Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов
етвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.Функции коммерческого банка:1) посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Беленькая. О.И. Анализ влияния инструментов кредитно-денежной политики банка России на параметры реальных инвестиций//Аудит и финансовый анализ.-2004.-№2.-210 с.Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.2) стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Коммерческие банки, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994 г. - 400с.3) посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика, 1995 - 480 с.Т.о., основными функциями Центрального Банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.Коммерческие банки в свою очередь выполняют следующие функции в экономической системе:· посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц;· стимулирование накоплений в хозяйстве;· посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.2. Состояние банковской системы в период экономического кризиса2.1 Антикризисные меры правительства РФ и влияние их на ситуацию в банковской системеБанк России совместно с Правительством в сентябре 2008 г. - мае 2009 г. осуществили комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь - на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономики страны.1. В конце апреля 2009 г. Банком России было принято решение о снижении ставки рефинансирования с 13 до 12,5% (Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У). Кроме того, ставка рефинансирования была повторно снижена с 14 мая до 12% (Указание Банка России № 2230-У от 13.05.2009). Представляется, что данная мера позволит оживить кредитный рынок страны, так как оказывает воздействие на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по ссудам и депозитам кредитных организаций для юридических и физических лиц. Уменьшение размера процентной ставки происходило с учетом того, что на данном этапе нужно, хотя это и не всегда возможно, сделать кредиты более доступными - в идеале не более 16% для конечного потребителя, при том, что в некоторых банках ставки по кредитам для бизнеса и населения достигают 20-30%. Помощь банкам будет увязана с обязательствами по расширению кредитования экономики. Сколько средств государственной помощи получит банк, в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Надо найти золотую середину, при которой и банковский сектор будет поддержан, и деньги дойдут до конечного потребителя. В. В. Путин. 22 апреля. Совещание по экономическим вопросам в Правительстве России.2. Банк России продолжает работу по повышению доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.Положениеот12.11.2007№312-П "ОпорядкепредоставленияБанкомРоссиикредитныморганизациямкредитов,обеспеченныхактивами" является основополагающим нормативным актом Банка России, регулирующим получение кредитными организациями кредитов Банка России, выдаваемых под обеспечение. Таким обеспечением до недавнего времени являлись облигации, векселя, а также права требования по кредитным договорам.Содержание данного Положения было дополнено Указанием от 16.12.2008 № 2151-У. Цель этих дополнений - расширение возможностей банков для получения дополнительной ликвидности. Теперь кредиты Банка России, предоставляемые кредитным организациям (кроме внутридневных кредитов и кредитов овернайт), могут быть обеспечены не только активами, но и поручительствами банков.Кроме того, расширен перечень видов экономический деятельности, которые могут осуществлять организации, чьи обязательства принимаются в обеспечение кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России № 312-П (в том числе за счет сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли). Предоставлена возможность кредитным организациям получить в Банке России рефинансирование в соответствии с Положением № 312-П под кредиты, предоставленные субъектам Российской Федерации, соответствующим требованиям, установленным Банком России, государственным унитарным предприятиям, обществам с ограниченной ответственностью, субъектам малого предпринимательства пункт 3.6, подпункт 3.6.4 Положения № 312-П.Были приняты решения о снижении уровня рейтинга организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России в соответствии с Положением № 312-П (пункт 1.6 Указания № 2151-У).Также Банк России принял решение о снижении процентных ставок по кредитам Банка России, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 312-П. Процентная ставка по кредитам установлена на следующем уровне: на срок до 90 календарных дней - в размере 11% годовых; на срок от 91 до 180 календарных дней - в размере 11,5% годовых; на срок от 181 до 365 календарных дней - в размере 12 % годовых.3. Важным шагом в направлении расширения возможностей банковского сектора по привлечению денежных средств, позволяющих поддерживать кредитную активность банков, стало ПоложениеБанкаРоссииот16октября2008г.№323-П "ОпредоставленииБанкомРоссиироссийскимкредитныморганизациямкредитовбезобеспечения". Разработка этого нормативного акта стала возможной в связи с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (последние изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 317-ФЗ "О внесении изменений в ст.46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").В рамках данного Положения были установлены порядок и условия предоставления Банком России кредитов в валюте Российской Федерации без обеспечения российским кредитным организациям, а также перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, и требования к кредитным организациям, которым предоставляются указанные кредиты.Данный инструмент был позитивно воспринят кредитными организациями, и о его востребованности наглядно свидетельствуют объемы уже предоставленных Банком России кредитов без обеспечения (более 1,5 трлн. руб.).В соответствии с указанным Положением для каждой кредитной организации, заключившей с Банком России генеральное соглашение, Банк России устанавливает:· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределах которой Банк России может предоставлять кредитной организации денежные средства по кредитным договорам (лимит по кредитному риску);· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределах которой кредитная организация вправе подавать заявки в ходе кредитного аукциона (далее - лимит на заявки).Лимит по кредитному риску для кредитной организации устанавливается Банком России исходя из размера собственных средств (капитала) кредитной организации, рейтинга кредитной организации и иных показателей.В случае снижения рейтинга кредитной организации, с которой Банк России ранее заключал кредитный договор (имеет заключенный кредитный договор), в соответствии с настоящим Положением ниже минимальных уровней, установленных Банком России в настоящем Положении или в соответствии с ним, но не ниже чем на два уровня от таких минимальных уровней, Банк России может принять решение о продолжении заключения с указанной кредитной организацией кредитных договоров на период до трех месяцев с даты такого снижения.Банк России готов оказать финансовую помощь банкам при их слиянии и присоединении.Это делается для поддержки процесса консолидации российского банковского сектора.Таким образом, в случае, если банки, планирующие реорганизацию, столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговым обязательствам, они могут сообщить об этом в Банк России и им может быть повышен лимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения.В апреле 2009 г. было принято Указание№2202-У "ОвнесенииизмененийвПоложениеБанкаРоссии№323-П", в соответствии с которым срок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения увеличен до 1 года. Кроме того, форма генерального соглашения о предоставлении кредитов без обеспечения была исключена из названного нормативного акта и доводится до сведения кредитных организаций Банком России.4. Еще одной важной антикризисной мерой стало расширение в 2008-2009 гг. Ломбардного списка Банка России.Он был расширен путем включения ряда выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, акций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, а также биржевых облигаций. Например, была предусмотрена возможность включения в Ломбардный список Банка России облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", при условии, что обязательства эмитента по указанным облигациям обеспечены солидарным поручительством "АИЖК".Кроме того, уточнены требования к отдельным видам ценных бумаг для включения их в Ломбардный список Банка России или исключения из него. УказаниеБанкаРоссииот27ноября2008г.№2134-У "Оперечнеценныхбумаг,входящихвЛомбардныйсписокБанкаРоссии" дополнено положением, в соответствии с которым для включения в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, в том числе биржевых облигаций, а также акций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, должны соблюдаться следующие условия:· ценные бумаги должны быть выпущены эмитентом, входящим в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, образованной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 957;· ценные бумаги должны быть включены в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи, действующей на территории России. Указание Банка России от 9.02.2009 № 2180-У5. В январе 2009 г. территориальные учреждения Банка России начали заключение генеральных соглашений с кредитными организациями о совершении сделок прямого РЕПО на Фондовой бирже ММВБ в соответствии с Положением Банка России от 28.11.2008 № 329-П "Об условиях совершении Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на фондовой бирже ММВБ".В соответствии с Положением № 329-П на Фондовой бирже ММВБ совершаются сделки по покупке Банком России (продаже кредитной организацией) ценных бумаг с обязательством Банка России по обратной продаже (обязательством кредитной организации по обратной покупке) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве по истечении определенного условиями такой сделки срока. Сделки совершаются с акциями и облигациями, включенными в Ломбардный список Банка России и допущенными к обращению на Фондовой бирже ММВБ.6. Для нормализации ситуации в финансовой системе важнейшей задачей также является повышение капитализациибанковского сектора.Капитал традиционно играет роль "буфера", компенсируя текущие потери банка. Без повышения уровня капитализации кредитных организаций невозможно поддержание устойчивого темпа кредитования российской экономики и покрытие принятых рисков, недооцененных банками в период активной экспансии.В текущих условиях важным источником роста капитала банков являются субординированные кредиты. В соответствии с Федеральнымзаконом "ОдополнительныхмерахпоподдержкефинансовойсистемыРоссийскойФедерации" в рамках антикризисного пакета субординированные кредиты предоставлены ряду крупных банков В результате реализации указанных мер величина капитала банковского сектора за ноябрь 2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре тенденция увеличения капитала сохранилась: без учета Сбербанка России он увеличился на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показатель достаточности капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 16,3% на 1 декабря 2008 года.В отношении банков, не имеющих достаточной ликвидности для своевременного удовлетворения заявленных требований вкладчиков и кредиторов и объем обязательств которых существенно превышает объем активов в их реальной оценке, Банком России совместно с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) проводится работа по предотвращению банкротства таких кредитных организаций на основании Федеральногозакона "Одополнительныхмерахдляукреплениястабильностибанковскойсистемывпериоддо31декабря2011года". В соответствии с указанным законом АСВ вправе оказывать финансовую помощь лицам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных Банком России кредитов АСВ в соответствии с указанным законом для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства отдельных кредитных организаций составила 114,3 млрд. рублей.7. В феврале 2009 г. был принят Федеральныйзаконот28.02.2009№28-ФЗ "ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон "Обанкахибанковскойдеятельности", предусматривающий, в частности, необходимость достижения действующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее 90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн. руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных мер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, которые не имеют ресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения, а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив развития.8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных процедур предусмотрены УказаниемБанкаРоссии "ОвнесенииизмененийвИнструкцию№109-И "ОпорядкепринятияБанкомРоссиирешенияогосударственнойрегистрациикредитныхорганизацийивыдачелицензий" и УказаниемБанкаРоссии "ОвнесенииизмененийвПоложение№230-П "Ореорганизациикредитныхорганизацийвформеслиянияиприсоединения". Предусматривается, в том числе, сокращение до 1 месяца срока рассмотрения документов для государственной регистрации кредитной организации, создаваемой в результате слияния, за счет направления их непосредственно в центральный аппарат Банка России (минуя его территориальное учреждение).9. Для минимизации воздействия падения фондового рынка на финансовые результаты Банк России предоставил кредитным организациям право разового изменения учетной политики в 2008 г., в том числе позволяющее перевести ценные бумаги из торгового в инвестиционный портфель с целью предотвращения фиксации убытков от падения рыночной стоимости ценных бумаг в случае намерения банка удерживать бум. Указание Банка России от 17.11.2008 № 2129-У «О переклассификации ценных бумаг по оценочным категориям»
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.