бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Форма и содержание в искусстве

Форма и содержание в искусстве

Оглавление

1. Искусство и действительность

2. Содержание в искусстве

1. Идеализм и материализм

2. Различные аспекты содержания

3. Тема – сфера содержания

4. Идея в содержании

3. Форма в искусстве

1. Внутренняя и внешняя форма

2. Художественный язык произведения искусства

3. Жанр – компонент художественной формы

4. Единство формы и содержания

Заключение.

Введение

Содержание и форма – философские категории , отражающие взаимосвязь

двух сторон природной и социальной реальности : определённым образом

упорядоченной совокупности элементов и процессов , образующих предметы или

явление , т.е. содержание , и способа существования и выражение этого

содержания , его различных модификаций , т.е. формы . Понятие Формы

употребляется также в значении внутренней организации Содержания , и в

этом значении проблематика Формы получает дальнейшее развитие в категории

структуры .

В истории философии , особенно идеалистической , Форма сводилась к

структуре , а Содержание отождествлялось с некой неупорядоченной

совокупностью элементов и свойств , что способствовало закреплению и

сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических

представлений о примате Формы над Содержанием .

Взаимоотношение Содержания и Формы – типичный случай взаимоотношения

диалектических противоположностей, характеризующихся как единством

Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними.

(Философский словарь.М.Политиздат,1991).

Какую бы сферу художественной культуры мы не рассматривали-

определённый исторический период в её развитии, направлении, течении,

творческую индивидуальность, наконец, произведение искусства- всякий раз

встаёт проблема анализа её в аспекте содержания и формы .Такие важные

звенья художественного процесса, как творчество и эстетическое восприятие,

также выступают в плане становления, дифференциации, синтезирования и

формы.

Вся история искусства свидетельствует о том, что художественная

ценность и сила воздействия произведений искусства во многом зависят от

выразительности художественной формы и от её соответствия содержанию

произведения. Это обусловлено тем, что в художественном отображении

действительности решающая роль принадлежит художественной форме, а

определяющая – содержанию произведения.

Тема “форма и содержание” мне показалось наиболее инересной в связи с

темой моей диссертации: Я рассматриваю понятие завершенности в

изобразительном искусстве. А завершенность, как известно возникает из чего-

либо, на основе чего-либо. В данном случае форма, переходящая в содержание,

и наоборот является тем, что позволяет нам говорить о завершении,

созавершении произведения. Я думаю, что чисто искусствоведческие категории

недостаточно выражают проблему. Поэтому рассмотреть проблему формы и

содержания с философской точки зрения мне показалось актуальным.

Искусство и действительность

“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,

неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти

магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться

красота.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.34/

художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в

определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает

потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности,

типичной для духовности . Произведение искусства действительно является

символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые

совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме.

Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не

реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность,

свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её

гармоничности .

“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной

конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати,

является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие

идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”

/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/

Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает

искусство на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить

значением собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта

оказывает воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её

внутреннее строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из

обновления содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения

усиление самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во

взглядах на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и

деревней, повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к

появлению в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об

интерьерах, пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в

свою очередь вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные

проблеме, связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых

зависело и появление новых ценностей в живописи .

Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является

ценность или, скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства-

к чистой эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь

при поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение

искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к

гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и

жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические

ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной

роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом,

художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей,

определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные

ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства.

Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство

и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и

характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную

“публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как

отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой

частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.

“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и

отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и

образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации

на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и

выразительности.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.186/

Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека.

Эта реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех

канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом

случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным

построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности

предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков

случай с декоративным искусством.

“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным,

должно выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в

самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты-

спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность,

определяющую все её аспекты.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.189/

Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность

гения. Но гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в

связи с определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не

допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному

развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что

обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно

свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных

мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей.

Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой

увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в

многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.

СОДЕРЖАНИЕ В ИСКУССТВЕ.

Идеализм и материализм

Эстетические теории объективного идеализма утверждают, что

содержанием искусства является абсолютная идея, мировой дух, мировая воля,

иначе - божественная сущность мира . Искусство выступает в учениях

объективно-идеалистической эстетики в качестве средства познания этой

духовной сущности мира. Эстетические теории субъективного идеализма

утверждают, что содержанием искусства является абсолютно субъективная,

произвольная, произвольная, ничем не обусловленная деятельность

индивидуального субъекта. Содержание искусства субъективные идеалисты

сводят к эманации внутреннего “Я” художника, к выражению оторванной от

реального мира индивидуальной души, психики.

В противоположность идеалистической эстетике ,

материалистическая эстетика утверждает , что искусство черпает своё

содержание не из божественной идеи , не из произвола субъекта , а из

реальной действительности , из отношений ,противоречий и существенных

текущей развитие общественной жизни .

Так , «Теория подражания» действительности в искусстве зародившаяся

ещё в античном мире и развитая гуманистами возрождения , и просветителями

18 века , считало содержанием искусства жизнь , природу , «натуру» ,

изображаемую в нем . Сторонники материалистически понимаемой теории

«Подражания» на различных этапах её исторического развития – Аристотель ,

Леонардо да Винчи , Д.Дидро , Г.Лесслич .

Возникает проблема : проблема соотношения между физической

реальностью и обьективностью искусства . В природе – развитие , бесконечный

процесс , отличающийся многообразием форм , то в действительности искусства

, они закрепляются в чистой и неподвижной форме , выступающей в виде

завершенности или вечности . Действительность искусства есть нечто меньшее

и в тоже время большее ,чем действительность природы , и всё же она тесно

связана с последней . Это наглядно проявляется в пластических и

изобразительных искусствах где произведения навеяны или показано природной

действительностью . В этом контексте искусство сталкивается с противоречием

. Будучи обусловлено своей формой оно предстаёт либо как идеальная истина ,

либо как простая моделирующая сила , либо как казенно творческая

деятельность .

В кратком очерке 1789 г. “Простое подражание природе, манера, стиль”,

Чете различает три ступени отношения между произведением искусства и

действительностью природы . Художественное произведение может быть простым

подражанием природе , и его ценность состоит в способности умело

воспроизвести природный объект . Фламандский натюрморт является наиболее

характерным примером подобного способа изображения . Способа низшей ступени

, ибо искусство выступает здесь лишь как средство воспроизводства природы,

изображённого с такой искусностью и старательностью, что она как бы

поднемает собой само произведение искусства.

Более высокой ступенью, является манера, под которой подразумевается

свободное , сообразное с темпераментом художника восприятие природной

действительности .

Превращаясь в индивидуальную технику , такое восприятие

устанавливается в качестве типичной манеры художника . Иными словами манера

– это характерное в исскустве , которое одьективно закрепилось в

индивидуальном или коллективном (школа) видении окружающей

действительности. Только в том случае, когда художник в своем личном

восприятии действительности освобождает последнюю от её абстрактной внешней

формы и от значений , налагаемых её особыми отношениями , и выявлении её

более глубокую суть в идеально – обьективной структуре , где дух и природа

узнают друг друга , действительно происходит достижение наивысшей ступени

искусства , т.е. стиля.

Природа создаёт живое безразличное существо . Художник , напротив ,

мертвое, но значимое , природа творит нечто действительное , а художник –

мнимое . Природная действительность живёт , и её жизнь это не просто

расцвет определённой идеи , а скорее борьба последней против воздействия

случайных обстоятельств. Искусство по ту сторону жизни , в нем выражается

чистая идеальная форма , выступающая в качестве необходимости ,

удовлетворяемой самой в себе и выступающейнепосредственно как прекрасное.

Гегель ставит проблему искусства . Его теория абсолютного духа

состоит из трех моментов: Искусства , Религии , и Философии .

Понятие красоты у него не в качестве абстрактной ценности , формально

определяющей отдельные красивые предметы , а как принцип , обуславливающий

структуру эстетической сферы , и её внутреннюю напряжённость , её проблемы

, её движения . Прекрасное- это чувственное проявление идеи , идеи не как

всеобщей абстракции , а как всеобщего , заключающего и развивающего в себе

особенное – само абсолютное единство ( являющееся бесконечным процессом , в

котором действительное и разумное приспосабливаются друг к другу ) ,

поскольку оно выражается в конечной форме чувственного. Это есть проявление

в чувственной завершенности абсолютного принципа единства и существования

действительного . Красота самостоятельно реализуется в сфере искусства ,

которая является царством идеального , так как под «Идеальным»

подразумевается нераскрывающаяся идея , а само её проявление во всей своей

чистоте .

Это чувственная форма , освобожденная от игры необходимости и

случайности , которой подвластен природный опыт , и уравновешенная

сообразно с внутренней закономерностью индивидуального существования .

Искусство есть по этому неподражание природной действительности , а

создание идеального мира , уходящего своими корнями в чувственное , в

котором чувственные формы свободны от своей относительности и конечности и

становятся актуальностью идеи, которая вдыхает в них душу и наделяет их

абсолютной духовной индивидуальностью . Из этого понятия идеального Гегель

выводит как структурные элементы произведения искусства самого по себе и

его различных отношениях , индивидуальных и общественных значениях , так и

характер творческой субьективности художника .

В классическом искусстве форма и содержание соответствуют друг другу

: они представляют собой проявления интуитивной человечности и ее чистой

идеальности в качестве духа , когда индивидуальность обеспечивается целым и

наоборот .

Это абсолютное искусство.

Абсолютное искусство проходит три стадии :

1 . Абстрактное произведение

2. Живое произведение

3. Духовное .

1. Искусство есть выражение абсолютного , идеального , нравственного

равновесия в том виде , как оно идеально пережито субьектом .

1. Парвая форма непосредственна , абстрактна и единична . Это

обьективное и материальное изображение божества . Художник

вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию .

Это не что иное , как индивидуалистическая определенность , не

имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как

деятельность вообще , выходящая за рамки самого произведения .

2. Вторая абстрактная художественная форма – есть выражение

самосознания , сопровождающее изваяния божества и придающее ему

ценность .

3. Третья форма , обьединяющая и организующая в себе две первых –

есть культ .

2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества

. Мистерия и праздненство : присутствие божества проявляется как

вакханалия , с другой стороны как обожествление человека в его

красоте . Оба эти момента обретают единство в языке искусства .

«Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в

форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении,

таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь

исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в

уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со

статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости , а «внутреннее»,

деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе

стороны слились воедино, в результате – художественная религия это

единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин

самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно

знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено

это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность»

/Гегель. Сог. Т.4 стр.399/

Различные аспекты содержания

На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что

содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это

так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью,

нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт

окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта

заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание

принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются

действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют

творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу.

Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе

творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного

исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в

искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой

эстетическую и художественную ценность.

Требует определённого уточнения понятие объективного и

субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом

отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других

людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это

с одной стороны.

С другой - зависимость содержания искусства от творческого

субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и

объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника

принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические

процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции,

художник их познаёт и объективизирует с помощью материально –

выразительных средств искусства. Созданное художественное

произведение становится фактом объективного эстетического

воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно

переживает своего творца, включается в культурно – исторический

процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая

личность как «источник» содержания искусства отражается в акте

субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе

объективного социально – исторического бытия произведения искусства.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к

действительности выражается ценность предмета или является для

индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности

общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной

их значительностью для целостной личности. В художественном

содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской,

социально – психологической позиции человека.

Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве

возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а

в тесном взаимодействии внутрихудожественных смыслов с теми

значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере

действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании

искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и

культурно – художественной традиции , обьекта воспроизведения ,

предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими

законами мира художественного произведения .

Тема – сфера содержания .

Остановимся на такой сфере содержания , как Тема . Круг явлений

действительности , изображенный в произведении искусства , принято

называть его темой . Но понятие темы не однозначно . Можно выделить

три группы значений , исторически оформившееся в эстетике и теории

искусства .

Первая из них восходит в теме обьектной . Взятое в этом смысле

понятие темы характеризует не компонент художественного содержания

как такового , а его реальные истоки , находящиеся в действительности

. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям

обьективного мира , выделенным общественным сознанием из потока

исторического развития , природных процессов или же к обьектам

воспроизведения , отобранным художником , но рассматриваемым

абстрактно – понятийно , вне конкретной художественной структуры

произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь

не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще

оснований квалифицировать её как художественную .

Вторая группа значений темы относится уже к определённому

содержательному единству самого произведения. Художественно –

конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству ,

находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной

из основных категорий , с помощью которых исследуется «Внутреннее»

содержание искусства , возникающее в результате отбора явлений

действительности , их эмоционально – эстетической оценки и воплощения

в определенной структуре с помощью материально – выразительных

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.