|
Пособия по временной нетрудоспособностиp align="left">Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.3. Определяется максимально возможный размер дневного пособия. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 №234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 16 125 рублей. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов. Таким образом, впервые поступающий на работу в течение первых шести месяцев работы будет иметь право на получение пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. По истечении шести месяцев работы застрахованное лицо приобретает право на получение пособия в общеустановленных размерах. Это право не может быть утрачено в результате увольнения и пр. 4. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия (или дневного пособия максимально возможного) на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. При этом размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы. Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы по-прежнему будет осуществляться из двух источников: - за счет средств бюджета ФСС РФ - начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности; - за счет средств работодателя - за первые два дня временной нетрудоспособности. Остальные виды пособий (по уходу за больным членом семьи, при карантине, по беременности и родам и др.) полностью (с первого дня) выплачиваются за счет средств бюджета ФСС РФ (ст. 3 Закона). Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Закон №255-ФЗ вступил в силу с 1 января 2007 г. и применяется к страховым случаям, наступившим после дня вступления его в силу. По страховым случаям, наступившим до 1 января 2007 г., пособия исчисляются по нормам Закона №255-ФЗ за период после дня вступления его в силу, если размер пособия, исчисленного в соответствии с Законом №255-ФЗ, превышает размер пособия, полагающийся по нормам ранее действовавшего законодательства. Гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 г. и до вступления в силу Закона №255-ФЗ имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия, полагающийся в соответствии с Законом №255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного максимального размера пособия по временной нетрудоспособности. В случае если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с Законом №255-ФЗ за период до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период (такая ситуация возможна, в частности, при назначении пособий бывшим военнослужащим), за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица. Источники оплаты пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законом зависят от конкретного вида нетрудоспосоности, а также от режима налогообложения работодателя. Законом установлено пять возможных видов временной нетрудоспособности. В 2007 году сохраняется правило, в соответствии с которым работодатели, применяющие общую систему налогообложения, оплачивают первые два дня пособия по временной нетрудоспособности, связанной с утратой трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, за счет собственных средств, а остальной период нетрудоспособности оплачивается за счет средств ФСС. Однако работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, а также те, кто добровольно застрахован в ФСС, как и ранее, выплачивают пособия по заболеваниям и травмам по правилам, установленным для специальных налоговых режимов (дотация из средств ФСС в размере минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц). В четырех случаях больничный уже с первого дня при общем режиме налогообложения оплачивается за счет средств ФСС: 1) необходимость осуществления ухода за больным членом семьи; 2) карантин застрахованного лица, карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; 3) осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 4) долечивание в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения. В этих четырех случаях работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, оплату больничного производят также по правилам, установленным Федеральным законом от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ для таких работодателей. Таким образом, источники выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2007 году по сравнению с 2006 годом не изменились. Ограничения по срокам при оплате больничного листа по заболеванию или травме По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). Однако в данном общем правиле установлены некоторые ограничения. Эти ограничения сроками (кроме ограничения для инвалидов) фактически в России установлены впервые. Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом и имеющему ограничение способности к трудовой деятельности, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня увеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие заболевания туберкулезом. Впервые установлены ограничения по совокупным срокам оплаты больничного по уходу за ребенком или иным членом семьи в течение календарного года. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу: 1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием; 2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком; 3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком; 4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении; 5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении; 6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи. Таким образом, при уходе за больным ребенком ограничения в течение календарного года не установлены только для детей, больных ВИЧ, и для случаев поствакцинальных осложнений. Даже для ухода за детьми-инвалидами установлены ограничения сроком по оплате больничного. Правило об ограничении не распространяется также на случай карантина ребенка до 7 лет. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина. Период карантина для взрослых также не имеет ограничений по сроку оплаты. Следовательно, при оплате больничного за счет средств ФСС теперь в организации подлежит контролю общая продолжительность больничных по уходу за конкретным членом семьи в течение календарного года. Необходимо организовать учет этих сведений при ведении кадрового учета и учета выплат по больничным. Кроме того, необходимо организовать учет условий, в связи с которым выдается конкретный больничный лист. Если на больничный по уходу за ребенком уходит родитель, у которого несколько детей, необходимо осуществлять контроль за периодом нахождения на больничном по уходу за конкретным ребенком. В связи с установкой ограничений по сроку по оплате больничного, на взгляд редакции, следует ожидать введения с отчетности в ФСС РФ за 1 квартал 2007 года нового бланка формы 4-ФСС РФ, в которой будет возможность отражать дни оплачиваемой временной нетрудоспособности. Как и ранее, сохранено общее правило об оплате больничного в зависимости от стажа. Только с 1 января 2007 года в расчет принимается не непрерывный трудовой стаж, как ранее, а страховой стаж. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Исчисление страхового стажа в соответствии с законом производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа будут установлены уполномоченным органом (видимо, приказом Минздравсоцразвития). Пособие по временной нетрудоспособности в общем случае с 1 января 2007 года при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере: 1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; 2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается: 1) при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка; 2) при стационарном лечении ребенка - полностью в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Такая разница в оплате больничного в зависимости от режима лечения ребенка введена впервые. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В соответствии с Федеральным законом РФ от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год", опубликованным в "Российской газете" 29 декабря 2006 года, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц с 1 января 2007 года не могут превышать 16 125 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов. Законом установлено, что в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы. Следовательно, оплата пособия по временной нетрудоспособности должна производиться не только по основному месту работы, но и по месту работы по совместительству по трудовому договору. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. Пособие по временной нетрудоспособности с 1 января 2007 года выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц, вне зависимости от страхового стажа работника, в трех случаях: - если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (за весь период нахождения на больничном); - если зафиксировано нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом (минимум выплачивается с момента нарушения); - если произошла неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы (минимум также выплачивается с момента нарушения). Ранее такие случаи подлежали изучению профсоюзной комиссией по социальному страхованию. С 1 января 2007 года нормы о снижении размера пособия действуют непосредственно в силу закона. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды: 1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; 2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; 3) за период заключения под стражу или административного ареста; 4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы. Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: 1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; 2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления. Следовательно, при организации учета больничных листков в 2007 году необходимо фиксировать точную причину нетрудоспособности, а также возможные элементы нарушения режима, отмеченные в больничном листке, и обосновывать расчет пособия или отказ в назначении пособия по временной нетрудоспособности данными факторами. Продолжительность периода выплаты пособия по беременности и родам равна продолжительности отпуска по беременности и родам, установленной статьей 255 Трудового кодекса РФ, и составляет в общем случае 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей). Как и ранее, в случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Установлено, что в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы. Следовательно, данное пособие можно получать также при работе по совместительству по трудовому договору. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в общем случае осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти. Вводится особый порядок расчета среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за соответствующий период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Таким образом, для расчета пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам определяется средний дневной заработок исходя из количества календарных дней, а не фактически отработанных дней. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. В случае, если исчисленные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, превышают максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия выплачиваются в максимальных размерах. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации. Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. Таким образом, и больничные, и декретные с 1 января 2007 года выплачиваются только вместе с выплатой заработной платы. С 1 января 2007 года отменены все льготы, связанные с определением размера пособия в зависимости от стажа. Так, если ранее работники, имеющие на иждивении троих и более несовершеннолетних детей, вне зависимости от продолжительности непрерывного стажа получали пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% от заработка, то с 1 января 2007 года данная льгота отменена. Однако Законом предусмотрено, что при вступлении данного закона в силу положение работников при получении пособий не может ухудшаться. Гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 года и которые до 1 января 2007 года имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся в соответствии с данным Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере, но не выше установленного максимального размера пособия по временной нетрудоспособности. Следовательно, работающие по состоянию на 1 января 2007 года инвалиды и многодетные мамы сохраняют право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от заработка. Заключение Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: Как было показано в дипломной работе, в настоящее время не все работники охвачены системой обязательного медицинского страхования. В первую очередь это касается работников, занятых у частных предпринимателей - физических лиц в качестве секретарей, домработниц, воспитателей и т.д. В случае если выплаты этой категории работников будут уменьшать налогооблагаемую базу предпринимателей, они будут обязаны выплачивать с данных выплат ЕСН, что автоматически включает указанную категорию работников в систему обязательного медицинского страхования. Также не включенными в систему обязательного медицинского страхования являются так называемые "самозанятые" - частные предприниматели, адвокаты и т.д. Как было указано выше, Конституционный Суд посчитал, что это не умаляет их права, так как они могут участвовать в системе добровольного медицинского страхования. Однако такой подход не представляется верным, так как остальные категории работников, участвуя в системе обязательного медицинского страхования, могут при этом и быть участниками системы добровольного медицинского страхования. В этом случае представляется рациональным законодательное закрепление минимальной суммы ЕСН, которую должны будут обязаны выплачивать данные работники в соответствующие фонды и, естественно, иметь при этом право на получение пособий по временной нетрудоспособности, например, от Союза Предпринимателей. Также представляется рациональным внести в Постановление от 19.10.1994 №21 ФСС РФ "Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" пункт по полному написанию Имени и Отчества пациента, так как в настоящее время данных разъяснений в Инструкции нет, что формально позволяет указывать только инициалы пациента, а это противоречит общим правилам оформления документов. Таким образом, возможность указания в листе временной нетрудоспособности только инициалов пациента выводит данный документ из ряда официальных документов, что представляется нерациональным. Значительной проблемой в настоящее время является проблема "черной" заработной платы. Небезызвестно, что многие работодатели выплачивают большую часть заработной платы своим работников так называемым "черным" налом, в отчетности показывая значительно меньшие суммы заработной платы. Таким образом предприниматели минимизируют сумму уплачиваемых налогов с заработной платы. Однако, естественно, что это уменьшает суммы, выплачиваемые в ФОМС, ПФР и другие внебюджетные фонды, снижая их доходы. Все это, в конечном счете, оказывает отрицательное воздействие на возможности предоставления качественного медицинского, социального, пенсионного обслуживания. Кроме того, в случае временной нетрудоспособности работники, которые большую часть заработной платы получают "черным" налом, будут иметь право на получение пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанного исходя из той суммы заработной платы, которая выплачивается им официально. Доказать, что реальная их заработная плата была значительно выше, практически невозможно. Выплачивать пособие по временной нетрудоспособности в том размере, который полагался бы работникам при официальном оформлении заработной платы в полном размере, работодатели не стремятся. Следовательно, именно в тот момент, когда работнику требуются определенные средства для получения качественного медицинского обслуживания, он их не имеет, так как официально оформляется в большинстве случаев заработная плата, равная минимальному размеру оплаты труда или в размере, незначительно превышающем МРОТ. Представляется необходимым законодательно предусмотреть систему контроля за выплатой заработной платы, минимизирующей возможность выплаты "черной" зарплаты. Это могут быть значительные штрафы как в пользу работников, так и в пользу внебюджетных фондов, в некоторых случаях, когда суммы "черной" заработной платы являются очень значительными, возможно привлечение ответственных лиц и к уголовной ответственности. Кроме того, данная система должна быть действенной и трудно обходимой, в противном случае работодатели будут использовать все возможные лазейки для продолжения той политики, которую они ведут в настоящее время. Необходимо отметить, что на настоящий момент мы рассмотрели только крайнюю форму "черной" заработной платы, когда она не оформляется никак. Однако многими работодателями разработаны и другие схемы, например, когда большая часть заработной платы выплачивается в виде материальной помощи работникам, которая также не облагается ЕСН. Во избежание такого обхода выплат по ЕСН необходимо предусмотреть, что если работодатель регулярно выплачивает крупные суммы материальной помощи работникам, то в таком случае должна быть на данном предприятии проведена проверка, устанавливающая, является ли данная "материальная помощь" действительно материальной помощью, либо это является скрытой формой заработной платы. При установлении фактов выплаты заработной платы через материальную помощь, такого работодателя необходимо обязывать выплатить невыплаченную сумму ЕСН с пеней за просрочку, а также возможно наложение штрафных санкций. В любом случае, решение проблемы "черной" заработной платы необходимо в ближайшее время, поэтому необходимо срочное обсуждение данного вопроса на уровне Государственной Думы Российской Федерации и поиск других путей решения проблемы. Значительной проблемой в настоящее время является проблема обоснования минимального размера оплаты труда. Необходимо приложить максимум усилий, привлечь специалистов для экономического обоснования минимального размера оплаты труда, как это сделано во всех странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время законодательно установленный минимальный размер оплаты труда не обеспечивает не то, что достойного, но и даже нищенского существования. Это обусловлено множеством факторов - значительным разбросом цен на продукты "потребительской корзины" в разных регионах. Так как минимальный размер оплаты труда устанавливается исходя из средних цен на продукты потребительской корзины, то, в тех регионах, цены в которых выше среднего (это в основном касается Центрального региона, а также северных и восточных районов страны, где традиционно заработная плата и цены на продукты были выше среднего уровня), минимальный размер оплаты труда не обеспечивает возможность покупки предусмотренного набора. Таким образом, необходимо предусмотреть дифференциацию минимального размера оплаты труда в зависимости от региона проживания работника. Кроме того, мягко говоря, представляется странным тот факт, что минимальный размер оплаты труда не обеспечивает возможности покупки 100% объема потребительской корзины, что являлось бы разумным, так как каждый человек должен получать такую заработную плату, которая обеспечивала бы, как минимум, оплату коммунальных услуг и покупку того минимального набора, который предоставляется в "потребительской корзине". Однако на настоящий момент минимальный размер оплаты труда не только не дает такой возможности, собственно говоря, он не обеспечивает ни покупку товаров "потребительской корзины" в полном объеме, ни оплату коммунальных услуг. Все это обусловливает необходимость для большинства граждан Российской Федерации оформлять различные субсидии, которые хоть в какой-то мере обеспечивают необходимые траты и выплаты. Представляется необходимым повысить минимальный размер оплаты труда до размера, обеспечивающего необходимые траты и выплаты, в то же время ужесточив порядок и условия получения субсидий, так как в настоящее время возможности их оформления достаточно широки. В современной практике имеются случаи, когда субсидии оформляют "самозанятые", доходы которых не отражены ни в каких документах, поэтому они в состоянии утверждать, что уровень их доходов является очень низким, в связи с чем они не в состоянии производить обязательные выплаты. Необходимо предусмотреть контроль уровня доходов претендентов на субсидии во избежание получения субсидий гражданами, не нуждающимися в них. Таким образом, проблем, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в современной Российской Федерации еще огромное количество, проблемы имеются и в областях, смежных с обозначенной сферой. Так, проблемы определения минимального размера оплаты труда и "черной" заработной платы, строго говоря, не являются проблемами выплаты пособий по временной нетрудоспособности, однако прямо на них воздействуют. Необходимо срочно решать обозначенные проблемы на самом высоком уровне, так как ситуация в стране становится критической. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993. 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2003 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340. 4. Кодекс Законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971 (в ред. Федерального закона от 10.07.2001 №90-ФЗ) // Ведомости ВС РСФСР, 1971, №50, ст. 1007. 5. Федеральный закон Российской Федерации "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29.12.2006 №255-ФЗ // Российская газета. №297, 31.12.2006. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1996 №41-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 13.05.1996, №20, ст. 2321. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.1995 №193-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, №50, ст. 4870. 8. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 №165-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 №10-ФЗ) 88 Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, №29, ст. 3686. 9. Федеральный закон Российской Федерации "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан. Работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан от 31.12.2002 №190-ФЗ // Российская газета, №246. 31.12.2002. 10. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 07.02.2003 №65-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гуртовенко Татьяны Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 245 Налогового Кодекса Российской Федерации и подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" // Вестник Конституционного Суда РФ, №4. 2003. 11. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23.12.2004 №19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан А.И.Березова, Г.А.Васютинской, В.П.Крайнюкова, С.П.Молдашова. С.Н.Панина, В.Н. Потапова, А.И.Пудовкина и В.Н. Юнды, а также жалобой гражданки Л.А.Галаевой // Российская газета, №290, 30.12.2004. 12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 №16-О "По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2000 года №508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" // Собрание законодательства РФ, 10.04.2006, №15. Ст. 1642. 13. Письмо Фонда Социального страхования Российской Федерации от 13.04.2000 №02-18/07-2515 // СПС "Консультант Плюс" - официально документ опубликован не был. 14. Письмо Фонда Социального страхования Российской Федерации от 29.01.2003 №02-18/07-575 // СПС "Консультант Плюс" - официально документ опубликован не был 15. Письмо Фонда Социального страхования Российской Федерации от 29.09.2004 №02-18/063-6549 // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир, №1. 2005. 16. Виноградова З.Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности // Трудовое право, 2006, №3. 17. Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации". М., 2004. 18. Гариков Р.С. Курс Право социального обеспечения. Словарь. Екатеринбург, 2001. 19. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: БЕК, 2001. 20. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М., 1999. 21. Ковалевский С.М. Проблема правового статуса субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве // Страховое право. 2003. №2. 22. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Куренного А.М., Маврина С.П., Хохлова Е.Б. М.: Юристъ, 23. Луганцев В.М. О сфере действия современного трудового права / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М. 2004. 24. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. М.: Проспект, 2003. 25. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.: Городец, 2000. С. 73. 26. Российский средний класс: особенности сознания и поведения // Человек и труд. 2004. №1. 27. Симоненко Г.С. Реформировать социальное страхование необходимо // Человек и труд. 1995. №2. 28. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм. Монография. М., 2003. 29. Трудовое право России: Учебник. Под ред. А.М. Куренного. М.: Юрист, 2004. 30. Трудовое право: Учебник. Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 2003. 31. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М.: Проспект, 2004. С. 389. 32. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. М.: Проспект, 2005. 33. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М.: МЦФЭР, 2004. С. 887 - 888. 34. Энциклопедический словарь медицинских терминов (ЭСМТ).М.,1984.Т.З. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |