бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Становление и развитие менеджмента в России

Становление и развитие менеджмента в России

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Кафедра менеджмента

Становление и развитие менеджмента в России

Курсовая работа по курсу

Менеджмент

Выполнила студентка

Заливина Наталия Викторовна

курса 1 группа М-041у

(сокращенные сроки обучения)

Проверил___________________

Содержание

Введение 3

Глава I. Отечественный опыт управления предприятиями 5

§ 1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления. 5

§ 2. Особенности управления предприятиями в условиях командно-

административной системы. 6

Глава II. Становление и развитие менеджмента в России. 10

§ 1. Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в

СССР. 10

§ 2. Изменения внешней и внутренней среды организаций в процессе

реформирования экономики. Проблемы управления. 13

§ 3. Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для работы в

новых условиях хозяйствования. 15

§ 4. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ и ЧР. 17

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Введение

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки

составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них

зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер,

простирая свои производственные, распределительные, сервисные,

информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно

решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей,

государств и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных

многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в

государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и

малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это

наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же

время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства

населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в

производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь

созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит

выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного

менеджмента.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет

о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать

термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной

системы управления употребляется термин «администрирование».

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно

определить целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и

становления менеджмента в России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие

задачи:

Выявить основные стадии развития менеджмента в России

Изучить отечественный опыт управления предприятиями

Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Глава I. Отечественный опыт управления предприятиями

§ 1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления.

Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и «…русская

народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в

жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и

правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель.[1]

В России идеи правового государства разрабатывали М. Сперанский, И.

Платонов, И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Записка об

устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано

научное толкование целей, принципов, функций и структуры органов управления

в применении к организации системы управления правительственных учреждений

и производственных подразделений (фабрик, заводов и т.п.).

В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов разрабатывались

методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М.

Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степанов);

Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались

места и роли управления экономикой в системе государственного и

общественного устройства, предмета и методов науки об управлении,

методологии западных ученых.

Особенностью теоретических и методологических изысканий российских

ученых того периода является использование методов научного познания для

наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и

формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс

укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально

подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для

управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами

капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом

крупных предприятий и формированием монополий.

Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с

ее идеями «культурного государства» подтолкнуло исследование национальной

культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их

менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки

управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация,

управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).[2]

§ 2. Особенности управления предприятиями в условиях командно-

административной системы.

Развитие промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение

рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале

XX века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной

организации и управления в Европе и США.

Административная концепция управления А. Файоля легла в основу формирования

классической, или административной, школы управления («Общее промышленное

управление», 1916 г.). Цель административной школы — разработка

универсальных принципов управления организацией для достижения наилучших и

эффективных результатов. Разработанные Файолем 14 принципов управления

организацией касаются деятельности высшего звена управления. Сама

управленческая деятельность представлена как административный процесс,

состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. основных функций управления.

Многие принципы Файоля (разделение труда; власть и ответственность;

дисциплина; единоначалие (в принятии решений); единство руководства;

подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация; порядок;

справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива;

корпоративный дух) актуальны и в настоящее время.

Идеологи этой школы уделяли большое внимание системе знаний, необходимых

для эффективного выполнения административной деятельности, поэтому

выступали с предложениями о включении административных, финансовых,

коммерческих и финансовых дисциплин в программы высших инженерных школ.

После революции 1917 г. управленческая мысль в России основывалась на

идеологических постулатах экономической теории К. Маркса, в трудовой теории

стоимости которого роль человека в производстве рассматривалась лишь сквозь

призму его функции — конкретного труда, измеряемого затратами рабочего

времени. Главной задачей управления считалось достижение экономии

общественного труда.

Социально-труловая концепция управления Н. Витке («Организация управления

и индустриальное развитие», 1925 г.) включает следующие принципиальные

положения:

. управление — способ реализации творческого потенциала работников;

. крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих;

. для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо

внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия

авторитаризма;

. организация управления должна основываться на научных разработках,

чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально

освобождая их от надзора и опеки сверху;

. аппарат управления может работать эффективно только как единая

команда.

В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот

такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-

трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная

организация предприятия». Социально-трудовые отношения получили дальнейшее

развитие в трудах академика С. Струмилина, исследовавшего проблемы

демографии, статистики, экономики и организации труда.

Значительный вклад в теорию организации внес А. Богданов («Всеобщая

организационная наука», 1925 г.), который рассматривал ее как

систематизацию организационного опыта человечества для формулирования

организационных законов. Он выделил самостоятельную организационную науку

со своими принципами и законами для органического и неорганического мира,

положения которой в дальнейшем использовались в теориях систем, организации

и кибернетики.

В период индустриализации СССР ключевые проблемы организации

управления народным хозяйством решались с участием крупных организаторов

промышленного строительства — С. Орджоникидзе и В. Куйбышева. Существенный

вклад в развитие централизованного управления народным хозяйством и теории

хозяйственного расчета внес Н. Вознесенский. Даже во время Великой

Отечественной войны российские организаторы промышленности разрабатывали

удивительные по смелости и срокам проекты в сфере военного производства,

предусматривавшие перевод предприятий на новые территории и освоение новых

видов продукции.

Представителями школы по использованию экономикоматематических методов

в экономике и управлении (за рубежом аналогичное направление получило

название новой школы) в России во второй половине XX века были академики:

Л. Канторович (линейное программирование, оптимизация размещения сырьевых

ресурсов, математические методы организации и планирования производства);

В. Новожилов (методы соизмерения народнохозяйственной эффективности

плановых и проектных вариантов); Н. Федоренко (оптимизация народного

хозяйства, применение математических методов и компьютерных вычислений); А.

Анчишкин (исследования в области расширенного производства и

макромоделирования); В. Глушков (школа кибернетики и автоматизированного

проектирования).

Развитие кибернетики, математической логики и статистики,

системотехники способствовало формированию теории управленческих решений в

качестве нового раздела управленческой науки и использованию новых методов

в исследовании процессов управления: экспертного прогнозирования, сетевых

методов и моделей (метод критического пути PERT), теории массового

обслуживания, разработки алгоритмов и методов социологических исследований.

Российская школа системных исследований раскрыла потенциальные

возможности науки управления для реализации проектов по совершенствованию

процессов самого управления. Анализ общества, сфер и отраслей экономики,

регионов, отдельных предприятий и объединений в качестве социально-

экономических систем способствовал развитию многих категорий управления:

процессов и структуры управления; методов и механизмов хозяйствования;

информации и коммуникаций, учета внешних связей и методов управления

ими.[3]

Глава II. Становление и развитие менеджмента в России.

§ 1. Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг.

в СССР.

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является

менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях

формирования российского менеджмента ментальности придается различное

значение.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента.

Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного

производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному

производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики

означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от

уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в

системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана

переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система

управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с

переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает

особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента

в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”[4]. Для

овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии

на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на

практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей

простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и

большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к

условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”,

ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут

Россию при осуществлении данной концепции.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает

частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое

копирование, а приспособление западной теории к современным российским

условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий

менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной

Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за

аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую

специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень

социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей.

Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа

мог возникнуть только в западной цивилизации”[5].

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее

установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали

нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из

этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на

борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику

российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от

них ожидают.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного

учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов

мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование

западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и

восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо.

Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая

наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия

конкретной истины”. На наш взгляд это высказывание полностью можно

перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен

иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления,

соответствующие специфике российского менталитета.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы

управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к

рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической

системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к

рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,

предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

. внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-

административную систему управления;

. быстрый переход к рынку без какого-либо государственного

регулирования;

. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.

Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал

предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила

программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый

комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта

программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от

плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была

положена программа «500 дней», основной целью которой было полное

разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г.

начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала

экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает

ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин

сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства

правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.

Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует

управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего

механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической

деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы

западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение

приобретает получение нового знания по искусству управления.

§ 2. Изменения внешней и внутренней среды организаций в процессе

реформирования экономики. Проблемы управления.

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и

внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании,

накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то

степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда

допускает его осуществление. Рисунок 2 описывает среду фирмы.

Рис. 2

[pic]

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,

необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой,

обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды

не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся

в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что

организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может

ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации

последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении

такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей

поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и

тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить

внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны

компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные

преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных

проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического

менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают

конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Единственно правильным вариантом поведения компании для достижения

эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является

уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего

окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который дает

достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении

компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность

принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

§ 3. Необходимость переподготовки руководителей и специалистов для

работы в новых условиях хозяйствования.

Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей

стране - проблема управленческих кадров.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по

данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего

называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”)

преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть

слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий

опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство,

и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения

соответствующих практических навыков.

До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить

введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр,

разбора конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для

первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.