бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Акции: организационно-правовое регулирование

p align="left">Хранители имеют право осуществлять по поручению собственника операции с депонированными ценными бумагами и осуществлять другую депозитарную деятельность, связанную с обращением ценных бумаг, за исключением клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг. При этом в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» хранитель не имеет права пользоваться услугами другого хранителя для выполнения своих обязательств относительно хранения сертификатов и учета прав собственности на ценные бумаги своих депонентов.

Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:

Депонент - юридическое или физическое лицо, которое пользуется услугами хранителя на основании договора об открытии счета в ценных бумагах.

Основными функциями хранителя является хранение ценных бумаг (перечень операций и правила хранения ценных бумаг определены соответственно п. 3.2 и разделом 4 Положения о депозитарной деятельности), открытие и ведение счетов в ценных бумагах, а также обслуживание оборота ценных бумаг на данных счетах.

При этом хранитель ценных бумаг может совмещать свою деятельность с ведением реестров собственников именных ценных бумаг (регистраторской деятельностью), что требует переоформления лицензии. В таком случае в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» хранителю запрещается осуществлять любые операции с ценными бумагами, реестр собственников которых он ведет.

К сведению. Из п.п. 4.2 Положения о депозитарной деятельности:

Хранение ценных бумаг, которое не сопровождается их учетом на счетах в ценных бумагах, не относится к депозитарной деятельности.

Хранитель должен быть непосредственно клиентом хотя бы одного депозитария.

РЕГИСТРАТОРЫ

Регистратором собственников именных ценных бумаг в соответствии со ст. 12 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» может быть юридическое лицо, уставом которого предусмотрено осуществление регистраторской деятельности.

Что касается коммерческих банков, то в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» депозитарную деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг могут осуществлять лишь те из них, которые имеют разрешение (лицензию. - Примеч. авт.} на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг. Причем банк свою депозитарную деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг должен организовывать в составе организационно обособленных внутренних подразделений или дочерних структур.

Лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по ведению реестра собственников именных ценных бумаг может получить:

- юридическое лицо, для которого ведение реестра собственников именных ценных бумаг является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами деятельности кроме депозитарной (приобретающее в результате статус регистратора);

- эмитент относительно ведения собственного реестра собственников именных ценных бумаг. При этом условия выдачи лицензии эмитенту (см. п.п. 2.3 главы 2 издания) и регистратору, так же как и требования к условиям осуществления такой деятельности, закрепленные в Лицензионных условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, существенно отличаются.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг может осуществляться не только регистраторами и эмитентами, но и хранителями и депозитариями в случае получения соответствующего разрешения (переоформления лицензии. - Примеч. авт.). Деятельность депозитариев и хранителей по ведению реестра собственников именных ценных бумаг осуществляется в организационно и функционально обособленном подразделении.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» максимальный размер тарифов на услуги регистратора устанавливается ГКЦБФР по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины (см. табл. 1.1). Кроме того, с целью определения затрат регистратора решением ГКЦБФР одобрены Методические рекомендации по калькулированию себестоимости услуг регистраторов.

Таблица 1.1 Максимальный размер тарифов на услуги регистраторов

Документ

Вид операции

База для определения максимального размера тарифа

Максимальный размер тарифа

Решение ГКЦБФР № 121

Внесение в систему реестра изменений в связи с переходом прав собственности на именные ценные бумаги (кроме операций по продаже в процессе приватизации, первичного размещения)

Номинальная стоимость пакета ценных бумаг или стоимость пакета по соглашению, согласно которому осуществляется передача

0,5 % от суммы соглашения, но не менее 5 грн. и не более 10000 грн.

Внесение в систему реестра номинального держателя и между номинальными держателями

Номинальная стоимость пакета ценных бумаг

0,5 % от стоимости пакета акций, но не менее 1 грн. и не более 100 грн.

Примечание. В стоимость этих тарифов не включается стоимость бланков сертификатов, стоимость кассовых и других операций, осуществляемых регистраторами с сертификатами ценных бумаг, стоимость услуг сторонних организаций при передаче зарегистрированным лицам соответствующей информации и документов. Названные услуги могут предоставляться регистратором для своих зарегистрированных лиц бесплатно или по более низким тарифам. Услуги, предоставленные бесплатно или по указанным тарифам не могут определяться как предоставленные по цене, ниже обычной.

При прекращении действия договора на ведение реестра стоимость услуги регистратора на одно зарегистрированное лицо относительно подготовки и передачи (другому регистратору или эмитенту) бумажной копии реестра не должна превышать стоимости подготовки и передачи такой копии эмитенту на последнюю дату учета для подготовки общих собраний или начисления доходов по ценным бумагам.

При прекращении действия договора на ведение реестра отдельным эмитентом стоимость услуги регистратора в расчете на одно зарегистрированное лицо относительно подготовки и передачи (другому регистратору или эмитенту) бумажной и электронной копии системы реестра не должна превышать стоимости создания этим регистратором системы реестра вышеуказанного эмитента по результатам принятия реестра.

Продолжение таблицы 1.1 Максимальный размер тарифов на услуги регистраторов

Документ

Вид операции

База для определения максимального размера тарифа

Максимальный размер тарифа

Решение ГКЦБФР № 132

Услуги регистраторов относительно внесения изменений в реестр в связи с обездвиживанием ценных бумаг:

Открытие личного счета и/или внесение записей о движении ценных бумаг относительно счета номинального держателя (со счета собственника, со счета другого номинального держателя, на счет собственника, на счет другого номинального держателя) с оформлением и выдачей сертификата (свидетельства об обездвиживании ценных бумаг, временного свидетельства) с выдачей выписки о состоянии личного счета по результатам операции непосредственно у реестродержателя, с проведением всех других действий при осуществлении такой операции, в соответствии с требованиями Положения о ведении реестров (кроме почтовых расходов)

-

10 грн.

Требования, порядок и обязанности регистратора по ведению реестра собственников именных ценных бумаг, а также порядок доступа к информации реестра определены Положением о ведении реестров.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 12.4 данного Положения доступ государственных органов к системе реестра осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании письменного запроса, подписанного руководителем или лицом, которому данное право предоставлено действующим законодательством, и подтвержденного печатью этого органа. Ответственные должностные лица государственных органов имеют право на получение информации системы реестра в пределах их полномочий, определенных действующим законодательством.

К сведению. Что касается правомерности доступа налоговых органов к информации системы реестра, то в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона «О налоговой службе» органы Государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций... справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности... и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, определенном законодательством, входить в любые информационные системы, в частности, компьютерные, для определения объекта налогообложения.

Следовательно, доступ налоговых органов к системе реестра должен осуществляться в пределах их деятельности по контролю за правильностью исчисления и уплаты налогов.

Такого же мнения придерживается и ПАРД, изложившая свою позицию по данному вопросу в письме № 01-03/416.

Общим условием для получения юридическими лицами лицензии на осуществление профессиональной депозитарной деятельности депозитария (в том числе на осуществление расчетно-клиринговой деятельности), хранителя и регистратора является наличие сертифицированных руководящих должностных лиц и работников, непосредственно осуществляющих соответствующий вид деятельности.

К сведению. Что касается руководящих должностных лиц, которые подлежат сертификации, то решением ГКЦБФР № 1 установлено, что к руководящим должностным лицам юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, относятся руководитель юридического лица, заместитель руководителя юридического лица, который согласно распределению обязанностей отвечает за осуществление юридическим лицом профессиональной деятельности с ценными бумагами (в случае наличия такого заместителя), и руководитель соответствующего структурного подразделения юридического лица, осуществляющего операции с ценными бумагами (в случае наличия такого подразделения).

В случае наличия у юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, дочернего предприятия, филиала, представительства, отделения и других обособленных подразделений к руководящим должностным лицам принадлежат также руководитель обособленного подразделения, заместитель руководителя обособленного подразделения, который согласно распределению обязанностей отвечает за осуществление подразделением профессиональной деятельности с ценными бумагами (в случае наличия такого заместителя), и руководитель соответствующего структурного подразделения этого обособленного подразделения, осуществляющего операции с ценными бумагами (в случае наличия такого структурного подразделения).

Если юридическое лицо выполняет несколько видов профессиональной деятельности с ценными бумагами, то руководитель и соответствующий заместитель руководителя юридического лица (в случае его наличия) должны пройти сертификацию в установленном порядке по тем видам профессиональной деятельности с ценными бумагами, которые это юридическое лицо осуществляет согласно полученным разрешениям (лицензиям. - Примеч. авт.).

В свою очередь, обязательным условием сертификации является наличие квалификации специалиста по депозитарной деятельности с ценными бумагами. Наличие квалификации подтверждается квалификационным удостоверением установленного образца.

Аттестация (получение соответствующего квалификационного удостоверения) руководителя и специалистов по депозитарной деятельности осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке обучения и аттестации специалистов.

Сертификация (взятие на учет) лиц, которые непосредственно осуществляют или имеют намерение осуществлять операции на рынке ценных бумаг, а также руководящих должностных лиц юридических лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляется в порядке, установленном Положением о сертификации лиц. За регистрацию документов для сертификации лица, осуществляющего профессиональную деятельность с ценными бумагами в Украине, Распоряжением КМУ№ 152-р установлена плата в размере 5 ннмдг.

Требования к руководителям и работникам хранителей и депозитариев, а также их полномочия определены нормами раздела 11 Положения о депозитарной деятельности.

ФОНДОВАЯ БИРЖА

Фондовая биржа предоставляет услуги в заключении соглашений относительно ценных бумаг и традиционно рассматривается как наивысшая форма организации фондового рынка.

В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» фондовой биржей является организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами и их производными. Создание фондовой биржи не преследует получения прибыли от ее функционирования. Основные принципы создания, функционирования и ликвидации фондовой биржи определены главой 8 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества не менее чем 20 учредителями - торговцами ценными бумагами, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности с ценными бумагами при условии внесения ими в уставный фонд не менее чем 10000 ннмдг.

Часть уставного фонда, принадлежащая одному акционеру, не может превышать 5 %.

Формирование уставного фонда негосударственными ценными бумагами для фондовой биржи не допускается. В случае формирования уставного фонда долгосрочными (не меньше года) государственными ценными бумагами, их часть не должна превышать 30 %.

Права юридического лица фондовая биржа приобретает со дня ее регистрации ГКЦБФР. Плата за регистрацию фондовой биржи согласно Распоряжению КМУ № 152-р установлена в размере 100 ннмдг. Зарегистрированной фондовой бирже ГКЦБФР выдается Свидетельство о регистрации сроком на 2 года, действующее на всей территории Украины.

Условия и порядок выдачи такого Свидетельства, а также порядок подачи документов на регистрацию фондовой биржи определены Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем.

Юридические лица, созданные на условиях, определенных законодательством как организационно оформленные централизованные рынки и электронные торгово-информационные сети, на которых постоянно осуществляется торговля ценными бумагами или производными ценными бумагами, могут получить статус фондовой биржи, если они отвечают следующим требованиям:

а) заключение биржевых соглашений только между учредителями и членами биржи и/или электронной торгово-информационной сети;

б) наличие процедуры отбора ценных бумаг или других финансовых инструментов, которая отвечает определенным требованиям относительно условий их выпуска и обращения;

в) наличие высокого уровня концентрации спроса и предложения на ценные бумаги или производные ценные бумаги;

г) определение рыночных цен на ценные бумаги как базового показателя для индикации состояния фондового рынка и рынка производных ценных бумаг Украины;

д) предоставление других, кроме торговых, услуг клиентам только через посредничество членов биржи;

е) наличие процедуры отбора брокеров/дилеров и требований относительно их профессиональной квалификации;

ж) наличие правил (регламента) торговли и стандартных торговых процедур;

з) централизация регистрации соглашений и расчетов по ним, установление официального биржевого курса;

и) наличие систем надзора за деятельностью членов биржи и брокеров/дилеров и соблюдения ими норм профессиональной и деловой этики, а также дисциплинарных норм и санкций на уровне, не ниже установленного законодательством для сегмента рынка, организатором торговли на котором является данная биржа;

к) наличие у руководителей и ведущих специалистов фондовой биржи, непосредственно привлеченных к биржевой деятельности, квалификации специалиста соответствующего профиля согласно перечню видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, подтверждаемой квалификационными удостоверениями установленного образца. Запрещается деятельность по организации торговли фондовыми биржами или их филиалами без наличия квалификационных удостоверений, выданных ГКЦБФР;

л) обеспечение стабильного и эффективного функционирования системы информации о ценных бумагах и других финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения на территории Украины.

Деятельность фондовой биржи по организации торговли на рынке ценных бумаг как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, согласно п.п. 56 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании», подлежит лицензированию. Порядок и условия ее выдачи, а также требования к осуществлению такой деятельности определены Лицензионными условиями осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа не может осуществлять операции с ценными бумагами от своего имени и по поручению клиентов, а также выполнять функции депозитария.

ТОРГОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Кроме фондовых бирж, услуги в заключении соглашений относительно ценных бумаг может предоставлять организация, созданная торговцами ценными бумагами. Такая организация, определенная ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» как организационно оформленный внебиржевой рынок, для обеспечения заключения соглашений относительно ценных бумаг использует электронную торгово-информационную сеть.

Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:

Организационно оформленный внебиржевой рынок - организация, которая объединяет торговцев ценными бумагами для предоставления услуг в заключении соглашений относительно ценных бумаг и при этом не преследует получения прибыли.

Электронная торгово-информационная сеть - совокупность программно-технических средств, используемых фондовой биржей или организационно оформленным внебиржевым рынком для обеспечения заключения соглашений относительно ценных бумаг.

Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Электронная торгово-информационная сеть - электронная система, связывающая торговцев ценными бумагами в различных местах и предоставляющая им возможность обмениваться котировками и заключать соглашения без каких-либо задержек во времени.

Нормативными документами организационно оформленный внебиржевой рынок определен как торгово-информационная система.

Справка. Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Торгово-информационная система - юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке и владеет или управляет электронной торгово-информационной сетью или другой системой средств, предоставляющей возможность обмена предложениями покупки и продажи ценных бумаг.

Основные принципы создания, а также задачи, цели и функции торгово-информационной системы определены Положением о внебиржевых торгово-информационных системах.

Деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке ценных бумаг могут осуществлять юридические лица, созданные как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью не менее чем 20 торговцами ценными бумагами. Часть уставного фонда, принадлежащая одному учредителю, не может превышать 5 %.

Прибыль от деятельности торгово-информационной системы направляется только на развитие ее уставной деятельности.

Статус и возможность осуществления деятельности торгово-информационной системы юридические лица приобретают после регистрации в ГКЦБФР, плата за которую в соответствии с Распоряжением КМУ № 152-р установлена в размере 100 ннмдг. При этом торгово-информационной системе ГКЦБФР выдает Свидетельство о регистрации сроком на 2 года, которое действует на всей территории Украины. Условия и порядок выдачи такого Свидетельства, а также порядок подачи документов на регистрацию торгово-информационной системы определены Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем.

Оплаченная доля уставного фонда торгово-информационной системы на момент предоставления заявления на получение Свидетельства должна составлять гривневый эквивалент суммы не менее 75000 евро. При этом формирование уставного фонда торгово-информационной системы негосударственными ценными бумагами не допускается. Часть уставного фонда, принадлежащая одному участнику торгово-информационной системы, не может превышать 5 %.

Активы торгово-информационной системы на момент предоставления заявления должны составлять гривневый эквивалент суммы, не менее 75000 евро.

Участниками торгово-информационной системы являются ее учредители и торговцы ценными бумагами, получившие соответствующее разрешение (лицензию) на деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, зарегистрированные в установленном торгово-информационной системой порядке и имеющие право на заключение соглашений с ценными бумагами в соответствии с этими правилами системы. Участники торгово-информационной системы должны соблюдать правила и требования относительно проведения операций с ценными бумагами в ее электронной сети и в других средствах, используемых для обеспечения ее уставной деятельности.

Торгово-информационная система создается с целью:

- обеспечения условий для осуществления купли-продажи ценных бумаг через электронную торгово-информационную сеть;

- информирования участников торгово-информационной системы о конъюнктуре, сложившейся на внебиржевом рынке ценных бумаг;

- обеспечения быстрого, точного, надежного и достоверного сбора, обработки, распространения и публикации информации о котировках и операциях с ценными бумагами, обеспечение достоверности такой информации;

Справка. Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Котировка - механизм определения и/или фиксации рыночной цены ценной бумаги;

Из п. 2 Положения о порядке расчета резерва на возмещение возможных убытков банков от операций с ценными бумагами:

Котировка - цена, сложившаяся на организационно оформленном рынке ценных бумаг под воздействием спроса и предложения и по которой заключаются гражданско-правовые соглашения о ценных бумагах на биржевом или организационно оформленном внебиржевом рынке ценных бумаг.

- обеспечения возможности получения заинтересованными лицами на приемлемых условиях информации о котировках и операциях с ценными бумагами;

- предотвращения использования, распространения или публикации недостоверной или мошеннической информации о котировках и операциях с ценными бумагами;

- защиты участников торгово-информационной системы от возможных злоупотреблений.

Основными задачами торгово-информационной системы являются:

- разработка и внедрение единых правил осуществления операций купли-продажи ценных бумаг, требований к участникам торгово-информационной системы и лицам, уполномоченным участниками торгово-информационной системы на заключение соглашений;

- разработка и внедрение механизма разрешения спорных вопросов между участниками и участниками и клиентами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.