бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выдающиеся литераторы Древнего Рима

«Вар», «Валяльщики сукон», «Юристка» и т. д. Дошедшие до нас 155 стихов

Титиния относятся к разным комедиям. На основании этих фрагментов можно

сказать, что Титиний осмеивал в своих произведениях падение семейных

нравов, пристрастие некоторых римлян ко всему греческому, он же,

несомненно, выдвигал роль труда в жизни человека.

б) Второй творец комедий тоги — Атта умер в 78 г.; год рождения

неизвестен. До нас дошло от его творчества лишь около 25 стихов. Известны

заглавия 11 комедий. Судя по свидетельству грамматика Диомеда, Атта

изображал главным образом низшие слои населения, обитателей маленьких

мастерских, лавчонок, посетителей харчевен.

В тогате «Теплые воды» (от нее сохранилось два стиха) Атта осмеивал

разврат римских богачей на курорте в Байах.

в) Но наибольшую известность как автор комедий тогаты заслужил

Афраний. Его деятельность падает на вторую половину II в. до н. э. Он

создал много комедий, до нас дошло 43 названия его комедий и около 430

стихов — мелких фрагментов из разных комедий. Судя по этим фрагментам,

можно сказать, что Афраний осмеивал в своих произведениях порчу нравов,

расточительство. Видимо, он не останавливался и перед тем, чтобы осмеять в

комедиях некоторые стороны служителей культа. Так, в комедии «Авгур» он

очень язвительно говорит об одном из представителей этой духовной коллегии.

Афраний стремился сделать стиль комедий изящным, и в этом ему немало

помогло тщательное изучение творчества Менандра и Теренция. Его комедии

были популярны и ставились еще, судя по свидетельству Светония, в I в. н.

э.

3. Ателлана. В Риме издавна существовал вид фольклорного

драматического творчества — ателлана, комедия масок. В ателланах не было

определенного сюжета, он всякий раз создавался самими актерами, но в них

были постоянные характерные маски, воплощавшие комплекс определенных

человеческих черт.

В конце II в. до н. э. римская народная ателлана получила литературную

обработку, превратилась в определенный театральный жанр и стала ставиться

после трагедий в качестве заключительной веселой пьески.

Литературную обработку ателланы провели Помпоний н Новий. Они в своих

ателланах осмеяли, и невежество, и суеверия, и падение нравов. В образе

Паппа сатирически изобразили честолюбие богачей, стремящихся подкупать

избирателей и пролезть в местные органы власти. Видимо, они уже критически

относились к мифологическим сюжетам и образам, о чем свидетельствуют такие

названия ателлан, как «Подставной Агамемнон», «Финикиянки», «Мартовские

календы», «Домашний лар» и др.

Ателланы были очень популярны среди широких народных масс, но верхушка

Рима косо смотрела на них, и ученые мужи, близкие к аристократическим

кругам, как, например, Цицерон и Квинтилиан, презрительно относились к

этому жанру плебейской литературы.

4. Сатира. В последний век Римской республики в связи с запросами

времени окончательно оформился и стал особо актуальным жанр сатиры. Когда-

то этот жанр был жанром фольклора, римляне называли его «сатура».

«Сатура» представляла собой синтез нескольких форм искусства. В ней

был текст шуточного или сатирического характера. Она сопровождалась музыкой

и танцами. Отсюда, видно, и название этого вида фольклорного творчества

«сатура» — смесь.

Луцилий. В конце II в. до н. э. «сатура» оформляется как литературный

жанр, как сатира в нашем смысле слова. Заслуга в деле литературной

обработки сатиры принадлежит поэту Луцилию (180—102 гг.). Он, правда, еще

не называет свои обличительные стихи сатирами, считает их «разговорами»

(«sermones»), подчеркивая этим их диалогическую форму. Термин сатира

создался уже после Луцилия, но его произведения, конечно, были сатирами. Он

обличал в них честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, различные

суеверия. Иногда Луцилий смело выступал с прямым обличением видных

политических деятелей. Так, из дошедших до нас фрагментов видно, что он

осмеял политических противников Сципиона, консула Люция Аврелия Котту,

Квинта Опимия и его сына Люция, всадника Кассия.

Луцилий создал 30 книг сатир, но до нас дошли из них лишь разрозненные

фрагменты. Язык сатир Луцилия, близкий к разговорному, был доходчив до

широких масс.

5. Цицерон.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II— начала I в. до

н. э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,

мемуарная и эпистолярная литература. Особенного успеха достигло ораторское

искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние

на все виды литературы, и прежде всего на прозу.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские

трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как

выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту

греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив

Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного

дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о

его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной

компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской

войны в Риме.

Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в

большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей

от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела

обстоятельствах. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы,

придающие речам художественную форму.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих

речах считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Цицерон не

чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников

обвинение в его неискренности, в ложной слезливости.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает

особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря

пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому

употреблению греческих слов.

В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы,

правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности.

Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46

г.).

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог

между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лицинием

Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды

Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только

разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит

политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских

войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее

оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи,

ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который

мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об

истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на

последнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом его

наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат

получил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство римских

ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора

Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой

выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает

себя выдающимся римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении

различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить

слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец,

увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется

периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках

членов периода.

Дошедшие до нас письма Цицерона относятся к последним 25 годам его

жизни. Хотя полностью вся переписка не сохранилась, но она дает богатый

исторический материал жизни конца республики, знакомит с видными

политическими деятелями этого времени.

Письма Цицерона изучались еще в древнем Риме и положили начало

эпистолографии. Им следовал Плиний Младший.

В средние века, а особенно в эпоху Возрождения, интересовались

риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились

с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль

Цицерона.

6. Тит Лукреций Кар жил в первой половине I в. до н. э. Рим мучительно

и драматически переходил от республиканского строя, перестававшего

удовлетворять нужды растущих завоеваний, к империи, которая, однако, была

еще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока только в виде

взаимной борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть.

Тит Лукреций Кар, «свежий, смелый поэтический властитель мира», был

самым крупным из тех поэтов-мыслителей, которые надеялись ликвидировать

гражданскую смуту в Риме путем проповеди материализма и вообще

просветительных идей. Надежды Лукреция оказались иллюзиями; но им было

создано такое замечательное поэтическое произведение, которое затмило собой

не только многие гениальные произведения римской литературы, но значение

которого вышло далеко за пределы самого Рима и в течение многих веков,

вплоть до настоящего времени, осталось неувядаемым произведением античной

поэзии и философии. Общий характер поэмы Лукреция. Лукреций написал поэму

из шести книг под названием «О природе вещей» (или, может быть, просто «О

природе», каковое наименование носили и многочисленные поэмы греческой

натурфилософии). Поэма эта написана дактилическим гекзаметром — тоже по

аналогии с греческими дидактическими поэмами. По-видимому, Лукреций не

привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуется

и в середине поэмы, и самый конец отсутствует.

Формально поэма Лукреция представляет собой, как это неоднократно

признает и сам Лукреций, стихотворное изложение философии Эпикура, жившего

в Греции еще на рубеже IV—III вв. до н. э. К этому можно присоединить также

и зависимость Лукреция от более ранних натурфилософов Греции. По существу

же использование греческих натурфилософов меркнет у Лукреция перед силой

его собственного поэтического дарования.

Сам Лукреций, правда, оценивает этот свой художественный стиль

довольно скромно, думая, что пользуется им только для подслащивания своей

речи, чтобы проводимое им трудное философское учение оказалось доступным

большему количеству читателей.

Обычно язык Лукреция трактуется как архаический. Действительно, он

пересыпан архаизмами, особенно в области морфологии. Однако необходимо

сказать, что Лукреций отнюдь не пренебрегает также и неологизмами,

стремится к использованию народных слов и выражений, часто пользуется

языком повседневной разговорной речи, пускает в ход пословицы и поговорки.

Лукреций допускает массу таких слов и выражений, которые свойственны только

ему одному.

В области языка здесь перед нами огромная пестрота и цветистость,

соответствующие всякому послеклассическому стилю. Иначе и не могло быть в

этот хаотический период перехода в Риме от мировой республики к мировой

империи.

7. Неотерики. В эпоху кризиса республики, в эпоху гражданских войн, к

середине I в. до н. э. все сильнее ощущалась обреченность республиканских

принципов, все деспотичнее проявляли себя военные диктаторы, особенно Юлий

Цезарь. В связи с этим некоторые идейные сторонники республики уходили от

прямой политической борьбы, замыкались в сфере личных интересов, искали

утешения в искусстве, оторванном от живой жизни. В этих социальных группах

и создалось своеобразное литературное направление. Поэтов этого направления

Цицерон назвал «новыми» (по-гречески неотерики»).

Эти поэты чувствовали созвучность своих идейных принципов с принципами

александрийской поэзии, поэтому они и ориентировались на нее. Они

культивировали, как и эллинистические поэты, принципы искусства для

искусства, изображение тончайших интимных переживаний человека, тщательную

обработку литературной формы, языка, метрики. Неотерики много сделали для

развития латинского литературного языка, они ввели много новых стихотворных

ритмов. Они пропагандировали такие лирические жанры, как эпиллии с

мифологическим сюжетом, элегии и эпиграммы.

Наиболее видными представителями этой школы были Валерий Катон (ее

глава), Лициний Кальв и Гай Валерий Катулл. В основном дошли до нас лишь

стихи Катулла, самого талантливого из неотериков, но не самого характерного

для этого направления. Потому что, к чести этого поэта, надо сказать, он

был менее других оторван от жизни, а, наоборот, в некоторых своих стихах

резко выступал против тех или иных социальных явлений своего времени.

Гай Валерий Катулл (87 г. — около 54 г. до н. э.) был родом из

Северной Италии; он родился в Вероне, в семье довольно состоятельного

землевладельца. Чтобы составить себе карьеру, чтобы обрести свой жизненный

путь, юноша Катулл, как и многие молодые люди провинций, отправился в Рим.

Но политической карьеры Катулл себе не создал, зато в области литературы он

скоро стал известным поэтом, играя важную роль в кружке неотериков. Он

писал «ученые» эпиллии с мифологическими сюжетами, например «Коса

Береники», который был, в сущности говоря, стилизованным переводом эпиллия

александрийского поэта Каллимаха. К эпиллиям же Катулла надо отнести его

произведения «Аттис» и «Свадьба Пелея и Фетиды».

Его эпиграммы лапидарны по стилю, структура и язык их просты, в них

много простонародных слов и даже грубо-ругательных выражений.

Катулл любит употреблять уменьшительные слова, что было характерно и

для фольклорной поэзии. В любовных стихотворениях уменьшительными

существительными и прилагательными выражаются нежные чувства поэта. Так, в

брачном гимне он говорит о «прекрасных ножках» новобрачной, о ее нежных

ручках, «о цветущеньком ротике», он называет ее «девчоночкой».

Уменьшительные существительные употребляет Катулл и в эмиграммах, но

тут они служат для выражения насмешки или презрения.

Катулл был новатором и большим мастером в области ритма. Он пишет свои

стихи и одиннадцатисложником, и элегическим дистихом, и ямбическим

триметром, и холиямбами, и сапфическим размером. Катулл оформил в римской

поэзии эпиграмму как жанр.

VI. Литература периода принципата

1. Принципат. В течение целого столетия история Рима была заполнена

сплошной гражданской смутой. Случилось то, что гораздо раньше и в меньших

размерах происходило в Греции. Принципат (рrinceps — первый) был

естественной формой власти и означал уже переход от республики к империи.

Обезземеленное, безработное свободное население шло теперь в армию какого-

либо вождя. Аристократия и финансово-административное сословие всадников

пошло теперь на службу принцепсу и превратилось в его чиновный аппарат, а

всякая оппозиция со стороны республиканских остатков, как

аристократических, так и демократических, подавлялась огнем и железом.

Так возникла Римская империя — принципат, который на первых порах

возглавил Октавиан Август, сумевший к 30 г. до н. э. побороть всех своих

противников, менее удачных военных вождей. В короткое время Август захватил

все главнейшие руководящие посты прежнего республиканского государства,

оставляя, таким образом, видимость республики, на самом же деле становясь

единоличным владыкой.

2. Писатели эпохи принципата. Весьма внушительным в римской литературе

периода ее классики было то официальное направление, в центре которого был

кружок Гая Цильния Мецената, куда входили Варий Руф, Вергилий и другие

поэты. Самым крупным поэтом здесь был Вергилий, завоевавший своими

произведениями мировую известность. Среди тех, кто старался забыть свое

республиканское прошлое, были талантливейшие восхвалители нового режима.

Здесь «блестит» имя знаменитого Горация, который, впрочем, тоже входил в

кружок Мецената, но отличался добродушным свободомыслием, безопасным для

политики Августа.

Следует отметить другой литературный кружок — Корвина Массалы, куда

входили Овидий, Тибулл, Проперций и др. Овидию, как и Вергилию, тоже

предстояла мировая слава в веках.

Этот краткий список главнейших писателей эпохи Августа должен быть

дополнен еще двумя именами. Огромной славой пользовался историк Тит Ливий,

тоже примыкавший к официальному направлению своим изложением героической

истории римского народа в том возвышенном духе, в котором хотел ее

реставрировать Август. Азиний Поллион, наоборот, примыкал к легальной

оппозиции и славился как оратор, драматург и историк.

3. Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии, в

деревне Анды, около Мантуи. Образование получил в Кремоне и в Риме. Однако

уже в 42 г. он вернулся домой, так как не был расположен к городской жизни,

а любил простую жизнь в глухой провинции. В 41—40 гг. его имение было

конфисковано цезарианцами.

Мировую славу доставило Вергилию его большое произведение —

героическая поэма «Энеида». В «Энеиде» Вергилий изображает прибытие Энея со

своими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этим

основания римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в

«Энеиде» полностью, так как основание Рима отнесено к будущему и о нем

даются только пророчества. Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят

следы неполной доработки (так, например, некоторые стихотворные строки

остались недоконченными). Имеется целый ряд противоречий и по содержанию.

Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее

сжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же была

издана после смерти ее автора.

4. Тибулл и Проперций.

Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н. э. был Тибулл. Он

родился в богатой семье всадника около 55 г. до н. э., а умер в 19 г., в

один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружок

Мецената, пропагандирующего идеологию нового режима, режима принципата.

Кружок Корвина Мессалы в противоположность кружку Мецената не преклонялся

перед цезаризмом и наоборот, даже выражал скрытую оппозицию ему.

До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов.

Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна элегия и одна

эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизни

вместе со своей возлюбленной Делией. Вторая книга элегий Тибулла была

написана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. В трех из

них поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называет

Немезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения, Немезиды. Он с

болью в сердце пишет о том, что его возлюбленная требует денег, одни стихи

ей не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь, — для него не

страшна стража у ворот дома возлюбленной, перед ним даже собака и та

молчит. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля,

даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею.

Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностью

любовных переживаний и связанных с ними страданий.

Тибулл, несомненно, талантливый римский лирик. Его элегии трогают

своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки

любовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизнь

простого человека.

Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и

изящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединение

гекзаметра с пентаметром.

Младший современник Тибулла Секст Проперций был выдающимся римским

лириком. Он родился около 50 г. до н. э., а умер около 15 г. Отец его был

богат, но часть земли потерял при отчуждении ее Августом в пользу

ветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, был другом Овидия.

Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены

любви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея,

было Гостия.

Проперций — певец страстной любви, и он видит цель жизни в любви,

поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит выше

победы Августа, только что одержанной им над парфянами:

Эта победа моя мне ценнее Парфянской победы,

Вот где трофей, где цари, где колесница моя.

Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное ему

общество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрых

нравов:

Ныне же храмы стоят разрушаясь, в покинутых рощах.

Все, благочестье презрев, только лишь золото чтут.

Золотом изгнана честь, продается за золото право.

Золоту служит закон, стыд о законе забыв.

В III книге поэт заявляет, что он освобождается от своей любви и

переходит в поэзии к иной тематике. В 11-й элегии этой книги Проперций

восхваляет Августа и его победу при Акциуме, где принцепсу удалось

окончательно сломить своего политического противника Антония.

Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиям

Проперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние,

простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как язык

элегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов.

Элегии Тибулла были, видимо, более популярны в Риме, чем элегии

Проперция, но стихи последнего тоже охотно читались, о чем свидетельствуют

выдержки из его элегий, начертанные на стенах в Помпее.

Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младший

и Квинтилиан.

Гёте в «Римских элегиях» обратился к элегиям Проперция и творчески

использовал их.

5. Публий Овидий Назон родился в 43г. до н. э. в городе Сульмоне

(приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходил из зажиточного

всаднического рода. Надежды отца сделать его государственным чиновником

очень рано потерпели крушение, так как молодой Овидий скоро убедился в

своей полной негодности для судейских и административных должностей,

которые он пытался занимать.

В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, что и

заставило его тоже с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейших

поэтов Рима — Тибулла, Проперция и даже Горация, несмотря на разницу с

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.