|
Международные кредит отношенияp align="left">В международных расчетах используются преимущественно ведущие свободно конвертируемые валюты (доллар, евро, иена, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.).Золото применяется лишь в качестве чрезвычайных мировых денег при непредвиденных обстоятельствах (войны, экономические и политические потрясения и т.д.). Основные формы международных расчетов аналогичны формам внутренних расчетов, но имеют следующие особенности: ¦ существуют определенные отношения участников внешнеэкономических сделок и их банков по поводу оформления, пересылки, обработки и оплаты предусмотренных контрактом документов; ¦ международные расчеты имеют документарный характер, т.е. осуществляются против документов, финансовых (векселей, чеков, платежных расписок) и коммерческих (счетов-фактур, отгрузочных документов -- коносаментов, накладных, квитанций, страховых полисов, различных сертификатов); ¦ регламентируются унифицированными правилами и обычаями основных форм международных расчетов. Основными формами международных расчетов являются: инкассовая форма расчетов -- поручение клиента банку о получении платежа от импортера за товары и услуги и зачисление этих средств на счет экспортера в банке. На основе полученных от экспортера инструкций банк выполняет инкассовые операции в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо; аккредитивная форма расчетов -- соглашение об обязательстве банка по просьбе клиента оплатить документы либо акцептовать или учесть (негоциировать) тратту в пользу третьего лица (бенефициара), на которого открыт аккредитив. Порядок осуществления этой формы расчетов регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов. Аккредитив (особенно безотзывный и подтвержденный) в большей степени, чем инкассо, гарантирует своевременность платежа. Вместе с тем это самая сложная и дорогостоящая форма расчетов: импортер вынужден резервировать сумму аккредитива или использовать кредит банка; банковский перевод -- поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. В международных расчетах перевододателем часто выступают клиенты банков. В форме перевода производятся оплата инкассо, авансовые платежи, перерасчеты. Банковские переводы зачастую сочетаются с другими формами расчетов, а также с гарантиями банков; авансовый платеж -- оплата товаров импортером авансом до отгрузки, а иногда до их производства (например, при импорте дорогостоящего оборудования, судов, самолетов). В отличие от мировой практики, в которой авансовые платежи составляют 10--33% суммы контракта, в России они зачастую достигали 100%. Тем самым импортеры России кредитуют иностранных поставщиков. Согласие российского импортера на предварительную оплату связано либо с его заинтересованностью (это один из видов "бегства" капитала в форме авансового платежа по фиктивным контрактам), либо с давлением экспортера; расчеты по открытому счету -- расчеты, предусматривающие периодические платежи в установленные сроки импортера экспортеру при регулярных поставках товаров в кредит по этому счету. Эти расчеты наиболее выгодны для импортера и практикуются при доверительных и длительных отношениях с зарубежным поставщиком; расчеты с использованием векселей, чеков, банковских карточек. В международных расчетах применяются переводные и обычные векселя. За оплату векселя ответственность несет акцептант (импортер или банк), давший согласие его оплатить. Единообразный вексельный закон (1930 г.) регламентирует форму, реквизиты, условия выставления и оплаты векселей. По неторговым операциям используются дорожные (туристские) чеки, выписываемые крупными банками в разных валютах. Чек -- денежный документ установленной формы, содержащий приказ банку выплатить обозначенную на нем валюту его владельцу. Форма и реквизиты чека регулируются национальным и международным законодательствами (Чековой конвенцией 1931 г. и др.), С 60-х годов используются еврочеки, сопровождаемые гарантийной еврокартой, дающей право владельцу при зарубежных поездках получать деньги в банках или рассчитываться в магазинах в ряде стран. В международных расчетах активно используются банковские карточки. В результате слияния трех компаний (Еврокарт, Еврочек, Еврочек-холдинг) в сентябре 1992 года в Брюсселе создана международная платежная система Europay International. В ней участвуют платежные организации и банки ряда стран, в том числе России. Выпуск и прием смарт-карт (с микропроцессором) с 1994 года осуществляет EMV (Europay Master Card Visa). Международные расчеты осуществляются с помощью электронных сигналов в виде записей в памяти банковских компьютеров, передаваемых по каналам дистанционной связи. Информация по межбанковским расчетам передается через СВИФТ. Акционерное общество "Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть" (с 1977 г.) обслуживает более 7 тыс. банков и финансовых учреждений 189 стран, в том числе России; валютные клиринги -- расчеты в форме обязательного взаимного зачета международных требований и обязательств на основании межправительственных соглашений. В отличие от внутреннего межбанковского клиринга взаимные зачеты по валютному клирингу производятся не добровольно, а в обязательном порядке при наличии межправительственного соглашения. Клиринговые международные расчеты экспортеров и импортеров осуществляются в национальной валюте с клиринговыми банками, которые производят зачет взаимных требований и обязательств. Экспортеры получают не иностранную, а национальную валюту. Импортеры вносят в клиринговый банк национальную валюту. С введением конвертируемости валют межправительственные валютные клиринги почти не используются. Но в частном секторе международные клиринги функционируют, например, по межбанковским расчетам, фондовым сделкам (Седел, Евроклир), межбанковским операциям (в экю -- в 1985--1998 гг., в евро -- система ТАРГЕТ и т.д.). МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ Международный кредит -- разновидность экономической категории "кредит". Это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их числе: перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию наци шальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу; экономия на издержках в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств обращения (тратт, обычных векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей; ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов; регулирование экономики. Выполняя взаимосвязанные функции, международный кредит играет двоякую роль в развитии производства -- положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе. Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы породило проблему урегулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе: развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы. Классификация форм кредита осуществляется следующим образом: по назначению: ¦ коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами; ¦ финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком; ¦ промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг); по видам: ¦ товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа); ¦ валютные (в денежной форме); по технике предоставления: ¦ наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика; ¦ акцептные кредиты в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком; ¦ депозитные сертификаты; ¦ облигационные займы, консорциональные кредиты и др.; по валюте займа: ¦ кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, иногда в международных валютных единицах (СДР); по срокам: ¦ краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года); ¦ среднесрочные (от одного года до пяти лет); ¦ долгосрочные (свыше пяти лет). Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится среднесрочным и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок часто участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (в Великобритании, Франции, Японии и др.) при поддержке государства создана специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит (практически до 10--15 лет) предоставляют прежде всего специализированные кредитно-финансовые институты -- государственные и полугосударственные; по обеспечению: ¦ обеспеченные кредиты; ¦ бланковые кредиты. В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х годов), некоторые развивающиеся страны (в 80-х годах) использовали международные кредиты под залог части официальных золотых запасов, оценивавшихся по среднерыночной цене. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок. В зависимости от категории кредитора различаются международные кредиты: ¦ фирменные (частные); ¦ банковские; ¦ брокерские; ¦ правительственные; ¦ смешанные, с участием частных предприятий, в том числе банков, и государства; ¦ межгосударственные кредиты международных финансовых институтов. Рассмотрим некоторые из этих видов кредитов. Фирменные кредиты предоставляются экспортерами иностранным импортерам в виде отсрочки платежа (до семи лет) за товары. Они оформляются векселем или открытым счетом. При вексельном кредите экспортер выставляет переводный вексель (тратту) на импортера, который акцептует его при получении коммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенным товарам и на его обязательстве погасить кредит в определенный срок (в середине или в конце месяца). Такой кредит предоставляется при регулярных поставках и расчетах по открытому счету между контрагентами. К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импортера. Банковские международные кредиты предоставляются банками, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Общепринято создавать банковские консорциумы, синдикаты, пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранного импортера: кредит покупателю активно применяется с 60-х годов XX века. Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщиком по векселю, но за счет средств должника (трассата). На акцептном рынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются. Брокерские кредиты -- промежуточная форма между фирменными и банковскими кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков, роль последних уменьшается Межгосударственные кредиты международных финансовых институтов предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков на мировом рынке ссудных капиталов. С 80-х годов XX века активно развивается проектное финансирование (кредитование) совместно несколькими кредитными учреждениями без привлечения средств из государственного бюджета. Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции лизинга, факторинга, форфетирования. Лизинг -- соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества на разные сроки до 15 лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк. Факторинг -- покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70--90% суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией. Форфетирование -- покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числе США-- 17,5%, 15 стран ЕС - 30,3%, Японии - 6,3%, России -2,8% (она занимает 10-е место по величине квоты -- 8,1 млрд дол.). Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагают в ВБ 17% всех голосов, т.е. имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне. Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран -- членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР или свободно конвертируемой валютой и 75% -- национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам. Основные задачи МВФ заключаются в следующем: ¦ содействие сбалансированному росту международной торговли; ¦ предоставление кредитов странам-членам (сроком до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса; ¦ отмена валютных ограничений; ¦ межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированы в Уставе Фонда. Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями: ¦ лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты; ¦ Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.)- С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд дол. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5 млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики не были выполнены. Выдвигаемые Фондом жесткие требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигают поставленной цели и усугубляют негативные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный "голод" и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс "бегства" капитала. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации. В условиях улучшения макроэкономических показателей Россия отказалась от заимствований в МВФ и с 2002 года погашает свою задолженность Фонду, сократив ее до 5 млрд дол. (июль 2003 г.). Однако сотрудничество России с МВФ сохраняет определенное значение с учетом его роли в регулировании валютно-кредитных отношений. Россия активно сотрудничает с группой Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции и развития и четыре его подразделения. Число стран -- членов МБРР составило 183 (на 1 июля 2002 г.). Уставный капитал -- 190 млрд дол. Как и в МВФ, наибольшая подписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4% соответственно). В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР долгосрочные (15--20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет. МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг Друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этом мировом инвестиционном банке и получить выход на мировой рынок ссудных капиталов. Итоги первого десятилетия сотрудничества с ВБ свидетельствуют об определенной позитивной роли его кредитов в развитии экономики и кредитно-банковской системы России. За 1992--2001 годы В Б предоставил России кредиты (11,3 млрд дол.) в трех формах: 1) бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами Фонда, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались "угольные" (на реорганизацию угольной отрасли) или "социальные" (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались неэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы; 2) связанные кредиты (ежегодно 500--700 млн дол. в 1994--1998 гг.) на определенные цели -- охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.; 3) инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран. Например, Россия, Украина, Норвегия, США совместно кредитуют инвестиционный проект "Морской старт" под гарантию ВБ. При кредитовании инвестиционных проектов ВБ оказывает помощь российским банкирам в подготовке сложной документации, совместно с российскими специалистами проводит анализ и мониторинг кредитуемых объектов. Российские банки используют опыт ВБ по организации проектного финансирования. Условия кредитов В Б России корректируются с учетом особенностей кредитуемых инвестиционных проектов. ВБ содействует подготовке к введению международных стандартов финансовой отчетности в банках России и обучению российских банкиров. К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) включали политические требования (развитие демократии, многопартийности, независимость средств массовой информации и др.). ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требования (например, срочная реорганизация угольной промышленности) без учета российской специфики. Стоимость кредитов ВБ завышается (по оценкам специалистов, на 10--20%) в связи с высокой оплатой западных специалистов и консультантов ВБ при разработке модели проектного финансирования. Применявшаяся неэффективная схема предоставления кредита ВБ российскому Правительству через федеральный бюджет, откуда выделялись ссуды субзаемщикам-предприятиям, привела к образованию их просроченной задолженности перед бюджетом, за счет которого обслуживается государственный внешний долг. К тому же Минфин России недостаточно контролировал целевое использование кредитов ВБ и бухгалтерский учет оборудования, приобретаемого за счет этих кредитов. В итоге лишь 70% одобренных и выделенных России кредитов ВБ были использованы (8,1 млрд дол. из 11,5 млрд дол.) в связи с неэффективным законодательством, высокими рисками, бюрократией и коррупцией. Кредиты с низким рейтингом были аннулированы (2,5 млрд дол.) в целях улучшения российского кредитного портфеля в ВБ. После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество. С учетом противоречивых результатов первого десятилетия кредитного сотрудничества ВБ и Россия разработали новую стратегию на 2003--2005 годы в целях поддержания реализации комплексной программы реформ Правительства РФ, в частности в форме целевого кредитования конкретных инвестиционных проектов. Специфика ВБ заключается в наличии у него четырех подразделений. Международная ассоциация развития (MAP, создана в 1960 году; ныне число членов -- 162) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-- 40 лет правительствам наименее развитых стран -- членов МБРР, взимая лишь комиссию в размере 3,4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов -- поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика MAP заключается в координации ее деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных межгосударственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов. Хотя сумма кредитов MAP невелика (107 млрд дол. в 1960--2001 гг.), они были использованы для осуществления 134 инвестиционных проектов в 53 странах, особенно африканских (половина кредитов в 2001 г.), где находятся наиболее бедные регионы мира. Предполагается заменить беспроцентные кредиты дарами. Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г., ныне число членов -- 175). Капитал МФК невелик -- 2,36 млрд дол. Совокупный объем предоставленных МФК кредитов -- 48 млрд дол. -- в 20 с лишним раз превышает ее капитал. Это объясняется долевым участием МФК (60%) в этих заимствованиях стран-членов и привлечением синдицированных кредитов частных банков (40%). Участие МФК в капитале предприятия колеблется от 5 до 15%, иногда -- до 35%. Деятельность МФК направлена на стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, в ответ на критику МБРР и МФК, в начале 90-х годов создано пять совместно управляемых департаментов: нефти, газа и продуктов нефтехимии; добывающей промышленности; глобальных информационных и телекоммуникационных технологий; консультационных услуг для частного сектора; мелкого и среднего предпринимательства. МФК кредитует инвестиционные Проекты в России, участвует в капитале частных предприятий, но в ряде случаев недостаточно эффективно. Наиболее перспективна деятельность группы МФК по развитию лизинга в России. Группа создана в 1997 году при финансовом содействии правительств Великобритании и Канады и с 2000 года финансируется Канадским агентством международного развития в целях формирования необходимых правовых и экономических Условий для активизации лизинга в Российской Федерации с учетом мирового опыта. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны). МАГИ предоставляет гарантии (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20 лет) по коммерческим и политическим рискам. К рискам относятся: отмена конвертируемости валюты, национализация или экспроприация имущества инвестора, военные действия, смена политического режима, невыполнение контракта вследствие правительственного решения. Кроме того, МАГИ оказывает консультационные услуги по прямым инвестициям. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров -- новое подразделение группы Всемирного банка. ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, создан в 1990 г., местонахождение -- Лондон). Главная цель ЕБРР -- способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в определенных пределах. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (24,5% по сравнению с 6,4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимости востребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ. Особенность ЕБРР состоит в меньшей дифференциации доли стран-членов в капитале и количестве голосов. Например, США имеют 10% акций, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Япония -- по 8,6% каждая. Другая особенность ЕБРР заключается в его ориентации на кредитование рыночных реформ и поддержку частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; 70% его кредитов предоставлены частному сектору. Россия активно сотрудничает с ЕБРР, который кредитует инвестиционные проекты (15 млрд дол. в 1991--2000 гг.) в пределах 30% стоимости проекта и привлекает синдицированные банковские кредиты. ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России,-- финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР -- содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам. Отличительная черта кредитов ЕБРР -- дисперсия по регионам и разным отраслям экономики, а также банкам. ЕБРР избирательно определяет объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываясь кредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков. Специфика деятельности ЕБРР -- стимулирование создания венчурных фондов (11 в России). Созданный в 1994 году ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелких предприятий исходя из критерия их платежеспособности. Стратегия сотрудничества России с ЕБРР направлена на дальнейшее привлечение его инвестиционных кредитов, условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частных инвесторов, в целях развития российской экономики. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ Особое место в структуре международных финансовых организаций занимают международные региональные банки развития, созданные в 60-х годах XX века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов. Межамериканский банк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканский банк развития (АфБР, образован в 1963 г., находится в Абиджане) и Азиатский банк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и, они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ. Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются неодинаковым уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов: Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций. Сотрудничество России с международными региональными банками развития пока недостаточно налажено. Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, создан в 1930 г., находится в Базеле). По существу, это банк центральных банков (его члены -- более 50 стран, в том числе Россия -- с 1996 г.). БМР осуществляет обычные банковские операции с центральными банками: депозитные, кредитные, расчетные. БМР содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики. Важной сферой этого сотрудничества является координация мер по надзору за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью. Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию (создан в 1974 г.) опубликовал периодически обновляемый Базельский конкордат в виде отчета по названной проблеме и подготовил Базельское соглашение 1988 года о минимальных международных стандартах и оценке достаточности капитала банков. С 1992 года ведущие банки, в том числе российские, обязаны соблюдать эти стандарты. В новом Базельском соглашении по капиталу банков (Базель II) акцент сделан на усилении внутреннего банковского контроля при оценке рисков, рыночной дисциплины и прозрачности информации. Специальная служба БМР (создана летом 1990 г.) оказывает техническую помощь центральным банкам, включая Банк России, и организует обучение банкиров. Вступление России в БМР расширило возможности участия Банка России в работе комитетов и комиссией БМР. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |