|
Правовые и экономические аспекты и тенденции развития исламского страхованияp align="left">Сфера страхования жизни объявлено запретной для деятельности зарубежных страховщиков из-за опасения, что может произойти крупный отток капитала из России, поскольку резервы таких страховых компаний будут формироваться за рубежом.Cсогласно статистике в странах Запада операции по личному страхованию обеспечивают страховым организациям до 60% всех поступлений. Среди такафул-операторов не существует жесткого разделения на компании, занимающиеся страхованием жизни, и компанией, специализирующиеся на предоставление других видов страховых услуг. И хотя страхование жизни занимает важное место в деятельности многих исламских страховщиков другие продукты такафул-компании так же среди мусульманского и немусульманского населения. В рамках семейного такафула существует множество других схем, которые могут пользоваться спросом в России: Например, упоминавшиеся уже такафул-сисва, такафул-рават, такафул-сихат и даже такафул-вакф-план, который даст возможность такому богоугодному явлению, как благотворительность, получить еще большее распространение. Заключение С точки зрения рассматриваемой проблематики содержание моей курсовой работы “Правовые и экономические аспекты и тенденции исламского страхования”, где с позиции мусульманской правовой доктрины, которая, как отмечал Л.Р. Сюкияйнен в своей работе “мусульманское право”,выступает на протяжение веков в качестве основной формы существования мусульманского права, рассматривается соответствие страховых отношений нормам шариата. Целью курсовой работы было рассмотрение возможности приспособления отношений в области традиционного страхования к нормам мусульманского права, поскольку не во всех странах и регионах политические и экономические условия способствуют созданию исламских страховых компаний. В своей курсовой работе я рассмотрела такие вопросы как, сущность такафула, основные элементы договора исламского страхования, перспективы исламского страхования в России, динамику роста общих нетто-активов, прибыли до вычета закята и налогов в период с 1996 по 2000г, прибыль до вычета, закята и налогов, таблицу страховых компаний в арабских, неарабских мусульманских, и немусульманских государствах. Поскольку договор страхования и сами страховые отношения не запрещены напрямую в Коране или Сунне, - следовательно, они имеют право на существование. Кроме того, говорят правоведы-сторонники данной позиции, с точки зрения теории интереса в мусульманском праве, все, что приносит пользу обществу, не должно запрещаться При анализе перспективы учреждения исламской страховой компании в России мной были рассмотрены только основные, но далеко не все препятствия, которые могут помешать реализации идей исламского страхования в стране. Например, в соответствии с мнением большинства мусульманских правоведов, оператором или страховщиком в исламском страховании должен выступать мусульманин. Однако, по моему мнению, данное условие не обязательно соблюдать, поскольку в каждой такафул-компании должен быть шариатский наблюдательный совет, в чьи задачи входит оценка осуществляемых компанией сделок с точки зрения их соответствия шариату. Кроме того, во избежание конфликта с российским законодательством, провозглашающим светский характер государства, целесообразнее использовать в названии страховых компаний, действующих в соответствии с мусульманским правом, слово "такафул". Так, например, в странах Юго-Восточной Азии исламские страховые компании называются такафул-компаниями, а на Ближнем Востоке имеют слово "исламский" в названии. Подводя итог, необходимо выделить следующие положения работы: 1) Отношения между страхователем и страховщиком, осуществляемые на основе традиционной модели в большинстве стран мира, не соответствуют ряду существенных положений мусульманского права. Операции в сфере коммерческого страхования относятся к категории "харам" - запрещенных исламом сделок. Такафул, в отличие от коммерческого страхования, не противоречит положениям мусульманского права. 2) Исламское страхование, практикующееся в настоящее время в ряде государств, представляет собой не вид коммерческого страхования, а систему, альтернативную существующей в большинстве стран системе т.н. "традиционного" или "коммерческого" страхования. 3) Регулирование деятельности исламских страховщиков в немусульманских странах целесообразнее осуществлять в рамках законодательства, посвященного коммерческому страхованию, в то время, как в мусульманских странах желательно принимать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере исламского страхования. 4) Отношения в сфере исламского страхования не имеют принципиальных противоречий с законодательством России. Список использованной литературы Список на английском языке [1] Billah Masum.Sources of Law Aaffecting Takaful (Islamic Insurance) //www.islamic-finance.net [2]Billah Masum.Takaful (Islamic Insuranc): an Econjmie Paradigm//www.islamic-finance.net [3]Badawi Zaki. A Model for Mutual Insurance// Islamic Banker .-1998.June.P.18 [4]Billah Masum. Islamic Life Insuranct (Family Takaful)in tne 21-st Centrys Cljbal Economic Reality//www.islamic-finance.net Список на арабском языке. [5]Ийсуф ал-Карадави. Ал-Халал ва-л-харам фи-л-ислам//www.qaradawi.net Приложение Динамика роста общих нетто-активов , прибыли до вычета закята и налогов в период с 1996 по 2000г 1996 1997 1998 1999 2000 48,603,360 65,835,023 99,684,112 116,085,572 143,035,458 63,379,848 79,520,690 99,073,101 107,602,150 113,136,975 Ш Takaful Keluagra Ш Takaful Am Валовые такафул-взносы (MYR,млн)
Глоссарий Амана (араб.- надежность, честность) - договор, по условиям которого одно лицо, выступающее в роли учредителя доверительной собственности, передает другому лицу(доверительному собственнику) имущество для управления в интересах назначенных им бенефицариев (выгодоприобретателей). Отношения сторон по договору Амана могут быть как выраженными, так и подразумеваемыми. Бай'(араб.- продажа)- договор купли-продажи. По условиям договора одна сторона(продавец) обязуется передать товар и перенести право собственности на него на другую сторону(покупателя). В обязанности покупателя входит уплата оговоренной цены и получение приобретенной вещи или предмета. Бай'ас-салам или салам- договор купли-продажи товаров с отсроченной постановкой, по условиям которого цена товара уплачивается вперед, а сам товар предоставляется через оговоренный между продавцом и покупателем промежуток времени. Бай' ас-салам является, по сути, авансовым финансированием, применяется преимущественно в аграрном секторе и схож с договором контрактации. Количество и свойства передаваемого товара, а также время его поставки покупателю должны быть определены. Объектом бай' ас-салам в основном являются движимые вещи, которые могут быть оценены по качеству, количеству и вложенному в их производство труду,- за исключением золота, серебра и др. товаров, могущих заменить деньги. В случае дефекта в предмете договора контракт может быть расторгнут. Бай'би саман аджил(араб.- продажа по отсроченной цене)- договор купли-продажи по отсроченной цене. Согласно условиям данного договора одна сторона(продавец) покупает товар и продает его другой стороне (покупателю) по согласованной цене, включающей издержки, понесенные продавцом. Деньги за товар выплачиваются в будущем целиком или частями. В современном исламском банковском деле данный договор представляет собой сделку между банком и покупателем, где банк приобретает товар по текущей рыночной цене и продает его покупателю по повышенной цене, уплачиваемой в виде частичных платежей, вносимых в течение периода, согласованного между двумя сторонами. Гарар(араб.- неясность, неопределенность; обман) - зд.: элемент неопределенности в предмете договора, или сам договор, где одна или обе стороны введены в заблуждение относительно предмета сделки. Среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Например, в договоре купли-продажи большинством факихов выделяются следующие виды сделок с элементом гарара, являющиеся незаконными с точки зрения шариата: · Продажа неизвестных товаров(напр., содержания закрытой коробки)или неизвестных товаров по несоответствующей цене; · Продажа товаров без их точного описания; · Продажа товаров, которые продавец не может вручить(напр., не родившегося теленка, проданного отдельно от матери); · Продажа товаров без определения фактической цены(напр., продажа по текущей цене); · Продажа безнадежно больного животного или товаров в трюме утонувшего корабля; · Продажа товаров на основе ошибочного описания и др. Гарим(араб.- должник)- зд.: заемщик, не имеющий возможности выплатить сумму долга из имеющихся в его распоряжении средств. Джу'ла (араб.- плата, вознаграждение)- односторонний договор, по условиям которого одна сторона (джа'ил) объявляет о предоставлении вознаграждения любому лицу, которое окажет ей требуемую услугу,- напр., владелец пропавшей вещи, дающий объявление с обещанием премии тому, кто возвратит ему продажу. Лицо, оказавшее такого рода услугу, получает право на оплату своего труда. Кафала(араб.- поручительство)-зд.: договор, по которому одна сторона (поручитель) предоставляет другой стороне (заимодавцу) поручительство, что она отыщет и представит заимодавцу, если он скроется при наступлении срока оплаты долга. С согласия заимодавца поручитель имеет право передать свое обязательство другому лицу. Мандуб(араб.- рекомендуемое)-поступки и действия, не являющиеся обязательными, но поощряемые с точки зрения общества(напр., помощь людям, попавшим в беду и т.д.). Мирас(араб.- наследство;син, ирс, вираса, вирс, турас)-односторонняя сделка, в результате которой от одного лица переходит имущество, права и обязанности к другим лицам. В понятие мирас помимо непосредственно получения имущества наследователя входит уплата его долгов, исполнение оставшихся неисполненными обязательств покойного, выполнение распоряжений по завещанию, опека над семьей умершего и др. Наследникам по закону полагается не менее 2/3 оставленного имущества, а наследникам по завещанию- не более1/3. Среди наследников по закону выделяются три степени родства. 1) родственники 1-й степени: родители, жены, дети; 2) родственники 2-й степени: деды, бабки, братья, сестры, внуки; 3) родственники 3-й степени: дядья, тетки, двоюродные братья и сестры. Родственники 2-й степени могут наследовать только при отсутствии родственников 1-й степени, а родственники 3-й степени могут наследовать , если нет родственников 1 и 2 степеней. При отсутствии очевидных наследников выморочное имущество, как правило, становится общественной собственностью или используется в благотворительных целях. Мубах (араб.- дозволенное)- поступки и действия, которые не осуждаются и не поощряются с точки зрения шариата. В основном это обыденные действия , однако к категории мубах могут быть также отнесены вопросы, связанные с принятием или непринятием новшеств в общественной жизни и быту. Мудараба(араб.- спекуляция)- зд.: институт исламской экономики. По сути, трастовое финансирование. Действовала в торговле на Аравийском полуострове в доисламский период. Суть мудараа заключается в том, что владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Мудариб - участник договора мудараба. Нисаб(араб.- начало, основа)- минимум собственности, подлежащей обложению закятом. Риба(араб.- увеличение, приращение)- в договоре заема любое добавление к сумме основного долга, получаемое заимодавцем в качестве основного условия предоставления средств заемщику. В договоре ссуды риба представляет собой любое несоответствие в количестве товара и времени его поставки. Такафул (араб.- взаимное предоставление гарантии)- исламский договор страхования. Система взаимного сотрудничества и предоставления гарантии, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них. Классический договор такафул должен включать в себя: · специальный механизм обоюдного разделения рисков и предоставления взаимной гарантии; · условия участия в договоре, где держатели полисов являются совладельцами такафул- фондов; · условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами; · условия инвестирования, касающиеся использования уплаченных участниками взносов в не запрещенной исламом деятельности; · условия распределения результатов финансовой деятельности между участниками. Фард(араб.- обязательное)- поступки и правила поведении, по сути, религиозные заповеди. Различаются фард'ал-`айн- обязательные для всех правила и фардал-кифайа - поступки и действия , неисполнение которых может быть объяснено человеческими факторами. Под ал-кифайа также понимается коллективная безопасность, относящаяся ко всей общине в целом. Однако, если данная обязанность уже была выполнена частью общины, другая ее часть не обязана заново выполнять проделанную работу. Некоторые ученые относят к категории фард только предписания, основанные на Коране. И объединяют их с предписаниями, выведенными из хадисов и именуемыми «сунна», в единый источник под названием «ваджиб»(араб.- должное). Харам (араб. запретное)- зд.: - поступки и действия , запретные с точки зрения шариата. Определение тех или иных действий в качестве харам во многом зависит от факиха- интерпретатора, который может оперировать тремя степенями запретных поступков: а) батил однозначно запретные поступки, связанные с нарушением закона и религиозных обязанностей, в) фасид-т.н. «порочные» поступки, последствия которых могут быть признаны действительными с юридической точки зрения, если допущенные нарушения будут преодолены, с) сахих- правильное по форме, но безнравственные по сути, поступки. Хиба (араб.- дар) - договор дарения. Заключается в передаче любой собственности от одного лица к другому лицу без какой-либо компенсации со стороны последнего. Собственность, которая предоставляется в дар, должна существовать в момент дарения. Подаренная вещь не может быть потребована назад,- за исключением особых случаев. Напр., согласно хадису, приведенному ал-Аскалани, отец может забрать дар, врученный им свому сыну, назад, если он оставил без подарка других сыновей. Право на возвращение дара называется радж'. Возврат подаренной вещи должен производиться по решению суда. Хийал (араб.- хитрость, уловка) - юридическая уловка, с помощью которой можно «обойти» некоторые запреты шариата, не нарушая основ ислама. Действия, легализованные с помощью хийал в основном, могут быть отнесены к категории сахих. Аш-Шари'а (араб.- прямой, правильный путь; закон)-зд.: шариат; совокупность закрепленных в Коране и в сунне предписаний, являющихся источником конкретных норм мусульманского права |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |