|
Методология оценки финансовой деятельности банкаМетодология оценки финансовой деятельности банка68 Оглавление Введение. 1. Глава № 1. Методология анализа финансового состояния банка: 1.1. Общеэкономическая ситуация в стране. 1.2. Структура банковской системы России. 1.3. Функции ЦБ РФ, направленные на поддержание надежности и оценку деятельности банковских учреждений. 1.4. Деятельность коммерческих банков. 1.5. Факторы, влияющие на устойчивость банков. 1.6. Понятие риски. 1.7. Средства управления рисками. 1.8. Основные характеристики финансового состояния банков: 1.8.1. Капитал банка. 1.8.2. Активы баланса. 1.8.3. Ликвидность банка. 1.8.4. Платежеспособность банка. 1.9. Источники информации. 1.10. Анализ общей финансовой отчетности (Инструкции ЦБ РФ №17). 1.11. Рейтинговая оценка коммерческих банков. 1.11.1. Понятие рейтинга. 1.11.2. Недостатки использующихся в настоящее время рейтингов. 1.11.3. Подходы в составлении рейтингов. 1.12. Внутренний анализ финансового состояния коммерческого банка. 1.12.1. Экспресс - анализ. 1.12.2. Детализированный анализ. 1.13. Российская практика оценки ликвидности коммерческого банка. 1.14. Введение новой системы экономических нормативов, максимально приближенных к МСФО: 1.14.1. Норматив достаточности капитала банка. 1.14.2. Нормативы ликвидности банка. 2. Глава №2. Оценка финансового состояния коммерческого банка: 2.1. Анализ финансового состояния коммерческого банка, проводимый ЦБ РФ: 2.14.1. Методика анализа выполнения экономических нормативов по Инструкции №1 ЦБ РФ. 2.14.2. Анализ финансовой отчетности коммерческого банка по Инструкции № 17 ЦБ РФ. 2.2. Анализ финансового состояния банков с использованием рейтинговой оценки. 2.3. Внутренний анализ финансового состояния коммерческого банка: 2.3.1. Анализ пассивных операций. 2.3.2. Анализ активных операций. 3. Глава № 3. Создание единой системы оценки финансового состояния коммерческого банка: 3.14. Недостатки российских методов оценки финансового состояния коммерческих банков. 3.15. Зарубежный опыт оценки финансового состояния коммерческих банков - рейтинговая система CAMEL. 3.16. Аналитический центр финансовой информации. Заключение. Введение. В условиях глобализации экономики, создания региональных экономических пространств (Единый рынок в Европе, НАФТА на американском континенте), расширения инвестиционных возможностей, развития международных финансовых рынков, бурных процессов в области информационных технологий все большее значение приобретает необходимость гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. В целях удовлетворения потребностей мирового сообщества в создании современной системы финансовой отчетности в 1973 году был образован Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В него вошли представители профессиональных организаций бухгалтеров: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. На сегодняшний день КМСФО объединяет посланцев 143 бухгалтерских организаций из 104 стран, представляющих интересы 2 млн. бухгалтеров. Комитет является независимой частной организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности. На сегодняшний день три страны из числа ведущих государств мира не поддержали международные стандарты финансовой отчетности. Это - США, где действует своя система отчетности - GAAP, Канада и Япония. C учетом активно развивающегося процесса перехода многих стран мира на новую форму финансовой отчетности вопрос выбора системы международных стандартов со всей остротой встал в России. Не является секретом, что между американской GAAR и КМСФО развернулась упорная борьба за право включения России в сферу своего влияния. Трудно сказать, что оказало влияние на принятие российскими властями решения по данному вопросу, однако вскоре, 06.03.1998г., вышло Постановление Правительства РФ N 283 “Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”. Согласно, этой программы, цель реформирования системы бухгалтерского учета состоит в том, чтобы привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Тем самым наша страна однозначно высказалась в пользу МСФО. В соответствии с Приказом N 43н от 06.07.99г. об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4\99) новая бухгалтерская отчетность вводится с 2000г. С переходом России на МСФО упрощает доступ международным, прежде всего американским, инвесторам и кредиторам на российский рынок, в чем они весьма заинтересованы. КМСФО видит цель выработки единых норм бухгалтерского учета в том, чтобы создать равные условия инвесторам во всех странах мира. Здесь-то и начинаются препятствия. Давно уже замечено, что в европейских странах правила бухгалтерского учета в принципе развиваются в другом направлении. Он ведется более в интересах налоговых органов, чем в интересах инвесторов. Очевидно, что к таким странам относится и Россия. Таким образом, проект включения России в число стран, применяющих МСФО, потребует переориентации бухгалтерского учета, т.е. изменение его цели с налоговой на инвестиционную. Такое изменение дается не легко [25]. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках мы рассмотрим в главе №1. На сегодняшний момент в России финансовая отчетность организаций существует в двух вариантах: одна - для налоговых органов, другая - для инвесторов в рамках применения МСФО. И анализ финансовой отчетности коммерческих банков осуществляют, опираясь на две Инструкции ЦБ РФ: Инструкция Банка России от 01.10.97г №1 “О порядке регулирования деятельности банков” (далее Инструкция №1) и Инструкция Банка России от 01.10.1997г №17 “О составлении финансовой отчетности” (далее Инструкция №17). Инструкция №1 используется исключительно для контроля над деятельностью коммерческих банков. Она устанавливает порядок расчета всех показателей, входящих в расчет обязательных экономических нормативов, а также предельно допустимые значения самих экономических нормативов. На основании представленной отчетности ЦБ РФ и на анализе критериев финансового состояния кредитной организации, определяется: к какой категории относится банк, т.е. является он проблемным или нет. Отчетность, составленная по Инструкции №1 малополезна большинству, как инвесторов, так и вкладчиков. В главе №2 мы более подробно остановимся на методике анализа по Инструкции №1. Инструкция №17 - это новая форма финансовой отчетности, которая является определенным этапом приближения российских норм бухгалтерского учета к международным стандартам и практике. Главное назначение международных стандартов общей финансовой отчетности - сделать ее такой, чтобы она могла быть полезна наибольшему числу пользователей для принятия ими экономических решений. В главе №2 рассмотрена методика анализа отчетности банка на примере Инструкции №17. Отличия в подходах к составлению отчетности и обусловила разницу в тех или иных показателей. Российская финансовая отчетность рассчитана в основном на удовлетворение потребностей надзорных органов, в этом ее главная специфика. В ней довольно много лишней и малопонятной для инвесторов информации. Основные преимущества МСФО в том, что они довольно просты в изучении и осмыслении. К любой статье самой отчетности даются четкие пояснения, комментарии. В обязательном порядке в финансовой отчетности присутствует учетная политика, которая использовалась банком. Перечисляются основные допущения, которые применялись при формировании финансовой отчетности. Несомненно, анализ, составленный по Инструкции №17 более прогрессивен и более полезен для осмысления о деятельности коммерческого банка [26,с.67]. С 2001г. в России осуществляется пилотный проект по переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности с участием Европейского сообщества. Он проводится на базе 6 российских банков. В течении 16 месяцев, на первом этапе работы, будет создана нормативная база, определят сроки перевода на МСФО всей банковской системы. Основная цель проведения программы - повышение прозрачности отечественных кредитных организаций для кредиторов, вкладчиков и западных инвесторов. По мнению экспертов, не резкое, а постепенное ее внедрение поможет ЦБ РФ с учетом ошибок и просчетов применить накопленный опыт при введении новых правил бухгалтерского учета в повседневный банковский обиход. Цель данной работы: на основе проведенного анализа финансового состояния “Условного” коммерческого банка, показать существенные отличия в подходе к анализу по Инструкции №1 ЦБ РФ, в сравнении с Инструкцией №17 ЦБ РФ. Раскрыть преимущества и недостатки обоих методов учета и указать на основные проблемы перехода на Международные принципы учета в банках. Глава № 1. Методология анализа финансового состояния банка. 1.1 Общеэкономическая ситуация в стране. Восстановление банковской системы после кризиса 1998 года пошло более быстрыми темпами, чем предсказывали эксперты. Расширение операций банков, начавшееся со 2 квартала 1999 года, дает возможность временной передышки даже тем кредитным организациям, которые потеряли значительную часть капитала. Однако было бы ошибочным полагать, что самое трудное уже позади. На нынешнем этапе ключевым вопросом становится обеспечение “мягкой посадки” банковской системы и вывод ее на новую траекторию развития. Следует отметить, что рост банковского сектора в прошлом году был достаточно равномерным: крупнейшие банки восстанавливались немного быстрее мелких, а региональные чуть быстрее московских. Такая динамика объясняется тем, что банки подпитывались средствами предприятий. В 2000 году этот источник роста был практически исчерпан. Теперь с разной степенью вероятности можно рассчитывать лишь на приток средств частных вкладчиков и инвестиций из-за рубежа. Но при этом необходимо сохранить платежеспособную банковскую систему [9]. Одним из условий признания российских банков международным банковским сообществом является подготовка не только общей бухгалтерской и финансовой отчетности, но и внутренней отчетности в виде, максимально приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Каждая группа пользователей финансовой отчетности (акционеры, потенциальные инвесторы, законодательные органы и т.д.) стремятся получить различные сведения о коммерческом банке. Однако в тех случаях, когда возникает необходимость предоставления финансовой отчетности зарубежному партнеру, российские банки вынуждены готовить эту отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Это условие соблюдают все банки, стремящиеся получить зарубежные кредиты [10]. Глобализация рынка финансовых и банковских услуг привела к необходимости выработки международных стандартов регулирования банковской деятельности. Такие усилия были приняты ведущими мировыми финансовыми кругами в июле 1988 года в Базеле. Базельское соглашение, известное под названием “International Covergence of Capital Measures and Capital Standards”, представляет собой попытку применить единые правила регулирования банковской деятельности в индустриально развитых странах Запада. Банк России с начала 90-х годов стремится придерживаться данных рекомендаций в работе с российскими коммерческими банками. Эта практика нашла отражение в целом ряде нормативных документов, принятых Банком России, начиная с 1991 года. Руководство нашей страны, включая Банк России, стремиться интегрировать Россию в мировую финансовую систему. Этот процесс идет достаточно интенсивно, и ведущую роль здесь играет Банк России. В основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 1998 год, известный как год перехода отечественной банковской системы на новый План счетов бухгалтерского учета, отмечалось, что совершенствование системы банковского надзора проводится Банком России в тесном взаимодействии с международными финансовыми организациями - Базельским комитетом по банковскому надзору, Международным валютным фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития. Вопрос перехода на международные стандарты финансовой отчетности, как известно, со всей остротой встал и перед Россией [11]. В мае 2000года на парламентских слушаниях было объявлено, что российская система бухучета будет основываться на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Однако мнения участников мероприятия относительно темпов и полноты их внедрения разошлись. Иностранцы настаивали, что введение международных принципов бухгалтерского учета является необходимым условием для притока инвестиций в Россию - даже более важным, чем разрешение налоговых проблем. Один из ведущих экспертов международного центра системы бухучета Дэвид Дамант пообещал, что максимум через пять лет ожидается присоединение к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) всех стран - членов Европейского сообщества. В дальнейшем, в течение двух-трех лет, может произойти слияние этих стандартов с американскими. Таким образом, уже через 7-10 лет инвесторы во всем мире получат возможность анализировать финансовую отчетность организаций разных стран, составленную в соответствии с одними и теми же принципами. И те страны, которые окажутся не готовыми к этому моменту, не смогут нормально конкурировать на международных рынках. Ждать с введением новых правил еще 3-4 года Россия, по его мнению не может [12]. Но сам процесс перехода на международные принципы финансовой отчетности банков связан с большими проблемами. Что это за проблемы мы рассмотрим далее. 1.2 Проблемы перехода на международные принципы учета в банках. Проблемы перехода на международные принципы бухгалтерского учета занимают важное место в становлении отечественной банковской системы. Предпосылки, сложившиеся в настоящее время в коммерческих банках, для решения этого вопроса имеются, однако сдерживающее влияние на их развитие оказывают следующие мощные факторы. Первый. Неравномерное насыщение коммерческих банков квалифицированными бухгалтерскими кадрами. Острый дефицит в таких специалистах особенно испытывают недавно созданные банки. Очевидно, без активного участия самих банков, а также без сотрудничества с иностранными консультантами, и различных банковских ассоциаций, проблему подготовки квалифицированных бухгалтерских кадров решить весьма трудно. Второй. Принципиальное изменение представлений о бухгалтерской профессии, которое сейчас зарождается в банковской практике в связи с приобщением к международным стандартам учета. Если раньше бухгалтерский учет приравнивался к счетоводству, то теперь мы видим, что за рубежом банковский бизнес отошел от подобных представлений. Счетоводство - ведение записей по счетам - лишь часть бухгалтерского учета. Кроме счетоводства бухгалтерский учет в настоящее время включает в себя анализ учетной информации и участие в принятии управленческих решений, т.е. в банковском менеджменте. При рейтинговой оценке банковского персонала участие в анализе и управлении банком должно рассматриваться в качестве обязательного для бухгалтерских кадров. Третий. Недостаточность нормативной базы для бухгалтерского оформления целого ряда банковских операций, довольно устаревший План счетов коммерческих банков и российские стандарты затрудняют анализ банковской деятельности, не позволяют использовать показатели и коэффициенты оценки надежности, устойчивости банков, используемые в зарубежной банковской практике. Четвертый. Недостаточный уровень технической оснащенности средств передачи данных, телекоммуникаций и защиты банковской информации от проникновения фальшивых документов, общий низкий уровень банковской безопасности, включая компьютерную безопасность. Отсюда, неспособность некоторых банков обеспечить банковскую тайну, в то время как развитие банковского бизнеса требует возведения банковской тайны в ранг государственной политики. Согласно, западной статистики 60% всех преступлений в банковской сфере совершается персоналом банка. Пятый. Недостаточный профессионализм в области бухгалтерского учета некоторых аудиторских фирм, отсутствие их ответственности за качество проверок также отрицательно сказывается на общем уровне бухгалтерской работы. Банковская инфраструктура должна включать квалифицированный аудит, который бы занимался не только подтверждением отчетности, но и оценивал качество руководства, менеджмента банка на основе анализа рисков, ликвидности, доходности и т.п. Сюда же должна входить квалифицированная юридическая служба, агентство по регистрации залогов, чтобы избежать двойного или многократного их использования. Шестой. Отсутствие стабильного законодательства, в том числе налогового и судебного. Нестабильность развития экономики. Как видно, переход на международные принципы учета в банках начал осуществляться в непростых условиях их деятельности. Формирование механизма оценки ликвидности коммерческих банков России, постсоветского периода началось сразу после возникновения двухуровневой структуры банковских учреждений. Остановимся немного на самой структуре и функциях, которые закреплены за каждым ее элементом. 1.3 Структура банковской системы России Банковская система России является двухуровневой: 1 уровень - Центральный банк Российской Федерации; 2 уровень - кредитный организации, филиалы, представительства иностранных банков. В законе РФ “ О банках и банковской деятельности в РФ” определяются следующие субъекты банковской системы. Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделённый правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации [2]. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ “О банках и банковской деятельности”. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество [1]. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом “О банках и банковской деятельности”. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Банки, в свою очередь, подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные банки составляют основу банковской системы, они способны предоставлять своим клиентам до 200 видов услуг. Их главными функциями являются: аккумулирование временно свободных денежных средств; кредитование субъектов финансового рынка; организация и осуществление расчетов в хозяйстве; проведение операций с ценными бумагами; хранение финансовых и материальных ценностей; проведение трастовых операций; Основным отличием специализированных банков является предоставление очень узкого спектра финансовых услуг своим клиентам, то есть специализация банка на определённом виде предоставляемых услуг. Специализация бывает: функциональной, отраслевой, клиентской, территориальной. Не последнюю роль на финансовом рынке играет Центральный Банк РФ. Какие основные функции он выполняет и методы, направленные на поддержание надежности банковских учреждений мы рассмотрим далее. 1.4 Функции ЦБ РФ, направленные на поддержание надежности и оценку деятельности банковских учреждений. Центральный банк РФ в соответствии с Федеральным Законом “О Центральном банке РФ” выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основной целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций [2]: разработка и проведение контрольно-денежной политики регулирование денежного обращения регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе организация валютного регулирования хранение золотовалютных запасов страны Для их исполнение ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы: установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями установление резервных требований рефинансирование кредитных организаций проведение дисконтной политики проведение операций на открытом рынке осуществление валютных интервенций. Но и в деятельности ЦБ РФ в течение 2000г-2001г года произошли очень большие изменения. Августовский кризис 1998 года выявил недостаточную эффективность системы надзора ЦБ РФ, осуществляемой за деятельностью коммерческих банков. В связи с этим возникла идея ликвидации его надзорной монополии и объединения надзорных функций всех финансовых институтов в особом государственном надзорном органе, а также создания контроля за операциями на всех сегментах финансового рынка. Сторонники подобной системы, внесли поправки подобного рода в Закон о ЦБ РФ, ссылаясь на международный опыт. В большинстве западных стран надзорные функции выполняют независимые от ЦБ организации. Скорее всего, на процедуру передачи этих функций в нашей стране будет отведено несколько лет. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |