|
Театр и литература эпохи ренессансаТеатр и литература эпохи ренессансаСодержание | |стр. | |Введение |2 | | | | |Эпоха Возрождения Ренессанс |4 | | | | |Мишель Монтень |9 | | | | |Театр средневековья |11 | | | | |Гуманизм — ценностная основа культуры возрождения |13 | |Заключение |18 | | | | |Литература |21 | Введение ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника. Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций. Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел. И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке. |Эпоха Возрождения - Ренессанс. | | | |Считается, что начало эпохибыло в Италии и связано с Флоренцией XV века. | |Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие | |области этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,| |затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками | |мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, | |балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях | |человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не | |ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический | |характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не | |только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры| |- гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.| | | |Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало | |идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции | |на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую | |часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. | |Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - | |восстанавления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры| |инквизиции. | |1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской | |компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец эпохи | |- эпохи перехода от старых времен к Новому времени. | | В экономике - это эпоха Великих географических открытий и | |первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний| |и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным | |войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и | |союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических | |абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво | |просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится| |культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью| |поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть | |итальянские гуманисты, еще самосовершенствующего индивида, гармонично | |существующего и в природе, и в человеческом обществе. | |Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от | |старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы | |более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной | |личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей, | |сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни | |с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным | |послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но | |оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло | |не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили | |другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, | |необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться | |на себя, а не | |на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи | |заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами| |в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, | |реализоваться. | |Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за | |себя.Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми | |целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые | |столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей | |городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, | |а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и "светские привычки"| |пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, | |турецкое владычество, ставшее для Европы | |реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи.| | Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными | |христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они | |соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское | |средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне | |временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами| |и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь | |стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты | |вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской | |повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков.| |Европа впервые ощутила живую связь времен. | |К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые | |слова: "Распалась связь времен...". | |И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в | |культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, | |начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие | |предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой | |культуры в ее истории. | |Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. | |Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав посвоему античного| |философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего,| |что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у | |Цицерона обозначает полноту и нераздельность. | |многообразной природы человека. | | Начиналось же все в особой культурной среде - группах | |гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового | |субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской | |интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая | |берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп| |был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и | |переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские | |дамы. | |Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей | |деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, | |Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико | |делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником | |герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, | |увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, | |славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру | |благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету. | |Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную | |одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и | |колоссальной трудоспособности. | |Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был | |найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно | |назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог | |сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан| |Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" -| |такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, | |подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и | |животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, | |но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его | |безграничных возможностях, задача же каждого человека | |реализовать себя. | |Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и характеров, однако | |не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в | |трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении | |этих "героев" мир и сам человек не выражали собой | |универсальность Божественного творения. Человек становился совокупностью | |разных "личин". | |Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом| |мире, где происходило утверждение автономности человеческого "Я". Сила | |часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" -| |формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием | |многих темных дел не только того времени. | Мишель Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы жизни: 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона". Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия и на то немногое, что дала ему философская литература современности. Пиррон называл скептиков "ищущими". "Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения ее и признания ее не воспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут". Идею бога Пиррон отвергал: "то, что бог существует, не является вполне очевидным". В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как продолжатель античного скептицизма Пиррона. Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира. Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни. Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опытах" Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой мудрости, которая заключается в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их: стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими, как боль, страдание и страх смерти. Выше всех человеческих качеств для писателя оказывается "добродетель", которая может быть лишь следствием постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты. Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со страстями, там нет "добродетели". Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли, активности направлена против подчинения судьбе, фатальной необходимости. Театр средневековья В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии «Как вам это понравится». Но его можно найти во всех крупных произведениях европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр «Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном смысле. Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живописи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей. Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих. Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла быть и другой — темной и пронзительной. Римский император Тит в трагедии Корнеля «Тит и Берени-ка» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти». ГУМАНИЗМ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно- европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га-лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром». Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века. Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат.humanus — человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность. Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо». Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело-века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверж-дает естественность земньпс радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XV—XVI вв. явление в культуре — Ренессанс — произвело своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно охватывало одну за другой все страны Европы . Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирского начала. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), писатель Дяс. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла (1407—1457) и Л. Алъберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Монтень "Избранное" М., 1988 2. "Опыты" Монтеня М., 1988 3. Н. Абалкин «Рассказы о Театре» Москва 1981год 4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 5. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп.—М.: Дрофа, 1999. — 512 с.: карт. 6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |