размерах, предусмотренных Законом. Страховым случаем выступает событие, при котором вред третьим лицам, за который отвечает страхователь, причиняется воздействием автотранспортного средства, находящегося во владении страхователя. Обычно таким событием признается ДТП с участием указанного в договоре страхователя автотранспортного средства. Это событие, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены автотранспортные средства, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб. Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств предусмотрено и как добровольный вид страхования. Параллельное существование указанного вида страхования в обязательной и добровольной формах нередко вводит в заблуждение страхователей. По обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств размеры страховых премий и страховых выплат утверждены Правительством Республики Казахстан. По добровольному виду правила (условия) страхования разрабатываются и тарифы (со ссылкой на источники) устанавливаются страховыми организациями и согласовываются с Национальным банком. Таким образом, изучение теоретических основ транспортного страхования позволило сделать следующие выводы: 1. По своей сути страхование - это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д. 2. Отрасль страхования объединяет виды страховой деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные способы классификации отраслей страхования: по объектам страхования, по критерию ответственности, по принципу однородности рисков и т.д. 3. В зависимости от объекта страхования, имущественное страхование может быть представлено в виде страхования транспортного средства. В этом случае целью страхования является возмещение ущерба владельцу транспортного средства. 4. Также владелец транспортного средства, в соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», должен заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид транспортного страхования призван возместить ущерб третьим лицам, причиненный транспортным средством страхователя. 2. Развитие автотранспортного страхования в Республике Казахстан2.1 Анализ развития отрасли автотранспортного страхования в Республике КазахстанСогласно трактовке Большого экономического словаря, автотранспортное страхование - это специализированная область страхования, связанная с эксплуатацией средств автотранспорта /11, с. 29/. В развитии автотранспортного страхования в нашей стране можно выделить шесть этапов его развития, наглядно представленных в таблице 2. Таблица 2. Этапы развития рынка автотранспортного страхования
|