|
Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроляp align="left">Однако, совсем запретить совершение валютно-обменных операций на территории РФ нельзя т.к. от этого зависит стабильность национальной валюты, гарантированность ее обмена на иностранную валюту.«Гарантия возможности обменять рубли на иностранную валюту, когда это понадобится, позволяет даже «ослабленным» рублям в условиях инфляции выполнять определенную функцию денег. Всего лишь подозрение, что такой возможности не будет, может привести к колоссальной панике. В этом смысле ликвидность даже важнее стабильного курса. Кроме того, рынок никогда не избавляется от тех форм, которые работают и приносят прибыль». [43] Обменные пункты коммерческих банков, это та инфраструктура валютного рынка, которая призвана «дотянуться» до клиентуры и снять необходимость поиска контрагента за пределами этого банка. Банк должен полностью замыкать эту цепочку, как бы аккумулировать и спрос, и предложение. С целью координации и управления обменными операциями и операциями по купле/продаже иностранной валюты за рубли в банках формируются специальные подразделения обменных операций, которые должны располагать обменным фондом, необходимым для постоянной интенсификации обменных операций и удовлетворения запросов клиентов. Необходимость создания в банке обменного оборотного фонда диктуется тем, что только с помощью имеющихся в нем валютных средств возможно наиболее полное удовлетворение потребности клиентов банка в других валютах.. Особенно остро проблема удовлетворения спроса на различные валюты стоит на современной стадии формирования внутреннего валютного рынка при слабой его интеграции в международный валютный рынок. Коммерческий банк открывает обменный пункт при наличии лицензии ЦБ РФ на право работы с рублями и иностранной валютой. Если ОП открывает филиал КБ, то это право должно быть зафиксировано в «Положении о филиале». Процедура открытия и регистрации обменного пункта отражена в Приложении 4. В соответствии с Положением ЦБ РФ № 22 от 10 мая 1994 г. «О порядке регистрации обменных пунктов уполномоченных банков» уполномоченные коммерческие банки обязаны зарегистрировать открывающиеся пункты обмена валют в главном территориальном управлении ЦБ РФ, которое, в свою очередь, должно обеспечить проведение проверок каждого зарегистрированного обменного пункта не менее одного раза в течение шести календарных месяцев с даты регистрации. Запрещается открытие обменных пунктов на территории страны нерезидентами, если иное не установлено Банком России, а также открытие обменных пунктов резидентами, не являющимся банками. Банк, получивший лицензию Банка России, может открывать обменные пункты по месту своего нахождения на всей территории, подведомственной соответствующему ТГУ ЦБ РФ. Обменные пункты могут располагаться в помещении кассового узла банка, а также вне помещения кассового узла или здания банка, при условии соблюдения технических требований на проектирование и устройство помещений стационарных обменных пунктов (Приложение 2 к инструкции 27). Запрещается открытие банком обменного пункта в помещении другого банка. В приказе по банку об открытии обменного пункта указывается: адрес ОП; штатная численность кассиров; перечень операций, совершаемых в ОП; лимит аванса; режим работы ОП; должностные лица банка, на которых возлагается руководство и контроль за деятельностью обменного пункта. Заявление о регистрации обменного пункта должно быть отправлено заказным письмом с уведомлением. К данному заявлению следует приложить пакет следующих документов: копия приказа об открытии ОП; копия приказа руководителя банка и образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать приказ об открытии обменного пункта и распоряжения об установленных курсах; копия договора аренды помещения под ОП, если заявляемый ОП расположен не на территории банка; акт технического обследования ОП; «Положение о филиале», если обменный пункт открывает филиал КБ; Копия документа, свидетельствующего о прохождении кассиром ОП специальной подготовки по способам выявления неподлинных денежных знаков [право на совершение валютно-обменных операций]. Требования, предъявляемые к кассиру ОП. Для совершения валютно-обменных операций руководители КБ, получившего лицензию Банка России, должны обеспечить подбор и подготовку кассовых работников. При этом в отношении сотрудников, назначаемых на должности, связанные с совершением кассовых операций, охраной и транспортировкой валютных ценностей, рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения, имея в виду, что к проведению операций с иностранной валютой не допускаются лица, не удовлетворяющие требованиям, приведенным в таблице .№ 4. Таблица № 4 Требования к должностным лицам, совершающим валютно-обменные операции
Рекомендуется в местах наиболее вероятного появления иностранных граждан назначать на должность кассира обменного пункта лиц, владеющих иностранными языками. Прием на работу кассового работника оформляется приказом по банку. После издания приказа кассовый работник должен быть ознакомлен с инструкциями, техническими порядками и правилами совершения кассовых операций, действующим в банке, и заключить договор о полной материальной ответственности (Положение Банка России №56). Кассовый работник несет материальную ответственность за полную сохранность вверенных ему валютных и других ценностей в размерах, определенных договором, в котором оговариваются обязанности и ответственность сторон в случае причинения ущерба банку в результате как умышленных действий, так и халатного или недобросовестного отношения кассового работника к своим служебным обязанностям. По каждому случаю кассового просчета или нанесения ущерба банку должно быть проведено служебное расследование. Исходя из результатов расследования руководителем коммерческого банка устанавливается размер материальной ответственности кассовых работников. Какие же валютные операции относятся законодательством РФ к валютно-обменным? Согласно Инструкции 27 Банка России к валютно-обменным операциям относятся операции перечисленные в Приложении 5. Здесь же перечислены виды бухгалтерских документов, которые заполняются при совершении данных операций. Анализируя перечень валютно-обменных операций, можно сделать следующие заключения: 1. С точки зрения обязательности совершения операции: Только две из них являются обязательными: покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли и прием на экспертизу денежных знаков, подлинность которых вызывает сомнение. Банкам запрещается совершать операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли. Кассиру ОП разрешается совершать только часть данной обязательной операции (либо только покупку, либо только продажу) в случае израсходования, необходимых для нужной операции денежных средств. Совершая операцию приема на экспертизу кассир обменного пункта выполняет не только функцию агента валютного контроля, но и защищает от подделки валюту РФ, выявляет фальсифицированную иностранную валюту. Обе, указанные выше, валютно-обменные операции должны быть указаны в приказе об открытии ОП. В то же время, отсутствие данных операций в приказе об открытии ОП не дает права кассиру ОП не совершать данные обязательные, с точки зрения Инструкции 27, операции. С точки зрения обязательного заполнения справки строгой отчетности ф.0406007 В первоначальной редакции Инструкции 27 ряд валютно-обменных операций можно было выполнять без оформления справки ф.0406007. С выходом Письма ЦБ РФ №476 все валютно-обменные операции сопровождаются заполнением справки строгой отчетности, за исключением операций с электронными карточками, проводимыми с помощью банкомата. С точки зрения возможности совершения в ОП Возможно ли совмещать совершение валютно-обменных операций в ОП с обслуживанием валютных счетов физических лиц? Только в существующих операционных кассах Сбербанка России (письмо ЦБ РФ № 474 от25 июня 1997 г.). Остальным КБ для такого совмещения необходимо специальное разрешение ГУ ЦБ РФ. В том случае, если такое разрешение будет получено, необходимо помнить, что бухгалтерский учет и отчетность валютно-обменных операций и операций по обслуживанию валютных счетов физических лиц ведется раздельно. Для получения полной информации об обменном пункте в удобном для обозрения клиентами месте, должен быть оборудован стенд, на котором отражаются следующие сведения: режим работы ОП; информация о курсах покупки и продажи иностранной валюты; о видах валютно-обменных операций, выполняемых ОП; о правилах определения подлинности и платежности денежных знаков; о комиссионном вознаграждении, взимаемом банком, в виде выписки из тарифа комиссионного вознаграждения, заверенной печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера; нотариально заверенная копия Свидетельства об открытии ОП; телефон ГУ ЦБ РФ, для приема жалоб клиентов на плохую работу ОП; 8) форма письменной жалобы клиента, посылаемой по почте в адрес ГУ ЦБ РФ. Последние два требования введены Письмом ЦБ РФ №232 от 1 февраля 1996 года. Следует отметить, что в период регистрации ОП , при отсутствии у последнего Свидетельства о регистрации в ГУ ЦБ РФ и ,соответственно, регистрационного номера п.6 перечня требований к стенду можно не выполнять. История денег - это вечная борьба между теми, кто их выпускает в обращение (эмитенты) и теми , кто их подделывает (фальшивомонетчики). В Приложении 8 дана, разработанная автором последовательность действий кассира при определении подлинности и платежности денежных знаков. В последнее время на территории России отмечается тенденция к резкому увеличению количества преступлений, имеющих отношение к фальсификации и подделке денежных знаков. Следует отметить, что из-за применения фальшивомонетчиками современных технических средств (полиграфического и копировального оборудования) значительно улучшилось качество фальсификаций. Это привело к тому, что использование специальных приборов для определения подлинности денежных знаков не обеспечивает стопроцентного выявления фальшивых банкнот. Поэтому первоначальным и наиболее действенным способом обнаружения фальшивых банкнот является визуальный осмотр валюты. выявление фальсификаций высокого качества требует от кассовых работников не только достаточной теоретической подготовки, но и соответствующего опыта работы - обычно 5-6 лет. Чтобы оказать помощь кассиру ОП в определении фальшивых денежных знаков, до начала работы ОП должен быть оснащен справочными материалами и техническими средствами для определения подлинности и платежности денежных знаков. К справочным материалам относятся каталоги иностранных валют, выпущенные издательством «Консалтбанкир» (рекомендация ЦБ РФ) и оперативная информация об изменениях в денежном обращении разных стран в виде писем и телеграмм Банка Росиии. Требования к составу технических средств отражены в Приложении № 4 к инструкции № 27 Банка России. Однако, в данном приложении не указан тип требуемых технических средств, поэтому при их подборе многие банки руководствуются, исключительно, соображениями экономии денежных средств, в то время как, главным должно быть желание помочь кассиру ОП в более точном выявлении фальшивых денежных знаков. Например, в продаже имеются приборы разного типа для определения наличия магнитных меток, но один из них, более дешевый, определяет только наличие магнитных меток, в то время как другой, более дорогостоящий, определяет и их расположение по полю купюры. При совершении валютно-обменных операций в обязательном порядке оформляется справка строгой отчетности ф.0406007. В процессе осуществления контроля за деятельностью ОП данная справка является многофункциональным документом. Во-первых, она служит подтверждением факта совершения валютно-обменной операции, т.е. количество копий справки, находящихся в ОП, соответствует количеству выполненных операций. Особое внимание при проверке деятельности ОП необходимо обращать на то, чтобы в документах дня не было обоих экземпляров справок ф.0406007 в разорванном виде, т.к. разрыв справки на две части - это правовой акт, после совершения которого происходит переход прав на валютные ценности от кассира к клиенту и наоборот. Во-вторых, данная справка является основным документом валютного контроля, т.е. любой представитель органа либо агента ВК в первую очередь проверит справки с точки зрения правильного их заполнения; соответствия вида фактически совершенной операции, операции оформленной; соответствия вида документа, по которому совершена операция , перечню документов п. 3.23 Инструкции 27 и т.д. В-третьих, при соответствующем заполнении, данная справка может служить разрешением на вывоз иностранной валюты за пределы РФ, в то же время разрешением на вывоз валюты РФ данная справка не является. При проверке следует обращать внимание на то, что кассир обязан, по желанию клиента. оформлять справку, как разрешение на вывоз ин.валюты независимо от суммы сделки. Следует обращать внимание на то, что при совершении одной из операций, указанных в Приложении 5 (пп.8-10) кассир обязан на лицевой стороне справки поставить штамп «разрешением на вывоз не является». В-четвертых, справка ф.0406007 является основным документом налогового контроля, заменяя чек контрольно-кассового аппарата. Согласно писем ЦБ РФ № 156 от 29 марта 1995 г. и № 301 от 15 июля 1996г. использование контрольно-кассовых аппаратов для оформления и учета валютно-обменных операций запрещается, поэтому контроль за сокрытием доходов, полученных при совершении валютно-обменных операций, от налогообложения осуществляется с помощью информации, взятой из копии справки ф.0406007. При выполнении любой валютно-обменной операции кассир должен выполнять одновременно несколько функций: агента ВК, агента налогового контроля и кассового работника, т.е. материально ответственного лица. Рассмотрим схему последовательности выполнения кассиром всех вышеперечисленных функций (Прил. 7). Каждый следующий этап валютно-обменной операции может повлечь за собой выполнение функций , в общем-то, не свойственных кассиру банка. К примеру, о совершении физическими лицами( включая нерезидентов) операции на сумму, эквивалентную 10000 долларов США и выше банки обязаны информировать налоговые органы , согласно Указа Президента РФ № 1006 и Порядка применения данного Указа от 16 августа 1994 г. №104. В настоящее время в некоторых областях есть преценденты, когда ТГУ ЦБ РФ не требует от банков выполнения вышеуказанной обязанности. Это связано с тем, что в ст.25 Закона «О банках и банковской деятельности» говорится о том, что вся информация об операциях клиентов банка считается конфиденциальной, и , положения Указа Президента противоречат вышеуказанной статье Закона. Однако, п.8.2. Порядка применения положений Указа Президента РФ №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» предусматривает обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями ,установленными Законодательством РФ , поэтому противоречия между ст.25 вышеназванного Закона и п.8 Указа Президента №1006 нет. Ответственность банка за нарушение требований Инструкции №27. В разделе 13 Инструкции Банка России N27 от 27.02.95 г. " О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" определена ответственность банков, а также резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. В случае выявления органами и агентами валютного контроля нарушений банками требований вышеуказанной Инструкции Главные территориальные управления Банка России обязаны применять к ним следующие меры. 1. Отказывать банкам в регистрации заявленных ими обменных пунктов. 2. Направлять банкам предписания об устранении в определенный срок выявленных нарушений в зарегистрированных обменных пунктах, если нарушения были выявлены в зарегистрированном обменном пункте банка впервые. 3. Аннулировать Свидетельство о регистрации обменного пункта банка, если указанные в предписании Главного территориального управления Банка России нарушения не были устранены в установленный срок. Причем, повторное открытие обменного пункта может быть разрешено ТГУ ЦБ РФ, при условии устранения всех замечаний, только через 180 дней 4. Поставить перед Банком России вопрос о приостановлении действия лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части права на совершение валютно-обменных операций, либо о лишении уполномоченного банка лицензии на проведение валютных операций, если имели место неоднократные (более двух) нарушения в обменных пунктах банка требований Инструкции №27, либо неоднократное (более двух) неисполнение предписаний ТГУ Банка России по устранению банком выявленных нарушений. 5. При выявлении нарушений валютного законодательства таких как: отсутствие учета либо ненадлежащий учет валютно-обменных операций банком; ведение банком учета валютно-обменных операций с нарушением требований щей Инструкции №27; непредставление Банку России (в том числе его ТГУ) и иным органам и агентам валютного контроля в пределах их компетенции документов и информации по валютно-обменным операциям банка, Главные территориальные управления Банка России обязаны применять следующие меры: - в соответствии с пунктом 2 Статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" налагать штраф в размере суммы, которая не была учтена банком, была учтена с нарушением требований , предъявляемых к учету или по которой документы и информация не были представлены Банку России (в том числе его ТГУ) или иным органам и агентам валютного контроля, но всего не более 1500-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда. Указанный штраф налагается Главными территориальными управлениями Банка России, в том числе по представлению органов и агентов валютного контроля, и взыскивается в рублях в бесспорном порядке путем списания суммы штрафа с корреспондентского счета банка в РКЦ на основании соответствующего распоряжения начальника Главного территориального управления Банка России с перечислением суммы штрафа в доход федерального бюджета Российской Федерации. 6. Уполномоченный банк несет ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в случае открытия филиалом уполномоченного банка обменного пункта без регистрации филиала уполномоченного банка в установленном Банком России порядке, совершения валютно-обменных операций филиалом уполномоченного банка без предоставления этого права филиалу утвержденным уполномоченным банком положением о филиале, а также открытия банком обменного пункта без соблюдения банком установленной Банком России процедуры регистрации обменного пункта. Положение уполномоченного банка в системе валютного контpоля. Пpава, обязанности и ответственность. В качестве одного из достижений российской экономической реформы сегодня признается создание двухуровневой банковской системы современного типа. Естественно, что ее отладка, выведение на должный рубеж эффективности - дело весьма сложное и длительное. Исключительно перспективной с точки зрения возможностей плодотворного сотрудничества государства и коммерческих банков - ныне становится сфера внешнеэкономических отношений, в том числе внешняя торговля, предотвращение утечки капитала за рубеж и привлечение оттуда крупных инвесторов, налаживание нормальной экспортной деятельности предприятий и многое другое. «Внешнеэкономические связи - один из перспективных источников накоплений государства, с помощью которых мыслимо решение задач глубокой структурной народнохозяйственной перестройки и экономической реконструкции. Однако в последние годы внешнеэкономическая деятельность развивается в сложных условиях, связанных с ее форсированной либерализацией и децентрализацией». [30] Скачкообразное увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности, в том числе субъектов осуществления валютных операций, явно превзошло возможности плохо налаженной в стране системы банковского валютного контроля, привело к широкомасштабому нелегальному вывозу российского капитала за рубеж. Одной из целей разворачиваемой в России реформы внешнеэкономической деятельности является создание условий, содействующих резкому усилению притока в страну валютных средств. Соответствующий механизм и может быть создан на базе привлечения к внешнеэкономической деятельности уполномоченных российских коммерческих банков. Без их участия сегодня недостижимы ни восстановление экспортного потенциала страны, ни мобилизация иностранных инвестиций для структурно-технологической модернизации отечественной промышленности, ни, шире говоря, обеспечение экономической безопасности России. Как уже указывалось в первой главе данной работы, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ. [45 ст.11 п.4] В соответствии со ст.5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» для осуществления банковских валютных операций коммерческие банки должны предварительно получить лицензию Банка России. Банки, зарегистрированные до выхода Письма ЦБ РФ № 276 от 19.04.96 г., работали и продолжают работать по одной из трех видов лицензий: внутренней, расширенной либо генеральной. Внутренняя лицензия дает право коммерческому банку на совершение полного или ограниченного круга операций в иностранной валюте. Кроме того, он не может вступать в прямые корреспондентские отношения с зарубежными банками, за исключением специально обозначенных Банком России. Расширенные лицензии предоставляют коммерческим банкам право совершать на территории РФ такие же операции, как при наличии внутренней лицензии, но, дополнительно есть право открывать ограниченное число корреспондентских счетов в конкретных иностранных банков, список которых определен ЦБ РФ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |