|
Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)p align="left">- контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;- определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации; - привлекает в соответствии с законодательством Республики Беларусь банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства; - выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; - осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами Республики Беларусь (2, ст. 33). Важно подчеркнуть, что денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, под которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [10, с.93]. В качестве инструментов денежно-кредитной политики следует назвать: - дисконтную (учетную) политику; - политику минимальных резервов; - политику открытого рынка. Политика учетной ставки (дисконтная, учетная политика) состоит в определении условий, на которых центральный банк покупает (переучитывает) векселя. Ее смысл заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. В случае повышения центральным банком учетной ставки банки стремятся компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита), путем повышения ставок по кредитам. Получается, что повышение официальной учетной ставки в период роста инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям банков, что приводит к их сокращению» Соответственно понижение учетной ставки приведет к обратным последствиям. Так, во время азиатского, бразильского и российского финансовых кризисов 1997-1998 гг. Федеральная резервная система США снижала ставку, чтобы спад производства в развивающихся странах не распространился на США. Идея заключалась в том, что уменьшение рынков сбыта не отразится на общей прибыльности производства, если кредит будет обходиться американским производителям дешевле [10, с.94]. Политика обязательных (минимальных) резервов заключается в том, что к банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов, размер которых устанавливается в определенном соотношении с привлеченными денежными средствами. Обязательные резервы появились как страховка ликвидности кредитных институтов и с этой нее целью существуют до сих пор. Кроме того, политика минимальных резервов является инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций банков. Поэтому изменение нормы обязательных резервов влияет на Рентабельность кредитных учреждений и служит наиболее эффективным антиинфляционным средством [10, с.95]. Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании. Согласно ст. 55 БК Национальный банк Республики Беларусь при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также осуществляет операции с ценными бумагами. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги (фиксирует куре, при достижении которого скупается любой предлагаемый объем; приобретает определенное количество ценных бумаг одного типа независимо от курса предложения и т.п.). Происходит увеличение денежной массы. Если, же целью, центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на стороне предложения, проводя контрактивную политику. Общая тенденция использования денежно-кредитных инструментов в развитых странах заключается в том, чтобы уделять все больше внимания именно политике открытого рынка, что связано со стремлением к регулированию экономики не административными, а рыночными методами. Вместе с тем в условиях «либерализированной экономики» монетарные власти зачастую бессильны перед валютными и финансовыми спекуляциями, что проявилось, например, во время валютно-финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии в 1997--1998 г [10, с.97]. Кроме названных, основных, инструментов денежно-кредитной политики возможно применение и ряда других (депозитная политика, валютная политика и др.). Подчеркнем, что наряду с экономическими, центральный банк может использовать и исключительно административные способы воздействия. Например, возможно применение ограничения кредитования. Этот метод представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Однако общепризнанно, что наиболее рационально использование административного воздействия не систематически, а как вынужденной меры. Тогда административные методы наиболее эффективны. Второй уровень банковской системы Республики Беларусь занимают иные банки. В мировой банковской практике традиционно принято различать универсальные и специальные (специализированные) банки. В основе данного деления лежит такой критерий, как набор банковских услуг. Универсальный банк производит все или подавляющее большинство банковских операций. Специальный банк базируется на каком-либо одном или нескольких видах банковских операций. В настоящее время такое деление банков получило легальное закрепление (2, ст. 71). В настоящее время вполне можно утверждать, что банки на территории Республики Беларусь действуют на основании принципа «универсального банка», сочетающего классические банковские операции (депозитные, кредитные, расчетные) с иными операциями (например, депозитарными операциями, торговлей ценными бумагами и др.). Это утверждение базируется на том, что в целом перечень банковских операций, которые осуществляют банки, соответствует перечню банковских операций, закрепленных в Банковском кодексе, а последний соответствует положениям приложения ко Второй банковской директиве ЕС от 15 декабря 1989 г, содержащего перечень банковских операций. Классифицировать банки на виды можно и по иным основаниям. По форме собственности, на базе которой создается банк, банки подразделяются на банки, образованные на основе государственной собственности, и банки, образованные на основе собственности физических и юридических лиц в различных сочетаниях. По организационно-правовой форме, в которой создается и функционирует банк, различают банки в форме унитарных предприятий и акционерных обществ (закрытых или открытых). Создание банков в иных возможных для коммерческих юридических лиц формах не допускается. По структуре выделяют банки с разветвленной сетью структурных подразделений и без таковой. В соответствии с действующим законодательством банки вправе создавать обособленные подразделения - филиалы и представительства, которые юридическими лицами не являются [29, с.4]. Филиал банка - это обособленное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее банковскую деятельность от имени создавшего его банка. Операции, совершаемые филиалом, находятся в рамках специальной правоспособности банка и тех пределов, которыми наделил данный филиал банк. В соответствии с ранее действовавшим законодательством статус юридического лица имели филиалы банков-нерезидентов, приобретая его с момента регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Согласно действующему Банковскому кодексу (гл. 11) иностранный банк вправе создавать на территории Республики Беларусь дочерний банк, являющийся юридическим лицом, и представительство, таковым не являющееся. Представительством банка является отдельное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения, которое не обладает правом совершения банковских операций. Его основная функция - представительство и защита интересов банка, пропаганда его услуг среди потенциальных клиентов. При открытии представительства банк обязан уведомить об этом Национальный банк. Помимо филиалов и представительств банки вправе создавать их структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.), не имеющие самостоятельного баланса и осуществляющие расчетное, кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции, определяемые Национальным банком (2, ст.87). По составу уставного фонда банки можно подразделить на банки, уставный фонд которых полностью образован за счет взносов белорусских юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь, и банки с иностранными инвестициями. Последние в свою очередь делятся на банки со 100-процентным иностранным капиталом (дочерние банки иностранных банков) и банки с определенной долей иностранного капитала, переданного нерезидентами в уставный фонд банка. В соответствии с действующим законодательством (2, ст.90) Национальный банк по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь, которая рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам, в уставных фондах банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. При превышении установленной квоты Национальный банк прекращает регистрацию банков с иностранными инвестициями и вправе запретить увеличение уставного фонда банков за счет средств нерезидентов. В специальной литературе проводят деление коммерческих банков на крупные, средние и мелкие. Причем из-за отсутствия легального критерия для классификации, критерии для такого деления предлагаются весьма различные, в частности, размер уставного фонда банка, доля в банковской системе государства, размер размещенных банком средств и др. В Республике Беларусь выделяют группу системообразующих банков, доля которых в общем объеме активных операций банков республики составляет в настоящее время более 85 процентов [18, с. 34]. К ним относятся ОАО «СБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», АО «Приорбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк» и образованный в результате реорганизации в форме слияния ОАО «Белбизнесбанк» и ОАО «Белорусский банк развития» ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк». Порядок создания и прекращения деятельности банков регулируется специальной Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 июня 2001 г. Особенности создания банков на территории СЭЗ установлены в Правилах создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28 июня 2001 г. Банк получает статус юридического лица с момента его государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. В качестве учредителей банка могут выступать физические и юридические лица. Учредитель банка не может являться учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность; индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности, но процесс прекращения деятельности еще не завершен; индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность или учредителем (участником) юридического лица, ликвидированного на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет, а также лицом, имеющим задолженность по заработной плате и / или платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе и учредителем таких юридических лиц. В качестве учредителей не могут выступать лица, ограниченные по суду в праве на осуществление предпринимательской деятельности, а также общественные объединения, преследующие политические цели. Несоответствие учредителя указанным требованиям может повлечь согласно ст. 82 Банковского кодекса отказ в государственной регистрации банка. Учредители банка не имеют права выходить из состава учредителей в течение трех лет со дня его государственной регистрации (2, ст.123). Уставный фонд создаваемого банка должен быть полностью оплачен к моменту подачи пакета регистрационных документов для регистрации. Размер уставного фонда зависит от состава учредителей. Минимальный размер уставного фонда для банков, создаваемых учредителями-резидентами, а также банков с иностранными инвестициями составляет 5 млн. ЕВРО. Уставный фонд в минимальном размере должен быть полностью оплачен в денежной форме. Денежные взносы в уставный фонд могут осуществляться как в национальной денежной единице, так и в СКВ. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в уставный фонд. Средства, поступающие в счет оплаты уставного фонда, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком в другом банке. Средства с временного счета могут быть использованы только по двум направлениям: либо для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации, либо для возврата учредителям. Уставный фонд может быть сформирован только за счет собственных средств учредителей. Привлеченные денежные средства направлены на образование уставного фонда быть не могут (2, ст.75, 76). Доля неденежного взноса в уставном фонде, сформированном в размере свыше минимального, не должна превышать 20 процентов в первые два года после государственной регистрации банка и 10 процентов в последующие годы (2, ст. 113). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, предусмотрен ст. 80 и 89 Банковского кодекса и зависит от организационно-правовой формы, в которой создается банк и состава уставного фонда (наличия или отсутствия в нем иностранных инвестиций). Решение о государственной регистрации банка или об отказе в регистрации должно быть принято Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления пакета документов, необходимых для регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направляет учредителям уведомление о регистрации. На основании решения о государственной регистрации принимается решение о выдаче банку общей лицензии на совершение банковских операций. Отказать в регистрации Национальный банк может по основаниям, предусмотренным ст. 82 Банковского кодекса, в частности: - при порочности состава учредителей, т.е. несоответствии учредителей, предъявляемым к ним вышеуказанным требованиям; - в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера квалификационным (отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству каким-либо подразделением банка, у кандидатуры на должность главного бухгалтера - высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка) и иным требованиям (например, наличие непогашенной или неснятой судимости, привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу и др.). Недостаточность квалификации может быть установлена специальной комиссией Национального банка: - при выявлении в документах, представленных для государственной регистрации, недостоверной информации; - в случае нарушения установленного законодательством порядка создания банка. Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано учредителями в судебном порядке. Деятельность банка может быть прекращена путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации, основания и процедура которых в целом совпадают с прекращением деятельности коммерческих юридических лиц по Гражданскому кодексу с учетом особенностей, закрепленных в Банковском кодексе и Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков [29, с.7]. Ликвидация банка возможна в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация деятельности (по решению учредителей (участников) банка) возможна только с письменного согласия Национального банка, т.е. носит разрешительный характер. Принудительная ликвидация осуществляется по решению хозяйственного суда или Национального банка, за исключением банков с иностранными инвестициями, которые с учетом общего законодательства могут быть ликвидированы только в судебном порядке. В соответствии с ранее действовавшим Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков от 15.06.98 г. был закреплен примерный перечень оснований ликвидации банков по решению суда, который совпадал с п. 2 ст. 57 ГК, в частности, непринятие решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создан банк, или достижение цели, ради которой он создан, осуществление деятельности без лицензии, либо деятельности запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, или признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Новейшее банковское законодательство такого перечня не содержит, а соответственно, следует применять общие положения гражданского законодательства, а именно, ст. 57 ГК. Решение о ликвидации в административном порядке, т.е. по решению Правления Национального банка, в соответствии со ст. 103 БК может быть принято только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Перечень оснований ликвидации по решению регистрирующего органа в настоящее время содержится в акте общего законодательства, а именно, в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Таковыми, в частности, применительно к банкам являются: нарушение сроков регистрации акций в случае создания банка в форме АО, нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, а также неосуществление предусмотренной учредительными документами предпринимательской (банковской) деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление Национальному банку и налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности. Ликвидационная комиссия создается органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния банка и удовлетворяет требования вкладчиков и кредиторов банка в порядке очередности, установленной ст. 105 Банковского кодекса: - в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; - во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате выходных пособий; - в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; - в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка; - в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты; - в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования; - в седьмую очередь - требования всех остальных кредиторов. Требования вкладчиков и кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяется после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия подает иск о банкротстве банка. Процедура банкротства осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве [29, с.8]. В отличие от ликвидации при реорганизации банков, по общему правилу, осуществляется переход прав и обязанностей в порядке правопреемства. В связи с этим в соответствии со ст. 102 Банковского кодекса при реорганизации банков путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданному банку переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные банки. При разделении и выделении Национальный банк решает вопрос о выдаче лицензий образованным в результате такой реорганизации банкам, принимая во внимание лицензии, на основании которых действовал реорганизованный банк. Реорганизация банка может быть осуществлена по решению учредителей (участников), а в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (7, п. 67). Банковским законодательством установлены специфические особенности реорганизации банков в той или иной форме. В частности, слияние возможно только банка с банком, при добровольном слиянии только с письменного разрешения Национального банка, присоединение банка допускается только к другому банку (присоединиться же к банку может как банк, так и небанковская кредитно-финансовая организация). Разделение и выделение банков допускается при условии, если уставный фонд банков, созданных в результате реорганизации, остается в пределах минимально установленного размера уставного фонда для банков. В случае если разделение или выделение влечет уменьшение уставных фондов, создаваемых в результате реорганизации банков по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, необходимо уведомление кредиторов реорганизуемого банка, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является этот банк, и возмещения убытков. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |