|
Коммерческие банки как звено банковской системы государстваКоммерческие банки как звено банковской системы государства7 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГОУ ВПО ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Факультет экономический Кафедра денег, кредита и финансов Курсовая работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Коммерческие банки как звено банковской системы государства Выполнил: студент 4 курса очной ускоренной формы обучения (прием: сентябрь 2007 г.) Мелентьева Ю.С.,07031 Руководитель: к.э.н., доцент Казанцева Т.Н. Киров 2007 Оглавление Введение 1. Понятие и эволюция коммерческих банков в России и зарубежных государствах 2. Коммерческие банки как звено банковской системы 2.1 Виды и основные функции коммерческих банков 2.2 Организационные и правовые основы деятельности 2.3 Характеристика операций коммерческих банков 2.4 Взаимоотношения коммерческих банков с другими звеньями банковской системы 3. Особенности банковских систем зарубежных государств 4. Проблемы и перспективы банковской системы Российской Федерации 4.1 Современное состояние банковской системы Российской Федерации 4.2 Перспективы развития банковской системы Введение В различных источниках определение банковской системы трактуется по-разному. Банковская система - сложная система, состоящая из множества связей и взаимодействий, которые невозможно полностью проследить. В макроэкономическом определении банковской системы предполагается «наличие тесных взаимодействия и связей между элементами системы и полная сбалансированность количественных и качественных ее параметров». В отечественной экономической литературе банковская система рассматривается как «совокупность различных банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период». Есть и другое определение: банковская система есть «совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и внешней средой». С учетом этих определений можно утверждать, что в России имеется двухуровневая банковская система рыночного типа, которая представлена, прежде всего, банком России и совокупностью коммерческих банков. Они практически бесперебойно обеспечивают расчета между всеми звеньями экономики, перераспределяют временно свободные средства, выполняют все остальные банковские функции, постоянно и тесно взаимодействуют на рынке между собой и с внешней средой. Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов. Правительство должно поставить приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках Для достижения указанной цели предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг. Основными задачами развития банковского сектора являются: - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; - повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; - предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. В России на сегодняшний день развитие банковской системы настолько же важно насколько развитие экономики. От состояния банковского сектора зависит экономическое «здоровье» страны, международное положение государства, благосостояние граждан. 1. Понятие и эволюция коммерческих банков в России и зарубежных государствах На территории, где не было регулярного речного и морского сообщения, становление банков имело те же основы, что и в древние времена (прежде посредническая роль храмов, торговых домов и отдельных купцов). В Германии на безе филиалов итальянских торговых домов стали создаваться немецкие торговые дома (полные товарищества и товарищества на вере), которые: не подлежали строгому контролю; не имели четко утверждаемого устава; не обязаны были публиковать свои балансы. До совершения операций достаточно было получить свидетельство определенного образца. Основные операции сводились к привлечению денег от крупных владельцев (баронов, князей и др.) и представлению этих денег нуждающимся в качестве ссуд под заклад, невзирая на законы о запрете и ограничении ростовщичества. В некоторые княжества и королевства после войны 1618-1648 годов были приглашены гугеноты, элита французского купечества, специалисты вексельного наличного денежных оборотов. Они имели большой опыт ведения денежных операций, держали денежный капитал постоянно в движении, вели банковские книги. С их помощью был создан первый ремесленный банк «Гемайн-Кредит». Во Франции в X??-XV? веках предпринимались не однократные попытки создания товариществ для выдачи ссуд под некрупные налоги (заклады). Буллой римского папы Льва X(начало XV? века) предусматривалось ограничение изымания процента - не выше расходов по управлению товариществами. В 1627 году подтверждались права товариществ и данное им по сравнению с ломбардами, взимавшие высокий процент за ссуды, преимущество. Товарищества получили общественное признание в отличие от ломбардов, которые хотели принимать в залог только крупные заклады. С 1673 года выдача ссуд под залог стала регламентироваться, в столице страны - Париже создавались многочисленные банки. Широкое распространение банков, ориентированные на денежные средства мелких вкладчиков, дополнялось становлением банковских домов. На Руси с начала X??? века в результате активной торговли с немецкими городами определились основные центры денежных операций - Новгород и Псков. В монастырях и центрах открывались торговые дома. Первоначально при предоставлении ссуды товарные и металлические деньги не оформлялись заложенным имуществом, потом постепенно начали распространяться залоговые отношения. Русь приняла византийский порядок организации денежных операций: стремление государства охранять монополию в этих вопросах, регламентация операций и размера допустимых процентов. Право на занятие подобным промыслом давалось на откуп. Согласно псковскому ссудному праву кредитные сделки оформлялись на особых «досках». В денежный оборот вводились долговые обязательства - простые векселя. По Российской Правде регламентировались охрана и порядок обеспечения имущественные интересов кредитора, порядок взимания долгов, виды несостоятельности. На протяжении X???-XV? веков выполнение денежных операций было локализовано из-за сокращения объемов международной торговли, отсутствия поддержки со стороны князей, насаждавших традиции мусульманского кредитного дела. Ссуда выступала как подарок, использование процента строго запрещалось. Высокая ставка ссудного процента ростовщиков не стимулировала зарождение денежного хозяйства В XV?? веке банки вышли на мировую арену при поддержке своих государств (позднее - без нее) и этому способствовали различные факторы, в первую очередь внешние. Локальные действия отдельных крупных банков приводили к межбанковской конкуренции, стимулирующей универсализацию специализацию денежных операций. Колоссальный прилив серебра и золота из Америки в Европу в XV? веке подорвал монополию этих банков в обеспечении хозяйства денежными средствами. Он продемонстрировал ограниченные возможности и доходность данного вида предпринимательства. В Амстердаме давали кредит под 3% годовых, что считалось крайне низким. Государства пытались ликвидировать сложившиеся ограничения с помощью бумажных денег с принудительным курсом. В XV?? веке бумажные деньги были распространены в Северной Америке, а затем в странах Европы. Но дополнительный выпуск бумажных денег приводил к их обесценению и невозможности регулировать денежное обращение. Необходимы были носители денежных отношений, которые не зависели бы от монополии золота. Объем этих носителей должен был регламентироваться степенью развития национального дохода. Этим требованиям соответствовали кредитные деньги. Появилась новая функция банков - выпуск кредитных средств обращения. Первоосновой эмиссии кредитных денег стало обращение векселей для коммерческого кредитования. Регулирование банковского обращения в общегосударственном масштабе стало крайне необходимым. Внешние факторы создания устойчивости банков поддерживают внутренний потенциал зарождающихся национальных банковских систем в отдельных странах. В Германии ко времени окончания объединения немецких земель действовали 33 эмиссионных банка. В 1848 году были изданы правила, разрешавшие открытие эмиссионных банков: сумма эмиссионных банкнот не должна была превышать основной капитал. С 1875 года расширение эмиссионного права банкам стало прерогативой государства. Постепенно количество правил по ограничению банкнотной эмиссии росло. Вскоре значительная часть банков отказалась от своего права эмиссии в пользу имперского Прусского банка, образованного в 1846 году. Одни эмиссионные банки были ликвидированы. Другие потеряли право эмиссии. Третьи должны были подчиняться правилам имперского Прусского банка (помещать средства в разрешенные операции, инвестировать половину основного и запасного капитала в ценные бумаги, обеспечивать находившиеся в обращении банкноты металлическими деньгами, учетными векселями). Увеличение объема эмиссионных операций разрешалось лишь тем банкам, у которых банкнотная эмиссия не превышала размеров основного капитала. Ломбардные ссуды выдавали под определенные виды обеспечения и они не покрывали банкнот. Ограничение ломбардных операций к XX веку побудило банки отказаться от выпуска банкнот. В 1909 году имперским банкнотам была придана сила национального платежного средства. Во Франции с XV??? века стали создаваться эмиссионные банки. Регулирующую роль должен был сыграть Банк Франции. В 1848 году был установлен принудительный курс банкнот. Законом 1911 года привилегии банка были возобновлены и его эмиссионное право значительно увеличено. Беспроцентный государственный долг использовался для придания устойчивости банковскому обращению. В Росси банковское дело развивалось как государственное, частных эмиссионных банков не было. В 1860 году Госбанк выступил в качестве комиссионера казны и эмиссионера кредитных билетов. Он осуществлял обмен кредитных билетов. С принятием нового устава в 1894-1997 году Госбанк приобрел функции центрального эмиссионного банка. Рост промышленных и торговых предприятий в ходе промышленной революции XV???-X?X веков не мог обеспечить денежные требования с помощью банкнотной эмиссии. Для развития банков как кредитных институтов ведущей становилась депозитная операция. В результате депозитных операций деньги размещались на специальных счетах - депозитах, по которым производили расчеты с кредиторами. Обращение депозитных денег было связано с чеком - приказ собственника счета об уплате определенной суммы денег, который выписывается на специальном бланке. Формировалась сфера чекового обращения и замещения чеками металлических денег и банкнот. Использование чекового обращения позволяло создавать «мнимые депозиты». Поэтому усилился контроль за ликвидностью банка со стороны государства. В Германии деятельность депозитных банков давала возможность обеспечивать контроль за предприятиями, сокращая стоимость финансового производства. Шел процесс объединения депозитных и фондовых операций. Формирование депозитов (в основном за счет средств промышленных предприятий) способствовало универсализации немецкого банковского дела. Во Франции среди 250-270 депозитных банков в условиях ограничения участия в капитале промышленных предприятий выделялись позиции «Креди Лионнэ» и «Сосьете Женераль». По масштабам деятельности они превосходили остальные банки. Они сосредоточили более половины текущих счетов предприятий и операций с ценными бумагами, две трети вкладов, вексельного портфеля и кредитов. За 1815-1913 годы объем текущих счетов в стоимостном отношении только трех стран (Великобритании, Франции, США) вырос в 205,3 раза, а доля увеличилась с 6,5% до 67,4%. В России активность коммерческих банков наблюдалась с начала 70-х годов X?X века. При учреждении банков необходимо было, чтобы наличные суммы и счет составляли не менее 10% обязательных банков. Сумма обязательства не должна превышать основной и резервный капитал более чем в 5 раз. Источником основного объема депозитных операций становился Госбанк, который принимал вклады казначейств. Позднее для перевода денежных средств вкладчиков в коммерческие банки Госбанк прекратил начисление процентов. В 1885-1914 годы вклады коммерческих банков выросли в 11,1 раз, капитал увеличился в 7 раз. В течение XV??-XX веков результатом консолидации и концентрации денежных капиталов явилось усиление экономической мощи государств. В XX веке сформировался крупный экономический потенциал США и Японии. Различие в структуре товарно-денежных отношений привело к преобразованию кредитных отношений, повлияло на их концентрацию, централизацию и монополизацию, государственное регулирование. Чем больше становилось субъектов хозяйствования, тем больше становился объем кредитных операций. Для их проведения банки расширяли денежную основу и способствовали формированию национальных и денежных рынков. В Германии монополизация банков позволила контролировать рынок ценных бумаг, что усилило риск долгосрочного кредитования промышленности и создало предпосылки для образования банковских синдикатов. Стабилизации банковской системы, усилению роли Рейхсбанка способствовала тесная связь с местными банками. К 30-м годам XX века активно работали около 400 акционерных банков. Усилилось монополистическое влияние трех ведущих банков: Дойчебанка, Дрезденербанка, Коммерцбанка. Во Франции выпуск ценных бумаг без обеспечения привел к спекулятивно рисковой деятельности «генерального общества движимого имущества» («Кредит мобиле») с середины X?X века. К концу X?X века из 6000 банков, появившихся в течение 50 лет, осталось 2000. Благодаря кредитной политике Банка Франции с начала XX века, проведению ломбардных операций стабилизовался кредитный рынок и учетная ставка процента. Преобладание операций с ценными бумагами усилило позиции банков - известных кредитных домов Вормса, Дрейфуса, братьев Лазар. Большое значение предавалось межбанковским связям. В России 30-х годов XV??? века государственные банки («Медный», «Вспомогательный для дворянства», «Ассигнационный» и т.д.) занимались долгосрочным кредитованием. Создание коммерческих банков началось с 60-х годов X?X века. К 1914 году существовало более 50 банков, количество их отделений возросло с 40 до 822. Распространились ссуды под ценные бумаги. Ощущалась постоянная конкуренция. Небольшое количество коммерческих банков объяснялось политикой государства: финансовая поддержка банков, жесткое регулирование акционерного учредительства. В разрез уставу, по которому основными учетно-ссудными операциями являлись учет векселей, срочных правительственных и общественных процентных бумаг, иностранных тратт и ссуд под товары и ценные бумаги, Госбанк предоставлял долгосрочные кредиты и принимал в залог недвижимое имущество. Важным направлением деятельности становится предоставление промышленного кредита: ссуды под простые векселя, под залог недвижимого имущества, различного рода инвентарь. Подчинение Госбанка Министерству финансов не способствовало развитию краткосрочного кредита. В советское время Госбанк стал органом краткосрочного кредитования народного хозяйства: коммерческий кредит заменен банковским, система коммерческих банков - специализированной системой. В XX веке выявилось неравномерное развитие отдельных государств. Ведущее положение заняли США. Для стабилизации банковской деятельности были созданы международные банки: в 1930 году - Банк международных расчетов, в 1945 - Международный банк реконструкции и развития, в 1947 - Валютный фонд. Во Франции в 80-е годы была проведена реорганизация банков с целью устранения прежней стабилизации. Для поощрения конкуренции осуществлялось «сближении» операций банков и финансовых компаний. С целью повышения конкурентоспособности был введен статус универсального рынка. В Германии в 40-х годах на базе филиалов образовали 30 региональных банков. Операции ограничивались пределами земель. После легализации гроссбанков региональных банков стало 9. В Советском Союзе с 30-х годов создавалась система специализированных банков, состоявшая из Сбербанка, Внешторгбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Стройбанка. Каждый из них представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью коммерческих банков. С 80-х годов часть государственных специализированных банков преобразовалась в коммерческие банки.[2,11] 2. Коммерческие банки как звено банковской системы 2.1 Виды и основные функции коммерческих банков Коммерческие банки можно классифицировать по форме собственности. В зависимости от принадлежности капитала выделяют: - государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки. Центральные банки многих стран являются государственными. Государственные коммерческие банки осуществляют кредитование хозяйства; - акционерные банки - самая распространенная форма собственности. Собственный капитал формируется за счет продажи акций. Акционерные банки подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются среди определенного круга лиц. Основным учредительным документов является устав; - кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет паев; - смешанные банки, когда состоит из разных форм собственности; - муниципальные банки; - совместные банки, банки с участием иностранного капитала. Среди функций коммерческих банков выделяют следующие, которые лежат в основе определения банка и определяют его сущность: 1) функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств - банки привлекают свободные денежные средства физических и юридических лиц. В дальнейшем банки предоставляют на них кредиты и приобретают ценные бумаги; 2) функция посредничества в кредите - коммерческие банки аккумулируют денежные средства и предоставляют их предприятиям, населению, государству; 3) функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов - банки открывают счет для клиентов и осуществляют перевод денежных средств; 4) функция создания платежных средств - банки выпускают чеки, векселя, пластиковые карточки, создают деньги в безналичной форме в виде депозитов; 5) функция организации выпуска и размещения ценных бумаг - банки реализуют ценные бумаги предприятий для перераспределения денежных средств; 6) консультационные услуги; информирование об увеличении кредитоспособности, применении новых форм расчетов и кредитов.[3,13] 2.2 Организационные и правовые основы деятельности Организационная структура банка определяется Уставом, в котором содержаться положения об органах управления, их полномочиях, ответственности взаимосвязи при совершении банковских операций. Управляет акционерным банком общее собрание акционеров. Решение принимается большинством голосов. Право голоса имеет лишь владельцы обыкновенных акций. Совет директоров утверждает и вносит изменения в Устав, положения о Совете директоров, Правления банка, ревизионной комиссии, принимает решение о расширении числа участников или выходе их из банка, т.д. Общее собрание акционеров избирает Совет директоров, в который входят от 5 до 25 человек, определяет срок их полномочий. Деятельность Совета директоров включает: определение целей банка и формирование политики; внесение изменений в Устав; определение размера дивидендов; определение организационной структуры банка; осуществление контроля за ссудами и инвестициями; т.д. Совет директоров избирает Председателя Совета директоров. Председателя Совета директоров занимается информированием Совета директоров о работе банка, о связях с общественностью, о перспективах развития банка, т.д. Правление банка включает вице-президентов, которые возглавляют ведущие отделения банка, главного бухгалтера. В задачи правления банка входят: организация и осуществление оперативного руководства деятельностью банка, утверждение положения о структурных подразделениях, филиалах и представительствах банка, решение вопросов подбора и расстановки кадров. Подразделения банка формируются по функциональному назначению: - Кредитный комитет - разрабатывает кредитною политику, Ревизионная комиссия - проводит оценку деятельности банка; - Управление планирования занимается организацией коммерческой деятельности и управлением банковской ликвидностью; экономическим анализом и изучением кредитоспособности клиента; маркетингом и связями с общественностью. - Управление депозитных операций занимается депозитными операциями и проводит эмиссию, занимается размещением ценных бумаг; - Управление кредитных операций Правовые отношения коммерческих банков регулируются ст. 807-818 ГК РФ. Одна сторона является заимодавцем, другая заемщиком. Субъектами являются предприниматели и граждане. Объектами являются деньги и другие вещи, переданные в собственность Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |