бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Несостоятельность (банкротство) банков

p align="left">Период наблюдения заканчивается вынесением арбитражным судом решения или определения, которые устанавливают дальнейшую судьбу должника. На основании ходатайства, направленного в арбитражный суд собранием кредиторов в случае его проведения, суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Оно может быть принято судом на основе соответствующего ходатайства собрания кредиторов либо по собственной инициативе. И в том и в другом случае арбитражный суд должен убедиться в наличии признаков банкротства. По общему правилу можно было бы говорить также о возможности введения внешнего управления или заключении мирового соглашения. Но, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" данные процедуры в отношении банков не предусматривает, считая, что применительно к банкам внешнее управление в своеобразном виде присутствовало в виде предупредительных процедур. И если эти процедуры не дали ожидаемого эффекта и процесс дошел до наблюдения, то после него ничего не остается, как перейти к конкурсному производству и начать решать задачи, предусмотренные данной процедурой.

С момента принятия названного выше решения период наблюдения считается завершенным. Однако временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения конкурсного управляющего. Таким образом, процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника путем предотвращения возможных конфликтов.

Правильное применение мероприятий наблюдения способно привести к достижению баланса интересов должника и кредиторов, создать необходимые предпосылки для адекватного разрешения дела о банкротстве.

2.3. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это заключительная процедура банкротства, содержащая систему мероприятий, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния. По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Определение суда о продлении срока не может быть обжаловано, если общий срок конкурсного производства в результате не превышает восемнадцати месяцев. В случае особой необходимости (например, в целях наиболее выгодной реализации имущества) срок конкурсного производства может быть продлен второй раз определением, которое может быть обжаловано. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса, а именно:

Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также обязательных платежей, в том числе отсроченных;

Прекращение начисления всех видов неустоек, процентов, иных экономических санкций по всем видам задолженности. Это значит, что требования кредиторов не могут включать какие-либо суммы санкций, начисленных в период конкурсного производства, даже если это производство продолжается достаточно длительное время;

Лишение любых сведений о финансовом состоянии должника характера конфиденциальной информации либо коммерческой тайны. Это означает возможность опубликования сведений о должнике;

Изменение порядка совершения сделок, направленных на любую передачу имущества должника, как в собственность, так и в пользование третьих лиц, - любые сделки могут производиться конкурсным управляющим в соответствии с правилами, установленными Законом;

Снятие любых ограничений возможности распоряжения имуществом должника. Это означает прекращение действия мер обеспечительного характера, связанных с арестами имущества должника, поскольку указанные меры служат защитой интересов кредиторов от действий должника, а при проведении процедур конкурсного производства дееспособность должника является ограниченной.

Установление правила, в соответствии с которым все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; не допускается вне этих рамок какое бы то ни было удовлетворение требований.

Основная фигура конкурсного производства - конкурсный управляющий. Он осуществляет функции, как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного банка возможно назначение нескольких конкурсных управляющих (с согласия органа кредиторов), каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности. Каждый арбитражный управляющий выполняет определенную задачу или группу задач, устанавливаемых арбитражным судом и исполняет свои обязанности до момента завершения конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Назначение конкурсного управляющего производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, может быть обжаловано. Кандидатура конкурсного управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов, причем его утверждение должно происходить одновременно с решением собрания кредиторов о признании должника банкротом. В случае, когда суд по собственной инициативе выносит решение об открытии конкурсного производства, собранию кредиторов предлагается двухнедельный срок для утверждения кандидатуры управляющего. Конкурсный управляющий призван действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие возможности для его избрания. И только если кредиторы не воспользуются этими возможностями, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего по собственной инициативе, прежде всего из числа лиц, предложенных участниками дела о банкротстве или зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих.

Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы и ликвидации должника - юридического лица. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц.

Прежде всего, конкурсный управляющий принимает имущество, находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.

Кроме того, конкурсный управляющий имеет следующие полномочия:

- Обеспечение сохранности принятого имущества. Это могут быть меры как юридического, так и фактического характера, направленные на охрану имущества.

- Анализ финансового состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает вывод о достаточности средств для осуществления конкурсного производства, о ликвидности принадлежащего должнику имущества, об общих сроках, в течение которых возможно завершение конкурсного производства.

- Ликвидация дебиторской задолженности. Конкурсный управляющий обязан предпринять все возможные меры, направленные на исполнение третьими лицами требований должника.

- Уведомление работников должника об увольнении в связи с его ликвидацией.

- Работа с требованиями кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства. Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передается на рассмотрение арбитражного суда, который решает вопрос о признании требования установленным.

- Осуществление дополнений имущества должника в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его истребованию и возврату в конкурсную массу. Конкурсный управляющий может предъявить в арбитражный суд виндикационные иски, т. е. истребовать имущество должника из чужого незаконного владения.

- Передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению. С этой целью управляющий должен изучить и выделить соответствующие документы, а также указать срок хранения каждого документа и орган, осуществляющий такое хранение. Перечень документов, переданных на хранение (с указанием места, сроков хранения и даты передачи каждого документа), представляется в арбитражный суд и приобщается к делу о несостоятельности.

Для осуществления вышеуказанных мероприятий конкурсному управляющему предписано использовать только корреспондентский счет. На указанный счет перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России. В связи с открытием только одного счета возникает вопрос, как быть с валютными счетами и вкладами в валюте, имея в виду, что согласно статье 834 Гражданского кодекса РФ по договору банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика) средства, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Следовательно, если договором банковского вклада предусмотрена выплата в валюте, эта норма должна действовать и при расчетах в деле о банкротстве. Судебная же практика, в том числе судов общей юрисдикции, прошла по пути выплаты валютного вклада в рублевом эквиваленте, причем по курсу, действовавшему на момент отзыва лицензии, а не открытия конкурсного производстваСм. Лившиц Н. Арбитражно-процессуальные аспекты банкротства кредитных организаций. // эж - Юрист. 1999.. № 17. С. 7. .

Поскольку открытие конкурсного производства влечет утрату характера конфиденциальности любой информации о должнике, становится возможным опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Целью публикации является извещение всех заинтересованных лиц о предстоящей ликвидации должника - юридического лица. В соответствии со статьей 47 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсный управляющий направляет для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестнике Банка России", а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Установлен короткий срок для передачи сведений, подлежащих опубликованию, в соответствующие печатные органы - пятнадцать дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право на совершения им операций по корреспондентскому счету кредитной организации. Наряду с другими требованиями к публикации, в ней должен быть указан не более чем двухмесячный срок (от даты опубликования объявления), в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к должнику.

Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение, отчитываться перед кредиторами в проводимых мероприятиях.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляют орган кредиторов, арбитражный суд и Банк России. В любой момент орган кредиторов может потребовать у конкурсного управляющего отчет об осуществляемых мероприятиях; сведения о финансовом состоянии должника; его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в процессе проведения конкурса; об эффективности мер, направленных на формирование конкурсной массы; о порядке реализации имущества и о составе каждой очереди, а также любую другую информацию. Кроме этого Закон предписывает конкурсному управляющему ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации (статья 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Если собрание (комитет) кредиторов придет к выводу о неэффективности деятельности конкурсного управляющего и о целесообразности его замены другим лицом, то возможно обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Закон предъявляет определенные требования к такому решению собрания кредиторов. Во-первых, это решение должно быть принято большинством голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов (если необходимое число голосов не представлено на собрании, проводится повторное собрание, которое может вынести решение большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании). Во-вторых, решение об отстранении конкурсного управляющего должно содержать предложение кандидатуры нового конкурсного управляющего. При наличии этих условий арбитражный суд обязан отстранить управляющего и назначить нового. Если причиной отстранения управляющего явились его действия, повлекшие за собой убытки для кредиторов или должника, то, во-первых, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению может отозвать лицензию арбитражного управляющего, во-вторых, управляющий обязан возместить причиненные убытки; сумма возмещения поступает в конкурсную массу.

При отсутствии требований со стороны органа кредиторов конкурсный управляющий, как минимум, раз в месяц обязан предоставить собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности. Арбитражный суд, как и собрание кредиторов, может в любой момент потребовать предоставления любой информации о проведении конкурсного производства; конкурсный управляющий обязан предоставить необходимую информацию. За неисполнение обязанностей по предоставлению информации органу кредиторов или арбитражному суду управляющий может быть привлечен к ответственности в соответствии с Законом.

Одна из обязанностей конкурсного управляющего - осуществление инвентаризации и оценки имущества должника. Конкурсный управляющий, после принятия имущества должника, составляет основную опись, в которую включается имущество с указанием наименования, количества, стоимости, места нахождения, назначения. При проведении инвентаризации конкурсный управляющий может использовать документы инвентаризации, составленные ранее, однако применение этих документов не является обязательным. Конкурсный управляющий может исправить или подкорректировать данные об имуществе должника, полученные ранее. Инвентаризации подлежит фактически все находящееся у должника имущество, а не только указанное в бухгалтерских документах, таким образом, бухгалтерские документы не могут заменять акт инвентаризации. Оценка имущества должника производится с учетом его стоимости на момент проведения оценки. Оценивать имущество может как сам конкурсный управляющий, так и привлеченные им специализированные организации-оценщики. Решает вопрос о необходимости привлечения независимого оценщика конкурсный управляющий и орган кредиторов. Если речь идет о недвижимом имуществе, то при отсутствии решения кредиторов по этому вопросу управляющий обязан привлечь независимого оценщика. В случае проведения инвентаризации и оценки имущества привлеченными специалистами их услуги оплачиваются из конкурсной массы во внеочередном порядке.

После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Данная процедура необходима для того, чтобы приступить к формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов.

Конкурсная масса представляет собой все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Дополнением имущественной массы - является имущество должника, находившееся у третьих лиц; имущество, полученное в результате признания недействительными сделок должника; имущество, полученное в результате применения субсидиарной ответственности. Так, в конкурсную массу включается заложенное должником имущество, т.е. кредитор-залогодержатель должен передать в имущественную массу должника предмет залога с момента признания его несостоятельности, если же контрагент должника удерживает имущество последнего, то с момента признания несостоятельности удерживаемое имущество должно быть передано в конкурсную массу, а контрагент приобретает права кредитора, чьи требования обеспечены залогом (ст. 359 ГК РФ).

Изымаются из имущественной массы: имущество третьих лиц, находившееся у должника; суммы внеочередных выплат; имущество, изъятое из оборота (имущество, ограниченное в обороте, не изымается из конкурсной массы); имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (если в имуществе должника есть права, основанные на лицензии, то эти права прекращаются, поскольку их нельзя передать третьим лицам; как правило, сама лицензия запрещает их передачу; вообще, права, основанные на лицензии, нельзя назвать субъективными правами, эти права являются разрешением осуществлять определенный вид деятельности); жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, где находится должник.

В процессе формирования конкурсной массы, вплоть до удовлетворения требований кредиторов, возможно изменение состава имущества должника. Конкурсный управляющий обязан осуществлять учет происходящих изменений, для этих целей возможно привлечение независимых бухгалтеров, аудиторов, других специалистов. Вопрос о целесообразности привлечения этих лиц решает конкурсный управляющий.

По мере поступления средств на счет должника конкурсный управляющий производит оплату внеочередных требований, к которым относятся: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим.

В расходах конкурсной массы выделяют также очередные требования. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т. е. обеспечения соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это значит, что при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора. С этой целью установлена определенная очередность удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам:

Первая очередь - требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорами банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Вторая очередь - требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту); по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Третья очередь - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Вводя залоговых кредиторов в число конкурсных (и, соответственно, предмет залога в конкурсную массу), новый Закон вслед за ГК РФ придает залоговым правам характер обязательственных прав, в то время как в соответствии с ранее действовавшим Законом о несостоятельности указанные права носили ярко выраженный вещный характер (вследствие чего предмет залога изымался из имущественной массы, а кредиторы, чьи права были обеспечены залогом, получали удовлетворение своих требований в части стоимости заложенного имущества вне конкурса).

Четвертая очередь - требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (Это такие органы как Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, причем этот список не является исчерпывающим).

Пятая очередь - все остальные требования.

Закон регламентирует порядок определения объема и исполнения требований кредиторов первой очереди. Гражданин, являющийся кредитором первой очереди, имеет право на получение единовременно суммы, которая должна была выплачиваться ему должником при продолжении его функционирования (в этом случае размер ежемесячных выплат определяется в общем порядке в зависимости от степени и характера вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного должником). В обычных условиях получение указанных выплат прекращается в связи со смертью гражданина; если речь идет о капитализации повременных платежей, срок выплат ограничивается законом - принимается во внимание средняя продолжительность жизни человека. Таким образом, капитализации подлежат повременные платежи, которые должны быть выплачены гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, а в случае достижения им этого возраста - в течение десяти лет. Если возраст гражданина на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом превышает шестьдесят лет, то период капитализации определен в десять лет. В соответствии с Законом, при наличии соответствующего волеизъявления гражданина его право требования к должнику может перейти к Российской Федерации (при этом платежи не капитализируются).

По требованиям кредиторов второй очереди производятся выплаты в течение предыдущих процедур, поэтому на стадии конкурсного производства речь идет об оставшихся выплатах. Объем требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяется размером непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника. Также в объем требований включаются суммы, невыплаченные до момента вступления в силу решения суда о признании несостоятельности, если должник не полностью исполнил обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда в периоды наблюдения и внешнего управления. Видимо, что в таком же порядке должны производиться выплаты вознаграждений по авторским договорам, если до открытия конкурсного производства указанные требования исполнены не в полном объеме.

При удовлетворении требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника возникает проблема, связанная с соотношением суммы обязательства, обеспеченного залогом, и стоимости заложенного имущества, которое может изменяться в течение конкурсного процесса. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству может требовать удовлетворения задолженности должника в части, обеспеченной залогом. Эта задолженность включает сумму требования на момент его удовлетворения, т. е. убытки, проценты, неустойку, расходы на содержание заложенной вещи и расходы на взыскание. Задолженность должника в части, не обеспеченной залогом имущества, относится к требованиям кредиторов пятой очереди. Стоимость предмета залога обычно указывается в договоре залога, но для конкурсного управляющего эта сумма не является определяющей, поскольку в рамках конкурсного производства происходит оценка любого имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе и предмета залога. Таким образом, если стоимость предмета залога понизилась после составления договора залога, обеспеченный кредитор сможет получить лишь в третью очередь удовлетворение требований в размере понизившейся стоимости предмета залога. Остальные требования такого кредитора будут удовлетворены в пятую очередь. При этом предмет залога сначала оценивается конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Не исключены ситуации, когда сумма оценки не совпадает с суммой, полученной в результате реализации предмета залога. Закон не дает ответа на вопрос, из какой суммы следует исходить при определении части требования, обеспеченной залогом. Поскольку определение очередности удовлетворения каждого требования предшествует реализации имущества, то учитываться должна сумма оценки предмета залога, проведенной конкурсным управляющим или независимым оценщиком. Таким образом, с одной стороны, если при определении обеспеченной части требования залогового кредитора учитывать сумму оценки предмета залога в процессе конкурсного производства, то кредиторы несут риск уменьшения стоимости предмета залога в момент его реализации по сравнению с суммой оценки. С другой стороны, (при определении обеспеченной части требований залогового кредитора учитывать сумму реализации предмета залога) это может привести к сложностям, связанным с перераспределением средств, направляемых кредиторам, притом, что очередность и размер удовлетворения требований уже установлены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.