|
Имущественное страхованиеИмущественное страхованиеСодержание 1. Общие принципы и подходы в имущественном страховании 2. Страхование убытков от перерывов в производстве 3. Страхование средств автотранспорта 4. Страхование грузов 5. Ипотечное страхование 6. Обработка и урегулирование ущерба. Страховая экспертиза Выводы Библиографический список 1. Общие принципы и подходы в имущественном страховании Под имущественным страхованием в Гражданском кодексе РФ подразумевается процесс составления и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя. Это направление страхования предназначено для покрытия следующих рисков: гибели, повреждения или частичной утраты застрахованного имущества; неполучения или недополучения ожидаемых доходов из-за нарушения партнерами своих обязательств или по другим причинам, т.е. финансовых рисков; возникновения гражданской ответственности перед третьими лицами в случае причинения вреда их здоровью или ущербов их имущественным или другим интересам. Цель имущественного страхования - возмещение ущерба. Принцип возмещения ущерба состоит в том, что страхователь после наступления страхового случая должен быть поставлен в такое же финансовое положение, в котором он находился непосредственно перед ним. В связи с этим встает проблема оценки стоимости страхуемого имущества и определения страховой суммы. Страховая сумма - эта сумма, в пределах которой страховщик несет страховую ответственность по договору. Максимальная величина страховой суммы в имущественном страховании определяется страховой стоимостью страхового интереса ко времени наступления страхового случая76. В страховании различают следующие основные виды стоимости: восстановительная стоимость - сметная стоимость нового объекта, аналогичного подлежащему оценке; фактическая стоимость - восстановительная (первоначальная) стоимость за вычетом суммы, соответствующей степени износа; остаточная (общая) стоимость - продажная цена объекта страхования, которую может получить страхователь. Как правило, страховая стоимость - это фактическая стоимость объекта страхования за вычетом износа. Классическая концепция страхования состоит в том, что страховая сумма по договору не должна быть выше страховой стоимости77. При определении суммы страхования и размера страхового возмещения в имущественном страховании применяются несколько систем страхования. Для формализации расчетов по системам страхования введем следующие условные обозначения: В - сумма страхового возмещения; С - страховая сумма по договору; У- фактическая сумма ущерба; О - стоимостная оценка объекта страхования, определяемая по балансу либо экспертным путем. Одной из наиболее распространенных систем является страхование по действительной стоимости имущества на день заключения договора. Применительно к данной системе при условии наступления страхового случая, страховое возмещение будет равно величине ущерба: О = С и В = У. При страховании по системе пропорциональной ответственности страхователю возмещается не вся сумма ущерба, а лишь такая доля (процент), в которой было застраховано имущество: В = С / О * У. Например, если акционерное общество застраховало свое имущество на 70% от его фактической стоимости при заключении договора, то при наступлении страхового случая возмещению подлежит ущерб также в размере 70%. Факт пропорционального страхования указывается в договоре страхования в виде специальной оговорки «эверидж». Страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. При этом весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) возмещается полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) -не компенсируется: В ?У, Нт С. Возмещение ущерба по другой системе страхования - системе предельного страхового обеспечения (системе предельной ответственности) - определяется как разница между заранее обусловленным (нормативным) и фактическим уровнем результата деятельности (дохода, урожайности и т.п.). Например, при страховании урожая сельскохозяйственными предприятиями нормативным уровнем считается средняя урожайность с одного гектара данной культуры. В условиях страхования может быть ограничена сумма возмещаемого ущерба до определенного процента, например до 70% или 80%. Страхование по системе восстановительной стоимости означает, что страховое возмещение за объект равно цене нового имущества соответствующего вида; износ имущества при этом не учитывается. При коллективном страховании или состраховании два и более страховщиков участвуют определенными долями в страховании одного и того же риска, выдавая совместный или раздельный полисы, каждый на страховую сумму в своей доле. Однако страховое возмещение в любом случае будет меньше или равно фактической стоимости имущества - В ? О. Сострахование иногда порождает так называемое двойное страхование, запрещаемое законодательством в отраслях страхования ущерба. Двойное страхование имеет место, если объект застрахован по одному и тому же риску в один и тот же период в нескольких страховых компаниях и страховые суммы, вместе взятые, превосходят страховую стоимость. Это значит, что при страховом случае суммы страховых возмещений, причитающихся со страховщиков, будут превосходить общую сумму ущерба. За двойным страхованием часто стоят преднамеренность и стремление к незаконному обогащению. Если факт двойного страхования открылся до наступления страхового случая, то возможны варианты с перезаключением договоров страхования с изменением страховых сумм и страховых премий. В том случае, когда факт двойного страхования стал известен после наступления страхового случая, страховые компании должны разделить между собой ущерб и возместить компании - первоначальному плательщику возмещения соответствующую часть переплаты, что осуществляется в рамках контрибуционных расчетов. Контрибуция - это право страховой компании обратиться к другим страховщикам, которые подобным же образом ответственны перед страхователем, с предложением поделить между собой расходы по возмещению ущерба. Контрибуция рассчитывается на основе страховой суммы по каждому полису по принципу пропорциональности. Возможность контрибуции возникает при наличии пяти условий: S существуют два и более полисов страхования; S полисы страхования должны покрывать одни и те же страховые интересы; S полисы должны покрывать общие опасности, являющиеся причиной убытка; S полисы должны относиться к одному и тому же объекту страхования; S каждый полис должен быть ответственным по убытку. В некоторые страховые полисы включается контрибуционная оговорка в форме записи: «данный полис не покрывает убытка, если есть другой договор страхования, его покрывающий» или «в случае наличия другого полиса, покрывающего ущерб, данный полис действует только на сумму превышения ущерба над оплаченной его частью». При заключении договора страхования страхователь может выступать в роли «сострахователя», т.е. держать на своей ответственности определенную долю риска. Личное участие страхователя в покрытии ущерба выражается через франшизу (фр. franchise - льгота, вольность), предусмотренную условиями договора страхования. Страховая франшиза - неоплачиваемая часть ущерба, примерно соответствующая затратам страховщика на определение суммы ущерба. Франшиза может быть установлена в абсолютных (денежном выражении) или относительных (в процентах от страховой суммы) величинах к страховой сумме и оценке объекта страхования. Возможна также франшиза, выраженная в процентах к ущербу. Применение франшизы призвано: с одной стороны, освободить страховщика от расходов, связанных с ликвидацией мелких убытков, поскольку во многих случаях такие расходы превышают сумму убытка; с другой стороны, заинтересовать страхователя в принятии мер по сохранности объекта страхования, ограничить случаи страхового мошенничества. Выделяют условную (интегральную или невычитаемую) и безусловную (эксцедентную или вычитаемую) франшизы. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий установленной суммы (процента) франшизы, и должен возместить ущерб полностью, если его размер больше суммы франшизы. Условная франшиза означает наличие специальной оговорки в страховом полисе. В международной практике оговорка делается в форме записи «свободно от х процентов» Безусловная франшиза - освобождение страховщика от ответственности за ущерб за вычетом установленного размера франшизы в безоговорочном порядке. Специальная оговорка содержит запись «свободно от первых х процентов» (где х процентов всегда вычитаются из суммы страхового возмещения независимо от величины ущерба): Например, если условная франшиза - 100 долл., а сумма ущерба 90 долл., то страховое возмещение не выплачивается. Если же сумма ущерба равна 110 долл., то она полностью подлежит выплате страхователю. При безусловной франшизе из указанной суммы ущерба в 110 долл. вычитается размер франшизы, например, 100 долл., и страхователю возмещается 10 долл. (110-100). Для количественной оценки влияния франшизы (безусловной) на расходы страховщика и определения ее воздействия на величину тарифа используется формула: R = aR1+b(1?F/f), где R - общее снижение расходов; R1 - уменьшение величины выплачиваемых возмещений - функция распределения сумм выплат страхового возмещения и величины франшизы; F - частота страховых случаев, величина ущерба при которых больше размера франшизы; f- частота страховых случаев, величина ущерба при которых меньше размера франшизы; a- коэффициент безопасности, установленный страховщиком; b - величина расходов на ведение дела. Расчет величины R1 в процентах от общего выплачиваемого возмещения для безусловной франшизы Xпроизводится следующим образом: R1(x) = q(x) + (1?p(x))X/CM, где q(x) - сумма ущерба, меньшего или равного по величине размеру франшизы, в процентах от общего ущерба; р(x) - число страховых случаев, меньших или равных по величине размеру франшизы, в процентах от общего числа страховых случаев; Cм - средняя величина суммы ущерба, не превышающего по величине размер франшизы. Существуют четыре основных способа возмещения ущерба: денежное, ремонт, замена, восстановление. Основные виды имущественного страхования: страхование средств транспорта (наземного, водного, воздушного, железнодорожного), страхование имущества юридических (физических) лиц, страхование грузов, страхование риска утраты права собственности на имущество, страхование финансовых рисков, связанных с непредвиденными расходами, страхование инвестиций и др. В следующих вопросах лекции рассматриваются наиболее распространенные, а также перспективные виды имущественного страхования с позиций предприятия - юридического лица. 2. Страхование убытков от перерывов в производстве В целях компенсации убытков, вызванных остановкой или перерывом производства, организуется страховая защита в рамках отдельного вида -страхования убытков от перерывов в производстве. Убытки могут быть вызваны следующими причинами: пожары, стихийные бедствия; аварии и технические неисправности; общественно-политические события (забастовки и пр.); коммерческие факторы (недостаток средств для выплаты заработной платы, на оплату счетов поставщиков, из-за недопоставок или срыва сроков поставок материалов и оборудования и т.д.). Страхование убытков от перерывов в производстве выступает по своему содержанию как дополнение к страхованию основных и оборотных фондов, поскольку перерыв в производстве вызывается их гибелью или повреждением и согласно балансовой классификации страхования относится к страхованию пассивов. Состав страхователей и перечень страховых событий, от которых проводится страхование, могут быть одинаковыми, что, однако, не означает автоматического комплексного страхования по этим двум видам. Вследствие пожара или других застрахованных рисков предприятие (помимо восстановления «балансовой стоимости» основных и оборотных фондов) несет экономические потери по следующим причинам: - сокращение или полное прекращение производственной деятельности и продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг; - снижение уровня конкурентоспособности на рынке из-за недопоставки товаров, прекращения выполнения работ и оказания услуг; - необходимость осуществления ряда затрат, присутствующих несмотря на вынужденный простой. Потери от двух первых причин объединяются в понятие «косвенные финансовые убытки», оцениваемые в размере неполученной или недополученной прибыли от временной остановки производственной, торговой деятельности или процесса оказания услуг в зависимости от профиля деятельности предприятия. Косвенные убытки по своим масштабам часто превосходят прямые убытки от пожара или стихийного бедствия. Убытки от третьей причины вызываются продолжающимися постоянными и дополнительными расходами. Убытки от перерыва в производстве складываются из следующих элементов: -размер текущих расходов страхователя по продолжению хозяйственной деятельности, который рассчитывается исходя из суммы фактических расходов за период перерыва в производстве и дополнительные затраты по сокращению ущерба от простоя; -сумма потери прибыли от застрахованной хозяйственной деятельности в результате наступления перерыва в производстве. Расчет размера убытков производится по следующей примерной схеме. 1.Рассчитывается прибыль, которую не получит предприятие из- за простоя: по аналогии с такими же остановками в течение нескольких пред шествующих лет; на основании изучения последствий простоя на однопрофильном предприятии; на основе цены единицы продукции и оценки объема продукции, не выпущенной из-за остановки производства. 2.Затем исключается прибыль, которую мог бы получить страхователь за счет реализации поврежденного имущества или частичного продолжения производственного процесса в стационарном либо другом помещении, перебазировав в него уцелевшее оборудование. 3.Определяются дополнительные или чрезвычайные затраты, имеющие как временный характер для сокращения периода простоя: оплата сверхурочных работ, покупка необходимого оборудования, так и постоянный характер (покрытие текущих расходов): расходы на заработную плату, налоги, не зависящие от оборота, арендная плата и др. Размер дополнительных затрат по сокращению убытков от простоя следует определять на основе учетных документов. Как правило, мероприятия по сокращению убытков согласовываются со страховщиком. Если же они были проведены в срочном порядке, страховщика уведомляют в установленные сроки. Не должны возмещаться затраты, благодаря которым страхователь получает определенную выгоду (модернизирует производство, переходит на производство более ликвидной продукции и т.д.). Выплачиваемое возмещение должно обеспечить в лучшем случае такое финансовое состояние страхователя, которое он имел бы без остановки производства. Это общий принцип данного вида страхования. Существенной особенностью страхования от простоя производства является то, что размер ущерба здесь во многом зависит от срока перерыва в производстве. Поэтому важно определить продолжительность ответственности страховщика, т.е. периода времени, в течение которого он обязан возместить убытки от простоя. Наиболее часто встречающийся в мировой практике срок такой ответственности - до года. В связи с тем, что окончательный размер убытков можно определить только после возобновления производственной деятельности страхователя или окончания периода ответственности страховщика, выплата страхового возмещения может осуществляться частями, по мере предоставления страхователем расчетов сумм ущерба за определенный промежуток времени. Окончательный же расчет страхового возмещения происходит после возобновления процесса производства или окончания срока действия страхования. В целях обеспечения заинтересованности страхователей в недопущении простоя и в принятии мер по сокращению убытков, как правило, возмещаются не все понесенные страхователями убытки: часть убытков остается на ответственности страхователя (до 20%). По этой же причине в договор страхования включается условие о франшизе. Ставки платежей по страхованию убытков от простоев в производстве устанавливаются строго индивидуально, однако для такого решения зачастую нет достаточной информации и опыта тарификации. Поэтому в таком случае правомерно использовать усредненные ставки по видам деятельности (например, в процентах к стоимости выпускаемой валовой продукции) с корректировкой их применительно к конкретным предприятиям исходя из общего состояния их имущества, четкости и организованности производства, степени вероятности возникновения потерь. При недостатке необходимой информации для расчета тарифных ставок за основу можно принять действующие тарифные ставки по добровольному страхованию имущества предприятий. Поскольку косвенные убытки в среднем (как показывает международная практика) на 50% превышают прямые, тарифные ставки по страхованию от перерывов в производстве будут равняться тарифу по страхованию имущества, увеличенному в 1,5 раза. При этом важно учитывать, что страховые случаи, вызвавшие потери или повреждения, могут быть одинаковыми, а их результаты - совершенно разными по различным видам деятельности (предприятиям). 3. Страхование средств автотранспорта Страхование средств автотранспорта - один из видов автотранспортного страхования, объектами которого выступают механизированные и другие средства транспорта, подлежащие государственной регистрации органами ГИБДД МВД Российской Федерации: все виды легковых и грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой мототранспорт возможных моделей, тракторы. В европейской практике существуют два вида страхования автотранспорта: каско и карго. При страховании на условиях каско (этот термин в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру, противоугонные средства, сигнализацию и т.д. Отечественные страховые компании обычно предлагают комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование, багаж, находящийся в транспортном средстве и прицепе (кроме антиквариата, драгоценных металлов, документов, ценных бумаг и т.п.), жизнь и здоровье водителя и пассажиров. При страховании багажа страховое покрытие не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, предметы религиозного культа, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи, либо предназначенные для продажи в связи с занятием предпринимательской деятельностью (если иное не оговорено в дополнительных условиях при заключении договора). При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по желанию клиента страхуются или весь салон, или отдельные посадочные места. Транспортное средство может принадлежать страхователю на праве собственности либо взято им в аренду и т.д. В любом случае страхователь должен иметь в отношении страхуемого транспортного средства имущественный интерес. Страхование средств транспорта производится на случай наступления следующих неблагоприятных событий: повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения), взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, нападения животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение, угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных выше событий. Объем страховой ответственности зависит от вариантов (программ) страхования, разработанных конкретными страховщиками, и от пожеланий клиентов. Например, страхование от столкновения с животными характерно для сельской местности, от противоправных действий третьих лиц - в городах, от угона - для всех. Некоторые страховщики заключают договоры с включением дополнительных требований со стороны страхователя, например, наличия гаража, установки противоугонной защиты определенной модели и т.п. Автотранспорт, принадлежащий предприятиям и организациям, страхуется в пакете с другим имуществом. Транспортное средство может быть застраховано на сумму: стоимости автомобиля в новом состоянии по рыночной цене на момент заключения договора; стоимости автомобиля с учетом износа; ответственности страхователя за эксплуатацию автомобиля со гласно договору аренды; частичной стоимости по системе пропорциональной ответственности. При исчислении страховой суммы принимаются во внимание марка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега, а также дополнительное страхование вместе с транспортным средством прицепа, трейлера и т.п. При страховании транспортного средства на случай утраты товарного вида в качестве страховой суммы может быть принята стоимость восстановительного ремонта (без учета стоимости частей и материалов), умноженная на коэффициент в зависимости от даты выпуска. Например, коэффициент может быть равен 1,5 при сроке эксплуатации до одного года; 1,3 - до двух лет; 1,1 - до трех лет; 1,0 - до четырех и 0,9 - до пяти лет. Транспорт старше пяти лет по этому риску обычно не страхуется. Страхование водителя и пассажиров может осуществляться по системе мест в автомобиле или так называемой паушальной системе. Страхование «по системе мест» предусматривает, что страховая сумма устанавливается для каждого места в автомобиле. Общее число застрахованных мест определяется по данным технического паспорта транспортного средства. При паушальной системе устанавливается общая страховая сумма для всех пассажиров и водителя, каждый из которых при наступлении страхового случая считается застрахованным лицом в определенной доле от общей страховой суммы. Причем размер доли зависит от числа лиц, находящихся в автомобиле в момент аварии. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |