|
Банки и их роль в рыночной экономикеp align="left">Согласно Указанию №2005-У оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия. За основу оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности взяты подходы (включая граничные значения показателей), определенные Указанием Банка России №1379-У.Вместе с тем в Указание №2005-У, в отличие от Указания Банка России №1379-У , включен ряд новых положений, а именно: -использование при оценке показателей группы оценки капитала и доходности их прогнозных значений в целях учета тенденций изменения показателей при присвоении им балльной оценки; -оценка прозрачности структуры собственности кредитной организации выделена в самостоятельный компонент оценки; -перечень показателей оценки качества управления банка дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском; -перечни вопросов, используемых для оценки показателей состояния систем управления рисками и внутреннего контроля, уточнены и дополнены новыми качественными характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка и процедур. В целях методической поддержки кредитных организаций в вопросах совершенствования систем внутреннего контроля предполагается дополнить ранее изданный Банком России нормативный акт, устанавливающий правила внутреннего контроля в кредитных организациях, рекомендациями по содержанию планов действий кредитных организаций на случай непредвиденных обстоятельств. Реализация в нормативной базе Банка России положений Базеля II В соответствии с планами Банка России по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов деятельности рабочей группы Банка России по внедрению рекомендаций этого документа, в 2008 году планируется завершение работы над проектами Указания о внесении изменений в Инструкцию Банка России "Об обязательных нормативах банков" и Положения Банка России "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2007 года были размещены в интернет -представительстве Банка России для рассмотрения банковским сообществом. В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного риска-- базовый индикативный подход. Планируется также подготовить проект нормативного акта Банка России, предусматривающего реализацию в Российской Федерации компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II. Дальнейшая работа по реализации Базеля II (в том числе его усовершенствованных подходов, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2008 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев. Совершенствование подходов к регулированию риска ликвидности Направления по изменению подходов к регулированию рисков ликвидности, действующих в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков", выработаны с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также экспертов проекта ЕС/ТАСИС и предполагают внедрение в систему регулирования риска ликвидности так называемой концепции денежных потоков. Указанные направления предусматривают: -замену действующего норматива мгновенной ликвидности (Н2) на норматив краткосрочной ликвидности. Методика расчета норматива краткосрочной ликвидности предлагает принципиально новый подход к ограничению риска ликвидности, базирующийся на сопоставлении объемов поступления и оттока денежных средств, генерируемых в течение расчетного периода активами/обязательствами любой срочности (концепция денежных потоков), тогда как действующий в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков" под ход обязывает банки соблюдать определенные соотношения активов и пассивов фиксированной срочности; -использование при расчете нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4) так называемых "поведенческих корректировок" -- элементов прогнозного определения значений отдельных компонентов, характеризующих состояние ликвидности, базирующихся на накопленных статистических данных о величине минимального остатка на счетах клиентов банка. Данный подход реализован в Указании Банка России от 31 марта 2008 года №1991-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И "Об обязательных нормативах банков", вступившим в силу 30 апреля 2008 года; -расширение перечня ликвидных активов (включение в ликвидные активы долевых ценных бумаг российских эмитентов). Совершенствование подходов к оценке кредитного риска Предполагается распространить подходы по формированию резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам и объединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка России о внесении изменений в Положение Банка России №254-П, на суды, доставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются на портфельной основе. В целях применения в надзоре за кредитными организациями профессионального суждения при оценке ссудной задолженности подготовлен проект указания Банка России о внесении изменений в пункт 9.5 Положения Банка России №254-П, предусматривающий определение процедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения к кредитным организациям мер надзорного реагирования. Для решения проблем, возникающих при оценке качества ссудной задолженности при представлении заемщиком недостоверной отчетности или отчетности сомнительного качества, предполагается установить требование об отнесении ссуд к III категории качества с формированием резерва в размере не менее 50% от суммы задолженности в случае, если были выявлены факты представления заемщиком в кредитную организацию сведений, отличных от сведений, представленных иным пользователям, и указанные сведения и отчетность использовались кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика для определения категории качества ссуды и размера резерва. В целях реализации федеральных законов, касающихся сферы потребительского кредитования, дальнейшей оптимизации его условий планируется издание нормативных и рекомендательных актов Банка России, обеспечивающих и дополнительно гарантирующих права и законные интересы заемщиков --потребителей банковских услуг. Более пристальное внимание в 2008 году будет оказано реализации Банком России в пределах своей компетенции мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг, особенно в области потребительского кредитования. Инспектирование В 2008 году в целях получения информации о состоянии кредитной организации в ходе проверок особое внимание будет уделяться следующим вопросам: -оценке управления кредитным риском, в том числе при потребительском кредитовании, качеству внутренних регламентирующих документов кредитных организаций, их соответствию требованиям нормативных актов Банка России; -адекватности и эффективности методик классификации заемщиков -- юридических и физических лиц с точки зрения оценки их финансового состояния и платежеспособности; -оценке организации и качества управления рыночным риском; -проверке операций с ценными бумагами, в том числе векселями и корпоративными облигациями; -соблюдению кредитными организациями требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Особое внимание будет уделяться выявлению сомнительных операций, которые используются рядом кредитных организаций для обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и без достаточных экономических оснований, а также выводу средств за рубеж. Будет продолжена работа по подготовке обобщающей информации о так называемых "регулировочных схемах", применяемых кредитными организациями. Дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям: -совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе порядка проведения и координации межрегиональных проверок, подходов к формированию рабочих групп в целях исключения возможного конфликта интересов и обеспечения независимости уполномоченных представителей Банка России при проведении проверок; определение особенностей организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России; -совершенствование методического обеспечения инспекционной деятельности, в том числе проверки состояния корпоративного управления и организации внутреннего контроля в кредитных организациях, проверки кредитной организации (ее филиала) по вопросу организации потребительского кредитования. В целях развития и совершенствования инспекционной деятельности предполагается провести работу по подготовке технологических карт по проверкам основных направлений деятельности банков, в том числе операций с ценными бумагами. Финансовое оздоровлениеи ликвидация кредитных организаций В 2008 году будет продолжена работа по повышению эффективности механизмов предотвращения банкротства кредитных организаций, недопущения использования кредитных организаций для осуществления коммерческой деятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, направленных в том числе на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций. Банк России примет участие в подготовке изменений в законодательные акты, в том числе: -в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части совершенствования положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и при влечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником, а так же в части введения ликвидационного неттинга; -в Гражданский кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О некоммерческих организациях", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части ликвидации юридических лиц. В целях совершенствования нормативной базы Банком России будет продолжена работа над проектом указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 ноября 2005 года №279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией". В целях совершенствования работы по реализации функций Банка России, связанных с аккредитацией арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций, Банком России предполагается внести изменения в Положение Банка России от 14.12.2004 №265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций", позволяющие при наличии в Банке России необходимых документов, ранее представленных в Банк России арбитражным управляющим, использовать их при рассмотрении вопроса об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций и не требовать их повторного представления. Результаты практической работы территориальных учреждений Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", связанной с отчетностью ликвидируемых кредитных организаций, предопределили необходимость подготовки изменений в формы отчетности, которые Банк России получает от конкурсного управляющего (ликвидатора, ликвидационной комиссии) в ходе ликвидационных процедур. Изменения, которые планируется внести в Указание Банка России от 14.07.2005 №1594-У "О перечне, форме и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", будут направлены на уточнение форм отчетности ликвидируемых кредитных организаций с целью расширения их информативности и повышения эффективности контроля со стороны Банка России за ликвидационным процессом. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма В целях повышения эффективности деятельности кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Банком России в 2008 году будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, а также методологического обеспечения деятельности кредитных организаций в указанной сфере. Так, Банк России примет дальнейшее участие в работе над законопроектами, направленными на: -предоставление кредитным организациям права в одностороннем порядке (без применения судебных процедур) отказывать в исполнении договора банковского счета (вклада) в случае возникновения у них подозрений в том, что счет используется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; -уточнение перечня операций, подлежащих обязательному контролю, в частности, при осуществлении платежей по договорам финансового лизинга и сделкам с недвижимостью, а также при проведении операций с наличными денежными средствами; -установление обязанности физических и юридических лиц, находящихся на обслуживании в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представлять указанным организациям по их запросам информацию и документы, необходимые для осуществления ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ. В целях исполнения Федерального закона от 12.04.2007 №51-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банком России будет завершена работа по согласованию с Росфинмониторингом нормативных и иных актов Банка России. В 2008 году будут приняты меры, направленные на повышение эффективности информационного взаимодействия между Банком России и Росфинмониторингом в целях совершенствования надзора за исполнением кредитными организациями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации Приоритетным направлением деятельности Банка России в 2008 году станет совершенствование системы страхования вкладов. В целях совершенствования системы страхования вкладов будет продолжена работа над принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", который в том числе предусматривает: -уточнение критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов; -уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат, функций и полномочий Агентства, в том числе как ликвидатора банков -- участников системы страхования вкладов. Указанным законопроектом конкретизируются требования к участию в системе страхования вкладов, которым банки обязаны соответствовать на постоянной основе. В зависимости от показателей, по которым банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов, и срока, в течение которого банк не соответствует указанным требованиям, законопроект предусматривает обязанность либо право Банка России принять решение о введении запрета на привлечение данным банком во вклады денежных средств физических лиц. При этом по ряду показателей срок несоответствия банка указанным требованиям для обязательного введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц увеличивается с 3 до 6 месяцев. Также определяются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока финансовая устойчивость банка признается недостаточной. С учетом практики применения Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" данным законопроектом уточняется механизм осуществления выплат по вкладам, подготовки реестра обязательств банка перед вкладчиками, а также состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Предусматривается так же определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения банком права вновь подать ходатайство о вступлении в систему страхования вкладов. Одновременно уточняются нормы, регламентирующие порядок осуществления банками возврата дополнительных денежных средств, поступивших во вклад (на счет) физического лица, открытый в банке -- участнике системы страхования вкладов, после введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц. Предусматривается возможность перечисления указанных денежных средств в порядке, установленном Банком России, по заявлению физического лица на его счет, открытый в другом банке, входящем в систему страхования вкладов. Заключение Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов, процент по вкладам. Банки предоставляют кредиты и обеспечивают стабильность системы платежей. Они минимизируют стоимость кредита и сохранения денег, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные инвестиции. Коммерческие банки обязаны держать резервы, которые определяются правительством как пропорция (часть) от депозитов. Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчеты, в которых дается информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка. Наверху пирамиды банковской системы находится центральный банк. Он является банком банкиров и банкиром правительства. Главная функция центрального банка заключается в обеспечении трех основных макроэкономических задач: устойчивый экономический рост, высокая занятость, низкий уровень инфляции. Центральный банк регулирует операции внутри всей банковской системы. Он является независимым учреждением. Центральный банк устанавливает норму резервов. Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины денежного мультипликатора. На величину денежного мультипликатора влияет обращение части чекового оборота в наличность и стремление банков держать объем резервов выше обязательной нормы. Правительство обеспечивает сегодня условия безопасности банковской системы, выступая гарантом банковских резервов и гарантом надежности депозитов частных лиц и корпораций. Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов. Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций. Решение указанных проблем требует принятия системных решений. В настоящее время крайне необходима стратегия развития банковского сектора, которая будет содержать не пустые описания важности банковской системы для экономики страны, а ответы на известные всем вопросы. Список использованной литературы 1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит.-М.: Юриспруденция, 2003. 2.Банковская реформа затягивается//"РЭО Вестник", март, 2004г. 3.Багров А. Кто управляет финансами России // Коммерсантъ - деньги. - 2007. - N 27. 4.Григорьев Л. Финансовая система и экономическое развитие / Л.Григорьев, Е.Гурвич, А.Саватюгин // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 7. 5.Иохин В.Я. Экономическая теория. -М.: Юристъ, 2001. 6.Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров: АСА, 2002. 7.Общая теория денег и кредита/Под ред.академ.РАЕН Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 8.Обзор экономики России. Информационный бюллетень, №36 (март), 2005 г. 9.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году 10.Рыночная экономика. т.1. ч.2. /Под ред. Максимовой.- М., 1992. 11.Современное состояние финансовых институтов России // Общество и экономика. - 2003. - N 3. 12.Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. д.эк.н., проф., акад. РАЕН В.К. Сенчагова, д.эк.н., проф. А.И. Архипова, М.: ПРОСПЕКТ, 2000. 13.Экономика/Под ред.проф.А.С.Булатова.- М.:Юристъ, 2001. 14.Экономика/Под ред.Лобачевой Е.Н.-М.: "Экзамен", 2004. 15.Экономическая теория/Под ред.акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевич.-М.: ИНФРА-М, 2005. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |