бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов

етвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка:

1) посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Беленькая. О.И. Анализ влияния инструментов кредитно-денежной политики банка России на параметры реальных инвестиций//Аудит и финансовый анализ.-2004.-№2.-210 с.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

2) стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Коммерческие банки, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994 г. - 400с.

3) посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика, 1995 - 480 с.

Т.о., основными функциями Центрального Банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Коммерческие банки в свою очередь выполняют следующие функции в экономической системе:

· посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц;

· стимулирование накоплений в хозяйстве;

· посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

2. Состояние банковской системы в период экономического кризиса

2.1 Антикризисные меры правительства РФ и влияние их на ситуацию в банковской системе

Банк России совместно с Правительством в сентябре 2008 г. - мае 2009 г. осуществили комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь - на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономики страны.

1. В конце апреля 2009 г. Банком России было принято решение о снижении ставки рефинансирования с 13 до 12,5% (Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У). Кроме того, ставка рефинансирования была повторно снижена с 14 мая до 12% (Указание Банка России № 2230-У от 13.05.2009). Представляется, что данная мера позволит оживить кредитный рынок страны, так как оказывает воздействие на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по ссудам и депозитам кредитных организаций для юридических и физических лиц. Уменьшение размера процентной ставки происходило с учетом того, что на данном этапе нужно, хотя это и не всегда возможно, сделать кредиты более доступными - в идеале не более 16% для конечного потребителя, при том, что в некоторых банках ставки по кредитам для бизнеса и населения достигают 20-30%. Помощь банкам будет увязана с обязательствами по расширению кредитования экономики. Сколько средств государственной помощи получит банк, в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Надо найти золотую середину, при которой и банковский сектор будет поддержан, и деньги дойдут до конечного потребителя. В. В. Путин. 22 апреля. Совещание по экономическим вопросам в Правительстве России.

2. Банк России продолжает работу по повышению доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Положение от 12.11.2007 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами" является основополагающим нормативным актом Банка России, регулирующим получение кредитными организациями кредитов Банка России, выдаваемых под обеспечение. Таким обеспечением до недавнего времени являлись облигации, векселя, а также права требования по кредитным договорам.

Содержание данного Положения было дополнено Указанием от 16.12.2008 № 2151-У. Цель этих дополнений - расширение возможностей банков для получения дополнительной ликвидности. Теперь кредиты Банка России, предоставляемые кредитным организациям (кроме внутридневных кредитов и кредитов овернайт), могут быть обеспечены не только активами, но и поручительствами банков.

Кроме того, расширен перечень видов экономический деятельности, которые могут осуществлять организации, чьи обязательства принимаются в обеспечение кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России № 312-П (в том числе за счет сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли). Предоставлена возможность кредитным организациям получить в Банке России рефинансирование в соответствии с Положением № 312-П под кредиты, предоставленные субъектам Российской Федерации, соответствующим требованиям, установленным Банком России, государственным унитарным предприятиям, обществам с ограниченной ответственностью, субъектам малого предпринимательства пункт 3.6, подпункт 3.6.4 Положения № 312-П.

Были приняты решения о снижении уровня рейтинга организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России в соответствии с Положением № 312-П (пункт 1.6 Указания № 2151-У).

Также Банк России принял решение о снижении процентных ставок по кредитам Банка России, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 312-П. Процентная ставка по кредитам установлена на следующем уровне: на срок до 90 календарных дней - в размере 11% годовых; на срок от 91 до 180 календарных дней - в размере 11,5% годовых; на срок от 181 до 365 календарных дней - в размере 12 % годовых.

3. Важным шагом в направлении расширения возможностей банковского сектора по привлечению денежных средств, позволяющих поддерживать кредитную активность банков, стало Положение Банка России от 16 октября 2008 г. 323-П "О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения". Разработка этого нормативного акта стала возможной в связи с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (последние изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 317-ФЗ "О внесении изменений в ст.46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

В рамках данного Положения были установлены порядок и условия предоставления Банком России кредитов в валюте Российской Федерации без обеспечения российским кредитным организациям, а также перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, и требования к кредитным организациям, которым предоставляются указанные кредиты.

Данный инструмент был позитивно воспринят кредитными организациями, и о его востребованности наглядно свидетельствуют объемы уже предоставленных Банком России кредитов без обеспечения (более 1,5 трлн. руб.).

В соответствии с указанным Положением для каждой кредитной организации, заключившей с Банком России генеральное соглашение, Банк России устанавливает:

· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределах которой Банк России может предоставлять кредитной организации денежные средства по кредитным договорам (лимит по кредитному риску);

· максимально допустимую совокупную сумму денежных средств, в пределах которой кредитная организация вправе подавать заявки в ходе кредитного аукциона (далее - лимит на заявки).

Лимит по кредитному риску для кредитной организации устанавливается Банком России исходя из размера собственных средств (капитала) кредитной организации, рейтинга кредитной организации и иных показателей.

В случае снижения рейтинга кредитной организации, с которой Банк России ранее заключал кредитный договор (имеет заключенный кредитный договор), в соответствии с настоящим Положением ниже минимальных уровней, установленных Банком России в настоящем Положении или в соответствии с ним, но не ниже чем на два уровня от таких минимальных уровней, Банк России может принять решение о продолжении заключения с указанной кредитной организацией кредитных договоров на период до трех месяцев с даты такого снижения.

Банк России готов оказать финансовую помощь банкам при их слиянии и присоединении. Это делается для поддержки процесса консолидации российского банковского сектора.

Таким образом, в случае, если банки, планирующие реорганизацию, столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговым обязательствам, они могут сообщить об этом в Банк России и им может быть повышен лимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения.

В апреле 2009 г. было принято Указание 2202-У "О внесении изменений в Положение Банка России 323-П", в соответствии с которым срок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения увеличен до 1 года. Кроме того, форма генерального соглашения о предоставлении кредитов без обеспечения была исключена из названного нормативного акта и доводится до сведения кредитных организаций Банком России.

4. Еще одной важной антикризисной мерой стало расширение в 2008-2009 гг. Ломбардного списка Банка России.

Он был расширен путем включения ряда выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, акций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, а также биржевых облигаций. Например, была предусмотрена возможность включения в Ломбардный список Банка России облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", при условии, что обязательства эмитента по указанным облигациям обеспечены солидарным поручительством "АИЖК".

Кроме того, уточнены требования к отдельным видам ценных бумаг для включения их в Ломбардный список Банка России или исключения из него. Указание Банка России от 27 ноября 2008 г. 2134-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России" дополнено положением, в соответствии с которым для включения в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, в том числе биржевых облигаций, а также акций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, должны соблюдаться следующие условия:

· ценные бумаги должны быть выпущены эмитентом, входящим в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, образованной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 957;

· ценные бумаги должны быть включены в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи, действующей на территории России. Указание Банка России от 9.02.2009 № 2180-У

5. В январе 2009 г. территориальные учреждения Банка России начали заключение генеральных соглашений с кредитными организациями о совершении сделок прямого РЕПО на Фондовой бирже ММВБ в соответствии с Положением Банка России от 28.11.2008 № 329-П "Об условиях совершении Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на фондовой бирже ММВБ".

В соответствии с Положением № 329-П на Фондовой бирже ММВБ совершаются сделки по покупке Банком России (продаже кредитной организацией) ценных бумаг с обязательством Банка России по обратной продаже (обязательством кредитной организации по обратной покупке) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве по истечении определенного условиями такой сделки срока. Сделки совершаются с акциями и облигациями, включенными в Ломбардный список Банка России и допущенными к обращению на Фондовой бирже ММВБ.

6. Для нормализации ситуации в финансовой системе важнейшей задачей также является повышение капитализации банковского сектора. Капитал традиционно играет роль "буфера", компенсируя текущие потери банка. Без повышения уровня капитализации кредитных организаций невозможно поддержание устойчивого темпа кредитования российской экономики и покрытие принятых рисков, недооцененных банками в период активной экспансии.

В текущих условиях важным источником роста капитала банков являются субординированные кредиты. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" в рамках антикризисного пакета субординированные кредиты предоставлены ряду крупных банков В результате реализации указанных мер величина капитала банковского сектора за ноябрь 2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре тенденция увеличения капитала сохранилась: без учета Сбербанка России он увеличился на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показатель достаточности капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 16,3% на 1 декабря 2008 года.

В отношении банков, не имеющих достаточной ликвидности для своевременного удовлетворения заявленных требований вкладчиков и кредиторов и объем обязательств которых существенно превышает объем активов в их реальной оценке, Банком России совместно с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) проводится работа по предотвращению банкротства таких кредитных организаций на основании Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". В соответствии с указанным законом АСВ вправе оказывать финансовую помощь лицам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных Банком России кредитов АСВ в соответствии с указанным законом для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства отдельных кредитных организаций составила 114,3 млрд. рублей.

7. В феврале 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.02.2009 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предусматривающий, в частности, необходимость достижения действующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее 90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн. руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных мер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, которые не имеют ресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения, а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив развития.

8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных процедур предусмотрены Указанием Банка России "О внесении изменений в Инструкцию 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий" и Указанием Банка России "О внесении изменений в Положение 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения". Предусматривается, в том числе, сокращение до 1 месяца срока рассмотрения документов для государственной регистрации кредитной организации, создаваемой в результате слияния, за счет направления их непосредственно в центральный аппарат Банка России (минуя его территориальное учреждение).

9. Для минимизации воздействия падения фондового рынка на финансовые результаты Банк России предоставил кредитным организациям право разового изменения учетной политики в 2008 г., в том числе позволяющее перевести ценные бумаги из торгового в инвестиционный портфель с целью предотвращения фиксации убытков от падения рыночной стоимости ценных бумаг в случае намерения банка удерживать бум. Указание Банка России от 17.11.2008 № 2129-У «О переклассификации ценных бумаг по оценочным категориям»

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.